Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Натуральный ряд археологии

Натуральный ряд археологии

«Натуральный ряд археологии». Фигуральное выражение, которым современные российские археологи (В. С. Бочкарев, Л. С. Клейн) обозначают наиболее употребительные виды археологических объектов, упорядоченные по полноте отражения функциональных связей (в исчезнувшей культуре) и, следовательно, по богатству культурно-познавательных возможностей, предоставляемых объектами исследователю.

Примерно с середины ХХ века археологи, интересующиеся теоретическими проблемами классификации, расположили в ряд три таких таксона: признактип – (археологическая) культура. В докладе на конференции 1974 г. по классификации Клейн заметил, что таких иерархических уровней не три, а пять и каждому таксону определенного уровня соответствует типовой конкретный археологический объект этого уровня. Скажем, типу соответствует артефакт: ведь, грубо говоря, обобщением и абстрагированием артефактов и является тип. А культуре (археологической) соответствует замкнутый комплекс – грубо говоря, обобщением комплексов является культура. В «Археологической типологии» 1991 года Клейн увеличил число уровней до семи.

Итак, различимы семь уровней конкретных археологических объектов. Виды конкретных объектов, выражающие эту иерархию, образуют «на­туральный ряд археологии»: след фрагмент деталь артефакт (це­лый предмет) — стратема комплекс памятник. На этой основе выработаны соответствующие абстрактные понятия, таксоны группирования.

Поскольку конкретные объекты располагаются на семи уровнях, типологические абстракты тоже конструируются на семи уровнях интеграции — соответ­ственно тому, чего каждый из семи видов конкретных объектов, определяющих эти уровни, позволяет достичь в идеализации. Таким образом, в типоло­гии иерархия основных видов абстрактов насчитывает семь ступеней: черта (элемент) — мод (модификация) — мерон тип горизонт/се­рия археологическая культура надкультурное образование (куль­турная формация).

Это не иерархия однопорядковых таксонов, ибо здесь прослеживается повышение уровня интеграции, тогда как там всего лишь рост объема по­нятий (расширение охвата объектов). Но каждое из звеньев данной иерар­хии может послужить и звеном в иерархии таксонов соответствующего по­рядка (например, «культура» в ряду: вариант культуры культура группа культур).

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015