Эволюционизм
Течение в археологии, основанное на идее эволюции общества и культуры. Возникло в тесной связи с эволюционизмом в социокультурной антропологии в 700-е годы XIX века, т. е. несколько позже эволюционизма в других науках – астрономии, геологии, биологии. Противоположная концепция частично отражала предшествующее состояние умов, а частично развивалась как реакция на эволюционизм – с упором на изменение спазматическое, состоящее из рывков, перемежающихся с неподвижностью. Это, с одной стороны, креационизм (учение о божьем творении мира и человека) а в науке – антиэволюционизм, а с другой стороны – учение о революциях, осуждавшее эволюционизм за тезис о постепенности развития и связывавшее его с политическим реформизмом, нерешительным, по мнению революционеров.
Везде эволюционизм порождал сравнительно-исторические методы (сравнивались разные стадии и разные народы – эволюционизм признавал неравномерность развития, запаздывание одних по сравнению с другими, но все проходили одни и те же этапы.
В археологии это течение, лидерами которого были француз Мортилье и англичанин Питт-Риверс, подразумевало универсальные законы и повсеместно постепенную цепь всё более совершенных культур (т. е. прогресс), с установлением преемственности между ними и постепенности переходов, вырастанием новой стадии из предшествующей. А там где этого не удавалось установить, предполагалось недостающее звено – missing link. Правда, как бы ни заполнялись лакуны, эти missing link всё не удавалось обнаружить, и эволюционизм был потеснен другими учениями.
Но идея оставалась чрезвычайно популярной в археологии. В середине XX века возник неоэволюционизм, отличавшийся от классического эволюционизма ориентацией на перестройку биологии (появление генетики и законов наследственности), влиянием марксизма – подвижкой в сторону материализма и учета революционных сдвигов, признанием многолинейности развития. Лидерами этого движения в археологии были англичанин Чайлд и американцы Брейдвуд и Роберт Эдамс.
К концу века течение это ослабело, но получило новый стимул от биологии, где сформировалась синтетическая теория эволюции. Это несколько изменило ориентиры культур-антропологов и археологов. Они ввели в свои рассуждения социокультурный аналог гена – мем. Раньше они ориентировались на Спенсера, теперь повернули к Дарвину, положив селекцию и конкуренцию мемов в основу эволюции. Так сформировалось течение, которое Клейн окрестил Третьим Эволюционизмом. Основными движущими силами развития у него считаются изменения в экологии и демографии.