Доистория
Доистория. Старое название истории первобытного общества. Оно было основано на представлении, что история начинается там же, где и цивилизация — с введения письменности, то есть с формирования письменных источников. Переход к представлению о том, что весь ход развития человечества является историческим процессом и охвачен историей, привел к отвержению понятия доистория для описания жизнедеятельности первобытных людей, и в марксистской науке возникло понятие история первобытного общества, выделяемое не по харакеристике источников, а по характеристике общества – родоплеменной быт, отсутствие частной собствеенности и классов, отсутстсвие государства и т. п. Однако на Западе продолжало фигурировать выделение не только отрезка истории по характеристикам исследоуемого общества, но и деление истории как науки – по характеру источников – на историю, протоисторию и преисторию, причем преистория (та же доистория, только на западных языках) выделялась по отсутствию письменных источников (протоистория характеризуется освещением чужими письменными источниками, например, для Северной Европы – греческими и латинскими). Распространение и (у нас) акцентирования истории как науки, как средства познания (а не только его результата) привело к росту употребления термина «преистория» и у нас. Иностранное происхождение как-то затмило буквальный смысл — что это то, что до истории. А слово «доистория», «доистоический» стало употребляться как бытовое обозначение глубокой древности.