Науки точные
Науки точные. Науки, противопоставленные гуманитарным. Обе серии дисциплин различаются не столько точностью или неточностью, но принципами исследовательского процесса – как они получают результаты. Скорее они различаются степенью строгости, а не точности. В «sciences» (строгих науках) выдвигаются гипотезы о некоторых фактах, из этих гипотез выводятся ожидания, которые проверяются по другим фактам, независимым от первых, всё это в максимально логической форме. В «humanities» (гуманитарном знании) такая процедура, такая схема исследования невозможна: гипотезы тут слишком широки, это скорее догадки, а факты слишком уникальны, и выводы недоступны такой проверке. Некоторые дисциплины в университетах иногда даже к гуманитарному знанию не относятся и подключаются к «arts» – искусствам (скажем, риторика, художественная и литературная критика, то есть литературоведение).
Естественные дисциплины (физика, химия, биология) принадлежат большей частью к первому типу, дисциплины о человеческой духовной жизни (нем. Geisteswissenschaften – литературоведение, искусствознание, философия, если это вообще наука) — ко второму, социальные и культурологические дисциплины – частью к первому, частью ко второму. Социология и политэкономия — к первому (т. е. они вместе с физикой и химией), история – ко второму, психология за век передвинулась из второго в первый, культурная антропология временами причисляется к первому, временами – ко второму. К какому же типу принадлежит археология?
Тут исследователи спорят: насколько археология точная, стала точной, станет точной, способна или неспособна стать точной. Положение ее двойственное: часть ее материалов входит в историю и даже в искусствоведение, часть – в социологию, часть вовобще относится к естествознанию.