Доска объявлений

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Джемдет-Наср

Джемдет-Наср

Джемдет-Наср, период Джемдет-Наср, культура Джемдет-Насра, ниневийский период (Ниневия 5), Урук III, протописьменный период  — культура и период в развитии шумерской цивилизации совпадающий с началом бронзового века, перед ранне-династическим периодом истории Шумера. Назван(а) по раскопанному неподалеку от Вавилона земледельческому поселению Джемдет-Наср, один из слоев которого содержал эту культуру. Она следует за урукской культурой и предшествует шумерской раннединастической. Памятник копали с 1926 года англичане С. Лэнгдон, Г. Филд и Э. Маккэй, раскопки проводились небрежно, и материалы рассредоточены по разным музеям. С конца 1980-х годов раскопки возобновили Р. Мэтьюс и др.

Период был кратковременным, датируется около 30-го в. до н. э. (не шире, чем 3100 – 2900 до н. э., по менее популярной короткой хронологии: 2850 – 2750 гг. до н.э.). Именно в этот период на юге Месопотамии зарождается цивилизация (шумерская): возникает письменность и мелкие поселения превращаются в города. В Северной Месопотамии это период Ниневия 5, на территории Омана – хафитский период.

 

shumer

Архитектура Джемдет-Насра сохраняет и развивает традиции предшествующего периода, но в материал для строительства входит уже обожженный кирпич. Рост материального богатства на основе ирригации приводит к социальному расслоению. Свидетельством являются развалины дворца в Джемдет-Насре размером 92 х 48 м. По-прежнему применяется мозаичная орнаментация из конусов с цветными шляпками, но она наносится уже не по всей поверхности стен, а выборочно, по горизонтальным панелям. В Уруке в это время уже, видимо, существует новый тип месопотамского храма — зиккурат, посвященный богу Ану. Зиккурат образовался спонтанно – из постановки храма на платформу, а на его руинах – нового храма. В Хафадже построен храм бога луны Сина.

Скульптура – сфера новаций. Вместо портативных женских статуэток в храмах находят вотивные статуэтки богомольцев. Появляется каменная скульптура, чего раньше не было. Изображаются укрощение хищников, нападение львов на быков, дикие кабаны, овцы. Они представлены в виде скульптуры или вырезаны в рельефе на каменных плитах. На каменных вазах и чашах высотой более метра резьба с разными сюжетами.

mini_2

Вотивные статуэтки богомольцев.

Jemdet-Nasr-1

 

 

 

 

 

 

 

SONY DSCджемдет наср 3000Sitting_bull_Louvre_AO7021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способ погребения установлен Л.Вулли по раскопкам слоя Джемдет-Наср в Уре. Могильник располагался в городе, могилы теснятся густо, одна над другой, нарушая соседние, причем когда такое происходило, предшествующую могилу грабили, а кости без жалости уничтожали. Могилы ориентированы по линии ССВ – ЮЮЗ. Скелеты сильно скорчены, иногда коленями к лицу, а в руках у покойного чашка. Накрыты циновками. И высоко над могилами – сосуды, перевернутые кверху дном. При погребениях сначала шли большие глиняные сосуды, накрытые перевернутыми чашами, потом всё чаще каменные сосуды, и, наконец, сплошь каменные – из привозных стеатита, диорита и алебастра. Ни в одной могиле на найдено оружия или орудий, только бусины ожерелий и браслетов.

Керамика в основном продолжает традиции урукской, даже возрождаются более древние традиции расписной керамики. Но сосуды сделаны уже на быстром гончарном круге. Орнамент геометрический или фигурами людей и животных, главным образом птиц и козлов, нанесен на бурую поверхность двумя красками – черной и красной. Однако расписана лишь парадная посуда, которой немного, вся остальная керамика – без орнамента.  Появляются и сосуды из фаянса.

 

i_034

Глиняный расписной сосуд с человеческими фигурами. Джемдет-Наср. Рубеж IV–III тыс. до н. э.;

image109

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i_035

сосуд с рельефным изображением львов и быков. Урук, период Джемдет-Наср. Нач. III тыс. до н. э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некоторые иероглифы клинописи имеют вид глиняных горшков, и отсюда археологи узнают  назначение разных форм сосудов: какие для молока, какие – для пива, а какие для благовоний, сыпучих тел или жертвенных возлияний.

Печати такие же цилиндрические, как и в урукский период, их религиозные и светские сюжеты те же, только больше пейзажных сцен. Но реалистический стиль урукского периода сменяется линейно-схематическим, который и назван «стилем Джемдет-Наср». Цилиндрические печати этого стиля распространены и за пределами Месопотамии — в Иране, Сирии и Египте. По ним (в числе прочего) синхронизируют культуры этих разных регионов.

 

T__c6872f31db62Cult_scene_god-ship_Louvre_AO6605

 

 

 

 

 

184563142239181450510294_113e3b4c48304f-203e41413839413a304f-4d3d46383a3b3e3f3534384f-223e3c-8-833

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменность. Как и в урукских памятниках, в памятниках нового периода, не случайно называемого и протописьмненым, найдены таблички с пиктографическими текстами. Но пиктограмм стало меньше, их стали сменять иероглифы. Хотя иероглифическая письменность еще очень несовершенна, слишком многозначна, еще крайне трудна для  дешифровки, но всё же кое-что читается (дешифровку некоторых документов осуществил петербургский ученый А.А. Вайман).

 

2014-08-14-JemdetNasrCuneiformjemdet_nasr_tabula

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хозяйство. Орудия труда те же, что и в предшествующее время: глиняные серпы, каменные мотыги, ножи из обсидиана, из числа медных орудий топоры и лопаты; по-прежнему многочисленны металлические сосуды, причем не только из меди и серебра, но и из свинца. Однако металлические орудия начинают вытеснять каменные, а среди металлических входят в обиход бронзовые.

Всё же расцвет Шумера в протописьменный период, рост богатства и переход к цивилизация с классовым обществом и государством обусловлены, прежде всего, использованием сети  ирригационных каналов с бассейнами и плотинами. Наряду с ячменём сеяли и пшеницу. Разводили крупный рогатый скот, овец, коз, свиней и ослов, держали собак. Быков и ослов использовали для перевозки грузов, а быков еще и как тягловую силу при пахоте.

Дополнительные продукты поставляло рыболовство в реках, а охота особой роли в экономике не играла, хотя и практиковалась.

Связи. Торговые связи со Средней и Северной  Месопотамией, с Эламом, Западным Ираном и Северной Сирией удовлетворяли нужду в металлах, строительных материалах и престижных украшениях для знати. Это развивало транспорт. Пиктограммы сохранили изображения не только примитивного плуга, но и саней для перетаскивания грузов по заболоченным местам, четырехколесных повозок на сплошных колесах из дерева, канатов, тростниковых ладей с высоко загнутыми носами и кормой.

Сходная культура была распространена и на севере, где важными центрами были Телль-Брак, Ниневия и Тепе-Гавра. Телль-Брак халафских земледельцев за вторую половину IV тыс. до н. э. увеличился в несколько раз и стал городом. Это уже культовый комплекс, в который входил «Храм священного ока» размеры 30X25 м. В пятом слое Ниневии залегает типичная керамика Джемдет-Насра. На Тепе-Гавра в слое VIII та же керамика, изготовленная на гончарном круге, а в слое VII  и  цилиндрические печати в стиле Джемдет-Наср.

Этнос. Язык табличек из Урука IV (период Джемдет-Наср) распознан как шумерский.

Но шумеры уже в период Джемдет-Наср испытывали давление семитских племен с запада, из аравийских степей. Ряд поселений джемдет-насра несут следы военного натиска и разгрома. Некоторые исследователи считают, что шумерская культура «черноголовых» (как себя сами шумеры именовали) уже смешанная, с большим включением семитского компонента. Поэтому трудно решить, кому принадлежал новый способ погребения (скорченные покойники) – вторгшимся шумерам или же семитам, примешавшимся именно теперь к давно живущим тут, еще с урукского времени, шумерам.

Вообще же, Вулли на основе резкого отличия способа погребения кладбища джемдет-насра в Уре от предшествующих убейдских и урукских погребений реконструирует смену этноса.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015