Доска объявлений

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Новоданиловская культура

Новоданиловская культура

Новоданиловская культура названа по селу Новоданиловка на юге Запорожья и известна только по памятникам погребального характера – небольшим могильникам и отдельным погребениям; ну, еще по кладам. Распространена она в степной полосе Западного и Северного Причерноморья — от болгарского побережья Черного моря (гораздо южнее устья Дуная) до Нижнего Дона, заходя на север только по Донцу и Днепру (чуть выше порогов). Отдельные памятники есть  в Калмыкии (Джангар) и на западе – в румынском Прикарпатье. Д. Я. Телегин считал новоданиловскую культуру поздним этапом среднестоговской, но в дальнейшем археологи стали воспринимать ее как особую культуру, более раннюю.

Стратиграфическое положение этой культуры определяется тем, что три погребения новоданиловского типа раскопаны Макаренко в Мариупольском неолитическом могильнике над мариупольскими траншеями. Обрисованы ее связи с людьми Варненского некрополя (Болгария). Это время Триполья В1. Датировка (более полусотни радиоуглеродных дат): 4700—3200 до н.э. В основном это пятое тыс. до н. э. без первой четверти. Начало медного века.

По сравнению с неолитом резко изменился погребальный обряд: коллективные погребения в грунтовых могильниках сменились индивидуальными (или парными) с некими отметинами на поверхности земли, хотя это не обязательно курган. По-видимому сказалось обособление семей в быту на основе новой экономики.

В частности новоданиловские погребения грунтовые (бескурганные) одиночные, реже парные, обычно в прямоугольной яме, иногда в каменном ящике. Очень редко они оказываются под курганом. Покойник лежит на спине головой на восток, ноги несколько согнуты в коленях, руки вытянуты вдоль туловища. Дно могильной ямы и сам скелет обильно посыпаны охрой. Могилы всегда обставлены по краям камнем, и часто  сверху – каменная наброска.  Едва ли не каждый покойник держит в руке (левой или правой) крупный кремневый нож. Погребения  сопровождаются большим количеством инвентаря (украшения), орудий труда и оружия.

Особо выделяются несколько могильников. Подкурганное погребение в Суворове – трапециевидная яма, вокруг – кромлех. В могиле два костяка. В Джурджулешти и Кривом Роге могильники выделяются двумя погребениями в катакомбах, тогда как остальные – в ямах, а инвентарь — новоданиловский. Все три выделяются наличием особых предметов при погребенных – «скипетром» и золотыми накладками на, возможно, скипетр.

Погребальный инвентарь новоданиловских погребений дает представление о культуре. Прежде всего, это орудия и оружие из кремня: ножевидные пластины длиной до 20 см, наконечники копий, дротиков и стрел. Наконечники стрел треугольные с выгнутым наружу («выпуклым») основанием. Также тесла, долота, скребки, сверла. Кремневые топорики овальные в сечении, с прямым лезвием, закругленным обушком (толщина 1—1,5 см, длина 10—12 см). Кремень – из района Северского Донца. Любопытно, что в Варненском некрополе оказались кремневые пластины оттуда, посредники в передаче, очевидно, новоданиловцы.

Есть клады кремневых изделий Новоданиловской культуры. Они рассматриваются как клады мастеров-менял: добывали кремень, производили изделия и меняли на металл (Д. Я. Телегин)

Далее, это менее многочисленные орудия из меди: шилья, молоток, и богато представленные украшения. Они делались а) из меди: круглопроволочные спиральные браслеты, трубчатые пронизи, грушевидные подвески, подвески в форме раковины, б) из створок раковин Unio (браслеты и пояса, состоящие из наборов кружочков с отверстиями, образующих низки). Прямых аналогий им нет, но по форме они схожи с украшениями из Варненского могильника в Болгарии, только там они из золота.

Уникальными считаются каменные «скипетры» в форме головы животного (Касимча, Канары, Суворово, Джурджулешти и др.). Полагают, что животное – это конь (В. А. Дергачев и др.) хотя предлагались и другие интерпретации (собака, свинья), и что эти «скипетры» отмечают особый социальный ранг погребенного — старейшины или вождя. Но, по мнению Л. С. Клейна, это вовсе не скипетры (у них нет проуха для рукояти, а полирована только часть орудия, вторая оставлена шероховатой для держания в руке). Животное – не реальное, а мифическое (единорог – на всех скипетрах один рог во лбу обозначен), а назначение орудия – жреческий инструмент дефлорации. Это, однако, не исключает указания на высокий ранг погребенного. В погребениях найдены также навершия булав из камня – предположительно с той же знаковой функцией.

 

ss6

Зооморфные «скипетры»

 

По составу металла заключили (Н. В. Равдина), что медные изделия прибывали готовыми из культур Гумельницы, Варны и Триполья. Эти импорты и привозное сырье, полученные оттуда же, стимулировали в новоданиловской культуре становление собственного очага металлообработки. Ряд специфических приемов, например литье металла в холодные (ненагретые) литейные формы, выделяют местное производство в системе Балкано-Карпатской Металлургической Провинции, по заключениям Е. Н. Черных.

Керамики очень мало, и предполагается, что привозная, не своя: в разных местах разная. Есть остродонная, но стенки сходятся ко дну под тупым углом.  Остродонный горшок из Новоданиловки, с полоской жемчужного орнамента вокруг шейки понизу, вначале принятый за характеризующий новоданиловскую керамику, оказался импортом из Закубанья, где это типичная домайкопская посуда.

Поселения носителей новоданиловской культуры остаются неизвестны археологам. Полагают, что это были сезонные стоянки подвижных скотоводов, разводивших мелкий и крупный рогатый скот (кости есть в погребениях). Наличие коня в стаде постулировано только исходя из «конеголовых скипетров», что подвергается сомнению.

Антропологические данные указывают, что новоданиловское население было потомками неолитического населения юга Украины.

Крупный современный специалист по энеолиту Украины Ю. Рассамакин включет новоданиловские памятники с суворовскими в свою скелянскую культуру.

Новоданиловская культура-1

Инвентарь могильников новоданиловского типа: из камня и кремня: 1,2— ножи; 3 — наконечник копья; 4 — наконечник дротика; 5, 8 — долота; из меди: 1,9 — браслеты; 10 — подвеска; 12 — обоймица; 13 — бусы; 15 — трубчатые пронизки; 6 — зооморфное навершие из кости; 11 — бляшка из ракушки; 14, 16 — сосуды

 

Новоданиловская культура

Балкано-Карпатская металлургическая провинция эпохи энеолита. Археологические культуры, памятники и очаги металлопроизводства: 1 — культура Лендьел; 2 — культура Тисаполгар-Бодрогкерестур; 3 — культура Винча Д; 4 — культура Криводол-Сэлкуца; 5 — культура Гумельнида (очаг металлургии); 6 — культура Кукутени- Триполье (очаг металлообработки); 7 — памятники новоданиловского типа (очаг металлообработки); 8 — культура Средний Стог II (очаг металлообработки); 9 — Хвалынские могильники (очаг металлообработки); 10— границы БКМП; 11— предполагаемые границы

 

Фото скипетрыов взято из «Энциклоредии трипольской культуры», две другие иллюстрации – из учебника Янина и др.  «Археология», раздел, из которого они взяты, написан Н. В. Равдиной.

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015