Аналогия
Аналогия (в археологии) – это понятие применяется в археологии в двух весьма различных смыслах.
1) Аналогия как схожий объект, если сходство обусловлено сближением чужих друг другу форм на основе проявления универсальных законов (если схожие формы не чужие друг другу, а родственные, то это уже не аналогия, а гомология — например, отливки из одной и той же формы, или две формы из одной мастерской). Очень часто новая находка оказывается не совсем ясной с точки зрения ее функционального назначения, культурной принадлежности, хронологии и типа. Первым побуждением археолога является припомнить такую же или схожую находку с уже проделанными определениями. Как говорят, найти аналогию. То же требуется и при формировании типа или класса, при определении его ареала. Поиски аналогий – обычное занятие археологов. Строго говоря, ищут не аналогии вещам, а аналоги.
Проблемы здесь представляют определение меры сходства и различия, выяснение причин сходства и «проблема Дальтона (Долтона)» — отличение от аналогии от гомологии: не вызвано ли сходство просто тем, что это варианты той же самой вещи, одного происхождении – тогда это не аналогия (схождение вещей разного происхождения), а почти тождество (гомология).
Среди аналогий важны два вида:
а) «конвергентные» сходства – конвергенции, обусловленные вдобавок (к действию универсальных законов) однотипностью среды или обстоятельств, и
б) «параллели», обусловленные вдобавок (к действию универсальных законов) синстадиальностью (термин «параллели» расплывчат и имеет размытые границы, нередко совпадая с «аналогией» как объектом).
2) Аналогия как способ мышления – умозаключение по аналогии. Это не строгое мышление, не доказательство, но наводка на истину. По сходству одних аспектов между объектами мы заключаем, что и некие другие аспекты, вероятно, схожи. Степень вероятности определяется приблизительно.
В археологии роль таких умозаключений очень велика. Ведь о явлениях прошлого, выступающих в наших находках, мы можем судить только потому, что какими-то своими качествами эти находки похожи на современные наши вещи и сооружения или на этнографические предметы, имеющиеся у отсталых народностей, и мы по этому сходству заключаем о том, что эти находки схожи с этими современными предметами и в других отношениях, то есть имели ту же или схожую функцию. Это проблема этнографических аналогий или этнографических параллелей. Этим двум терминам (аналогии и параллели) иногда придают различные оттенки (аналогии – сходства в предметах и моментальных явления, параллели – в обычаях, обрядах и процессах), но часто оба термина употребляют одинаково, без различения.