Доска объявлений

150 лет развития исторической краниологии в Московском университете

Организаторы семинара АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДЫ: 110 лет на Моховой объявили о замене:

Вместо объявленного ранее доклада 29 ноября 2017 года в 14 часов 30 минут состоится доклад С.Г.Ефимовой на тему:  «150 лет развития исторической краниологии в Московском университете».
Тезисы доклада:

                                    С.Г. Ефимова

150 лет развития исторической краниологии в

Московском университете.

Датой официального признания антропологии как нового научного направления в Московском университете, можно считать 1867 год, когда была опубликована и принята Ученым Советом в качестве докторской диссертации  монография А.П. Богданова «Материалы для антропологии курганного периода в Московской губернии». В докладе кратко рассмотрена деятельность основанного в 1864 г. Антропологического отдела Общества любителей естествознания и  личный вклад А.П. Богданова в изучение антропологического разнообразия древнего населения России. Заложенные А.П. Богдановым методологические и гуманистические  традиции этого научного направления, которое он называл «исторической краниологией» успешно продолжались на протяжении последующих лет развития отечественной науки о человеке.

Важнейшим этапом была подготовка (1941) и публикация Г.Ф. Дебецом [Дебец, 1948] первой сводки по палеоантропологии СССР. Советская палеоантропологическая школа, формирование которой возглавил этот выдающийся ученый, по масштабам и методическому уровню исследований, глубине проблематики, в том числе и исторической, имела заслуженный авторитет в мировой науке.

Антропологические учреждения Московского университета внесли свой значительный вклад в копилку знаний об антропологии древнего населения Северной Евразии. Это труд нескольких поколений ученых, хранителей, реставраторов, воплощенный в уникальном кранио-остеологическом фонде Музея антропологии МГУ, статьях и монографиях, лекционных курсах и музейных экспозициях.  Современный методический и технологический спектр изучения палеоантропологических материалов существенно расширился, историческая проблематика уступает место палеоэкологической. На наш взгляд, в новой парадигме палеоантропологического знания имеется ряд проблем, требующих вдумчивого обсуждения.

 

55-й конгресс антропологического общества Сербии

 

55-й КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА СЕРБИИ ПРОЙДЕТ 23 — 27 мая 2018 г. в ЗЛАТИБОРЕ

Темы, которые будут представлены на конгрессе:

Физическая антропология популяций;

Демографические и популяционные проблемы;

Антропогенетика;

Криминалистическая антропология;

Спортивная антропология;

Социо-культурная антропология;

Прикладная антропология;

Биоэтика.

Информацию о подаче тезисов, регистрационном взносе и др. смотрите здесь:

First Call

Требования к оформлению тезисов:

THE TITLE OF THE PAPER (FONT TIMES NEW ROMAN, CAPS LOCK, BOLD, FONT SIZE 14)

 Name and surname of the authors (font Times New Roman size12, Normal,)

Name and address of the institution (font Times New Roman size 12, Italic,)

Abstracts-from 150 to 250 words, font Times New Roman size 12, Normal Font, single spacing

Key words: the first word; the second; the third. (from 3 to 5 words)

 

Sekcija (Section)                                                 ☒Način prezentacije (Presentation)

☐Humana biologija (Human biology)                                             ☐ oralno (oral)

☐Biomedicinska antropologija (Biomedical anthropology)             ☐ poster (poster)

☐Forenzička antropologija (Forensic anthropology)

☐Sportska antropologija (Sport anthropology)

☐Socio-kulturna antropologija (Socio-cultural anthropology)

«Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

Омский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

Информационное письмо № 1

 

 Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в LVIII Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК-58) «Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты», которая состоится 16-21 апреля 2018 г. в г. Омск на базе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

К участию в конференции приглашаются студенты, магистранты, аспиранты и молодые исследователи из России и зарубежья.

Работу планируется провести по следующим направлениям:

  1. Историография, теория и методология археологии.
  2. Палеолит-мезолит.
  3. Неолит-энеолит.
  4. Бронзовый век.
  5. Ранний железный век.
  6. Средневековье и Новое время.
  7. Антропология, этнология и этноархеология.
  8. Музееведение и охрана культурного наследия.
  9. Информационные технологии в археологических и этнологических исследованиях.

Оргкомитет:

Директор ОФ ИАЭТ СО РАН, д-р ист. наук, проф., зав. кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Н.А. Томилов; канд. ист. наук, доц. С.Н. Корусенко, канд. ист. наук, доц. И.В. Толпеко, канд. ист. наук, доц. Т.А. Горбунова.

Оргкомитет принимает предложения и заявки по тематике круглых столов, проведение которых планируется в ходе работы конференции.

Для участия в конференции необходимо подать заявку с темой доклада до 20 ноября 2017 г. для подачи проекта на конкурс грантов РФФИ. Адрес электронной почты: raesk58@yandex.ru. Тезисы докладов будут приниматься до 31 января 2018 года. Требования для оформления тезисов будут изложены во втором информационном письме. Тезисы, поступившие, после 31 января 2017 года к публикации приниматься не будут. При этом за участником сохраняется право очного выступления с докладом на конференции.

Информация о маршруте проезда и условиях проживания будут сообщены в следующих информационных письмах.

Контактные данные.

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского:

Светлана Николаевна Корусенко: tomil65@rambler.ru

Ирина Васильевна Толпеко: itolpeko@yandex.ru

Татьяна Александровна Горбунова: GorbunovaTA@omsu.ru

 

Форма заявки

Ф.И.О. (полностью)

Место учебы/работы (ВУЗ, курс, год магистратуры/аспирантуры, должность)

Тематическое направление

Тема доклада (публикации)

Научный руководитель (Ф.И.О., ученая степень и звание, место работы, должность)

Контактный телефон, адрес электронной почты

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Нижнемихайловская культура

Нижнемихайловская культура

Нижнемихайловская культура – названа по нижнему из трех слоев Михайловского поселения, раскопанного на севере Херсонщины на Днепре в 50-е годы ХХ века Е. Ф. Лагодовской с сотрудниками Киевского института археологии и опубликованного ими в 1962 году. Два верхних слоя принадлежали предъямному и ямному поселению (в ямном слое — укрепленному, с прямоугольными домами), а нижний дал совершенно иную культуру. Иной тип жилища – большие продолговатые полуземлянки с открытыми очагами и кровлей на столбах. Иная керамика – не яйцевидная, как типичные ямные горшки, а плоскодонная, раздутая в средней части, с довольно высокими, чуть отогнутыми шейками, внизу шейки иногда валик «воротничок»). На шейках орнамент насечками и шнуровой – параллельными линиями. В основном горшки, реже – миски. Она лепная, с примесью толченых ракушек, с темной подлощеной поверхностью.

 

Нижнемихайловская

Рисунок слоев Михайловского городища, нижний — Нижнемихайловская культура (Лагодовская Е. Ф. (Лагодовська О Ф.) и др. «Михайлiвське поселення»)

В 70-е годы участница команды Лагодовской О. Г. Шапошникова и Д. Я. Телегин выделили памятники нижнемихайловсого типа, а В. Н. Даниленко заговорил об особой южно-степной (азово-черноморской) линии развития энеолита, параллельной ямной культуре. Относится нижнемихайловская культура к среднему медному веку (начало и первая четверть IV тыс. до н. э., 3800 — 3500). Современная исследовательница Н. С. Котова считает, что культура эта начинается раньше, ее даты: 4150 – 3650 до н. э., и она синхронна Триполью BII.

Для степной культуры очень важно наличие продуктов земледелия (пшеница-двузернянка, ячмень, просо) и состав стада: преобладает мелкий рогатый скот: 65%, а крупный лишь 16,3%, но это выглядит совсем иначе в пересчете на мясо: мелкий рогатый скот 15%, а крупный 57, конь и свинья (по 7,3% особей, 11% в пересчете на мясо). Но скот разводили скорее для шерсти и молока, причем свинья свидетельствует о малоподвижном образе жизни. Так что нижнемихайловская не относится к культурам чисто пастушеского типа.

За последующие десятилетия после ее выделения был выявлен ряд подкурганных и грунтовых (бескурганных) погребений, причисленных к нижнемихайловской культуре. По Ю. Я. Рассамакину они распространены от Нижнего Дуная до р. Молочной, то есть охватывают южную полосу причерноморско-азовских степей. По Н. С. Котовой, однако, территория культуры более сжатая: только Нижнее Поднепровье и Нижнее Побужье. И. В. Манзура также не распространяет нижнемихайловскую культуру на Северо-Западное Причерноморье, отводя там спорные памятники выделенному им бессарабскому варианту культуры Чернавода I (очень схожей с нижнемихайловской)

Погребения эти — овальные ямы со скорченными на боку скелетами, с одной рукой – протянутой к коленям, а другой – подогнутой и положенной на бок. Это новый погребальный обряд, его не было до того ни в степях, ни в зоне обитания земледельцев (зато он очень распространен в степном бронзовом веке). В майкопской культуре Кавказа покойники тоже были скорчены, но с руками, расположенными перед лицом. В западной части этих погребений (если понимать культуру широко) есть трипольская керамика, но погребальный обряд трипольцев нам вообще неизвестен (по-видимому, он не был связан с захоронением в земле).

Могильные ямы окружены кромлехами, грунтовые – каменными, а подкурганные – деревянными, со следами огня. С этой культурой связывают и первое появление в Причерноморье антропоморфных стел.

Сама традиция сопровождать погребения керамикой – также прежде была чужда степи и, как полагают, явилась результатом влияния земледельцев на ритуалы степняков. Откуда – из трипольской культуры, из майкопской или какой-то третьей, неясно. Котова считает, что многие черты этой культуры развились из несколько более ранней и расположенной севернее дереивской культуры: примесь раковин в глине, высокие шейки горшков, миски, погребальные сооружения – курганы и бескурганные могилы и др. Но особенно важной она считает воздействие восточного варианта культуры Гумельницы (памятники типа Болград-Алдень II в низовьях Дуная). Многие указывают на сходство нижнемихайловской культуры с Чернаводой I, причем одни ведут Чернаводу из нижнемихаловской, другие —  наоборот, выводят нижнемихайловскую из Чернаводы (спор упирается в различные хронологии той и другой культур).  Но похоже, то они одновременны и образуют один феномен. Если же говорить о его корнях, то скорее есть местные корни у Чернаводы, чем у нижнемихайловской. То есть можно предположить  быстрое распространение сформировавшегося за Дунаем феномена до Днепра.

Любопытно, что форма погребального ритуала (положение покойника), курган и шнуровой орнамент затем проявились в ямной и других культурах бронзового века степей. Так что нижнемихайловский компонент должен быть учтен при решении вопроса о происхождении ямной культуры.

 

karta-11-500x475

Карта памятников археологических культур второй половины IV — начала III тысячелетия до н.э. Значки в форме прямоугольника — нижнемихайловская культура. (Археология УРСР 1971 г.)

 

ЛСК

 

 

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015