Генофонд.рф /
Словарик /
Нижнемихайловская культура
Нижнемихайловская культура
Нижнемихайловская культура – названа по нижнему из трех слоев Михайловского поселения, раскопанного на севере Херсонщины на Днепре в 50-е годы ХХ века Е. Ф. Лагодовской с сотрудниками Киевского института археологии и опубликованного ими в 1962 году. Два верхних слоя принадлежали предъямному и ямному поселению (в ямном слое — укрепленному, с прямоугольными домами), а нижний дал совершенно иную культуру. Иной тип жилища – большие продолговатые полуземлянки с открытыми очагами и кровлей на столбах. Иная керамика – не яйцевидная, как типичные ямные горшки, а плоскодонная, раздутая в средней части, с довольно высокими, чуть отогнутыми шейками, внизу шейки иногда валик «воротничок»). На шейках орнамент насечками и шнуровой – параллельными линиями. В основном горшки, реже – миски. Она лепная, с примесью толченых ракушек, с темной подлощеной поверхностью.
Рисунок слоев Михайловского городища, нижний — Нижнемихайловская культура (Лагодовская Е. Ф. (Лагодовська О Ф.) и др. «Михайлiвське поселення»)
В 70-е годы участница команды Лагодовской О. Г. Шапошникова и Д. Я. Телегин выделили памятники нижнемихайловсого типа, а В. Н. Даниленко заговорил об особой южно-степной (азово-черноморской) линии развития энеолита, параллельной ямной культуре. Относится нижнемихайловская культура к среднему медному веку (начало и первая четверть IV тыс. до н. э., 3800 — 3500). Современная исследовательница Н. С. Котова считает, что культура эта начинается раньше, ее даты: 4150 – 3650 до н. э., и она синхронна Триполью BII.
Для степной культуры очень важно наличие продуктов земледелия (пшеница-двузернянка, ячмень, просо) и состав стада: преобладает мелкий рогатый скот: 65%, а крупный лишь 16,3%, но это выглядит совсем иначе в пересчете на мясо: мелкий рогатый скот 15%, а крупный 57, конь и свинья (по 7,3% особей, 11% в пересчете на мясо). Но скот разводили скорее для шерсти и молока, причем свинья свидетельствует о малоподвижном образе жизни. Так что нижнемихайловская не относится к культурам чисто пастушеского типа.
За последующие десятилетия после ее выделения был выявлен ряд подкурганных и грунтовых (бескурганных) погребений, причисленных к нижнемихайловской культуре. По Ю. Я. Рассамакину они распространены от Нижнего Дуная до р. Молочной, то есть охватывают южную полосу причерноморско-азовских степей. По Н. С. Котовой, однако, территория культуры более сжатая: только Нижнее Поднепровье и Нижнее Побужье. И. В. Манзура также не распространяет нижнемихайловскую культуру на Северо-Западное Причерноморье, отводя там спорные памятники выделенному им бессарабскому варианту культуры Чернавода I (очень схожей с нижнемихайловской)
Погребения эти — овальные ямы со скорченными на боку скелетами, с одной рукой – протянутой к коленям, а другой – подогнутой и положенной на бок. Это новый погребальный обряд, его не было до того ни в степях, ни в зоне обитания земледельцев (зато он очень распространен в степном бронзовом веке). В майкопской культуре Кавказа покойники тоже были скорчены, но с руками, расположенными перед лицом. В западной части этих погребений (если понимать культуру широко) есть трипольская керамика, но погребальный обряд трипольцев нам вообще неизвестен (по-видимому, он не был связан с захоронением в земле).
Могильные ямы окружены кромлехами, грунтовые – каменными, а подкурганные – деревянными, со следами огня. С этой культурой связывают и первое появление в Причерноморье антропоморфных стел.
Сама традиция сопровождать погребения керамикой – также прежде была чужда степи и, как полагают, явилась результатом влияния земледельцев на ритуалы степняков. Откуда – из трипольской культуры, из майкопской или какой-то третьей, неясно. Котова считает, что многие черты этой культуры развились из несколько более ранней и расположенной севернее дереивской культуры: примесь раковин в глине, высокие шейки горшков, миски, погребальные сооружения – курганы и бескурганные могилы и др. Но особенно важной она считает воздействие восточного варианта культуры Гумельницы (памятники типа Болград-Алдень II в низовьях Дуная). Многие указывают на сходство нижнемихайловской культуры с Чернаводой I, причем одни ведут Чернаводу из нижнемихаловской, другие — наоборот, выводят нижнемихайловскую из Чернаводы (спор упирается в различные хронологии той и другой культур). Но похоже, то они одновременны и образуют один феномен. Если же говорить о его корнях, то скорее есть местные корни у Чернаводы, чем у нижнемихайловской. То есть можно предположить быстрое распространение сформировавшегося за Дунаем феномена до Днепра.
Любопытно, что форма погребального ритуала (положение покойника), курган и шнуровой орнамент затем проявились в ямной и других культурах бронзового века степей. Так что нижнемихайловский компонент должен быть учтен при решении вопроса о происхождении ямной культуры.
Карта памятников археологических культур второй половины IV — начала III тысячелетия до н.э. Значки в форме прямоугольника — нижнемихайловская культура. (Археология УРСР 1971 г.)
ЛСК