Доска объявлений

«Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»

Антропологический семинар Центра Физической антропологии, Ленинский пр. 32А, 26 октября четверг, 14.00

Дорогие коллеги,

приглашаем вас на очередной антропологический семинар Центра Физической антропологии ИЭА РАН
 в четверг 26 октября в 14.00.
 В связи с ремонтом на Вавилова 37А семинар будет проходить в «башне» на Ленинском проспекте 32А в Музее Хорезма на 19 этаже.   

С сообщением «Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»
выступит сотрудник Центра физической антропологии ИЭА РАН Таисия Александровна Сюткина.

Обращаем внимание коллег, не имеющих постоянного пропуска в здание Президиума РАН: пожалуйста, проинформируйте нас заранее о своем желании посетить семинар, чтобы мы могли заказать разовый пропуск для прохода в здание.

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Нижнемихайловская культура

Нижнемихайловская культура

Нижнемихайловская культура – названа по нижнему из трех слоев Михайловского поселения, раскопанного на севере Херсонщины на Днепре в 50-е годы ХХ века Е. Ф. Лагодовской с сотрудниками Киевского института археологии и опубликованного ими в 1962 году. Два верхних слоя принадлежали предъямному и ямному поселению (в ямном слое — укрепленному, с прямоугольными домами), а нижний дал совершенно иную культуру. Иной тип жилища – большие продолговатые полуземлянки с открытыми очагами и кровлей на столбах. Иная керамика – не яйцевидная, как типичные ямные горшки, а плоскодонная, раздутая в средней части, с довольно высокими, чуть отогнутыми шейками, внизу шейки иногда валик «воротничок»). На шейках орнамент насечками и шнуровой – параллельными линиями. В основном горшки, реже – миски. Она лепная, с примесью толченых ракушек, с темной подлощеной поверхностью.

 

Нижнемихайловская

Рисунок слоев Михайловского городища, нижний — Нижнемихайловская культура (Лагодовская Е. Ф. (Лагодовська О Ф.) и др. «Михайлiвське поселення»)

В 70-е годы участница команды Лагодовской О. Г. Шапошникова и Д. Я. Телегин выделили памятники нижнемихайловсого типа, а В. Н. Даниленко заговорил об особой южно-степной (азово-черноморской) линии развития энеолита, параллельной ямной культуре. Относится нижнемихайловская культура к среднему медному веку (начало и первая четверть IV тыс. до н. э., 3800 — 3500). Современная исследовательница Н. С. Котова считает, что культура эта начинается раньше, ее даты: 4150 – 3650 до н. э., и она синхронна Триполью BII.

Для степной культуры очень важно наличие продуктов земледелия (пшеница-двузернянка, ячмень, просо) и состав стада: преобладает мелкий рогатый скот: 65%, а крупный лишь 16,3%, но это выглядит совсем иначе в пересчете на мясо: мелкий рогатый скот 15%, а крупный 57, конь и свинья (по 7,3% особей, 11% в пересчете на мясо). Но скот разводили скорее для шерсти и молока, причем свинья свидетельствует о малоподвижном образе жизни. Так что нижнемихайловская не относится к культурам чисто пастушеского типа.

За последующие десятилетия после ее выделения был выявлен ряд подкурганных и грунтовых (бескурганных) погребений, причисленных к нижнемихайловской культуре. По Ю. Я. Рассамакину они распространены от Нижнего Дуная до р. Молочной, то есть охватывают южную полосу причерноморско-азовских степей. По Н. С. Котовой, однако, территория культуры более сжатая: только Нижнее Поднепровье и Нижнее Побужье. И. В. Манзура также не распространяет нижнемихайловскую культуру на Северо-Западное Причерноморье, отводя там спорные памятники выделенному им бессарабскому варианту культуры Чернавода I (очень схожей с нижнемихайловской)

Погребения эти — овальные ямы со скорченными на боку скелетами, с одной рукой – протянутой к коленям, а другой – подогнутой и положенной на бок. Это новый погребальный обряд, его не было до того ни в степях, ни в зоне обитания земледельцев (зато он очень распространен в степном бронзовом веке). В майкопской культуре Кавказа покойники тоже были скорчены, но с руками, расположенными перед лицом. В западной части этих погребений (если понимать культуру широко) есть трипольская керамика, но погребальный обряд трипольцев нам вообще неизвестен (по-видимому, он не был связан с захоронением в земле).

Могильные ямы окружены кромлехами, грунтовые – каменными, а подкурганные – деревянными, со следами огня. С этой культурой связывают и первое появление в Причерноморье антропоморфных стел.

Сама традиция сопровождать погребения керамикой – также прежде была чужда степи и, как полагают, явилась результатом влияния земледельцев на ритуалы степняков. Откуда – из трипольской культуры, из майкопской или какой-то третьей, неясно. Котова считает, что многие черты этой культуры развились из несколько более ранней и расположенной севернее дереивской культуры: примесь раковин в глине, высокие шейки горшков, миски, погребальные сооружения – курганы и бескурганные могилы и др. Но особенно важной она считает воздействие восточного варианта культуры Гумельницы (памятники типа Болград-Алдень II в низовьях Дуная). Многие указывают на сходство нижнемихайловской культуры с Чернаводой I, причем одни ведут Чернаводу из нижнемихаловской, другие —  наоборот, выводят нижнемихайловскую из Чернаводы (спор упирается в различные хронологии той и другой культур).  Но похоже, то они одновременны и образуют один феномен. Если же говорить о его корнях, то скорее есть местные корни у Чернаводы, чем у нижнемихайловской. То есть можно предположить  быстрое распространение сформировавшегося за Дунаем феномена до Днепра.

Любопытно, что форма погребального ритуала (положение покойника), курган и шнуровой орнамент затем проявились в ямной и других культурах бронзового века степей. Так что нижнемихайловский компонент должен быть учтен при решении вопроса о происхождении ямной культуры.

 

karta-11-500x475

Карта памятников археологических культур второй половины IV — начала III тысячелетия до н.э. Значки в форме прямоугольника — нижнемихайловская культура. (Археология УРСР 1971 г.)

 

ЛСК

 

 

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015