Эмпиризм
Учение о том, что только на опыте и фактах можно основывать научное знание, а не на априорных посылках чистого разума, не на предвзятых идеях. В основе его – эмпирический метод (или принцип) познания, введенный в начале XVII века англичанином Фрэнсисом Бэконом и систематизированный другим английским философом Джоном Локком в конце XVII века. Тем самым удалсь потеснить средневековую схоластику и догматическое засилье религии.
Постепенно наука стала осознавать, что в этом благотворном принципе есть известная ограниченность, есть возможность опасной абсолютизации. Важные открытия делаются с вовлечением интуиции, спекулятивного (т. е. «чистого», абстрактного) мышления, теорий. Под эмпиризмом стали всё чаще понимать близорукое ограничение эмпирическим методом. В итоге эмпиризм приобрел негативный смысл.
Эмпиризм в археологии – предпочтение в археологических исследованиях эмпирическому методу, до 20-х годов всеобщее, после этого времени – локальное, характерное для некоторых научных школ. Первыми выступили против его засилья советские археологи, через десятилетие – американцы, особенно с 60 годов ХХ века Новая Археология. И сейчас к эмпиризму временами возвращаются те или иные научные школы – когда в стране еще не созрели кадры, подготовленные к теоретической работе, или когда захватывает господство теория, которая явно несостоятельна, но она поддерживается авторитарным государством, а возразить ей на теоретическом поле опасно.
Симптомы появления склонности к эмпиризму я выделил в двух работах (Клейн 1977; 2004: 213 – 231). Это следующие девизы: 1) вся надежда на факты; 2) вера в чистые факты; 3) открывание типов статистикой и корреляцией; 4) описание вместо продумывания; 5) индукция как единственно законный путь; 6) противопоставление данных спекуляции,; 7) обобщение как путь к теории; 8) ненасытная охота за фактами; 9) horror vacui (боязнь пустоты) – боязнь ошибиться из-за недостаточных данных, воздержание от выводов; 10) несбыточное желание полноты; 11) опытность практика – пропуск в теорию; 12) аргумент «еще (уже) не время для теории».