Доска объявлений

«Этногенез. История. Культура: III Юсуповские чтения»

Международная заочная научная конференция

«Этногенез. История. Культура: III Юсуповские чтения»

Уфа, 23 ноября 2018 г.

 

Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук проводит 23 ноября 2018 г. Международную заочную научную конференцию «Этногенез. История. Культура: III Юсуповские чтения».

Направления работы конференции:

  1. Вопросы антропологии, палеоантропологии и археологии. Проблемы исследований археологических культур от Восточной Европы до Южной Сибири, их роль и влияние на развитие степных культур с эпохи энеолита до Средневековья с использованием современных методов с участием естественных наук.
  2. Этническая история и этнография народов Евразии. Проблема этногенеза народов Урало-Поволжья и Западной Сибири, этническая история и этнография которых содержит в себе влияние культур Запада и Востока.
  3. Источниковедение и историография Башкортостана. Поиск и анализ источников о событиях и явлениях, происходивших в Урало-Поволжье в I и II тыс. н.э.
  4. Этнолингвистика и фольклор. Вопросы фольклора и этнолингвистики в культурах народов Евразии. Исследования духовной культуры народов Евразии даст возможность воссоздать те или иные аспекты этнической истории народов Восточной Европы, Сибири и Центральной Азии.

 

Срок приема заявок на участие в конференции и материалов для публикации: 31 октября 2018 г. В заявке указываются: фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание, место работы, занимаемая должность, название доклада, название секции, адрес, контактные телефоны и электронный адрес. Материалы для публикации принимаются по электронной почте. Формат присылаемых материалов: в электронном виде объемом до 12 тыс. знаков, Microsoft Office (doc, rtf); сноски постраничные, оформление по ГОСТу, нумерация сносок начинается на каждой странице; таблицы, графики имеют название и номер; иллюстрации (фотографии, карты, схемы) принимаются отдельными файлами jpg, tif; название доклада, резюме (до 50 слов) и ключевые слова (до 10 слов) на русском и английском языках, УДК. Направление заявки рассматриваются как согласие на размещение присланных материалов в сборнике на интернет-странице rihll.com. Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок для формирования программы и публикации докладов.

Заявки и материалы направлять по электронной почте с указанием темы сообщения ЮСУПОВ_2018 по адресу: yusupovskie_chteniya_2018@mail.ru, ethno-ufa@mail.ru.

Адрес Оргкомитета конференции: 450054, г. Уфа, Проспект Октября, 71. Институт истории, языка и литературы УФИЦ РАН.

Председатель Оргкомитета – врио председателя УФИЦ РАН д.э.н., д.д.а. Ахунов Рустем Ринатович;

Координатор конференции – ученый секретарь ИИЯЛ УФИЦ РАН к.и.н. Сальманов Азат Салаватович.

VII Съезд ВОГиС

Глубокоуважаемые коллеги!Имеем честь пригласить Вас к участию в Международном Конгрессе «VII Съезд Вавиловского общества генетиков и селекционеров, посвященный 100-летию кафедры генетики СПбГУ, и ассоциированные симпозиумы».

Конгресс пройдет 18-22 июня 2019 г. в Санкт-Петербурге на базе кампуса Санкт-Петербургского государственного университета «Михайловская дача» (Санкт-Петербургское ш., 109, Новый Петергоф).

В рамках Конгресса будут проведены пленарные заседания и 20 симпозиумов, сгруппированных по 5 ключевым направлениям, призванным осветить всю широту современных исследований в области генетики и селекции:

I. Матричный принцип и механизмы генетических процессов
II. Экологическая и эволюционная генетика
III. Теоретическая генетика, биоинформатика и системная биология
IV. Медицинская генетика
V. Биотехнология как основа селекции следующего поколения

Научная программа Конгресса включает выступления более 200 пленарных и симпозиальных докладчиков, включая профессоров Рида Викнера, Томаса Питеса, Роба Найта, Уильяма Мартина, Николая Колчанова, Стефана О»Брайена, Рауля Гайнетдинова, Николая Янковского, Юрия Чернова, Евгения Рогаева, Кристину Линдстром, Йохана Кумлена, Евгения Имянитова, Евгения Гинтера и многих других.

Регистрация на Конгресс и возможность подачи тезисов открыты на официальном сайте по адресу: http://vavilov.spbu.ru Ранняя регистрация, предполагающая возможность участия в отборе на предоставление устных докладов, открыта до 30 ноября 2018 г.; поздняя регистрация продлится с 01 декабря 2018 г. по 01 марта 2019 г.

К данному приглашению прилагаются афиша, которую можно разместить на доске объявлений для сотрудников и заинтересованных лиц, а также информационный буклет. Распространите, пожалуйста, эту информацию среди лабораторий или кафедр Вашей организации, распечатав её и разослав по электронной почте, если посчитаете возможным.

2_poster-fin_s

С уважением,
Организационный комитет VII Съезда ВОГиС

Ответственный по письму
Анастасия Минец
anastasia@inno-mir.com

Международная научная конференция «Проблемы изучения изменчивости в антропологии. Новое в многообразии традиционного»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН
ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН
КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. академика В.П. АЛЕКСЕЕВА
Международная научная конференция
«Проблемы изучения изменчивости в антропологии.
Новое в многообразии традиционного»

 

Зубов

А.А. Зубов (1934–2013)

 

I информационное письмо

Дорогие коллеги,

приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 85-летию со дня рождения выдающегося антрополога, д-ра ист. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Александра Александровича Зубова.

Цель конференции – представить научное наследие профессора А.А. Зубова, достижения сформированного им направления одонтологии, его научной школы, обсудить современное состояние и перспективы развития физической антропологии в отечественной и мировой науке, показать роль новых методов, новых теоретических разработок с учетом антропологического разнообразия и определяющих его факторов, роль антропологии в перспективе интеграции наук.

На конференции предполагается рассмотреть следующие проблемы, связанные с основными направлениями научной деятельности А.А. Зубова:

1. Эволюционная антропология: новые находки, методы и интерпретации рода Homo;
2. Одонтологические исследования в изучении популяций современного и ископаемого человека;
3. Роль антропологии в решении проблем этногенеза и этнической истории древних и современных народов;
4. «Памяти посвящается…»: российская антропология в лицах.

Также в рамках конференции планируется проведение круглого стола «Методология и методы одонтологических исследований. Традиции и инновации».

Предполагаемые сроки проведения конференции – май 2019 года.

Прием заявок осуществляется до 15 октября 2018 г. Заявка должна содержать название доклада, ФИО, учреждение, контакты.
В связи с предполагаемым участием в конкурсе на проведение конференций просим докладчиков прислать краткие тезисы (не более 1 стр., шрифт Times New Roman, 14) до 1 декабря 2018 г.

Заявки и тезисы посылать по адресу: zubov_conf@bk.ru

C уважением, ОРГКОМИТЕТ
Васильев Сергей Владимирович (д-р ист. наук, зав. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Халдеева Наталия Ивановна (д-р ист. наук, в.н.с. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Лейбова Наталья Александровна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Харламова Наталья Владимировна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Южакова Алёна Владимировна (ЦФА ИЭА РАН)

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только»

В издательстве Евразия вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655191/

Диалог издревле считался одной из главных форм обнаружения истины.
Искусство постановки вопроса и мастерство ответа на неудобные выпады, всегда считалось главным достоинством проповедников, софистов и философов.
Для науки же, строившей всю аргументацию исключительно вокруг экспериментальной практики, стереотипно пространство диалога казалось чуждым, а главным действующим лицом в науке представлялся герой одиночка, грызущий камень познания в тишине лаборатории или кабинета.
Предлагаемая Вашему вниманию книга не оставляет камня на камне от этого стереотипа. Наука — это, прежде всего, пространство диалога.
Здесь всегда есть место яростным спорам, страсти и даже политике.
Наука, прежде всего полемика, — с учителями и учениками, друзьями и недругами, с оппонентами и сторонниками.
Наука начинается с сомнения, расцветает там, где есть проблема, и никогда не дает окончательных ответов.
Это борьба гипотез за право стать теориями, это непрестанный конфликт и полемика. Такова реальная наука и такова судьба основного автора этой книги — Льва Самуиловича Клейна (всего участников диалогов — 36).
Таково итоговое изложение взглядов неординарного ученого и теоретика, человека, который не смотря на мировую известность и весьма почтенный возраст, постоянно открыт к диалогу.

 

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования»

В издательстве «Евразия» вышла книга проф. Л.С.Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655192/

Новая книга знаменитого санкт-петербургского ученого, археолога и теоретика археологии, Льва Самуиловича Клейна, посвящена понятию культуры, которое в рамках археологии является скорее рабочим понятием, редко подвергающимся рефлексии.
Тем не менее, теоретические интересы автора этой книги всегда были шире любых дисциплинарных рамок: помимо археологии известны его работы в области культурной антропологии, классической филологии, этногенеза, лингвистики и общей теории культуры.
Первая часть книги посвящена определению понятия «культура» и сопутствующей полемике в различных школах и отраслях гуманитарного знания.
Во второй части излагается коммуникационная теория эволюции культуры, которую автор считает своим наиболее интересным вкладом в антропологию. Л.С.Клейн обосновывает свою гипотезу, что передачу культуры от поколения к поколению можно описать как сеть коммуникации, но растянутую не в пространстве, а во времени.
В таком качестве на ретрансляцию культуры и передачу информации должны воздействовать те же факторы, что действуют в любой сети связи (радио, телефон и т. д.). Нормальное прохождение информации обеспечивается за счет необходимой повторяемости и достаточного количества каналов связи с допустимой пропускной способностью. Самое интересное к пониманию — это соответствие феноменов культуры физическим факторам матрицы передачи информации, способствующим или препятствующим прохождению сигналов.

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIII Конгресс антропологов и этнологов России
Казань,2–6 июля 2019 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ, Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН При поддержке Правительства Республики Татарстан

Проводят 2–6 июля 2019года в Казани

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

 Тема Конгресса — «Системы родства, связей и коммуникаций в истории человечества: антропологический аспект».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий,в том числе:

  • Мониторинг межэтнических отношений
  • Религии, межрелигиозные отношения и этноконфессиональные процессы в духовном пространстве России
  • Мигранты, диаспоры, этнические меньшинства
  • Физическая антропология
  • Этнологическое образование и просвещение

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 01сентября 2018 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2019@mail.ru. Обращаем ваше внимание: для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом Конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Просим сообщить информацию о Конгрессе Вашим коллегам

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна– Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России;тел. (495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2019@mail.ru

 

ЗАЯВКА
на организацию секции (круглого стола, симпозиума, пр.)

 

Ф.И.О.(полностью) 
Наименование учреждения* (научно-исследовательский институт, университет, пр.) 
Наименование подразделения (отдел, кафедра, пр.) 
Должность
Ученая степень, звание
Предполагаемая форма заседания в рамках конгресса
(секция, круглый стол, симпозиум, пр.)
Название секции
(круглого стола, симпозиума, пр.) 

 

 

 

 

Тематика работы секции
(круглого стола, симпозиума, пр.;  до 200 слов) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почтовый адрес (с индексом) 
Телефон моб., раб. (с кодом города)
E-mail

 

* Просим указывать полные, не сокращенные названия

 

VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

  • VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

Сроки и место проведения: 3-4 декабря 2018 г., Санкт-Петербург

Срок подачи заявок: до 30 сентября 2018 года

В рамках предстоящего форума предполагается обсудить широкий спектр вопросов, связанных с процессами социокультурной метисации населения Нового Света в прошлом и настоящем:

- Процессы формирования новых культур на основе взаимодействия местного, европейского и африканского компонентов;

- Расовая и этническая стратификация общества в колониальную эпоху;

- Социальная и пространственная мобильность;

- Социальный статус и его внешние проявления;

- Другие вопросы, имеющие отношение к основной теме симпозиума.

К участию в работе симпозиума приглашаются специалисты-антропологи, этнографы, археологи, историки, независимые исследователи. Рабочие языки: русский, английский, испанский. По итогам симпозиума планируется издание сборника статей участников.

Заявки на участие и резюме (не более 200 слов) направлять на электронный адрес оргкомитета: america-anthropology@mail.ru до 30 сентября 2018 г. по форме:

1). Ф.И.О.:

2). Ученая степень, место работы и должность:

3). Область научных интересов:

4). E-mail, телефон:

5). Название доклада (на рус. и англ. яз.):

6). Резюме (до 200 слов):

7). Summary (max 200 words):

8). Использование мультимедиа:

Контактная информация:

Кондакова Ольга Владимировна (МАЭ РАН)

Тел: 8(905)233-40-56

E-mail: sov@kunstkamera.ru

Объявлен прием в в магистратуру по специальности «Этническая история» в Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского университета

Уважаемые коллеги!

 

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета в сотрудничестве с Институтом археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан объявляет о наборе в 2018-2019 учебном году (обучение с сентября 2018 г.) в магистратуру по специальности «Этническая история». Мы ожидаем поступления в нашу магистратуру прежде всего студентов, получивших базовое образование по специальностям «история», «археология», «этнология и антропология», «сравнительно-историческое языкознание», однако по результатам собеседования могут быть приняты студенты, получившие образование в специалитете или бакалавриате и по другим гуманитарным направлениям: главным критерием отбора является наличие интереса к научной работе в области предыстории, древней и средневековой этнической истории. При этом, хотя основным направлением наших исследований является история Поволжья, Урала и Восточной Европы в целом, история тюркских и финно-угорских народов, магистрант вправе предложить тему, связанную с другими регионами Евразии, с историей народов индоевропейской, севернокавказской и др. языковых семей, расширение тематики и географии только приветствуется. Для поступления значимо наличие опубликованных научных работ по выбранному направлению, однако это условие не является обязательным.

В рамках подготовки в магистратуре читаются курсы методологии этноисторических исследований, основ археологии, сравнительно-исторического языкознания, ономастики, уралистики, тюркологии, истории народов Волго-Уральского региона. Занятия ведут квалифицированные специалисты, среди которых доктора наук, члены Российской Академии наук и Академии наук Республики Татарстан. В Институте международных отношений, истории и востоковедения имеется возможность слушать спецкурсы по широкому спектру гуманитарных дисциплин, изучать иностранные языки, в том числе – китайский, корейский, турецкий, арабский и др.

Обучение в магистратуре двухгодичное, итогом его должна стать выпускная квалификационная работа (диссертация). В случае успешной исследовательской работы возможно продолжение образования в аспирантуре Казанского Федерального университета или Института Археологии АН РТ. Магистрантом может быть как гражданин России, так и иностранец, обучение в магистратуре, если оно осуществляется впервые, бесплатное; если студент уже имеет одно магистерское образование возможно поступление в платную магистратуру с гибкой системой оплаты обучения. Студентам предоставляется благоустроенное общежитие, выплачивается стипендия. К(П)ФУ предоставляет все условия как для получения полноценного образования (библиотеки, музеи, архивы), так и для участия в общественной студенческой жизни. Казань является одним из старейших в России культурных и образовательных центров, динамично развивающимся современным городом с широкими возможностями для работы, профессионального роста и отдыха.

Дополнительную информацию и контакты для справок и предоставления документов см. на сайте Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ (https://kpfu.ru/imoiv), вопросы по поводу поступления можно присылать и мне по адресу vovia@udm.ru

 

Надеюсь на успешное сотрудничество.

 

Напольских Владимир Владимирович,

д. и. н., проф., член-корреспондент РАН

Письмо о магистратуре 2018

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Гальшта́тская культура

Гальшта́тская культура

Гальштáт, гальшта́тская культура — археологическая культура раннего железного века в Центральной Европе (Верхнее и Среднее Подунавье) и на Балканах (Нижнее Подунавье). Существовала почти полтысячи лет (с VIII по V века до нашей эры), но оказала огромное влияние на соседние культуры, что дало основание на именование всей этой эпохи во всей Европе гальштатом, гальштатским временем. За ней следует латенская культура и латенское время, а перед ней, на той же территории в позднем бронзовом веке были распространены курганная культура и позже культуры полей погребальных урн, из которых гальштатская и произошла. В Средиземноморье с гальштатом одновременен античный мир – это его стадия доминирования греков и этрусков. На Юге Восточной Европы и в Южной Сибири гальштату примерно соответствует скифское время.

Гальштатская культура названа так по Гальштатскому могильнику, расположенному в северо-западной Австрии в горной долине близ городка Гальштат (Hallstatt). В его окрестностях есть большие залежи каменной соли, которые разрабатывались уже в начале железного века – сохранились глубокие древние шахты с законсервированными в микроклимате соляных копей орудиями, трупами и одеждой того времени. Торговле солью могильник обязан своим богатством. Могильник обнаружен в 1846 году австрийским горняком И. Г. Рамзауэром, который 20 лет раскапывал его, потом копали и другие – к концу XIX века было обнаружено около 2 тыс. погребений, часть из них кремирована.

Поскольку вскоре начали обнаруживать и другие археологические памятники со сходными чертами, шведский археолог Ганс О. Гильдебранд, друг и соратник Монтелиуса, стал употреблять термин  гальштатская группа, который в 1905 году австрийский археолог Мориц Гёрнес заменил термином гальштатская культура. В дальнейшем выявился ряд локальных вариантов, получивших постепенно ранг археологических культур, но все они входят в гальштатскую культурно-историческую общность.

 

ranniy-zheleznyiy-vek

Гальштатская культурно-историческая общность: а, б, в — восточная зона, г — западная зона, д — поселения, е — погребения; 1 — Нейхейзель, 2 — Камп-де-Шато, 3 — Гальштат, 4— Платеницы, 5 — Бычья Скала, 6 — Гемейнлебарн, 7 — Штретвег, 8 — Санта-Лючия, 9 — Вач, 10 — Эденбург, 11 — Глазинац, 12 — Донья Долина, 13 — Гейнебург, 14— Гохмихеле

 

Хронология. Но еще в 1902 г. мюнхенский археолог Пауль Рейнеке ввел понятие гальштатское время, гальштатская эпоха, распространив это понятие почти на всю Европу. Он разделил гальштатскую эпоху на четыре периода: гальштат А, В, С, D. Однако вскоре стало ясно, что гальштат в его понимании охватывает две археологические эпохи — поздний бронзовый век и ранний железный. Это представилось археологам неудобным. Поэтому французские археологи (Ж. Дешелетт и его последователи) незадолго до Первой мировой войны (на ней Дешелетт погиб) ограничили гальштатскую эпоху ранним железным веком. Первые два периода гальштата Рейнеке — гальштат А (1200—1100 гг. до н. э.) и гальштат В (1100—800 гг. до н. э.) — они отнесли к позднему бронзовому веку (так ныне и принято), а оставшийся гальштат разделили на ранний, средний и поздний. Гальштат С по Рейнеке стал ранним гальштатом, гальштат D1 и D2 — средним, D3 — поздним. Но употребительны именно буквенные обозначения Рейнеке. Примерно с 480 г. до н. э. начинается уже латенское время. Впрочем, в одних регионах уже к середине V века обозначился переход к латенской культуре, в других – лишь к началу IV в. до н. э.

География и этногеография. Поскольку первая половина первого тысячелетия до н. э. в Европе уже освещена, хоть и смутно, античными письменными источниками – греческими и немного латинскими, культуры этого времени уже как-то сопоставляются с народами, о которых знали античные авторы. Гальштат, в общем, расположен в странах, где античные авторы размещали кельтов и иллирийцев. Те и другие – индоевропейцы. От кельтов ныне сохранились лишь ирландский (гэльский) язык, да уже редко употребительные (сохранившиеся кое-где) шотландский, валлийский (кимрский), корнский и мэнский языки на Британских островах, и бретонский язык атлантического побережья Франции, а еще в римское время вся Франция пользовалась кельтской речью (галлы). От иллирийцев остался то ли албанский язык, то его несохранившийся субстрат и несколько надписей на камнях.

 

0273937182

Как уже сказано, гальштатская культура из района севернее Альп распространялась в разные стороны и сильно влияла на соседние культуры. Это связывают с некогда широким распространением кельтов по Европе, – на западе до Британских островов, а на востоке до Украины и Малой Азии, о чем сообщают письменные источники (они знают в этих местах кельтские народности гельветов, белгов, бойев, сенонов, вольков и др.). Истоки кельтского распространения видят между Дунаем и Рейном: только тут есть кельтские названия гор и рек, тогда как, скажем во Франции кельтскими по происхождению являются только названия городов.

Но так как распространение культуры не всегда совпадает с распространением языка, очень нелегко сообразить, где гальштатскую культуру можно идентифицировать с кельтами, а где было лишь сильное кельтское влияние, а народ был другим, с другим языком. Кельтское влияние языковеды прослеживают и в германских языках. Культура гальштатская налицо на севере Балкан, хотя мы знаем, что там в античное время жили фракийцы, кельты туда явно заходили, но культура принадлежала, возможно, и фракийцам («фракийский гальштат»).

Выделяют две основные области распространения гальштатской культуры:

  • западную (Верхняя Австрия, южные районы Германии, северная Швейцария, восточная Франция) – эту область числят за кельтами;
  • восточную (Нижняя Австрия, Словения, северная Хорватия, почти вся Чехия и Словакия, Южная Польша) – эту область обычно отводят иллирийцам, хотя кельтские народности там тоже зафиксированы (в частности бойи, от которых название Богемия), а иллирийцы занимали еще и Сербию, Албанию, где гальштатская культура не представлена. Так что возможно, что эта часть гальштатской культуры просто отражает, кроме адаптации части кельтов к местной среде, кельтское влияние на некоторые иллирийские племена.

 

hallstatt_culture

Гальштатская культура по нижнему течению реки По в Италии оставлена также кельтами. В Венгрии и Западной Украине существовал местный вариант гальштата — гава-голиградская культура. Ее числят за фракийцами.  Зона гальштатского влияния охватывает Нижнее Подунавье, север Апеннинского и Пиренейского полуостровов (т. е. Италии и Испании). За пределами этой зоны, в Западной и Северной Европе, в эпоху гальштата еще продолжался некоторое время бронзовый век.

Способ погребения у каждого из локальных вариантов гальштатской культуры свой. Но западная область гальштата отличается большей однородностью – то есть там, где предполагается ядро кельтского народа. А окрестные народы, попадавшие под кельтское влияние, сохраняли прежние погребальные традиции. Кельты же иногда хоронили в повозках и «домике мёртвых» под курганом.

Могильники гальштата бескурганные и курганные. Бескурганные обычно рядом с городищами. К бескурганным принадлежит и эпонимный Гальштатский могильник. Он биритуальный: большая половина отведена под трупоположения, меньшая половина – под трупосожжения. В инвентаре трупоположений оружия нет. Трупосожжения обычно богаче и принадлежат чаще мужчинам. В них покойники лежат в больших овальных ямах вытянутыми на спине или на боку. Кремирование же обычно осуществлялось вне могильника, прах ссыпали на дно небольшой ямы или помещали в урну и ставили ее в яму. В могилах много импортных изделий из Греции и Италии.

 

mogila

Могила вождя, Австрия 530г до нашей эры.

 

Полихромные погребальные урны высотой до 1 м, грушевидные и биконические. Их роспись либо геометрическая либо сюжетная. Изображаются сцены похорон: четырехколесные повозки с погребальными урнами, запряженные парой лошадей, фигурки женщин, воинов, всадников, пахарей. На плечиках урн лепные фигурки женщин и всадников, а ручки урн иногда зооморфные.

i009-001-217226933

Ситула (из Гальштатского могильника).

galshtatskoye-iskusstvo

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ukrasheniya

Золотые украшения, Германия 7 век до н.э.

 

Курганные же могильники обычно из курганов средней величины, округлых или овальных. К концу гальштатской эпохи они могли быть и весьма крупными (до 8 – 13 м высотой, до 100 м. в диаметре), часто на возвышенных местах, иногда изолировано или на краю могильника. В таких крупных курганах погребения часто на повозках или колесницах, иногда в деревянных камерах. Это погребения знати. Именно захоронения гальштатской культуры свидетельствуют о значительном социальном расслоении и выделении племенной знати.

Так, самый крупный в Западной Европе – Магдаленинбергский курган. Второй по величине – курган VII — начала VI века Гохмиле у поселения Гейнебург. В центральной камере расположена повозка с останкам знатной женщины, в одной из боковых камер – парное погребение мужчины с диадемой и колчаном и женщины. Курган конца VI в. до н. э. в Виксе (Франция) содержал деревянную камеру с четырехколесной повозкой, а в ней покоилась женщина 35 лет в золотой диадеме с фигурками Пегасов и множеством импортных греческих вещей, в их числе огромный бронзовый кратер греческой работы объемом в 1200 литров.

 

cratere_de_vix_0016

Кратер из Викса.

 

В Чехии в преддверии пещеры длинною в 12 – 14 км обнаружено богатейшее погребение гальшатского вождя или князя. Главный покойник был сожжен, его прах был окружен  40 скелетами мужчин, женщин и детей, расчленённых в ходе жертвоприношений. В захоронении обнаружены также остатки колесницы, железное оружие, золотые и медные украшения, металлический котел с человеческим черепом, алтарь с человеческим черепом и проч. Кроме того, в пещере был найден глиняный таз с обугленным зерном, а в нём — медная статуэтка быка. А местность, где расположена пещера, до сих пор называется Бычья скала!

Поселение гальштатской культуры — это обычно небольшой поселок с правильной планировкой улиц, укреплён незначительно – земляным валом. Он состоит из деревянных столбовых домов с соломенной крышей, однокомнатных, с глиняным полом, иногда полуземлянок. Стены деревянные или плетеные, обмазанные глиной. Встречаются и поселения из построек на сваях – свайные поселения. Там жилища двухкомнатные, в сенях глиняный очаг, а в основном помещении – глинобитная печь.

Но есть и хорошо укрепленные городища покрупнее, со рвом и валом, а вал укреплен бревнами и камнями. В конце гальштатской эпохи появляются и крепостные стены из столбов, соединенных балками, из земли с каменным панцирем снаружи.

В культуре много соляных копей, медных рудников и железоплавильных мастерских и кузен. Богатство культуры основано на них – это была, прежде всего, культура рудокопов и мастеровых.

Характерные артефакты создают облик культуры:

  • антенные мечи — длинные бронзовые и железные мечи с рукоятью в виде колокола или в виде дуги, повёрнутой вверх (т. н. антенна), кинжалы, топоры, ножи, железные и медные наконечники копий,
  • бронзовые шлемы с широкими плоскими полями и с гребнями,
  • панцири из отдельных бронзовых пластинок, которые нашивались на кожу,
  • фибулы фигурные зооморфные с дужкой, у ранних ладьевидной или змеевидной, у поздних – в виде дуги, очков или литавр,
  • разнообразная бронзовая посуда, в частности ситулы — усечённо-конические вёдра,
  • ожерелья из непрозрачного стекла.

 

tumblr_n2nwj6vb971rgfuxjo1_500

Антенные мечи (из Гальштатского могильника)

8-kkk

 

 

 

 

 

 

 

 

 

med_gallery_3_372_60906

Кирасы и шлем.

 

 

keltischer_dolch_und_scheide_aus_hochdorf_36

Кинжал Гальштатского типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

hallstatt_culture_kainach_-_pot_lid

Крышка сосуда из Кайнаха.

kotel

Большой бронзовый котел, Австрия 530 г до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По находкам в копях и изображениям восстанавливается одежда гальштата. Женщины носили колоколовидные платья с геометрической вышивкой и длинные покрывала, мужчины — короткие плащи, рубаки-туники или же штаны, то узкие, то широкие. Головные уборы разные — шляпы, береты, колпаки.

 

hallstattpeople

Реконструкция одежды.

fibula

Железная фибула с подвесками, Германия 6 век до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономика и социальное устройство. Переход от бронзового века к железному был не мгновенным, происходил постепенно. На начальном этапе гальштатской культуры (900—700 гг.до н. э.) бронзовые и железные орудия сосуществовали, позже железо в орудиях стало основным.

В хозяйстве земледелие достигло стадии плужного. Плуг и соха – деревянные. Все виды злаков позднейшей Европы были уже известны, кроме овса. Для подсечного земледелия использовались кельты – втульчатые топоры для насадки на коленчатую рукоять. Животноводство было подсобным, но все известные для Европы виды домашнего скота уже имелись. Для транспортировки применялись телеги, но практиковалась и  верховая езда (гальштатские псалии имели вид бронзовых стержней с тремя отверстиями – для пропускания ремней от удил к оголовью).

Всё это вместе с развитием металлургии и торговли создавало базу для имущественного расслоения и разложения рода, для обогащения  родовой элиты. Она стала задавать тон в идеологии и искусстве. О разных категориях покойников (знать, рядовые общинники, жрецы-друиды) говорит и наличие разных погребальных традиций.

 

rasoir_acy-romanceoriginal

 

 

 

 

 

 

 

 

Торговля изделиями гальштатских мастеров (бронзовые удила и упряжь, орнаментированные подвески, первые предметы из железа) шла по старому янтарному пути на север. Клады побережья Южной Балтики содержат такое же оружие, конскую упряжь и украшения, как и в центре Европы. С севера на юг шли украшения из янтаря.

В то же время сами кельты получали много импортом из античного мира – от этрусков и греков, а формирование гальштатской культуры происходило под большим влиянием культур Италии – культуры Виллановы и этрусской.

Культы гальштата засвидетельствованы изображениями и погребальными памятниками. О солярном культе говорит массовое использование концентрических кругов в орнаментах. О божестве плодородия – изображение в центре модели колесницы из Штретвега нагой женщины вдвое выше окружающих, которые приносят ей в жертву животных.

 

povozka

Повозка, предмет культа, бронза, Австрия 7 век до н.э.

 

 

Искусство гальштата было в массе прикладным и орнаментальным, тяготело к богатой росписи, к созданию впечатления роскоши. Украшения делались из бронзы, золота, стекла и кости. Это фибулы с фигурками зверей, шейные гривны, бронзовые поясные бляхи с выбитым узором.

 

pic22

 

foto-118

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Керамика лепная, иногда на гончарном круге. Она жёлтая или красная, с черной поверхностью (благодаря использованию графита),  с резным или штампованным геометрическим орнаментом, иногда с многоцветной росписью. Сосуды с раздутым посредине туловом и узким горлышком, небольшим плоским донцем.

 

ranniy-zheleznyiy-vek-6hallstatt_flagon

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изобразительное искусство также имеется. Это надгробные стелы, а также фигуры из глины и бронзы, закрепленные на сосудах или составляющие отдельную композицию.  На глиняных сосудах, на поясах и ситулах это гравированные или тиснённые фризы. Изображены пиры, праздники, воины и хлеборобы, музыканты с флейтами, кулачные бои, сцены войны и охоты, шествия животных, религиозные ритуалы. Отдельные скульптуры не менее известны: каменная статуя бойца из Хиршенландена, бронзовая колесница из Штретвега со сценой жертвоприношения, статуэтки помельче с изображением людей или животных.

Палеогенетика. У покойника из Миттеркирхена (Верхняя Австрия, ок. 700 г. до н. э. ) обнаружена  предположительно Y-хромосомная гаплогруппа G2a. В настоящее время гаплогруппа G2 наиболее распространенная на Западном Кавказе. Но в неолите G2a была характерна для населения Малой Азии и в неолите появилась в Подунавье в результате неолитизации, с пришлым неолитическим населением. Так что в  гальштатской культуре она представляет собой местный компонент.

ЛСК

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015