Доска объявлений

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Натуфийская культура

Натуфийская культура

Натуфийская культура — археологическая культура ближневосточного позднего мезолита. Существовала в Леванте (нынешняя территория Израиля, Иордании, Ливана и отчасти Сирии) примерно в IX – середине VII тысячелетия до н. э. (XI – середина IX тысячелетия до нашего времени). Выделена британским археологом Доротти Гэррод на рубеже 1920- 30-х годов. Названа по Вади-эн-Натуф («вади» на арабском – русло реки, нередко пересохшей, или ущелье), на берегу которого в пещере были сделаны первые находки, в 27 км к северо-западу от Иерусалима. Центр культуры находится в долине Иордана, на юг она простирается до соприкосновения с Синайским полуостровом, на север – до Евфрата. Соседняя культура – зарзийская.

 

p1a

Ареал ранней натуфийской культуры.

radiocarbon_context_database_map_p1b

Ареал поздней натуфийской культуры.

 

Место в периодизации. Как это обычно для мезолита, в кремневой индустрии натуфийцев в изобилии микролиты – мелкие изделия геометрических очертаний, служившие вкладышами в костяные или деревянные оправы – получались жатвенные ножи или серпы. Были и попытки шлифовать камень, что развилось в особую технику уже в неолите. Из кости делались  гарпуны, рыболовные крючки и кочедыки, возможно, для плетения корзин, но самих корзин не найдено. Сугубо местная особенность: под емкости была приспособлена скорлупа от страусиных яиц.

 

1351130872_natufiyskie_mikrolity

 

pic_22pic_23

 

 

 

 

 

 

 

 

1003072-pic_261003072-pic_25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Натуфийцы жили охотой, рыбной ловлей и сбором зерен дикорастущих злаков. Для этого сбора у них и были жатвенные ножи из кремня и изредка ямы-зернохранилища. Растиралось зерно в каменных ступах (весом до 100 – 150 кг) каменными же пестами. Отсюда уже только шаг до земледелия, и некоторые исследователи полагают, что шаг этот сделали сами натуфийцы, став первыми в мире земледельцами.

У натуфийцев, так же как у соседей-зарзийцев была одомашненная собака (в погребениях около 10 000 лет до н. э. обнаружены скелеты собак и щенков рядом со скелетами человека). Возможно, первые опыты одомашнивания козы были уже в предшествующей культуре. Переходу к производящему хозяйству соответствует и первая статуэтка с изображением полового акта (священный брак»?), найденная в Айн Сахри в 1933 г. и находящаяся в Британском музее.

 

loversfigurine_m

«Любовная пара» из Айн-Сахри, Британский музей

com1156_l

 

Таким образом, по археологической периодизации (орудийно-технической) это мезолит, а по хозяйственной или общекультурной периодизации натуфийцы стояли на пороге производящего хозяйства, что обычно связано уже с неолитом, но признаков неолита в техническом плане (сверления и шлифования камня) еще нет.

Хозяйство и быт. Поселение состояло из 100 – 150 жилищ. Жилища представляли собой округлые или овальные полуземлянки, часто каменное основание закреплялось смесью глины и песка.  Столбы поддерживали камышовую кровлю. Но вот сырцовый кирпич, в последующем (в докерамическом неолите) основной материал строительства в регионе, еще не применялся. В центре устраивался открытый очаг. Некоторые натуфийцы жили в пещерах. Но в последнее время появились данные, что каменная архитектура появилась уже в натуфийское время, а некоторые натуфийские поселения постепенно стали основой для теллей последующего времени (докерамического неолита).

 

dagon_museum-_mortars_from_natufian_culture-_grinding_stones_from_neolithic_pre-pottery_phase

Зернотерки натуфийской культуры.

 

В рацион натуфийцев входила дикая пшеница, бобы, миндаль, жёлуди, фисташки. Основной добычей в охоте были газель обыкновенная и джейран, реже — олени, дикие быки, кабаны, онагры (копытные рода лошадей).

Базальтовые орудия из поселения на горе Кармель были принесены с Голанских высот (расстояние около 100 км), раковины денталия попали в поселение из Красного моря. Эти связи слабые и недалекие, но в памятниках натуфийской культуры есть и одиночные импорты из более далеких местностей: обсидиан из Анатолии, раковины моллюсков из реки Нил, раковины каури из Омана.

Способ погребения. Своих покойников натуфийцы хоронили чаще всего в заброшенных жилищах, реже — в пещерах. На могилы иногда покоятся известняковые глыбы. Покойники лежат вытянуто на спине или скорченными (в позе эмбриона). Древнейшие могилы коллективные, и скорченность сильная, позднейшие – индивидуальные, и скорченность послабее. Строгая ориентация по сторонам света не установлена. Дно могилы устлано раковинами, сопроводительный инвентарь – украшения и кости животных. Сверху всё посыпано охрой. Кое-где сохранились следы устилавших могилу растений – шалфея и других. В некоторых поселениях череп, украшенный раковинами, хранили отдельно от тела.

 

1396828867-a55eb5a17ab921243928be77748d94c9

Реконструкция захоронения натуфийцев с цветами на горе Кармель, Израиль.

 

natufiyskaya

Натуфийское погребение в Нахаль Меарот, Израиль. На черепе диадема из пронизок

 

 

Старые могилы подчас разрыты для подхоронения новых умерших.

Примерно треть найденных скелетов принадлежит детям. Это нельзя считать пропорцией возрастов в живом обществе, поскольку за время жизни одного взрослого могло умереть и родиться несколько детей. Детей в могильнике должно быть значительно больше взрослых, так что по-видимому часть детей хоронили где-то в другом месте.

Происхождение и судьбы. Предполагают, что натуфийская культура развилась из смешения местной кебаранской (или кебарской) и мушабийской культур, а в дальнейшем от нее берет своё начало древнеегипетская харифийская культура. На месте же натуфийскую культуру сменила тахунийская культура.

Натуфийцы носили украшения из раковин и зубов животных, причём между украшениями из разных поселений заметны стилевые различия, вероятно, отражающие существовавшее деление на племена. На орудия наносился геометрический орнамент (сеть, зигзаги, волны). Костяные рукоятки оформлены как фигурки животных или на них вырезаны изображения животных, чаще всего газелей и других копытных; гораздо реже – изображения людей.  Внешний облик натуфийцев был ярким: они носили головные уборы из трубчатых раковин денталия, расположенных диадемой или веером, на шее – ожерелья. Внешне они напоминают ориньякцев из ментонских пещер Италии.

По антропологическим анализам это долихоцефалы небольшого роста.В Мугарет Эль-Вад обнаружено захоронение 10 человек, причем на них признаки насильственной смерти, у кого руки нет, у кого ноги, у кого ноги переломаны, между ними поломанные ступки. Возле погибшего ребенка найдена кальцитовая головка человека с резко очерченными губами и миндалевидными глазами. У натуфийских охотников-собирателей из пещеры Ракефет (Raqefet) на склоне горы Кармел обнаружены Y-хромосомные гаплогруппы E1b1 и  CT.

agriculture_levant_fig2_300

Костяная рукоять с изображением дикого кролика.

 

Считают, что натуфийская культура явилась основой афросемитского населения, или прародиной семитов и аккадцев. Но это предполагается лишь на основании территориального расположения и общих соображений.

Какие-то отдельные ассоциации этого плана можно привести.

В 2008 г. в Израиле Лиор Гросман (Еврейский университет в Иерусалиме) обнаружила  могильник натуфийской культуры (ок. 12 000 лет назад), в котором оказалась могила жрицы или шаманки. Тело лежало на боку и было сверху придавлено массивными камнями на голове, тазу и руках. С этой женщиной положены 50 черепаховых панцирей, кости одной человеческой ноги и части скелетов животных (орла, дикого кабана, леопарда, куницы и коровы).

Черепаха была эмблемой Эйи — шумеро-семитского Властелина Бездны. Женщина могла у семитов быть жрицей  — уже в библейские времена известна пророчица и судья Дебора или Девора (в переводе с иврит «пчела»), этот легендарный и, возможно, сказочный персонаж относится  Книгой Судей к 12-му веку до н.э..

ЛСК

 

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015