Генофонд.рф /
Словарик /
Гальшта́тская культура
Гальшта́тская культура
Гальштáт, гальшта́тская культура — археологическая культура раннего железного века в Центральной Европе (Верхнее и Среднее Подунавье) и на Балканах (Нижнее Подунавье). Существовала почти полтысячи лет (с VIII по V века до нашей эры), но оказала огромное влияние на соседние культуры, что дало основание на именование всей этой эпохи во всей Европе гальштатом, гальштатским временем. За ней следует латенская культура и латенское время, а перед ней, на той же территории в позднем бронзовом веке были распространены курганная культура и позже культуры полей погребальных урн, из которых гальштатская и произошла. В Средиземноморье с гальштатом одновременен античный мир – это его стадия доминирования греков и этрусков. На Юге Восточной Европы и в Южной Сибири гальштату примерно соответствует скифское время.
Гальштатская культура названа так по Гальштатскому могильнику, расположенному в северо-западной Австрии в горной долине близ городка Гальштат (Hallstatt). В его окрестностях есть большие залежи каменной соли, которые разрабатывались уже в начале железного века – сохранились глубокие древние шахты с законсервированными в микроклимате соляных копей орудиями, трупами и одеждой того времени. Торговле солью могильник обязан своим богатством. Могильник обнаружен в 1846 году австрийским горняком И. Г. Рамзауэром, который 20 лет раскапывал его, потом копали и другие – к концу XIX века было обнаружено около 2 тыс. погребений, часть из них кремирована.
Поскольку вскоре начали обнаруживать и другие археологические памятники со сходными чертами, шведский археолог Ганс О. Гильдебранд, друг и соратник Монтелиуса, стал употреблять термин гальштатская группа, который в 1905 году австрийский археолог Мориц Гёрнес заменил термином гальштатская культура. В дальнейшем выявился ряд локальных вариантов, получивших постепенно ранг археологических культур, но все они входят в гальштатскую культурно-историческую общность.
Гальштатская культурно-историческая общность: а, б, в — восточная зона, г — западная зона, д — поселения, е — погребения; 1 — Нейхейзель, 2 — Камп-де-Шато, 3 — Гальштат, 4— Платеницы, 5 — Бычья Скала, 6 — Гемейнлебарн, 7 — Штретвег, 8 — Санта-Лючия, 9 — Вач, 10 — Эденбург, 11 — Глазинац, 12 — Донья Долина, 13 — Гейнебург, 14— Гохмихеле
Хронология. Но еще в 1902 г. мюнхенский археолог Пауль Рейнеке ввел понятие гальштатское время, гальштатская эпоха, распространив это понятие почти на всю Европу. Он разделил гальштатскую эпоху на четыре периода: гальштат А, В, С, D. Однако вскоре стало ясно, что гальштат в его понимании охватывает две археологические эпохи — поздний бронзовый век и ранний железный. Это представилось археологам неудобным. Поэтому французские археологи (Ж. Дешелетт и его последователи) незадолго до Первой мировой войны (на ней Дешелетт погиб) ограничили гальштатскую эпоху ранним железным веком. Первые два периода гальштата Рейнеке — гальштат А (1200—1100 гг. до н. э.) и гальштат В (1100—800 гг. до н. э.) — они отнесли к позднему бронзовому веку (так ныне и принято), а оставшийся гальштат разделили на ранний, средний и поздний. Гальштат С по Рейнеке стал ранним гальштатом, гальштат D1 и D2 — средним, D3 — поздним. Но употребительны именно буквенные обозначения Рейнеке. Примерно с 480 г. до н. э. начинается уже латенское время. Впрочем, в одних регионах уже к середине V века обозначился переход к латенской культуре, в других – лишь к началу IV в. до н. э.
География и этногеография. Поскольку первая половина первого тысячелетия до н. э. в Европе уже освещена, хоть и смутно, античными письменными источниками – греческими и немного латинскими, культуры этого времени уже как-то сопоставляются с народами, о которых знали античные авторы. Гальштат, в общем, расположен в странах, где античные авторы размещали кельтов и иллирийцев. Те и другие – индоевропейцы. От кельтов ныне сохранились лишь ирландский (гэльский) язык, да уже редко употребительные (сохранившиеся кое-где) шотландский, валлийский (кимрский), корнский и мэнский языки на Британских островах, и бретонский язык атлантического побережья Франции, а еще в римское время вся Франция пользовалась кельтской речью (галлы). От иллирийцев остался то ли албанский язык, то его несохранившийся субстрат и несколько надписей на камнях.
Как уже сказано, гальштатская культура из района севернее Альп распространялась в разные стороны и сильно влияла на соседние культуры. Это связывают с некогда широким распространением кельтов по Европе, – на западе до Британских островов, а на востоке до Украины и Малой Азии, о чем сообщают письменные источники (они знают в этих местах кельтские народности гельветов, белгов, бойев, сенонов, вольков и др.). Истоки кельтского распространения видят между Дунаем и Рейном: только тут есть кельтские названия гор и рек, тогда как, скажем во Франции кельтскими по происхождению являются только названия городов.
Но так как распространение культуры не всегда совпадает с распространением языка, очень нелегко сообразить, где гальштатскую культуру можно идентифицировать с кельтами, а где было лишь сильное кельтское влияние, а народ был другим, с другим языком. Кельтское влияние языковеды прослеживают и в германских языках. Культура гальштатская налицо на севере Балкан, хотя мы знаем, что там в античное время жили фракийцы, кельты туда явно заходили, но культура принадлежала, возможно, и фракийцам («фракийский гальштат»).
Выделяют две основные области распространения гальштатской культуры:
- западную (Верхняя Австрия, южные районы Германии, северная Швейцария, восточная Франция) – эту область числят за кельтами;
- восточную (Нижняя Австрия, Словения, северная Хорватия, почти вся Чехия и Словакия, Южная Польша) – эту область обычно отводят иллирийцам, хотя кельтские народности там тоже зафиксированы (в частности бойи, от которых название Богемия), а иллирийцы занимали еще и Сербию, Албанию, где гальштатская культура не представлена. Так что возможно, что эта часть гальштатской культуры просто отражает, кроме адаптации части кельтов к местной среде, кельтское влияние на некоторые иллирийские племена.
Гальштатская культура по нижнему течению реки По в Италии оставлена также кельтами. В Венгрии и Западной Украине существовал местный вариант гальштата — гава-голиградская культура. Ее числят за фракийцами. Зона гальштатского влияния охватывает Нижнее Подунавье, север Апеннинского и Пиренейского полуостровов (т. е. Италии и Испании). За пределами этой зоны, в Западной и Северной Европе, в эпоху гальштата еще продолжался некоторое время бронзовый век.
Способ погребения у каждого из локальных вариантов гальштатской культуры свой. Но западная область гальштата отличается большей однородностью – то есть там, где предполагается ядро кельтского народа. А окрестные народы, попадавшие под кельтское влияние, сохраняли прежние погребальные традиции. Кельты же иногда хоронили в повозках и «домике мёртвых» под курганом.
Могильники гальштата бескурганные и курганные. Бескурганные обычно рядом с городищами. К бескурганным принадлежит и эпонимный Гальштатский могильник. Он биритуальный: большая половина отведена под трупоположения, меньшая половина – под трупосожжения. В инвентаре трупоположений оружия нет. Трупосожжения обычно богаче и принадлежат чаще мужчинам. В них покойники лежат в больших овальных ямах вытянутыми на спине или на боку. Кремирование же обычно осуществлялось вне могильника, прах ссыпали на дно небольшой ямы или помещали в урну и ставили ее в яму. В могилах много импортных изделий из Греции и Италии.
Могила вождя, Австрия 530г до нашей эры.
Полихромные погребальные урны высотой до 1 м, грушевидные и биконические. Их роспись либо геометрическая либо сюжетная. Изображаются сцены похорон: четырехколесные повозки с погребальными урнами, запряженные парой лошадей, фигурки женщин, воинов, всадников, пахарей. На плечиках урн лепные фигурки женщин и всадников, а ручки урн иногда зооморфные.
Ситула (из Гальштатского могильника).
Золотые украшения, Германия 7 век до н.э.
Курганные же могильники обычно из курганов средней величины, округлых или овальных. К концу гальштатской эпохи они могли быть и весьма крупными (до 8 – 13 м высотой, до 100 м. в диаметре), часто на возвышенных местах, иногда изолировано или на краю могильника. В таких крупных курганах погребения часто на повозках или колесницах, иногда в деревянных камерах. Это погребения знати. Именно захоронения гальштатской культуры свидетельствуют о значительном социальном расслоении и выделении племенной знати.
Так, самый крупный в Западной Европе – Магдаленинбергский курган. Второй по величине – курган VII — начала VI века Гохмиле у поселения Гейнебург. В центральной камере расположена повозка с останкам знатной женщины, в одной из боковых камер – парное погребение мужчины с диадемой и колчаном и женщины. Курган конца VI в. до н. э. в Виксе (Франция) содержал деревянную камеру с четырехколесной повозкой, а в ней покоилась женщина 35 лет в золотой диадеме с фигурками Пегасов и множеством импортных греческих вещей, в их числе огромный бронзовый кратер греческой работы объемом в 1200 литров.
Кратер из Викса.
В Чехии в преддверии пещеры длинною в 12 – 14 км обнаружено богатейшее погребение гальшатского вождя или князя. Главный покойник был сожжен, его прах был окружен 40 скелетами мужчин, женщин и детей, расчленённых в ходе жертвоприношений. В захоронении обнаружены также остатки колесницы, железное оружие, золотые и медные украшения, металлический котел с человеческим черепом, алтарь с человеческим черепом и проч. Кроме того, в пещере был найден глиняный таз с обугленным зерном, а в нём — медная статуэтка быка. А местность, где расположена пещера, до сих пор называется Бычья скала!
Поселение гальштатской культуры — это обычно небольшой поселок с правильной планировкой улиц, укреплён незначительно – земляным валом. Он состоит из деревянных столбовых домов с соломенной крышей, однокомнатных, с глиняным полом, иногда полуземлянок. Стены деревянные или плетеные, обмазанные глиной. Встречаются и поселения из построек на сваях – свайные поселения. Там жилища двухкомнатные, в сенях глиняный очаг, а в основном помещении – глинобитная печь.
Но есть и хорошо укрепленные городища покрупнее, со рвом и валом, а вал укреплен бревнами и камнями. В конце гальштатской эпохи появляются и крепостные стены из столбов, соединенных балками, из земли с каменным панцирем снаружи.
В культуре много соляных копей, медных рудников и железоплавильных мастерских и кузен. Богатство культуры основано на них – это была, прежде всего, культура рудокопов и мастеровых.
Характерные артефакты создают облик культуры:
- антенные мечи — длинные бронзовые и железные мечи с рукоятью в виде колокола или в виде дуги, повёрнутой вверх (т. н. антенна), кинжалы, топоры, ножи, железные и медные наконечники копий,
- бронзовые шлемы с широкими плоскими полями и с гребнями,
- панцири из отдельных бронзовых пластинок, которые нашивались на кожу,
- фибулы фигурные зооморфные с дужкой, у ранних ладьевидной или змеевидной, у поздних – в виде дуги, очков или литавр,
- разнообразная бронзовая посуда, в частности ситулы — усечённо-конические вёдра,
- ожерелья из непрозрачного стекла.
Антенные мечи (из Гальштатского могильника)
Кирасы и шлем.
Кинжал Гальштатского типа.
Крышка сосуда из Кайнаха.
Большой бронзовый котел, Австрия 530 г до н.э.
По находкам в копях и изображениям восстанавливается одежда гальштата. Женщины носили колоколовидные платья с геометрической вышивкой и длинные покрывала, мужчины — короткие плащи, рубаки-туники или же штаны, то узкие, то широкие. Головные уборы разные — шляпы, береты, колпаки.
Реконструкция одежды.
Железная фибула с подвесками, Германия 6 век до н.э.
Экономика и социальное устройство. Переход от бронзового века к железному был не мгновенным, происходил постепенно. На начальном этапе гальштатской культуры (900—700 гг.до н. э.) бронзовые и железные орудия сосуществовали, позже железо в орудиях стало основным.
В хозяйстве земледелие достигло стадии плужного. Плуг и соха – деревянные. Все виды злаков позднейшей Европы были уже известны, кроме овса. Для подсечного земледелия использовались кельты – втульчатые топоры для насадки на коленчатую рукоять. Животноводство было подсобным, но все известные для Европы виды домашнего скота уже имелись. Для транспортировки применялись телеги, но практиковалась и верховая езда (гальштатские псалии имели вид бронзовых стержней с тремя отверстиями – для пропускания ремней от удил к оголовью).
Всё это вместе с развитием металлургии и торговли создавало базу для имущественного расслоения и разложения рода, для обогащения родовой элиты. Она стала задавать тон в идеологии и искусстве. О разных категориях покойников (знать, рядовые общинники, жрецы-друиды) говорит и наличие разных погребальных традиций.
Торговля изделиями гальштатских мастеров (бронзовые удила и упряжь, орнаментированные подвески, первые предметы из железа) шла по старому янтарному пути на север. Клады побережья Южной Балтики содержат такое же оружие, конскую упряжь и украшения, как и в центре Европы. С севера на юг шли украшения из янтаря.
В то же время сами кельты получали много импортом из античного мира – от этрусков и греков, а формирование гальштатской культуры происходило под большим влиянием культур Италии – культуры Виллановы и этрусской.
Культы гальштата засвидетельствованы изображениями и погребальными памятниками. О солярном культе говорит массовое использование концентрических кругов в орнаментах. О божестве плодородия – изображение в центре модели колесницы из Штретвега нагой женщины вдвое выше окружающих, которые приносят ей в жертву животных.
Повозка, предмет культа, бронза, Австрия 7 век до н.э.
Искусство гальштата было в массе прикладным и орнаментальным, тяготело к богатой росписи, к созданию впечатления роскоши. Украшения делались из бронзы, золота, стекла и кости. Это фибулы с фигурками зверей, шейные гривны, бронзовые поясные бляхи с выбитым узором.
Керамика лепная, иногда на гончарном круге. Она жёлтая или красная, с черной поверхностью (благодаря использованию графита), с резным или штампованным геометрическим орнаментом, иногда с многоцветной росписью. Сосуды с раздутым посредине туловом и узким горлышком, небольшим плоским донцем.
Изобразительное искусство также имеется. Это надгробные стелы, а также фигуры из глины и бронзы, закрепленные на сосудах или составляющие отдельную композицию. На глиняных сосудах, на поясах и ситулах это гравированные или тиснённые фризы. Изображены пиры, праздники, воины и хлеборобы, музыканты с флейтами, кулачные бои, сцены войны и охоты, шествия животных, религиозные ритуалы. Отдельные скульптуры не менее известны: каменная статуя бойца из Хиршенландена, бронзовая колесница из Штретвега со сценой жертвоприношения, статуэтки помельче с изображением людей или животных.
Палеогенетика. У покойника из Миттеркирхена (Верхняя Австрия, ок. 700 г. до н. э. ) обнаружена предположительно Y-хромосомная гаплогруппа G2a. В настоящее время гаплогруппа G2 наиболее распространенная на Западном Кавказе. Но в неолите G2a была характерна для населения Малой Азии и в неолите появилась в Подунавье в результате неолитизации, с пришлым неолитическим населением. Так что в гальштатской культуре она представляет собой местный компонент.
ЛСК