Эксперимент
Такой исследовательский прием, когда исследователь, испытывая объект, изолирует его ради этого (ради «чистоты эксперимента») и проводит с им некие продуманные и контролируемые действия, а затем сравнивает предшествующее состояние с полученным. В «классическом эксперименте (скажем, в физике или химии) однородные объекты взаимозаменимы.
Не во всех науках классический эксперимент можно проводить беспрепятственно. В социальных, а часть в биологических этому препятствуют три обстоятельства: 1) исследуются как раз уникальные свойства, потому объекты не взаимозаменимы, 2) изоляция объектов от среды часто невозможна и разрушительна, 3) по этическим причинам невозможно проводить с подопытными любые действия, или объект недостижим.
В таких ситуациях проводится эксперимент модельный – испытывается не сам объект, а его наиболее приближенная модель, с которой можно делать всё, что угодно. Или проводится квази-эксперимент – за эксперимент принимается наблюдение, подающееся как эксперимент.
Археология принадлежит к тем наукам, в которых для классического эксперимента почти нет места, и большинство экспериментов являются модельными. Ведь все вещи, назначение которых нужно узнать, оказываются, во-первых, экспонатами и опыты с ними большей частью недопустимы, так как могут повредить вещи и во всяком случае оставить следы на них. Так что действия нужно производить с аналогами, макетами, копиями и результаты переносить на оригиналы. Во-вторых, обычно древние вещи представлены фрагментами, да еще часто искаженными, а целые предметы существовали в давние времена и ныне возможны только как реконструкции. Значит, и с этой точки зрения необходимо в археологии работать с моделями, а не с оригиналами.