Доска объявлений

XIV Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIV Конгресс антропологов и этнологов России
Томск, 6–9 июля 2021 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Научно-исследовательским Томским государственным университетом,

Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН при поддержке Администрации Томской области

Проводят 6–9 июля 2021 года в Томске XIV Конгресс антропологов и этнологов России.

 

Тема Конгресса — «Антропология и этнология в поисках ответов на социальные вызовы».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий, в том числе:

  • Современные задачи и приоритеты антропологии и этнологии
  • Междисциплинарные связи антропологии и этнологии
  • Этнологическое/антропологическое образование и просвещение
  • Этнокультурное развитие и российская идентичность
  • Этнонациональная политика и мониторинг межэтнических отношений
  • Прикладная и неотложная антропология в условиях кризиса и пандемии
  • Антропология религии
  • Миграционные исследования
  • Цифровая антропология
  • Физическая (биологическая) антропология
  • Этнографический туризм и музееведение
  • Методы и техники полевых и кабинетных исследований
  • Историографические традиции этнологии и антропологии

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

 

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 1 октября 2020 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2021@mail.ru. Для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна – Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России; тел. в Москве +7(495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2021@mail.ru

Новая статья в Словарике сайта — Русь, Россия (происхождение названия)

Читайте в Словарике сайта новую статью. Лев Агни пишет о происхождении названия Русь.

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Новоданиловская культура

Новоданиловская культура

Новоданиловская культура названа по селу Новоданиловка на юге Запорожья и известна только по памятникам погребального характера – небольшим могильникам и отдельным погребениям; ну, еще по кладам. Распространена она в степной полосе Западного и Северного Причерноморья — от болгарского побережья Черного моря (гораздо южнее устья Дуная) до Нижнего Дона, заходя на север только по Донцу и Днепру (чуть выше порогов). Отдельные памятники есть  в Калмыкии (Джангар) и на западе – в румынском Прикарпатье. Д. Я. Телегин считал новоданиловскую культуру поздним этапом среднестоговской, но в дальнейшем археологи стали воспринимать ее как особую культуру, более раннюю.

Стратиграфическое положение этой культуры определяется тем, что три погребения новоданиловского типа раскопаны Макаренко в Мариупольском неолитическом могильнике над мариупольскими траншеями. Обрисованы ее связи с людьми Варненского некрополя (Болгария). Это время Триполья В1. Датировка (более полусотни радиоуглеродных дат): 4700—3200 до н.э. В основном это пятое тыс. до н. э. без первой четверти. Начало медного века.

По сравнению с неолитом резко изменился погребальный обряд: коллективные погребения в грунтовых могильниках сменились индивидуальными (или парными) с некими отметинами на поверхности земли, хотя это не обязательно курган. По-видимому сказалось обособление семей в быту на основе новой экономики.

В частности новоданиловские погребения грунтовые (бескурганные) одиночные, реже парные, обычно в прямоугольной яме, иногда в каменном ящике. Очень редко они оказываются под курганом. Покойник лежит на спине головой на восток, ноги несколько согнуты в коленях, руки вытянуты вдоль туловища. Дно могильной ямы и сам скелет обильно посыпаны охрой. Могилы всегда обставлены по краям камнем, и часто  сверху – каменная наброска.  Едва ли не каждый покойник держит в руке (левой или правой) крупный кремневый нож. Погребения  сопровождаются большим количеством инвентаря (украшения), орудий труда и оружия.

Особо выделяются несколько могильников. Подкурганное погребение в Суворове – трапециевидная яма, вокруг – кромлех. В могиле два костяка. В Джурджулешти и Кривом Роге могильники выделяются двумя погребениями в катакомбах, тогда как остальные – в ямах, а инвентарь — новоданиловский. Все три выделяются наличием особых предметов при погребенных – «скипетром» и золотыми накладками на, возможно, скипетр.

Погребальный инвентарь новоданиловских погребений дает представление о культуре. Прежде всего, это орудия и оружие из кремня: ножевидные пластины длиной до 20 см, наконечники копий, дротиков и стрел. Наконечники стрел треугольные с выгнутым наружу («выпуклым») основанием. Также тесла, долота, скребки, сверла. Кремневые топорики овальные в сечении, с прямым лезвием, закругленным обушком (толщина 1—1,5 см, длина 10—12 см). Кремень – из района Северского Донца. Любопытно, что в Варненском некрополе оказались кремневые пластины оттуда, посредники в передаче, очевидно, новоданиловцы.

Есть клады кремневых изделий Новоданиловской культуры. Они рассматриваются как клады мастеров-менял: добывали кремень, производили изделия и меняли на металл (Д. Я. Телегин)

Далее, это менее многочисленные орудия из меди: шилья, молоток, и богато представленные украшения. Они делались а) из меди: круглопроволочные спиральные браслеты, трубчатые пронизи, грушевидные подвески, подвески в форме раковины, б) из створок раковин Unio (браслеты и пояса, состоящие из наборов кружочков с отверстиями, образующих низки). Прямых аналогий им нет, но по форме они схожи с украшениями из Варненского могильника в Болгарии, только там они из золота.

Уникальными считаются каменные «скипетры» в форме головы животного (Касимча, Канары, Суворово, Джурджулешти и др.). Полагают, что животное – это конь (В. А. Дергачев и др.) хотя предлагались и другие интерпретации (собака, свинья), и что эти «скипетры» отмечают особый социальный ранг погребенного — старейшины или вождя. Но, по мнению Л. С. Клейна, это вовсе не скипетры (у них нет проуха для рукояти, а полирована только часть орудия, вторая оставлена шероховатой для держания в руке). Животное – не реальное, а мифическое (единорог – на всех скипетрах один рог во лбу обозначен), а назначение орудия – жреческий инструмент дефлорации. Это, однако, не исключает указания на высокий ранг погребенного. В погребениях найдены также навершия булав из камня – предположительно с той же знаковой функцией.

 

ss6

Зооморфные «скипетры»

 

По составу металла заключили (Н. В. Равдина), что медные изделия прибывали готовыми из культур Гумельницы, Варны и Триполья. Эти импорты и привозное сырье, полученные оттуда же, стимулировали в новоданиловской культуре становление собственного очага металлообработки. Ряд специфических приемов, например литье металла в холодные (ненагретые) литейные формы, выделяют местное производство в системе Балкано-Карпатской Металлургической Провинции, по заключениям Е. Н. Черных.

Керамики очень мало, и предполагается, что привозная, не своя: в разных местах разная. Есть остродонная, но стенки сходятся ко дну под тупым углом.  Остродонный горшок из Новоданиловки, с полоской жемчужного орнамента вокруг шейки понизу, вначале принятый за характеризующий новоданиловскую керамику, оказался импортом из Закубанья, где это типичная домайкопская посуда.

Поселения носителей новоданиловской культуры остаются неизвестны археологам. Полагают, что это были сезонные стоянки подвижных скотоводов, разводивших мелкий и крупный рогатый скот (кости есть в погребениях). Наличие коня в стаде постулировано только исходя из «конеголовых скипетров», что подвергается сомнению.

Антропологические данные указывают, что новоданиловское население было потомками неолитического населения юга Украины.

Крупный современный специалист по энеолиту Украины Ю. Рассамакин включет новоданиловские памятники с суворовскими в свою скелянскую культуру.

Новоданиловская культура-1

Инвентарь могильников новоданиловского типа: из камня и кремня: 1,2— ножи; 3 — наконечник копья; 4 — наконечник дротика; 5, 8 — долота; из меди: 1,9 — браслеты; 10 — подвеска; 12 — обоймица; 13 — бусы; 15 — трубчатые пронизки; 6 — зооморфное навершие из кости; 11 — бляшка из ракушки; 14, 16 — сосуды

 

Новоданиловская культура

Балкано-Карпатская металлургическая провинция эпохи энеолита. Археологические культуры, памятники и очаги металлопроизводства: 1 — культура Лендьел; 2 — культура Тисаполгар-Бодрогкерестур; 3 — культура Винча Д; 4 — культура Криводол-Сэлкуца; 5 — культура Гумельнида (очаг металлургии); 6 — культура Кукутени- Триполье (очаг металлообработки); 7 — памятники новоданиловского типа (очаг металлообработки); 8 — культура Средний Стог II (очаг металлообработки); 9 — Хвалынские могильники (очаг металлообработки); 10— границы БКМП; 11— предполагаемые границы

 

Фото скипетрыов взято из «Энциклоредии трипольской культуры», две другие иллюстрации – из учебника Янина и др.  «Археология», раздел, из которого они взяты, написан Н. В. Равдиной.

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015