Доска объявлений
ПРОГРАММА Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)Дорогие коллеги, размещаем программу конференции
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»,
посвященной 115-летию со дня рождения
Михаила Михайловича Герасимова
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)
31 октября – 2 ноября 2022
Все заседания будут проходить в Государственном биологическом музее им. К.А. Тимирязева по адресу:
ул. Малая Грузинская, 15. ЗАЛ III
(метро «Баррикадная», «Улица 1905 года»)
Программа_Герасимовские чтения_2022_web
«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»Дорогие коллеги, публикуем последний, исправленный, вариант программы Гохмановских чтений:
Всероссийская научно-практическая конференция
«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»
Санкт-Петербург, МАЭ РАН
12-14 октября 2022 года
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
Все заседания будут проходить по адресу:
Средний проспект, 24 (станция метро «Василеостровская»),
Отдел антропологии МАЭ РАН
12 октября
Ссылка для удаленного доступа в Zoom:
https://us06web.zoom.us/j/87843602728?pwd=UWVpN2xudjhZTXhBMWlVcnBYOHBjUT09
Идентификатор конференции: 878 4360 2728
Код доступа: 267700
10:00 – 11:00
Регистрация участников
11:00 – 12:30
Пленарное заседание
Руководители: А.Г. Козинцев, В.Г. Моисеев,
В.И. Хартанович, Ю.К. Чистов
- Козинцев Александр Григорьевич (МАЭ РАН, Санкт-Петербург). Илья Иосифович: запомненное и усвоенное.
- Чистов Юрий Кириллович (МАЭ РАН, Санкт-Петербург) И.И.Гохман и Антропологический отряд Йеменской комплексной экспедиции.
- Хохлов Александр Александрович (ПГСГА, Самара). К слову о представлениях И.И. Гохмана относительно древнего населения Севера Евразии.
- Хартанович Валерий Иванович (МАЭ РАН, Санкт-Петербург). Илья Иосифович Гохман. Этап развития Ленинградской — Петербургской антропологической школы во второй половине XX в.
12 октября
Ссылка для удаленного доступа в Zoom:
https://us06web.zoom.us/j/87843602728?pwd=UWVpN2xudjhZTXhBMWlVcnBYOHBjUT09
Идентификатор конференции: 878 4360 2728
Код доступа: 267700
14:00 – 17:00
Палеоантропология и этногенез
Руководители: А.Г. Козинцев, А.А. Казарницкий
- Верховцев Дмитрий Владимирович (ИЭА РАН, Москва). Этногенез: о прошлом или из прошлого? (Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант №№ 22-18-00241).
- Алымов Сергей Сергеевич (ИЭА РАН, Москва). О классификации наук и месте в ней физической антропологии и изучения этногенеза в России в 19-20 вв. (Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант №№ 22-18-00241).
- Гребенюк Павел Сергеевич (СВКНИИ ДВО РАН, Магадан). Древние культуры на стыке Азии и Америки и эскимосская проблема (Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант №22-18-00319, Руководитель — А.И. Лебединцев).
- Багашев Анаталий Николаевич, Солодовников Константин Николаевич (ТюмНЦ СО РАН, Тюмень). Протоазиатская формация населения раннего и среднего голоцена центральных регионов Северной Евразии.
Кофе-брейк
- Моисеев Вячеслав Григорьевич (МАЭ РАН). Хатастырский человек.
- Громов Андрей Владимирович, Казарницкий Алексей Александрович, Учанева Евгения Николаевна (МАЭ РАН, Санкт-Петербург), Пугачева Екатерина Владимировна. Деформация головы в эпоху ранней бронзы в Северо-Западном Прикаспии.
- Кишкурно Мария Святославовна (ИАЭТ СО РАН, Новосибирск). Одонтологические особенности обитателей восточного ареала одиновской культуры (по материалам могильника Крохалевка-5).
- Козинцев Александр Григорьевич (МАЭ РАН, Санкт-Петербург). Происхождение андроновцев: старая проблема на новом этапе.
13 октября
Ссылка для удаленного доступа в Zoom:
https://us06web.zoom.us/j/84014521988?pwd=eXEyUE5RRUJiSThVY3pTYXJVc3lzZz09
Идентификатор конференции: 840 1452 1988
Код доступа: 835694
10:00 – 13:00
Палеоантропология и этногенез
Руководители: В.И. Хартанович, А.А. Евтеев
- Горбачевский Евгений Александрович (ПсковГУ, Псков), Евтеев Андрей Алексеевич (НИИ и МА МГУ, Москва) «Палеоантропологические материалы срубной культурно–исторической общности Саратовского Поволжья (по материалам раскопок конца 2000-х – начала 2020-х гг.)».
- Китов Егор Петрович (ИЭА РАН, Москва). Ранние кочевники Восточного Казахстана (по материалам могильника Берел, пазырыкская культура).
- Балабанова Мария Афанасьевна (ВолГУ, Волгоград), Пилипенко Александр Сергеевич, Томилин Матвей Алексеевич, Черданцев Степан Викторович, Трапезов Ростислав Олегович (ИЦиГ СО РАН, Новосибирск). Кочевая элита VII-IV вв. до н.э. Южного Приуралья по данным краниологии и палеогенетики.
- Иванов Алексей Валериевич (ИА Крыма РАН, Симферополь). Новый случай трепанации черепа у позднескифского населения Крымского полуострова.
Кофе-брейк
- Евтеев Андрей Алексеевич (НИИМА МГУ, Москва). Еще раз о краниологической дифференциации летописных славянских племен: внутригрупповой аспект.
- Гончарова Наталия Николаевна (МГУ, Москва), Кабаев Данил Андреевич (ВлГУ, Владимир). Население Владимира XIII-XIV вв. по данным антропологии (исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 20-29-01017 «Взаимодействие славянских и финноязычных племен в Волго-Окском междуречье и этногенез русского народа: генетическая история длиной в тысячелетие»).
- Батиева Елена Федоровна (Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, Ростов-на-Дону). Материалы из «Потерянного» кладбища XVIII в. (г. Ростов-на-Дону).
- Схаляхо Роза Арамбиевна (МГНЦ, МАЭ РАН, Санкт-Петербург), Жабагин Максат Кизатович (Национальный центр биотехнологий, Астана), Балановская Елена Владимировна (МГНЦ, Биобанк Северная Евразия). Генофонд туркмен Ставрополья в контексте популяций Центральной Азии (по данным о полиморфизме Y-хромосомы). (Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант № 21-14-00363, Госзаданием Министерства науки и высшего образования РФ для Медико-генетического научного центра и Биобанка Северной Евразии).
13 октября
Ссылка для удаленного доступа в Zoom:
https://us06web.zoom.us/j/84014521988?pwd=eXEyUE5RRUJiSThVY3pTYXJVc3lzZz09
Идентификатор конференции: 840 1452 1988
Код доступа: 835694
14:00 – 17:00
Рентгенотомографические методы в антропологических и археологических исследованиях
Руководители: А.В. Зубова, А.М. Кульков
- Кульков Александр Михайлович (СПбГУ, Санкт-Петербург). Микротомография в археологии и палеоантропологии.
- Колясникова Анна Сергеевна (МГУ, Москва). Лобный внутренний гиперостоз на снимках компьютерной томографии: особенности обнаружения и дифференциальной диагностики на краниологическом материале.
- Гончарова Наталия Николаевна, Котельникова Юлия Сергеевна (МГУ, Москва). Новые подходы в краниофациальной реконструкции глазной области.
- Пахневич А.В. (Палеонтологический институт РАН, Москва), Коваленко Е.С., Калоян А.А., Подурец К.М., Нгуен Куок Ши. Томографические исследования строительного материала храмового комплекса Мишон (Вьетнам).
- Галеев Равиль Марветович (ИЭА РАН, Москва), Дюжева Ольга Павловна (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва), Зебрев Максим Александрович. Визуализация данных компьютерной томографии древнеегипетских мумий из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Кофе-брейк
- Калмина Ольга Анатольевна, Калмин Олег Витальевич (ПГУ, Пенза), Головин Роман Евгеньевич (Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина, Саранск), Фомин Артур Дмитриевич, Цуцков Дмитрий Дмитриевич, Иконников Дмитрий Сергеевич (ПГУ, Пенза). Череп со следами сифилиса из Кельгининского могильника XVII-XVIII вв. и перспективы палеопатологического исследования.
- Пахневич А.В. (Палеонтологический институт РАН, Москва). Микротомографические исследования поврежденных раковин двустворчатых моллюсков Mytilus trossulus из отложений древнеалеутской стоянки на о. Адак.
- Зубова Алиса Владимировна, Моисеев Вячеслав Григорьевич (МАЭ РАН, Санкт-Петербург), Пихур Оксана Леонидовна (Санкт-Петербургский институт биорегуляции и геронтологии СЗО РАМН), Малютина Анна Андреевна (ИИМК РАН), Ободовский Анатолий Владимирович (СПбГТУ ЛЭТИ). Случай хирургического лечения нижних моляров в мезолитической серии из могильника на Южном Оленьем острове (Карелия).
- Слепцова Анастасия Викторовна (ТюмНЦ СО РАН, Тюмень). Анализ структуры микроизноса зубов (Dental microwear texture analysis) по материалам индивидов из могильника Индиан Нолл.
14 октября
Ссылка для удаленного доступа в Zoom:
https://us06web.zoom.us/j/85399353751?pwd=U29zdkNYOGwvZGtEZlNBSzJYd01uUT09
Идентификатор конференции: 853 9935 3751
Код доступа: 470184
10:00 – 13:00
Практический семинар: Transitionanalysis
Руководители: И.Г. Широбоков, В.В. Куфтерин
Семинар посвящен одному из популярных сегодня методов установления возраста по костям скелета – анализу переходов («Transition analysis»). Планируется рассмотреть последовательность действий, предпринимаемых исследователем в рамках анализа, а также оценить влияние межисследовательских расхождений при рассмотрении отдельных признаков.
14:00 – 17:00
Палеодемография: методы и интерпретации
Руководители: И.Г. Широбоков, В.В. Куфтерин
- Солодовников Константин Николаевич (ТюмНЦ СО РАН, Тюмень), Куфтерин Владимир Владимирович (ИЭА РАН, Москва). Палеодемографические аспекты изучения населения алакульской культуры эпохи бронзы азиатских степей и лесостепей.
- Емельянчик Ольга Антоновна (Полоцкий государственный университет, Новополоцк). Половозрастное распределение смертности православного населения Беларуси 50-60-х гг. XIX в. (по материалам памятных книжек губерний).
- Горбачевский Евгений Александрович (ПсковГУ, Москва). Некоторые аспекты истории палеодемографических исследований в России.
- Крумплевский Владислав Станиславович (Институт истории НАН Беларуси, Минск). Возможности коррекции палеодемографии половозрастной информацией погребенных на кладбищах по данным метрических книг.
- Широбоков Иван Григорьевич (МАЭ РАН, Санкт-Петербург). О применении методов машинного обучения при оценке возраста по костям скелета.
Кофе-брейк
- Куфтерин Владимир Владимирович (ИЭА РАН, Москва). Хорошо забытое старое: о некоторых методах реконструкции динамики ископаемых популяций.
- Абрамова Александра Николаевна (Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д.Фелицына, Краснодар), Вагнер-Сапухина Елена Андреевна (ЦПИ, Санкт-Петербург), Лейбова Наталья Александровна (ИЭА РАН, Москва), Пежемский Денис Валерьевич (НИИМА МГУ, ЦПИ, Москва), Чиркова Алина Харисовна (ЦПИ, Москва). Опыт коннексии определений пола и биологического возраста по скелетным останкам, выполненных по разным системам признаков.
- Вагнер-Сапухина Елена Андреевна, Казарницкий Алексей Александрович (МАЭ РАН, Санкт-Петербург). Межавторские расхождения при определении пола и возраста погребенных на примере материалов из поликультурных курганных могильников.
9.Сударикова Елена Владимировна (Государственный Дарвиновский музей, Москва). Методы хранения и репрезентации человеческого скелетного материала в естественно-научном музее.
17-00
Закрытие конференции
XV КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ Санкт-Петербург, 26–30 июня 2023 г.ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Ассоциация антропологов и этнологов России,
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и
Санкт-Петербургский государственный университет
проводят 26-30 июня 2023 года в Санкт-Петербурге
XV Конгресс антропологов и этнологов России
В 2023 году Конгресс антропологов и этнологов России (XV КАЭР) пройдет в обновленном формате: вместо главной темы в его поле зрения окажется многообразие тем, представляющих профессиональный интерес для сообщества антропологов и этнологов России. Важная задача Конгресса — обсуждение основных направлений и достижений в области отечественной и мировой социально-культурной антропологии и этнологии, в связи с чем организаторы рекомендуют заявителям секций (круглых столов и иных мероприятий) представить наиболее важные и актуальные, с их точки зрения, направления. К участию в Конгрессе предполагается привлечь ученых из всех регионов и профильных научных центров России; приветствуется и участие зарубежных коллег. Конгресс состоится в очном формате. Рабочий язык — русский.
Сбор заявок на секции (круглые столы, воркшопы и т.д.) начнется 15 сентября 2022 г. и продлится до 15 декабря 2022 г. На организацию секции (круглого стола) от одного заявителя может быть подана только одна заявка. Предпочтительна подача заявки на секцию в варианте со-руководства (со-модераторства) представителей разных регионов и научных центров. У руководителя секции / круглого стола обязательно наличие ученой степени (кандидат наук, доктор наук, PhD). Для рассмотрения Программным комитетом заявки на организацию секции (круглого стола, воркшопа, презентации книги или журнала) она должна быть подана с заполнением всех информационных полей. Программный комитет оставляет за собой право отклонять заявки и объединять сходные по тематике секции.
Заявки на участие в секциях (круглых столах, воркшопах и др.) будут приниматься с 1 января по 1 апреля 2023 г. Руководители секций осуществляют отбор докладов и формируют список участников. Минимальное количество докладов для организации секции – 7, максимальное – 20. Один участник может подать не более двух заявок на доклады.
Регистрация участников, отбор заявок, подготовка программы осуществляются через официальный сайт Конгресса: www.caer.ru. Краткие резюме включенных в программу докладов (до 200 слов) будут размещены на сайте Конгресса. Материалы Конгресса могут быть предложены к публикации в виде подборок научных статей в журналах, издаваемых МАЭ РАН и СПбГУ. Участие в Конгрессе предполагает организационный взнос — 1000 руб.
Email оргкомитета: caer2023@mail.ru

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН
ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ
приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.
Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.
IX Алексеевские чтения — секции
Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез
Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯНаучная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Первое информационное письмо
Дорогие коллеги,
15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.
Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.
Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.
К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.
С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com
2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I
«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»Всероссийская научно-практическая конференция
c международным участием
«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:
ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»
Санкт-Петербург, МАЭ РАН
Октябрь 2022 года
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1
Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.
Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.
Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:
- Название
- Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
- Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)
Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.
С уважением,
Оркомитет
Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков
Адрес электронной почты: anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

ПодпискаЕсли Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф Свежие комментарии |
Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
|
Генофонд.рф / Словарик / Дольменная культура Западного Кавказа
Дольменная культура Западного Кавказа
Дольменная культура Западного Кавказа – археологическая культура среднего бронзового века в горах Западного Кавказа (2900/2800 – 1400/1300 л. до н. э.). Ареал охватывает лесистые горные территории по обе стороны от Главного Кавказского хребта — на севере до Таманского полуострова, на востоке до бассейна реки Лаба, а по западному побережью Черного моря захватывает на юге всё протяжение Абхазии. Культура дольменов соседствовала с северокавказской культурой на востоке, с ямной и новотиторовской, а затем катакомбными на севере, с беденской и затем триалетской на юге. Ей предшествовали майкопская и новосвободненская культуры, а после нее на этой территории существовала колхидская культура, родственная кобанской.
Культура названа по своему самому яркому проявлению – мегалитическим гробницам, в частности дольменам. Их впервые здесь заметил в 1794 году академик П. С. Паллас, позже описывали и другие иностранные ученые на русской службе. Со второй половины XIX века заинтересовались и стали изучать и русские ученые – Е. Д. Фелицын, графиня П. С. Уварова и др., в ХХ веке присоединились и местные кавказские ученые. Первую систематизацию материала проделал в 1960 г. Л. И. Лавров (он, собственно и выделил культуру), результаты собственных и предшествующих работ обобщил в 1979 и в 1997 гг. В. И Марковин. В настоящее время на основе собственных полевых работ оригинальные концепции с резко расходящимися выводами представили А. Д. Резепкин, М. Б. Рысин и В. А. Трифонов (это 90-е и 2000-е годы).
 Карта расположения дольменов Западного Кавказа (из книги В. И. Марковина). Каждая точка обозначает не один дольмен, а скопление дольменов.
 http://softelectro.ru/dolmen.html
Дольмены – это разновидность мегалитических гробниц, большие каменные ящики из цельных плит: четыре поставлены на ребро как стены и пятая плашмя сверху – перекрытие. В передней плите у многих проделано круглое отверстие (иногда прямоугольное, овальное или арочное), заткнутое каменной пробкой. Такое обозначение («дольмен») эти памятники получили в Англии и Франции, но слово не английское и не французское, а кельтское. Значение его раскрывают по-разному. Одни переводят с бретонского (кельтский язык Франции) tol-men как ‘стол-камень’, то есть ‘каменный стол’, другие как ‘круглый камень’, то есть ‘каменный круг’, но и пишется это слово на бретонском не совсем так, а taol maen. Однако в Англии, в графстве Корнуолл, где еще не так давно звучал валлийский язык (тоже один из кельтских) до сих пор сохранилось круглое каменное сооружение с отверстием в центре, называющееся Men-an-Tol, что означает в переводе с валлийского ‘камень-с-дырой’, тогда tol-men – это ‘дыра-камень’. А у дольменов действительно нередко в передней стенке есть круглое отверстие, окошечко. По таким сооружениям с отверстиями все огромные каменные ящики стали у англичан называться дольменами. С середины XIX века это слово стало употребляться и в России, а в 1878 г. граф А. С. Уваров, порывшись во французских энциклопедиях, объяснил его в статье «Мегалитические памятники в России» как «каменный стол», что и привилось. Любопытно, что эпиграфом к своей статье Уваров взял латинское изречение Бэкона: «Скорее из ошибки родится истина, чем из путаницы».
 Составной дольмен в долине р. Жане https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Dolmen_Russia_Kavkaz_Jane_1.jpg
Очень долго эта кавказская культура была известна только по дольменам. Только после войны стали обследоваться поселения, особенно по инициативе Марковина. Сейчас известны также святилища и петроглифы этой культуры.
Дольмены. Наиболее трудный для исследований, загадочный и увлекательный компонент этой культуры – сами дольмены. Они не прямоугольные, а большей частью трапециевидные – для устойчивости (боковые плиты наклонены внутрь, передняя больше задней).
Давно оставлены всякие гадания о том, что сии памятники означают – сейчас это лишь предмет досужих измышлений всяких мистиков и шарлатанов. В интернете можно найти развернутые трактаты о древних обсерваториях магов, установках для выработки чудесной энергии, накопителях жизненной силы, ультразвуковых или инфразвуковых резонаторах, о совершаемых близ них чудесах и подобной блажи.
Эти россказни мало отличаются от старых баек, ходивших вокруг этих памятников. Те были порождены еще в древности любопытством последующих обитателей, утративших преемственность и живую память об этих сооружениях при простительном невежестве и мифологическом сознании того времени. Для казаков дольмены – это «богатырские хатки», для мегрелов – мдишкуде (дома великанов), поскольку лишь древние богатыри и великаны могли воздвигать подобные сооружения. Абхазы же и адыги (черкесы) называли дольмены испунами (домами карликов), ибо только карлики могли пролезать в круглые отверстия в передней стене. У адыгов бытовали байки о том, как карликам испам, которые ездили верхом на зайцах, удалось заставить великанов иныжей построить дома для карликов, и те запрыгивали в них прямо на зайцах.
 Рис. 3. Типы дольменов Западного Кавказа (из книги В.И.Марковина) 1 — плиточные дольмены, 2 — составные, 3 — корытообразные, 4 — дольмены-монолиты, между ними помещены промежуточные формы. 1, 2 — ст. Новосвободная; 3 — р. Кизинка, дольмен №75; 4 — с. Адигналово; 5 — р. Кизинка, дольмен №54; 6 — с. Азанта; 7 — ст. Даховская, Дегуакская поляна, дольмен №139; 8 — ст. Новосвободная; 9 — ст. Даховская, Дегуакская поляна, дольмен № 84; 10 — окрестности г. Туалсе; 11 — с. Лазаревское; 12, 13 — с. Гузерипль; 14 — р. Кизинка, дольмен № 539; 15 — там же, дольмен № 533; 16 — с. Солох-аул, гора Аутль; 17 — с. Солоники; 18 — с. Дедеркой, 19 — аул Красноалександровский I; 20 — с. Адигналово; 21 — с. Береговое; 22 — с. Волконка (1, 2 — по Н. И. Веселовскому, 8 — по Н. Л. Каменеву, 11 — по Н. П. Руничу, 21 — по Е. Д. Фелицыну, 3—7, 9, 10, 12—20, 22 — обмеры и зарисовки В. И. Марковина)
Если предположить, что в виде карликов адыгский фольклор представил души умерших, то байка имеет некоторую историческую связь с дольменами, потому что заяц в скифское время считался сакральным животным, которое курсировало между миром мертвых и живых, а дольмены – несомненно гробницы, это установлено археологами с непреложностью. Адыги и абхазы представляли себе реальную функцию дольменов – они называли дольмены также кеунеж, адамра (древние гробницы).
 Рис. 5. Дольмены Западного Кавказа. (из книги В.И.Марковина) 1 — бассейн р. Кизинки, плиточный дольмен №58; 2 — там же, плиточный дольмен №23; 3 — ст. Даховская, Дегуакская поляна, составной додьмен №71 Рис. 6. Дольмены Западного Кавказа 1 — бассейн р. Кизинки, корытообразный дольмен, №532; 2 — пос. Каменоломня у г. Туапсе, корытообразный дольмен с ложным фасадом; 3 — с. Адигналово, Кодлова балка. Дольмен, близкий монолитным сооружениям.
Лавров и Марковин создали классификацию дольменов Кавказа, положив в основу строение дольмена. У них получилось четыре категории: плиточные (их больше двух тысяч), составные (из многих камней – этих дольменов несколько десятков), корытообразные (выдолбленные в одном валуне, этих до сотни) и дольмены-монолиты (в скале, этих всего несколько штук). Анализ сосредоточился на плиточных, остальные выглядят как отклонения или подготовительные варианты, поиски формы (например, наличие отдельно пристроенного портала или «ложнопортальных» выступов). Это предполагает местное происхождение и развитие. Марковин усмотрел тесную связь с предшествующей культурой, понимаемой им как единая майкопско-новосвободненская общность. А в ней есть новосвободненские гробницы, двойные и подкурганные. Он счел, что вся масса западнокавказских дольменов как-то связана по происхождению с новосвободненскими гробницами, которые он включил в свою классификацию как вариант плиточных дольменов.
 Рис. 7. Дольмены Западного Кавказа (из книги В.И.Марковина) 1 — с. Солоники. Корытообразный дольмен №1 в первой группе дольменов (перекрытие у него сброшено); 2 — с. Волконка, р. Годлик. Дольмен- монолит
Еще больше на этой связи настаивает В. А. Трифонов. Он раскопал дольмены, в которых оказался типично новосвободненский (или майкопско-новосвободненский) инвентарь. То есть для него это одна культура.
А. Д. Резепкин подошел к классификации с другой стороны. Его классификация охватывает более широкий круг мегалитов Кавказа и делит их по плану на прямоугольные, подковообразные и дольмены. Он учел, что наши дольмены – только разновидность массы дольменов, распространенных в мире, и притом не самая древняя. Что в мире давно разработана общая классификация мегалитических гробниц, в которой дольмены занимают особое место.
 Дольмен с орнаментом в р-не Геленджика. Источник: Tropican — собственная работа.
В свое время (1941) Глин Дэниел показал, что все мегалиты Европы делятся на две группы, две традиции развития. Одни развивают план гробницы со входом (узким коридорчиком), коридорной гробницы (passage grave), а другие – длинной галереи, деленной на камеры – галерейной гробницы (gallery grave), то есть камера и коридор тут не имели различий по ширине. В обеих традициях дело в конце концов сводилось к усеченному варианту – большому каменному ящику, дольмену. Происхождение этой формы можно видеть по рудиментам развитой структуры – по остатку коридора (порталу, дворику) в одном случае и остаткам деления на секции – в другом. Вот Резепкин увидел в подкурганных дольменах станицы Царской (ныне Новосвободной) и подобных (Резепкин их не называет дольменами) – остатки галерейной гробницы, а в дольменах Западного Кавказа – результат развития коридорной гробницы, гробницы со входом. Правда, во внутренней стенке, делящей гробницу в Кладах (традиция новосвободной), есть то самое круглое отверстие, которое в дольменах коридорного типа ведет наружу, так что можно вторую камеру галерейной гробницы принять за дворик. Подковобразные же гробницы – это результат такого же развития (в сторону выпрямления и упрощения) псевдокупольных гробниц, известных на западе как ранние.
Это другая классификация и другое происхождение. Но чего? Дольменной идеи или дольменной культуры? Как дольмены появились здесь – со всей культурой или как заимствование погребальной архитектуры или как параллельное самостоятельное развитие одних и тех же идей?
Дольмены располагаются на Кавказе группами, не у самого моря, а поодаль, в горах. Перед дольменом обычно высечена в склоне горы горизонтальная площадка – дворик, на который дольмен выходит своим порталом (отдельной пристройкой, боковыми выступами, навесом кровли, круглым отверстием). Внутри гробницы поверхности плит тщательно выровнены и зашлифованы, иногда покрыты рисунками – высеченными и росписью. Отверстие заткнуто каменной пробкой (ошибочно называемой у Марковина «втулкой»), весьма тяжелой. Тем не менее внутри обычно побывало немало посторонних, редко от содержимого что-то сохранилось, это кости и некоторый инвентарь. Раскопки снаружи и обследование внутри всё же кое-что дают, как, разумеется, дают и раскопки поселений.
 Рис. 8. Западный Кавказ. Предметы, найденные в дольменах (из книги В.И.Марковина)
Способ погребения. Кроме дольменов, в которых хоронили не всех покойников, есть и погребения в обычных ямах, обложенным камнем. В. А. Трифонов объясняет это различие тем, что в дольменах хоронили только знать: слишком велики были затраты сил на возведение дольмена. М. Б. Рысин однако полагает, что возведение дольмена – дело большой патриархальной семьи, чьей коллективной усыпальницей гробница и была (в ней обычно 4 – 5 скелетов, доходит до 30). А знать выделялась центральным положением, величиной дольмена и отсутствием других покойников рядом.
Погребения бескурганные, часто вторичные (с предварительной декарнацией – в гробницу шли уже только кости). Рысин считает, что на этом основаны ошибочные реконструкции «сидячих» покойников – это просто сложенные кучкой кости. Положение цельных скелетов удалось проследить в очень редких случаях. Вроде есть и вытянутые на спине покойники с руками вдоль туловища и скорченные костяки, но от констатации правил обряда исследователи пока воздерживаются. Обряд явно отличается от погребения в Майкопе и Новосвободной – сильно скорченного на боку с руками перед лицом.
Поселения. Как раз поселения располагались ближе к воде – на террасах и склонах, иногда на водоразделах. Они состояли из турлучных домов (плетеные стены с глиняной обмазкой) с глинобитными полами, с малым применением камня. Печи были глинобитные и хозяйственные ямы обмазаны глиной. Похоже, что в быту носители этой культуры предпочитали глину, а не камень. Жили, однако, и в пещерах.
Хозяйство. Лесное размещение дольменов обманчиво. Прежде границы леса были выше в горах. В основном дольменная культура занимала степные ландшафты. Как и предшественники, строители дольменов кормились придомным скотоводством и мотыжным земледелием. В стаде больше всего было крупного рогатого скота, на втором месте – свиньи, а уж затем мелкий рогатый скот, также лошадь и собака. Подсобную роль играли земледелие, охота и рыбная ловля. Землю обрабатывали каменными мотыгами, урожай собирали серпами с кремневыми вкладышами, зерно мололи зернотерками.
Металл. Мышьяковистая бронза была собственная, о чем свидетельствуют льячки и слитки металла. Изделия: ножи-кинжалы с острыми или закругленными концами, боевые топоры с изогнутым книзу лезвием, тёсла, шилья. Есть бронзовые крюки для доставания мяса из котлов, украшения.
 Сосуд дольменной культуры, дольмен № 1, Каменный курган, станица Новосвободная, Адыгея Источник: Сергей 6662 — собственная работа.
Керамика лепная, без отмучивания глины, с грубыми примесями-отощителями (прежде всего дресвой, то есть толченым кварцитом), неравномерного обжига, а для прикрытия изъянов покрыта слоем ангоба разных цветов, окрашена в красный цвет и залощена. Орнаментирована расчесами, прочерчена и покрыта налепами – валиками и сосцевидными налепами, накольчато-жемчужным орнаментом. Нередко орнаментирована даже внутри. Отличительная черта сосудов – четкое отделение шейки от тулова, в месте соединения – валик или желобок. Форм сосудов гораздо больше, чем у предшествующих культур – три десятка типов: кружка, кубок, амфора, горшок, кувшин, миска, чаша и т. д., они с разными петельчатыми ручками, ушками для продевания веревки, массивными ручками для упора, с носиками. Некоторые ручки имеют вид «флейты Пана» — как в Средиземноморье.
Импортными являются курильницы и сосуды с веревочным орнаментом – от северных и восточных соседей.
 Фрагмент керамики с поселения Чубукин Бугор.
Камень. Кремня сравнительно мало: вкладыши, скребки, наконечники дротиков и стрел с черешками, с вогнутым основанием и с шипами. Много клиновидных каменных топоров и абразивных инструментов – точил, тёрочников и т. п. Сердолик для бус прибывал из Индии и Ирана.
Мелкая пластика представлена женскими статуэтками из камня и глины, фигурками животных: быка, барана, свиньи, кабана, зубра.
Происхождение культуры. В 1973 г. Марковин высказался так: «чем более познается материал, тем менее ясным становится вопрос о происхождении дольменной культуры Западного Кавказа».
Дело в том, что он вообще-то придерживался традиционного для советских археологов автохтонизма: все культуры развиваются на местах и на месте же спокойно возникают одна из другой. Но дольменная культура в эту схему не укладывалась. Она резко отличается от майкопской, а главное – мегалиты распространены в Средиземноморье, в Западной и Северной Европе гораздо раньше – с V тысячелетия, и дольмены схожих типов там есть. Он признал, что нужно учесть импульс с Пиренейского полуострова, но как оттуда этот импульс мог добраться до Кавказа, в какой форме – было совершенно непонятно. Дилетанты строили концепции о морских походах то ли предков басков к берегам Кавказа, то ли кавказцев в Испанию, но серьезный исследователь не мог удовлетвориться такими фантазиями.
В науке было выдвинуто в основном три гипотезы.
- Местное происхождение. По одной, предложенной в 1913 г. антропологом Д. Н. Анучиным, для объяснения происхождения дольменов не нужна никакая миграция, никакие внешние импульсы. Мегалиты были заменой пещерных погребений в скалах: перейдя в другую местность, люди, чтобы сохранить традиционный для них способ погребения, создавали искусственные скалы и пещеры. Мегалиты строились по одним и тем же мотивам, приходившим в голову в тех же обстоятельствах, и далее эта идея развивалась по одним законам и приводила к схожим формам в разных местах самостоятельно и независимо от развития в других местах. Как повсеместно приходила в голову идея погребения, так естественной была и эта ее форма – каменный ящик.
В конце ХХ века, в 1997 г., идею полицентрического происхождения дольменов возродил петербургский археолог М. Б. Рысин. Он указывает, что керамика дольменной культуры продолжает три традиции – новосвободненскую, местную энеолитическую и больше всего – малоазийско-эгейскую (но это уже не местная!). В доказательство отсутствия миграций он приводит тот факт, что нигде нет точной копии кавказских дольменов. По его мнению, для миграции нужно, чтобы в местах предполагаемого исхода данной культуры имелись комплексы-кальки. Но с таким перестраховочным критерием доказанности миграции ни одна миграция вообще не будет признана доказанной, потому что в миграцию часто уходит не вся культура, а ее молодежная фракция, плохо знающая традиции, и любая миграция – это такая встряска, в которой культура сильно меняется, включает в себя местные и вообще новые компоненты. К тому же схожих редких деталей в данном случае слишком много, это необъяснимо без признания прямого контакта.
- Южное происхождение. Вторая гипотеза намечает миграцию с Переднего Востока. Абхазский археолог Л. Н. Соловьев в 1958 г. предположил, что дольмены начали строить в Абхазии каски, пришедшие из Малой Азии (они и стали предками абхазов и адыге), а уж оттуда дольмены распространились на север. Каски, возможно, и родственны абхазам и адыге (ср. летописное наименование черкесов касоги), но в Малой Азии как раз дольменов нет. В 2011 г. В. А. Трифонов, опираясь на материалы Рысина, обновил эту идею. Он указывает, что более всего керамика дольменной культуры близка как раз к малоазийско-эгейской традиции. Но откуда появляются сами дольмены, Трифонов не указывает.
- Северо-западное происхождение. Третья гипотеза усматривает корни дольменной культуры на севере и западе, в Центральной Европе. Первым это высказал еще финский археолог А. М. Тальгрен в 1925 г. В 1974 г. супруги В. А. Сафронов и Н. А. Николаева разработали эту идею подробно в материале, предположив, что культура шаровидных амфор разнесла мегалитическую традицию, богато представленную на Западе и Севере Европы, по Восточной Европе, где она проявляется в культурах усатовской, нижнемихайловской и кемиобинской (Крым). А на Кавказе эта волна породила культуру Новосвободной (оставив там двухкамерные галерейные гробницы) и чуть позже дольменную культуру Западного Кавказа, дав ей массовое применение дольменов как коридорных гробниц. Супруги снабдили свои работы сравнительными таблицами, в которых проследили одни и те же компоненты во всех этих культурах.
В 1980-е, 90-е и 2000-е годы А. Д. Резепкин, установив родство разных категорий кавказских мегалитов с разными европейскими, предположил, что подковообразные гробницы ведут свое происхождение от пиренейских псевдокупольных гробниц, прямоугольные двухкамерные гробницы Новосвободной – от галерейных гробниц культуры воронковидных кубков Центральной и Северной Европы, а дольмены – от коридорных гробниц культуры шаровидных амфор. Он связывает распространение этих мегалитических проявлений по Европе с распространением чернолощеной керамики. Как пиренейские типы попали на Кавказ он не конкретизирует. Возможно, стоит поискать более близкие варианты псевдокупольных гробниц или их дериватов на островах Средиземноморья или на Балканах.
Остается еще возможность того, что каждая из этих гипотез отражает часть реальности, то есть, что разные компоненты дольменной культуры оказались в ней из разных источников, а ее носители – очень смешанная популяция.
ЛСК
|
Другие слова
|
|
|