Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе

Этнос

Очень спорное понятие социальной жизни человечества, сопряженное с острыми и нередко кровавыми этническими конфликтами. По происхождению слово «этнос» древнегреческое, означавшее «племя», «народность» (преимущественно не греческую, для древних греков — варварскую). В науке стали его использовать для обозначения народа, чтобы избежать многозначности слова «народ» (народ как население страны, как нижний слой общества и т. д.) и чтобы отвлечься от политических коннотаций. Но они быстро проникли и в историю, и в социокультурную антропологию, и в археологию. Чтобы обеспечить преимущества или осуждение того или иного этноса, определение проводили по тому или иному признаку или по комплексу признаков. Признаков, способных различать этносы, оказалось много, и определений этноса – тоже.

Значительная часть исследователей (эссенциалисты, примордиалисты) видела в этносах жестко разграниченные объективные общности – реальные, первичные сущности (Бромлей 1973; 1983; Гумилев 1979), и старалась определить их по реальным признакам (общность языка, религии, территории, культуры), включая биологические (расовую общность и определяемую расой психологию) и даже географические (ландшафт). Другая часть, более современная (конструктивисты), пришла к выводу, что ни один признак не является надежным, потому что все изменчивы, не обязательны, а этносы фиктивны – их конструируют политики по своим надобностям, выдумывают, а население ведется на эту пропаганду (Тишков 1997; 2003). Есть небольшая группа исследователей (к ней принадлежат Чистов, Клейн), которая считает, что этнос – не категория жесткой реальности (исторической или природной), но и не выдумка, а категория социальной психологии. То есть стихийное объединение людей. В основе этой категории лежит идея общности исторической судьбы, преимущественно – общности происхождения, неважно истинная или ложная, но подкрепляемая вполне реальными признаками, всякий раз разными (Клейн 1995). Именно поэтому нет единых признаков для всех этносов. Из этой общности сознания вытекает этническая солидарность.

Таким образом, этнос – это устойчивая группировка людей, которая обладает общностью некоторых реальных признаков, отражае­мой в общественном сознании (не только самих этих людей, но и их соседей) как общность исторических судеб в рамках единого социального организма или в связи с ним.

Объединителями и опознавательными признаками мо­гут выступать язык, религия, раса и др., но в демогра­фической практике определяющим служит этническое самосознание, формально выраженное в самоназвании и реально объективируемое объективируемое в социальных отношениях, политических акциях, культурных предпочтениях, идеологических декларациях и т. п. В этническом сознании (и самосознании) отражается корреляция культурных признаков индивида с его социальным положением, связями и возможностями. Общественное сознание выдвигает на роль этнических признаков то одни из объективных объединителей, то другие и ос­мысливает эту общность обычно в форме убежденности в общем происхождении. Вот почему различные объ­ективные факторы способны выступать — то одни, то другие, порознь и в разных сочетаниях — диагности­ческими признаками этноса. Важным оказывается то, какую реальную солидарность общество ожидает от людей, охваченных данным признаком или данными признаками.

При этом имеется в виду не всякая солидарность (есть ведь и классовая, профессиональная, возрастная и т. п.), а такая, которая направлена на создание, поддержание, возрождение (или сохранение возмож­ности возрождения) социального организма — отдель­ного общества, способного существовать самостоятель­но, обеспечивая постоянное производство на определенном уровне, самозащиту от стихийных бед­ствий и свое воспроизводство.

Этнос — это, с одной стороны, отпечаток социального организма (существующего или исчезнувшего) в куль­туре (включая язык и сознание) и соматике людей, а с другой — это социальный организм в тенденции и в потенции, в пределе. Пока отпечаток (этнос) не образовался, социальный организм еще не стал этно­социальным; когда социальный организм исчез, его отпечаток (этнос) — уже только этникос (по Ю. В. Бромлею); с исчезновением тенденции и потен­ции образования социального организма — этноса нет.

Связь этноса с теми или иными особенностями мате­риальной культуры не обладает обязательностью и регулярностью.

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015