Доска объявлений

XIV Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIV Конгресс антропологов и этнологов России
Томск, 6–9 июля 2021 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Научно-исследовательским Томским государственным университетом,

Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН при поддержке Администрации Томской области

Проводят 6–9 июля 2021 года в Томске XIV Конгресс антропологов и этнологов России.

 

Тема Конгресса — «Антропология и этнология в поисках ответов на социальные вызовы».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий, в том числе:

  • Современные задачи и приоритеты антропологии и этнологии
  • Междисциплинарные связи антропологии и этнологии
  • Этнологическое/антропологическое образование и просвещение
  • Этнокультурное развитие и российская идентичность
  • Этнонациональная политика и мониторинг межэтнических отношений
  • Прикладная и неотложная антропология в условиях кризиса и пандемии
  • Антропология религии
  • Миграционные исследования
  • Цифровая антропология
  • Физическая (биологическая) антропология
  • Этнографический туризм и музееведение
  • Методы и техники полевых и кабинетных исследований
  • Историографические традиции этнологии и антропологии

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

 

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 1 октября 2020 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2021@mail.ru. Для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна – Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России; тел. в Москве +7(495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2021@mail.ru

Новая статья в Словарике сайта — Русь, Россия (происхождение названия)

Читайте в Словарике сайта новую статью. Лев Агни пишет о происхождении названия Русь.

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Джемдет-Наср

Джемдет-Наср

Джемдет-Наср, период Джемдет-Наср, культура Джемдет-Насра, ниневийский период (Ниневия 5), Урук III, протописьменный период  — культура и период в развитии шумерской цивилизации совпадающий с началом бронзового века, перед ранне-династическим периодом истории Шумера. Назван(а) по раскопанному неподалеку от Вавилона земледельческому поселению Джемдет-Наср, один из слоев которого содержал эту культуру. Она следует за урукской культурой и предшествует шумерской раннединастической. Памятник копали с 1926 года англичане С. Лэнгдон, Г. Филд и Э. Маккэй, раскопки проводились небрежно, и материалы рассредоточены по разным музеям. С конца 1980-х годов раскопки возобновили Р. Мэтьюс и др.

Период был кратковременным, датируется около 30-го в. до н. э. (не шире, чем 3100 – 2900 до н. э., по менее популярной короткой хронологии: 2850 – 2750 гг. до н.э.). Именно в этот период на юге Месопотамии зарождается цивилизация (шумерская): возникает письменность и мелкие поселения превращаются в города. В Северной Месопотамии это период Ниневия 5, на территории Омана – хафитский период.

 

shumer

Архитектура Джемдет-Насра сохраняет и развивает традиции предшествующего периода, но в материал для строительства входит уже обожженный кирпич. Рост материального богатства на основе ирригации приводит к социальному расслоению. Свидетельством являются развалины дворца в Джемдет-Насре размером 92 х 48 м. По-прежнему применяется мозаичная орнаментация из конусов с цветными шляпками, но она наносится уже не по всей поверхности стен, а выборочно, по горизонтальным панелям. В Уруке в это время уже, видимо, существует новый тип месопотамского храма — зиккурат, посвященный богу Ану. Зиккурат образовался спонтанно – из постановки храма на платформу, а на его руинах – нового храма. В Хафадже построен храм бога луны Сина.

Скульптура – сфера новаций. Вместо портативных женских статуэток в храмах находят вотивные статуэтки богомольцев. Появляется каменная скульптура, чего раньше не было. Изображаются укрощение хищников, нападение львов на быков, дикие кабаны, овцы. Они представлены в виде скульптуры или вырезаны в рельефе на каменных плитах. На каменных вазах и чашах высотой более метра резьба с разными сюжетами.

mini_2

Вотивные статуэтки богомольцев.

Jemdet-Nasr-1

 

 

 

 

 

 

 

SONY DSCджемдет наср 3000Sitting_bull_Louvre_AO7021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способ погребения установлен Л.Вулли по раскопкам слоя Джемдет-Наср в Уре. Могильник располагался в городе, могилы теснятся густо, одна над другой, нарушая соседние, причем когда такое происходило, предшествующую могилу грабили, а кости без жалости уничтожали. Могилы ориентированы по линии ССВ – ЮЮЗ. Скелеты сильно скорчены, иногда коленями к лицу, а в руках у покойного чашка. Накрыты циновками. И высоко над могилами – сосуды, перевернутые кверху дном. При погребениях сначала шли большие глиняные сосуды, накрытые перевернутыми чашами, потом всё чаще каменные сосуды, и, наконец, сплошь каменные – из привозных стеатита, диорита и алебастра. Ни в одной могиле на найдено оружия или орудий, только бусины ожерелий и браслетов.

Керамика в основном продолжает традиции урукской, даже возрождаются более древние традиции расписной керамики. Но сосуды сделаны уже на быстром гончарном круге. Орнамент геометрический или фигурами людей и животных, главным образом птиц и козлов, нанесен на бурую поверхность двумя красками – черной и красной. Однако расписана лишь парадная посуда, которой немного, вся остальная керамика – без орнамента.  Появляются и сосуды из фаянса.

 

i_034

Глиняный расписной сосуд с человеческими фигурами. Джемдет-Наср. Рубеж IV–III тыс. до н. э.;

image109

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i_035

сосуд с рельефным изображением львов и быков. Урук, период Джемдет-Наср. Нач. III тыс. до н. э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некоторые иероглифы клинописи имеют вид глиняных горшков, и отсюда археологи узнают  назначение разных форм сосудов: какие для молока, какие – для пива, а какие для благовоний, сыпучих тел или жертвенных возлияний.

Печати такие же цилиндрические, как и в урукский период, их религиозные и светские сюжеты те же, только больше пейзажных сцен. Но реалистический стиль урукского периода сменяется линейно-схематическим, который и назван «стилем Джемдет-Наср». Цилиндрические печати этого стиля распространены и за пределами Месопотамии — в Иране, Сирии и Египте. По ним (в числе прочего) синхронизируют культуры этих разных регионов.

 

T__c6872f31db62Cult_scene_god-ship_Louvre_AO6605

 

 

 

 

 

184563142239181450510294_113e3b4c48304f-203e41413839413a304f-4d3d46383a3b3e3f3534384f-223e3c-8-833

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменность. Как и в урукских памятниках, в памятниках нового периода, не случайно называемого и протописьмненым, найдены таблички с пиктографическими текстами. Но пиктограмм стало меньше, их стали сменять иероглифы. Хотя иероглифическая письменность еще очень несовершенна, слишком многозначна, еще крайне трудна для  дешифровки, но всё же кое-что читается (дешифровку некоторых документов осуществил петербургский ученый А.А. Вайман).

 

2014-08-14-JemdetNasrCuneiformjemdet_nasr_tabula

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хозяйство. Орудия труда те же, что и в предшествующее время: глиняные серпы, каменные мотыги, ножи из обсидиана, из числа медных орудий топоры и лопаты; по-прежнему многочисленны металлические сосуды, причем не только из меди и серебра, но и из свинца. Однако металлические орудия начинают вытеснять каменные, а среди металлических входят в обиход бронзовые.

Всё же расцвет Шумера в протописьменный период, рост богатства и переход к цивилизация с классовым обществом и государством обусловлены, прежде всего, использованием сети  ирригационных каналов с бассейнами и плотинами. Наряду с ячменём сеяли и пшеницу. Разводили крупный рогатый скот, овец, коз, свиней и ослов, держали собак. Быков и ослов использовали для перевозки грузов, а быков еще и как тягловую силу при пахоте.

Дополнительные продукты поставляло рыболовство в реках, а охота особой роли в экономике не играла, хотя и практиковалась.

Связи. Торговые связи со Средней и Северной  Месопотамией, с Эламом, Западным Ираном и Северной Сирией удовлетворяли нужду в металлах, строительных материалах и престижных украшениях для знати. Это развивало транспорт. Пиктограммы сохранили изображения не только примитивного плуга, но и саней для перетаскивания грузов по заболоченным местам, четырехколесных повозок на сплошных колесах из дерева, канатов, тростниковых ладей с высоко загнутыми носами и кормой.

Сходная культура была распространена и на севере, где важными центрами были Телль-Брак, Ниневия и Тепе-Гавра. Телль-Брак халафских земледельцев за вторую половину IV тыс. до н. э. увеличился в несколько раз и стал городом. Это уже культовый комплекс, в который входил «Храм священного ока» размеры 30X25 м. В пятом слое Ниневии залегает типичная керамика Джемдет-Насра. На Тепе-Гавра в слое VIII та же керамика, изготовленная на гончарном круге, а в слое VII  и  цилиндрические печати в стиле Джемдет-Наср.

Этнос. Язык табличек из Урука IV (период Джемдет-Наср) распознан как шумерский.

Но шумеры уже в период Джемдет-Наср испытывали давление семитских племен с запада, из аравийских степей. Ряд поселений джемдет-насра несут следы военного натиска и разгрома. Некоторые исследователи считают, что шумерская культура «черноголовых» (как себя сами шумеры именовали) уже смешанная, с большим включением семитского компонента. Поэтому трудно решить, кому принадлежал новый способ погребения (скорченные покойники) – вторгшимся шумерам или же семитам, примешавшимся именно теперь к давно живущим тут, еще с урукского времени, шумерам.

Вообще же, Вулли на основе резкого отличия способа погребения кладбища джемдет-насра в Уре от предшествующих убейдских и урукских погребений реконструирует смену этноса.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015