Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Азильская культура

Азильская культура

Азиль, Азильская культура — обычно определяется как археологическая культура эпохи эпипалеолита (в основном на севере Испании и юге Франции и Германии), пришедшая на смену мадленской культуре. А сменила ее в этих местах тарденуазская культура (культура тарденуа). Выделена азильская культура французским археологом Э. Пьеттом в конце 1880-х годов и названа по типичному памятнику Ма д’Азиль (Mas d’Azil) во французских Пиренеях. Датируются памятники этой культуры по радиоуглероду XII – X тысячелетиями до н. э.

Эпипалеолит (букв. послепалеолит, пережиточный палеолит, финальный палеолит) – странный термин, применяемый больше всего к культуре азиль, особенно когда это слово употребляется не как обозначение культуры, а шире – как название эпохи (тогда азильскими назывались и некоторые памятники Крыма и Кавказа). Все остальные параллельные и одновременные с культурой азиль культуры того же характера часто относят к мезолиту. Тут повлиял именно тот этап развития археологии, когда палеолитические и последующие культуры Франции рассматривались как эпохи общего развития человечества. Но в азильской культуре больше, чем в других мезолитических культурах, отмечаются пережитки палеолитических стадий технологической традиции – мадленской и даже ориньякской. Северно-европейский вариант азиля называют культурой федермессер по названию типичного наконечника («федермессер» — по-немецки перочинный ножик), сюда же можно причислить и аренсбургскую культуру.

 

Азиль1

Азильская культура: 1-3, 7-9 — кремнёвые орудия-микролиты; 4-6 — гарпуны из рога благородного оленя; 10-19 — азильские гальки.

 

Азильская культура охватывает те памятники и типы находок, которые остались от времени, когда впервые природные условия в Европе резко изменились: наступили сначала раунисское потепление (датировка по радиуглероду: 12 400 – 11 400 л. до н. э.), затем после некоторого похолодания бёллингское потепление (10 850 – 10 350), потом аллерёдское потепление (9 800 – 8 900 до н. э., т. е грубо говоря десятое тысячелетие). Эти отступания ледника привели к облесению Европы, исчезновению многих крупных стадных животных (мамонтов и бизонов, табунов лошадей), замене их как объектов охоты одиночными (лось, кабан, благородный олень) и мелкой дичью. Это вызвало изменение набора орудий. Копье и дротик уступили ведущую роль луку и стрелам. В кремневой индустрии это означало внедрение микролитической техники: наконечники стрел, в том числе костяные, мелкие ножевидные пластинки. Менее понятно, почему параллельно с этим натуралистическое искусство палеолита уступило место абстрактному искусству мезолита – схематическим изображениям, на азильских гальках – каким-то неиконическим знакам, в которых не уловить подобие с натурой. Азильские гальки сопоставляют с чурингами австралийцев – священными камнями, вместилищами для душ сородичей.

Азиль2

Азильская культура, гарпуны.

Азиль4

Азильская культура, наконечники стрел.

Диагностические артефакты азильской культуры — это а) азильские наконечники стрел (микролиты, но не плоские, как в неолите, а с закруглёнными спинками), б) грубые плоские костяные гарпуны и 3) галька с «абстрактными» декоративными (?) рисунками.

Азиль3

Азильская культура, галька с орнаментом.

Азильские орудия и искусство — более грубые, чем у их предшественников. Азильские гарпуны выглядят грубее, чем мадленские.

Азильская культура – современница других финально-палеолитических культур Европы: это тьонгерская культура Северной Европы или свидерская культура северо-восточной Европы, совтеррская и последующая тарденуазская в ряде регионов Франции, Бельгии и Швейцарии, культура маглемозе в Дании и на востоке Британии.

Специфические черты, отличающие азильскую культуру от других финально-палеолитических культур Европы выделяют облик некой группы первобытного населения Южной Франции, Швейцарии и Северной Испании — группы, имевшей свои язык, особенности быта, анропологический состав и историческую судьбу. А признаки, общие с другими финальоно-палеолитическими культурами, прежде отмечали азильскую эпоху для всей Европы.

Культура, очень похожая на азильскую, существовала в средиземноморской Испании и на юге Португалии. Поскольку у нее отсутствуют изделия из кости, её условно обозначают как «иберский микропластинчатый микролитизм» (имеются в виду мелкие ножевидные пластинки). Её наследником стал «геометрический микролитизм», родственный тарденуазской культуре. Смена азильской культутры тарденуазской испанскими археологами уточняется так: на последней стадии существования азильская культура испытала сильное влияние соседней тарденуазской культуры, что проявилось в наличии большого количества геометрических микролитов вплоть до наступления неолита, а в ряде западных областей они появились намного позднее, ближе к эпохе халколита.

Слово генетикам (2015- 2016 гг.): у скелета азильской культуры из Бишонского грота в Швейцарии (13 560 –13 770 тыс. лет назад, то есть 11 660 – 11 870 лет до н. э.), была обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа I2a и митохондриальная гаплогрупа U5b1h. U5b1h характерна для палеолита Европы, Y-хромосомная I2 ныне наиболее распространена на Балканском полуострове и в Скандинавии.

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015