Доска объявлений

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Джемдет-Наср

Джемдет-Наср

Джемдет-Наср, период Джемдет-Наср, культура Джемдет-Насра, ниневийский период (Ниневия 5), Урук III, протописьменный период  — культура и период в развитии шумерской цивилизации совпадающий с началом бронзового века, перед ранне-династическим периодом истории Шумера. Назван(а) по раскопанному неподалеку от Вавилона земледельческому поселению Джемдет-Наср, один из слоев которого содержал эту культуру. Она следует за урукской культурой и предшествует шумерской раннединастической. Памятник копали с 1926 года англичане С. Лэнгдон, Г. Филд и Э. Маккэй, раскопки проводились небрежно, и материалы рассредоточены по разным музеям. С конца 1980-х годов раскопки возобновили Р. Мэтьюс и др.

Период был кратковременным, датируется около 30-го в. до н. э. (не шире, чем 3100 – 2900 до н. э., по менее популярной короткой хронологии: 2850 – 2750 гг. до н.э.). Именно в этот период на юге Месопотамии зарождается цивилизация (шумерская): возникает письменность и мелкие поселения превращаются в города. В Северной Месопотамии это период Ниневия 5, на территории Омана – хафитский период.

 

shumer

Архитектура Джемдет-Насра сохраняет и развивает традиции предшествующего периода, но в материал для строительства входит уже обожженный кирпич. Рост материального богатства на основе ирригации приводит к социальному расслоению. Свидетельством являются развалины дворца в Джемдет-Насре размером 92 х 48 м. По-прежнему применяется мозаичная орнаментация из конусов с цветными шляпками, но она наносится уже не по всей поверхности стен, а выборочно, по горизонтальным панелям. В Уруке в это время уже, видимо, существует новый тип месопотамского храма — зиккурат, посвященный богу Ану. Зиккурат образовался спонтанно – из постановки храма на платформу, а на его руинах – нового храма. В Хафадже построен храм бога луны Сина.

Скульптура – сфера новаций. Вместо портативных женских статуэток в храмах находят вотивные статуэтки богомольцев. Появляется каменная скульптура, чего раньше не было. Изображаются укрощение хищников, нападение львов на быков, дикие кабаны, овцы. Они представлены в виде скульптуры или вырезаны в рельефе на каменных плитах. На каменных вазах и чашах высотой более метра резьба с разными сюжетами.

mini_2

Вотивные статуэтки богомольцев.

Jemdet-Nasr-1

 

 

 

 

 

 

 

SONY DSCджемдет наср 3000Sitting_bull_Louvre_AO7021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способ погребения установлен Л.Вулли по раскопкам слоя Джемдет-Наср в Уре. Могильник располагался в городе, могилы теснятся густо, одна над другой, нарушая соседние, причем когда такое происходило, предшествующую могилу грабили, а кости без жалости уничтожали. Могилы ориентированы по линии ССВ – ЮЮЗ. Скелеты сильно скорчены, иногда коленями к лицу, а в руках у покойного чашка. Накрыты циновками. И высоко над могилами – сосуды, перевернутые кверху дном. При погребениях сначала шли большие глиняные сосуды, накрытые перевернутыми чашами, потом всё чаще каменные сосуды, и, наконец, сплошь каменные – из привозных стеатита, диорита и алебастра. Ни в одной могиле на найдено оружия или орудий, только бусины ожерелий и браслетов.

Керамика в основном продолжает традиции урукской, даже возрождаются более древние традиции расписной керамики. Но сосуды сделаны уже на быстром гончарном круге. Орнамент геометрический или фигурами людей и животных, главным образом птиц и козлов, нанесен на бурую поверхность двумя красками – черной и красной. Однако расписана лишь парадная посуда, которой немного, вся остальная керамика – без орнамента.  Появляются и сосуды из фаянса.

 

i_034

Глиняный расписной сосуд с человеческими фигурами. Джемдет-Наср. Рубеж IV–III тыс. до н. э.;

image109

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i_035

сосуд с рельефным изображением львов и быков. Урук, период Джемдет-Наср. Нач. III тыс. до н. э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некоторые иероглифы клинописи имеют вид глиняных горшков, и отсюда археологи узнают  назначение разных форм сосудов: какие для молока, какие – для пива, а какие для благовоний, сыпучих тел или жертвенных возлияний.

Печати такие же цилиндрические, как и в урукский период, их религиозные и светские сюжеты те же, только больше пейзажных сцен. Но реалистический стиль урукского периода сменяется линейно-схематическим, который и назван «стилем Джемдет-Наср». Цилиндрические печати этого стиля распространены и за пределами Месопотамии — в Иране, Сирии и Египте. По ним (в числе прочего) синхронизируют культуры этих разных регионов.

 

T__c6872f31db62Cult_scene_god-ship_Louvre_AO6605

 

 

 

 

 

184563142239181450510294_113e3b4c48304f-203e41413839413a304f-4d3d46383a3b3e3f3534384f-223e3c-8-833

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменность. Как и в урукских памятниках, в памятниках нового периода, не случайно называемого и протописьмненым, найдены таблички с пиктографическими текстами. Но пиктограмм стало меньше, их стали сменять иероглифы. Хотя иероглифическая письменность еще очень несовершенна, слишком многозначна, еще крайне трудна для  дешифровки, но всё же кое-что читается (дешифровку некоторых документов осуществил петербургский ученый А.А. Вайман).

 

2014-08-14-JemdetNasrCuneiformjemdet_nasr_tabula

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хозяйство. Орудия труда те же, что и в предшествующее время: глиняные серпы, каменные мотыги, ножи из обсидиана, из числа медных орудий топоры и лопаты; по-прежнему многочисленны металлические сосуды, причем не только из меди и серебра, но и из свинца. Однако металлические орудия начинают вытеснять каменные, а среди металлических входят в обиход бронзовые.

Всё же расцвет Шумера в протописьменный период, рост богатства и переход к цивилизация с классовым обществом и государством обусловлены, прежде всего, использованием сети  ирригационных каналов с бассейнами и плотинами. Наряду с ячменём сеяли и пшеницу. Разводили крупный рогатый скот, овец, коз, свиней и ослов, держали собак. Быков и ослов использовали для перевозки грузов, а быков еще и как тягловую силу при пахоте.

Дополнительные продукты поставляло рыболовство в реках, а охота особой роли в экономике не играла, хотя и практиковалась.

Связи. Торговые связи со Средней и Северной  Месопотамией, с Эламом, Западным Ираном и Северной Сирией удовлетворяли нужду в металлах, строительных материалах и престижных украшениях для знати. Это развивало транспорт. Пиктограммы сохранили изображения не только примитивного плуга, но и саней для перетаскивания грузов по заболоченным местам, четырехколесных повозок на сплошных колесах из дерева, канатов, тростниковых ладей с высоко загнутыми носами и кормой.

Сходная культура была распространена и на севере, где важными центрами были Телль-Брак, Ниневия и Тепе-Гавра. Телль-Брак халафских земледельцев за вторую половину IV тыс. до н. э. увеличился в несколько раз и стал городом. Это уже культовый комплекс, в который входил «Храм священного ока» размеры 30X25 м. В пятом слое Ниневии залегает типичная керамика Джемдет-Насра. На Тепе-Гавра в слое VIII та же керамика, изготовленная на гончарном круге, а в слое VII  и  цилиндрические печати в стиле Джемдет-Наср.

Этнос. Язык табличек из Урука IV (период Джемдет-Наср) распознан как шумерский.

Но шумеры уже в период Джемдет-Наср испытывали давление семитских племен с запада, из аравийских степей. Ряд поселений джемдет-насра несут следы военного натиска и разгрома. Некоторые исследователи считают, что шумерская культура «черноголовых» (как себя сами шумеры именовали) уже смешанная, с большим включением семитского компонента. Поэтому трудно решить, кому принадлежал новый способ погребения (скорченные покойники) – вторгшимся шумерам или же семитам, примешавшимся именно теперь к давно живущим тут, еще с урукского времени, шумерам.

Вообще же, Вулли на основе резкого отличия способа погребения кладбища джемдет-насра в Уре от предшествующих убейдских и урукских погребений реконструирует смену этноса.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015