Эволюция
(от лат. evolutio ‘развертывание’) Естественный процесс изменения (преимущественно необратимого и преимущественно постепенного) в природе и обществе, охватывающий в доступном нам мире всё. В эволюции обычно непроизвольно подразумевается прогрессивная направленность, движение в сторону усложнения то есть развитие. Идея постоянных изменений старая, существовала у древних греков, но к XVII – XVIII векам сложилось представление о «лестнице существ» — от насекомых до человека (и ангелов). В конце XVIII века осмысление этой лестницы породило идею движения снизу вверх, ко все более успешным и способным видам. В середине XIX века естествоиспытатель Чарлз Дарвин объяснил изменение видов изменчивостью, наследственностью и естественным отбором наиболее приспособленных (по образцу селекции в хозяйстве), хотя слово «эволюция» он не применял. Слово это пропагандировал английский философ Спенсер и особенно французский физиолог Шарль Летурно.
Теория Дарвина (дарвинизм) вызвала и продолжает вызывать особенно много нападок (потому что постулировала происхождение человека от обезьяноподобного предка и нанесла колоссальный удар по библейскому креационизму), но она подтвердила свою состоятельность и вошла составной частью в современную синтетическую теорию эволюции (дарвинизм + популяционная генетика).
Однако сомнения в состоятельности концепции эволюции состоят вовсе не в слабости доказательств Дарвина (Дарвин-то не поколеблен, его доказательства лишь подкреплены генетикой). Сомнения связаны со смыслом эволюции и с ее целенаправленностью. Во-первых, никто не мог измерить соотношение в мире процессов эволюции и противоположных – революций и деградации. Во-вторых, нарастание совершенства и сложности вовсе не генеральный путь развития – полно других изменений. Улучшение жизни? Кому-то улучшение, другим ухудшение. В чем-то улучшение, в чем-то ухудшение. Наконец, приспособляемость не означает усложнение и увеличение способностей. Могут побеждать и более простые, примитивные организмы (и народы). Поэтому скептики (Классен и др.) предложили ограничить эволюцию просто изменением. Но это уже не эволюция.
Думается, что общий взгляд на эволюцию всё-же убеждает, что общий ход эволюции направлен в сторону доминирования более сложных и способных, разумного человека над неразумным зверьем. По крайней мере, до общемировой катастрофы. В этом смысле эволюция – ограниченный феномен. Она ограничена и в том, что процессы эволюции постоянно сопровождаются процессами деградации и перемежаются с ними. В археологическом материале мы это наблюдали не раз (хотя бы гибель микенской цивилизации и наступление Темных веков).
В археологии понятие эволюции занимает огромное место. Им определяется вся череда форм человека на протяжении преистории. Разумеется, много внимания в археологии сосредоточено на социальной версии этого понятия, связанной с развитием общества и культуры (Коротаев 2003). Вокруг этого понятия вертятся также основные дискуссии в истории археологии при формировании концепций эволюционизма, антиэволюционизма, неоэволюционизма и третьего эволюционизма, и похоже, что идея эволюции оказывается самой живучей из формирующих концепции археологии в новое время.