Доска объявлений

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIII Конгресс антропологов и этнологов России
Казань,2–6 июля 2019 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ, Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН При поддержке Правительства Республики Татарстан

Проводят 2–6 июля 2019года в Казани

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

 Тема Конгресса — «Системы родства, связей и коммуникаций в истории человечества: антропологический аспект».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий,в том числе:

  • Мониторинг межэтнических отношений
  • Религии, межрелигиозные отношения и этноконфессиональные процессы в духовном пространстве России
  • Мигранты, диаспоры, этнические меньшинства
  • Физическая антропология
  • Этнологическое образование и просвещение

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 01сентября 2018 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2019@mail.ru. Обращаем ваше внимание: для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом Конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Просим сообщить информацию о Конгрессе Вашим коллегам

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна– Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России;тел. (495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2019@mail.ru

 

ЗАЯВКА
на организацию секции (круглого стола, симпозиума, пр.)

 

Ф.И.О.(полностью) 
Наименование учреждения* (научно-исследовательский институт, университет, пр.) 
Наименование подразделения (отдел, кафедра, пр.) 
Должность
Ученая степень, звание
Предполагаемая форма заседания в рамках конгресса
(секция, круглый стол, симпозиум, пр.)
Название секции
(круглого стола, симпозиума, пр.) 

 

 

 

 

Тематика работы секции
(круглого стола, симпозиума, пр.;  до 200 слов) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почтовый адрес (с индексом) 
Телефон моб., раб. (с кодом города)
E-mail

 

* Просим указывать полные, не сокращенные названия

 

VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

  • VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

Сроки и место проведения: 3-4 декабря 2018 г., Санкт-Петербург

Срок подачи заявок: до 30 сентября 2018 года

В рамках предстоящего форума предполагается обсудить широкий спектр вопросов, связанных с процессами социокультурной метисации населения Нового Света в прошлом и настоящем:

- Процессы формирования новых культур на основе взаимодействия местного, европейского и африканского компонентов;

- Расовая и этническая стратификация общества в колониальную эпоху;

- Социальная и пространственная мобильность;

- Социальный статус и его внешние проявления;

- Другие вопросы, имеющие отношение к основной теме симпозиума.

К участию в работе симпозиума приглашаются специалисты-антропологи, этнографы, археологи, историки, независимые исследователи. Рабочие языки: русский, английский, испанский. По итогам симпозиума планируется издание сборника статей участников.

Заявки на участие и резюме (не более 200 слов) направлять на электронный адрес оргкомитета: america-anthropology@mail.ru до 30 сентября 2018 г. по форме:

1). Ф.И.О.:

2). Ученая степень, место работы и должность:

3). Область научных интересов:

4). E-mail, телефон:

5). Название доклада (на рус. и англ. яз.):

6). Резюме (до 200 слов):

7). Summary (max 200 words):

8). Использование мультимедиа:

Контактная информация:

Кондакова Ольга Владимировна (МАЭ РАН)

Тел: 8(905)233-40-56

E-mail: sov@kunstkamera.ru

Объявлен прием в в магистратуру по специальности «Этническая история» в Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского университета

Уважаемые коллеги!

 

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета в сотрудничестве с Институтом археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан объявляет о наборе в 2018-2019 учебном году (обучение с сентября 2018 г.) в магистратуру по специальности «Этническая история». Мы ожидаем поступления в нашу магистратуру прежде всего студентов, получивших базовое образование по специальностям «история», «археология», «этнология и антропология», «сравнительно-историческое языкознание», однако по результатам собеседования могут быть приняты студенты, получившие образование в специалитете или бакалавриате и по другим гуманитарным направлениям: главным критерием отбора является наличие интереса к научной работе в области предыстории, древней и средневековой этнической истории. При этом, хотя основным направлением наших исследований является история Поволжья, Урала и Восточной Европы в целом, история тюркских и финно-угорских народов, магистрант вправе предложить тему, связанную с другими регионами Евразии, с историей народов индоевропейской, севернокавказской и др. языковых семей, расширение тематики и географии только приветствуется. Для поступления значимо наличие опубликованных научных работ по выбранному направлению, однако это условие не является обязательным.

В рамках подготовки в магистратуре читаются курсы методологии этноисторических исследований, основ археологии, сравнительно-исторического языкознания, ономастики, уралистики, тюркологии, истории народов Волго-Уральского региона. Занятия ведут квалифицированные специалисты, среди которых доктора наук, члены Российской Академии наук и Академии наук Республики Татарстан. В Институте международных отношений, истории и востоковедения имеется возможность слушать спецкурсы по широкому спектру гуманитарных дисциплин, изучать иностранные языки, в том числе – китайский, корейский, турецкий, арабский и др.

Обучение в магистратуре двухгодичное, итогом его должна стать выпускная квалификационная работа (диссертация). В случае успешной исследовательской работы возможно продолжение образования в аспирантуре Казанского Федерального университета или Института Археологии АН РТ. Магистрантом может быть как гражданин России, так и иностранец, обучение в магистратуре, если оно осуществляется впервые, бесплатное; если студент уже имеет одно магистерское образование возможно поступление в платную магистратуру с гибкой системой оплаты обучения. Студентам предоставляется благоустроенное общежитие, выплачивается стипендия. К(П)ФУ предоставляет все условия как для получения полноценного образования (библиотеки, музеи, архивы), так и для участия в общественной студенческой жизни. Казань является одним из старейших в России культурных и образовательных центров, динамично развивающимся современным городом с широкими возможностями для работы, профессионального роста и отдыха.

Дополнительную информацию и контакты для справок и предоставления документов см. на сайте Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ (https://kpfu.ru/imoiv), вопросы по поводу поступления можно присылать и мне по адресу vovia@udm.ru

 

Надеюсь на успешное сотрудничество.

 

Напольских Владимир Владимирович,

д. и. н., проф., член-корреспондент РАН

Письмо о магистратуре 2018

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Гальшта́тская культура

Гальшта́тская культура

Гальштáт, гальшта́тская культура — археологическая культура раннего железного века в Центральной Европе (Верхнее и Среднее Подунавье) и на Балканах (Нижнее Подунавье). Существовала почти полтысячи лет (с VIII по V века до нашей эры), но оказала огромное влияние на соседние культуры, что дало основание на именование всей этой эпохи во всей Европе гальштатом, гальштатским временем. За ней следует латенская культура и латенское время, а перед ней, на той же территории в позднем бронзовом веке были распространены курганная культура и позже культуры полей погребальных урн, из которых гальштатская и произошла. В Средиземноморье с гальштатом одновременен античный мир – это его стадия доминирования греков и этрусков. На Юге Восточной Европы и в Южной Сибири гальштату примерно соответствует скифское время.

Гальштатская культура названа так по Гальштатскому могильнику, расположенному в северо-западной Австрии в горной долине близ городка Гальштат (Hallstatt). В его окрестностях есть большие залежи каменной соли, которые разрабатывались уже в начале железного века – сохранились глубокие древние шахты с законсервированными в микроклимате соляных копей орудиями, трупами и одеждой того времени. Торговле солью могильник обязан своим богатством. Могильник обнаружен в 1846 году австрийским горняком И. Г. Рамзауэром, который 20 лет раскапывал его, потом копали и другие – к концу XIX века было обнаружено около 2 тыс. погребений, часть из них кремирована.

Поскольку вскоре начали обнаруживать и другие археологические памятники со сходными чертами, шведский археолог Ганс О. Гильдебранд, друг и соратник Монтелиуса, стал употреблять термин  гальштатская группа, который в 1905 году австрийский археолог Мориц Гёрнес заменил термином гальштатская культура. В дальнейшем выявился ряд локальных вариантов, получивших постепенно ранг археологических культур, но все они входят в гальштатскую культурно-историческую общность.

 

ranniy-zheleznyiy-vek

Гальштатская культурно-историческая общность: а, б, в — восточная зона, г — западная зона, д — поселения, е — погребения; 1 — Нейхейзель, 2 — Камп-де-Шато, 3 — Гальштат, 4— Платеницы, 5 — Бычья Скала, 6 — Гемейнлебарн, 7 — Штретвег, 8 — Санта-Лючия, 9 — Вач, 10 — Эденбург, 11 — Глазинац, 12 — Донья Долина, 13 — Гейнебург, 14— Гохмихеле

 

Хронология. Но еще в 1902 г. мюнхенский археолог Пауль Рейнеке ввел понятие гальштатское время, гальштатская эпоха, распространив это понятие почти на всю Европу. Он разделил гальштатскую эпоху на четыре периода: гальштат А, В, С, D. Однако вскоре стало ясно, что гальштат в его понимании охватывает две археологические эпохи — поздний бронзовый век и ранний железный. Это представилось археологам неудобным. Поэтому французские археологи (Ж. Дешелетт и его последователи) незадолго до Первой мировой войны (на ней Дешелетт погиб) ограничили гальштатскую эпоху ранним железным веком. Первые два периода гальштата Рейнеке — гальштат А (1200—1100 гг. до н. э.) и гальштат В (1100—800 гг. до н. э.) — они отнесли к позднему бронзовому веку (так ныне и принято), а оставшийся гальштат разделили на ранний, средний и поздний. Гальштат С по Рейнеке стал ранним гальштатом, гальштат D1 и D2 — средним, D3 — поздним. Но употребительны именно буквенные обозначения Рейнеке. Примерно с 480 г. до н. э. начинается уже латенское время. Впрочем, в одних регионах уже к середине V века обозначился переход к латенской культуре, в других – лишь к началу IV в. до н. э.

География и этногеография. Поскольку первая половина первого тысячелетия до н. э. в Европе уже освещена, хоть и смутно, античными письменными источниками – греческими и немного латинскими, культуры этого времени уже как-то сопоставляются с народами, о которых знали античные авторы. Гальштат, в общем, расположен в странах, где античные авторы размещали кельтов и иллирийцев. Те и другие – индоевропейцы. От кельтов ныне сохранились лишь ирландский (гэльский) язык, да уже редко употребительные (сохранившиеся кое-где) шотландский, валлийский (кимрский), корнский и мэнский языки на Британских островах, и бретонский язык атлантического побережья Франции, а еще в римское время вся Франция пользовалась кельтской речью (галлы). От иллирийцев остался то ли албанский язык, то его несохранившийся субстрат и несколько надписей на камнях.

 

0273937182

Как уже сказано, гальштатская культура из района севернее Альп распространялась в разные стороны и сильно влияла на соседние культуры. Это связывают с некогда широким распространением кельтов по Европе, – на западе до Британских островов, а на востоке до Украины и Малой Азии, о чем сообщают письменные источники (они знают в этих местах кельтские народности гельветов, белгов, бойев, сенонов, вольков и др.). Истоки кельтского распространения видят между Дунаем и Рейном: только тут есть кельтские названия гор и рек, тогда как, скажем во Франции кельтскими по происхождению являются только названия городов.

Но так как распространение культуры не всегда совпадает с распространением языка, очень нелегко сообразить, где гальштатскую культуру можно идентифицировать с кельтами, а где было лишь сильное кельтское влияние, а народ был другим, с другим языком. Кельтское влияние языковеды прослеживают и в германских языках. Культура гальштатская налицо на севере Балкан, хотя мы знаем, что там в античное время жили фракийцы, кельты туда явно заходили, но культура принадлежала, возможно, и фракийцам («фракийский гальштат»).

Выделяют две основные области распространения гальштатской культуры:

  • западную (Верхняя Австрия, южные районы Германии, северная Швейцария, восточная Франция) – эту область числят за кельтами;
  • восточную (Нижняя Австрия, Словения, северная Хорватия, почти вся Чехия и Словакия, Южная Польша) – эту область обычно отводят иллирийцам, хотя кельтские народности там тоже зафиксированы (в частности бойи, от которых название Богемия), а иллирийцы занимали еще и Сербию, Албанию, где гальштатская культура не представлена. Так что возможно, что эта часть гальштатской культуры просто отражает, кроме адаптации части кельтов к местной среде, кельтское влияние на некоторые иллирийские племена.

 

hallstatt_culture

Гальштатская культура по нижнему течению реки По в Италии оставлена также кельтами. В Венгрии и Западной Украине существовал местный вариант гальштата — гава-голиградская культура. Ее числят за фракийцами.  Зона гальштатского влияния охватывает Нижнее Подунавье, север Апеннинского и Пиренейского полуостровов (т. е. Италии и Испании). За пределами этой зоны, в Западной и Северной Европе, в эпоху гальштата еще продолжался некоторое время бронзовый век.

Способ погребения у каждого из локальных вариантов гальштатской культуры свой. Но западная область гальштата отличается большей однородностью – то есть там, где предполагается ядро кельтского народа. А окрестные народы, попадавшие под кельтское влияние, сохраняли прежние погребальные традиции. Кельты же иногда хоронили в повозках и «домике мёртвых» под курганом.

Могильники гальштата бескурганные и курганные. Бескурганные обычно рядом с городищами. К бескурганным принадлежит и эпонимный Гальштатский могильник. Он биритуальный: большая половина отведена под трупоположения, меньшая половина – под трупосожжения. В инвентаре трупоположений оружия нет. Трупосожжения обычно богаче и принадлежат чаще мужчинам. В них покойники лежат в больших овальных ямах вытянутыми на спине или на боку. Кремирование же обычно осуществлялось вне могильника, прах ссыпали на дно небольшой ямы или помещали в урну и ставили ее в яму. В могилах много импортных изделий из Греции и Италии.

 

mogila

Могила вождя, Австрия 530г до нашей эры.

 

Полихромные погребальные урны высотой до 1 м, грушевидные и биконические. Их роспись либо геометрическая либо сюжетная. Изображаются сцены похорон: четырехколесные повозки с погребальными урнами, запряженные парой лошадей, фигурки женщин, воинов, всадников, пахарей. На плечиках урн лепные фигурки женщин и всадников, а ручки урн иногда зооморфные.

i009-001-217226933

Ситула (из Гальштатского могильника).

galshtatskoye-iskusstvo

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ukrasheniya

Золотые украшения, Германия 7 век до н.э.

 

Курганные же могильники обычно из курганов средней величины, округлых или овальных. К концу гальштатской эпохи они могли быть и весьма крупными (до 8 – 13 м высотой, до 100 м. в диаметре), часто на возвышенных местах, иногда изолировано или на краю могильника. В таких крупных курганах погребения часто на повозках или колесницах, иногда в деревянных камерах. Это погребения знати. Именно захоронения гальштатской культуры свидетельствуют о значительном социальном расслоении и выделении племенной знати.

Так, самый крупный в Западной Европе – Магдаленинбергский курган. Второй по величине – курган VII — начала VI века Гохмиле у поселения Гейнебург. В центральной камере расположена повозка с останкам знатной женщины, в одной из боковых камер – парное погребение мужчины с диадемой и колчаном и женщины. Курган конца VI в. до н. э. в Виксе (Франция) содержал деревянную камеру с четырехколесной повозкой, а в ней покоилась женщина 35 лет в золотой диадеме с фигурками Пегасов и множеством импортных греческих вещей, в их числе огромный бронзовый кратер греческой работы объемом в 1200 литров.

 

cratere_de_vix_0016

Кратер из Викса.

 

В Чехии в преддверии пещеры длинною в 12 – 14 км обнаружено богатейшее погребение гальшатского вождя или князя. Главный покойник был сожжен, его прах был окружен  40 скелетами мужчин, женщин и детей, расчленённых в ходе жертвоприношений. В захоронении обнаружены также остатки колесницы, железное оружие, золотые и медные украшения, металлический котел с человеческим черепом, алтарь с человеческим черепом и проч. Кроме того, в пещере был найден глиняный таз с обугленным зерном, а в нём — медная статуэтка быка. А местность, где расположена пещера, до сих пор называется Бычья скала!

Поселение гальштатской культуры — это обычно небольшой поселок с правильной планировкой улиц, укреплён незначительно – земляным валом. Он состоит из деревянных столбовых домов с соломенной крышей, однокомнатных, с глиняным полом, иногда полуземлянок. Стены деревянные или плетеные, обмазанные глиной. Встречаются и поселения из построек на сваях – свайные поселения. Там жилища двухкомнатные, в сенях глиняный очаг, а в основном помещении – глинобитная печь.

Но есть и хорошо укрепленные городища покрупнее, со рвом и валом, а вал укреплен бревнами и камнями. В конце гальштатской эпохи появляются и крепостные стены из столбов, соединенных балками, из земли с каменным панцирем снаружи.

В культуре много соляных копей, медных рудников и железоплавильных мастерских и кузен. Богатство культуры основано на них – это была, прежде всего, культура рудокопов и мастеровых.

Характерные артефакты создают облик культуры:

  • антенные мечи — длинные бронзовые и железные мечи с рукоятью в виде колокола или в виде дуги, повёрнутой вверх (т. н. антенна), кинжалы, топоры, ножи, железные и медные наконечники копий,
  • бронзовые шлемы с широкими плоскими полями и с гребнями,
  • панцири из отдельных бронзовых пластинок, которые нашивались на кожу,
  • фибулы фигурные зооморфные с дужкой, у ранних ладьевидной или змеевидной, у поздних – в виде дуги, очков или литавр,
  • разнообразная бронзовая посуда, в частности ситулы — усечённо-конические вёдра,
  • ожерелья из непрозрачного стекла.

 

tumblr_n2nwj6vb971rgfuxjo1_500

Антенные мечи (из Гальштатского могильника)

8-kkk

 

 

 

 

 

 

 

 

 

med_gallery_3_372_60906

Кирасы и шлем.

 

 

keltischer_dolch_und_scheide_aus_hochdorf_36

Кинжал Гальштатского типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

hallstatt_culture_kainach_-_pot_lid

Крышка сосуда из Кайнаха.

kotel

Большой бронзовый котел, Австрия 530 г до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По находкам в копях и изображениям восстанавливается одежда гальштата. Женщины носили колоколовидные платья с геометрической вышивкой и длинные покрывала, мужчины — короткие плащи, рубаки-туники или же штаны, то узкие, то широкие. Головные уборы разные — шляпы, береты, колпаки.

 

hallstattpeople

Реконструкция одежды.

fibula

Железная фибула с подвесками, Германия 6 век до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономика и социальное устройство. Переход от бронзового века к железному был не мгновенным, происходил постепенно. На начальном этапе гальштатской культуры (900—700 гг.до н. э.) бронзовые и железные орудия сосуществовали, позже железо в орудиях стало основным.

В хозяйстве земледелие достигло стадии плужного. Плуг и соха – деревянные. Все виды злаков позднейшей Европы были уже известны, кроме овса. Для подсечного земледелия использовались кельты – втульчатые топоры для насадки на коленчатую рукоять. Животноводство было подсобным, но все известные для Европы виды домашнего скота уже имелись. Для транспортировки применялись телеги, но практиковалась и  верховая езда (гальштатские псалии имели вид бронзовых стержней с тремя отверстиями – для пропускания ремней от удил к оголовью).

Всё это вместе с развитием металлургии и торговли создавало базу для имущественного расслоения и разложения рода, для обогащения  родовой элиты. Она стала задавать тон в идеологии и искусстве. О разных категориях покойников (знать, рядовые общинники, жрецы-друиды) говорит и наличие разных погребальных традиций.

 

rasoir_acy-romanceoriginal

 

 

 

 

 

 

 

 

Торговля изделиями гальштатских мастеров (бронзовые удила и упряжь, орнаментированные подвески, первые предметы из железа) шла по старому янтарному пути на север. Клады побережья Южной Балтики содержат такое же оружие, конскую упряжь и украшения, как и в центре Европы. С севера на юг шли украшения из янтаря.

В то же время сами кельты получали много импортом из античного мира – от этрусков и греков, а формирование гальштатской культуры происходило под большим влиянием культур Италии – культуры Виллановы и этрусской.

Культы гальштата засвидетельствованы изображениями и погребальными памятниками. О солярном культе говорит массовое использование концентрических кругов в орнаментах. О божестве плодородия – изображение в центре модели колесницы из Штретвега нагой женщины вдвое выше окружающих, которые приносят ей в жертву животных.

 

povozka

Повозка, предмет культа, бронза, Австрия 7 век до н.э.

 

 

Искусство гальштата было в массе прикладным и орнаментальным, тяготело к богатой росписи, к созданию впечатления роскоши. Украшения делались из бронзы, золота, стекла и кости. Это фибулы с фигурками зверей, шейные гривны, бронзовые поясные бляхи с выбитым узором.

 

pic22

 

foto-118

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Керамика лепная, иногда на гончарном круге. Она жёлтая или красная, с черной поверхностью (благодаря использованию графита),  с резным или штампованным геометрическим орнаментом, иногда с многоцветной росписью. Сосуды с раздутым посредине туловом и узким горлышком, небольшим плоским донцем.

 

ranniy-zheleznyiy-vek-6hallstatt_flagon

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изобразительное искусство также имеется. Это надгробные стелы, а также фигуры из глины и бронзы, закрепленные на сосудах или составляющие отдельную композицию.  На глиняных сосудах, на поясах и ситулах это гравированные или тиснённые фризы. Изображены пиры, праздники, воины и хлеборобы, музыканты с флейтами, кулачные бои, сцены войны и охоты, шествия животных, религиозные ритуалы. Отдельные скульптуры не менее известны: каменная статуя бойца из Хиршенландена, бронзовая колесница из Штретвега со сценой жертвоприношения, статуэтки помельче с изображением людей или животных.

Палеогенетика. У покойника из Миттеркирхена (Верхняя Австрия, ок. 700 г. до н. э. ) обнаружена  предположительно Y-хромосомная гаплогруппа G2a. В настоящее время гаплогруппа G2 наиболее распространенная на Западном Кавказе. Но в неолите G2a была характерна для населения Малой Азии и в неолите появилась в Подунавье в результате неолитизации, с пришлым неолитическим населением. Так что в  гальштатской культуре она представляет собой местный компонент.

ЛСК

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015