Доска объявлений

«Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»

Антропологический семинар Центра Физической антропологии, Ленинский пр. 32А, 26 октября четверг, 14.00

Дорогие коллеги,

приглашаем вас на очередной антропологический семинар Центра Физической антропологии ИЭА РАН
 в четверг 26 октября в 14.00.
 В связи с ремонтом на Вавилова 37А семинар будет проходить в «башне» на Ленинском проспекте 32А в Музее Хорезма на 19 этаже.   

С сообщением «Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»
выступит сотрудник Центра физической антропологии ИЭА РАН Таисия Александровна Сюткина.

Обращаем внимание коллег, не имеющих постоянного пропуска в здание Президиума РАН: пожалуйста, проинформируйте нас заранее о своем желании посетить семинар, чтобы мы могли заказать разовый пропуск для прохода в здание.

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Новоданиловская культура

Новоданиловская культура

Новоданиловская культура названа по селу Новоданиловка на юге Запорожья и известна только по памятникам погребального характера – небольшим могильникам и отдельным погребениям; ну, еще по кладам. Распространена она в степной полосе Западного и Северного Причерноморья — от болгарского побережья Черного моря (гораздо южнее устья Дуная) до Нижнего Дона, заходя на север только по Донцу и Днепру (чуть выше порогов). Отдельные памятники есть  в Калмыкии (Джангар) и на западе – в румынском Прикарпатье. Д. Я. Телегин считал новоданиловскую культуру поздним этапом среднестоговской, но в дальнейшем археологи стали воспринимать ее как особую культуру, более раннюю.

Стратиграфическое положение этой культуры определяется тем, что три погребения новоданиловского типа раскопаны Макаренко в Мариупольском неолитическом могильнике над мариупольскими траншеями. Обрисованы ее связи с людьми Варненского некрополя (Болгария). Это время Триполья В1. Датировка (более полусотни радиоуглеродных дат): 4700—3200 до н.э. В основном это пятое тыс. до н. э. без первой четверти. Начало медного века.

По сравнению с неолитом резко изменился погребальный обряд: коллективные погребения в грунтовых могильниках сменились индивидуальными (или парными) с некими отметинами на поверхности земли, хотя это не обязательно курган. По-видимому сказалось обособление семей в быту на основе новой экономики.

В частности новоданиловские погребения грунтовые (бескурганные) одиночные, реже парные, обычно в прямоугольной яме, иногда в каменном ящике. Очень редко они оказываются под курганом. Покойник лежит на спине головой на восток, ноги несколько согнуты в коленях, руки вытянуты вдоль туловища. Дно могильной ямы и сам скелет обильно посыпаны охрой. Могилы всегда обставлены по краям камнем, и часто  сверху – каменная наброска.  Едва ли не каждый покойник держит в руке (левой или правой) крупный кремневый нож. Погребения  сопровождаются большим количеством инвентаря (украшения), орудий труда и оружия.

Особо выделяются несколько могильников. Подкурганное погребение в Суворове – трапециевидная яма, вокруг – кромлех. В могиле два костяка. В Джурджулешти и Кривом Роге могильники выделяются двумя погребениями в катакомбах, тогда как остальные – в ямах, а инвентарь — новоданиловский. Все три выделяются наличием особых предметов при погребенных – «скипетром» и золотыми накладками на, возможно, скипетр.

Погребальный инвентарь новоданиловских погребений дает представление о культуре. Прежде всего, это орудия и оружие из кремня: ножевидные пластины длиной до 20 см, наконечники копий, дротиков и стрел. Наконечники стрел треугольные с выгнутым наружу («выпуклым») основанием. Также тесла, долота, скребки, сверла. Кремневые топорики овальные в сечении, с прямым лезвием, закругленным обушком (толщина 1—1,5 см, длина 10—12 см). Кремень – из района Северского Донца. Любопытно, что в Варненском некрополе оказались кремневые пластины оттуда, посредники в передаче, очевидно, новоданиловцы.

Есть клады кремневых изделий Новоданиловской культуры. Они рассматриваются как клады мастеров-менял: добывали кремень, производили изделия и меняли на металл (Д. Я. Телегин)

Далее, это менее многочисленные орудия из меди: шилья, молоток, и богато представленные украшения. Они делались а) из меди: круглопроволочные спиральные браслеты, трубчатые пронизи, грушевидные подвески, подвески в форме раковины, б) из створок раковин Unio (браслеты и пояса, состоящие из наборов кружочков с отверстиями, образующих низки). Прямых аналогий им нет, но по форме они схожи с украшениями из Варненского могильника в Болгарии, только там они из золота.

Уникальными считаются каменные «скипетры» в форме головы животного (Касимча, Канары, Суворово, Джурджулешти и др.). Полагают, что животное – это конь (В. А. Дергачев и др.) хотя предлагались и другие интерпретации (собака, свинья), и что эти «скипетры» отмечают особый социальный ранг погребенного — старейшины или вождя. Но, по мнению Л. С. Клейна, это вовсе не скипетры (у них нет проуха для рукояти, а полирована только часть орудия, вторая оставлена шероховатой для держания в руке). Животное – не реальное, а мифическое (единорог – на всех скипетрах один рог во лбу обозначен), а назначение орудия – жреческий инструмент дефлорации. Это, однако, не исключает указания на высокий ранг погребенного. В погребениях найдены также навершия булав из камня – предположительно с той же знаковой функцией.

 

ss6

Зооморфные «скипетры»

 

По составу металла заключили (Н. В. Равдина), что медные изделия прибывали готовыми из культур Гумельницы, Варны и Триполья. Эти импорты и привозное сырье, полученные оттуда же, стимулировали в новоданиловской культуре становление собственного очага металлообработки. Ряд специфических приемов, например литье металла в холодные (ненагретые) литейные формы, выделяют местное производство в системе Балкано-Карпатской Металлургической Провинции, по заключениям Е. Н. Черных.

Керамики очень мало, и предполагается, что привозная, не своя: в разных местах разная. Есть остродонная, но стенки сходятся ко дну под тупым углом.  Остродонный горшок из Новоданиловки, с полоской жемчужного орнамента вокруг шейки понизу, вначале принятый за характеризующий новоданиловскую керамику, оказался импортом из Закубанья, где это типичная домайкопская посуда.

Поселения носителей новоданиловской культуры остаются неизвестны археологам. Полагают, что это были сезонные стоянки подвижных скотоводов, разводивших мелкий и крупный рогатый скот (кости есть в погребениях). Наличие коня в стаде постулировано только исходя из «конеголовых скипетров», что подвергается сомнению.

Антропологические данные указывают, что новоданиловское население было потомками неолитического населения юга Украины.

Крупный современный специалист по энеолиту Украины Ю. Рассамакин включет новоданиловские памятники с суворовскими в свою скелянскую культуру.

Новоданиловская культура-1

Инвентарь могильников новоданиловского типа: из камня и кремня: 1,2— ножи; 3 — наконечник копья; 4 — наконечник дротика; 5, 8 — долота; из меди: 1,9 — браслеты; 10 — подвеска; 12 — обоймица; 13 — бусы; 15 — трубчатые пронизки; 6 — зооморфное навершие из кости; 11 — бляшка из ракушки; 14, 16 — сосуды

 

Новоданиловская культура

Балкано-Карпатская металлургическая провинция эпохи энеолита. Археологические культуры, памятники и очаги металлопроизводства: 1 — культура Лендьел; 2 — культура Тисаполгар-Бодрогкерестур; 3 — культура Винча Д; 4 — культура Криводол-Сэлкуца; 5 — культура Гумельнида (очаг металлургии); 6 — культура Кукутени- Триполье (очаг металлообработки); 7 — памятники новоданиловского типа (очаг металлообработки); 8 — культура Средний Стог II (очаг металлообработки); 9 — Хвалынские могильники (очаг металлообработки); 10— границы БКМП; 11— предполагаемые границы

 

Фото скипетрыов взято из «Энциклоредии трипольской культуры», две другие иллюстрации – из учебника Янина и др.  «Археология», раздел, из которого они взяты, написан Н. В. Равдиной.

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015