Доска объявлений

«Этногенез. История. Культура: III Юсуповские чтения»

Международная заочная научная конференция

«Этногенез. История. Культура: III Юсуповские чтения»

Уфа, 23 ноября 2018 г.

 

Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук проводит 23 ноября 2018 г. Международную заочную научную конференцию «Этногенез. История. Культура: III Юсуповские чтения».

Направления работы конференции:

  1. Вопросы антропологии, палеоантропологии и археологии. Проблемы исследований археологических культур от Восточной Европы до Южной Сибири, их роль и влияние на развитие степных культур с эпохи энеолита до Средневековья с использованием современных методов с участием естественных наук.
  2. Этническая история и этнография народов Евразии. Проблема этногенеза народов Урало-Поволжья и Западной Сибири, этническая история и этнография которых содержит в себе влияние культур Запада и Востока.
  3. Источниковедение и историография Башкортостана. Поиск и анализ источников о событиях и явлениях, происходивших в Урало-Поволжье в I и II тыс. н.э.
  4. Этнолингвистика и фольклор. Вопросы фольклора и этнолингвистики в культурах народов Евразии. Исследования духовной культуры народов Евразии даст возможность воссоздать те или иные аспекты этнической истории народов Восточной Европы, Сибири и Центральной Азии.

 

Срок приема заявок на участие в конференции и материалов для публикации: 31 октября 2018 г. В заявке указываются: фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание, место работы, занимаемая должность, название доклада, название секции, адрес, контактные телефоны и электронный адрес. Материалы для публикации принимаются по электронной почте. Формат присылаемых материалов: в электронном виде объемом до 12 тыс. знаков, Microsoft Office (doc, rtf); сноски постраничные, оформление по ГОСТу, нумерация сносок начинается на каждой странице; таблицы, графики имеют название и номер; иллюстрации (фотографии, карты, схемы) принимаются отдельными файлами jpg, tif; название доклада, резюме (до 50 слов) и ключевые слова (до 10 слов) на русском и английском языках, УДК. Направление заявки рассматриваются как согласие на размещение присланных материалов в сборнике на интернет-странице rihll.com. Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок для формирования программы и публикации докладов.

Заявки и материалы направлять по электронной почте с указанием темы сообщения ЮСУПОВ_2018 по адресу: yusupovskie_chteniya_2018@mail.ru, ethno-ufa@mail.ru.

Адрес Оргкомитета конференции: 450054, г. Уфа, Проспект Октября, 71. Институт истории, языка и литературы УФИЦ РАН.

Председатель Оргкомитета – врио председателя УФИЦ РАН д.э.н., д.д.а. Ахунов Рустем Ринатович;

Координатор конференции – ученый секретарь ИИЯЛ УФИЦ РАН к.и.н. Сальманов Азат Салаватович.

VII Съезд ВОГиС

Глубокоуважаемые коллеги!Имеем честь пригласить Вас к участию в Международном Конгрессе «VII Съезд Вавиловского общества генетиков и селекционеров, посвященный 100-летию кафедры генетики СПбГУ, и ассоциированные симпозиумы».

Конгресс пройдет 18-22 июня 2019 г. в Санкт-Петербурге на базе кампуса Санкт-Петербургского государственного университета «Михайловская дача» (Санкт-Петербургское ш., 109, Новый Петергоф).

В рамках Конгресса будут проведены пленарные заседания и 20 симпозиумов, сгруппированных по 5 ключевым направлениям, призванным осветить всю широту современных исследований в области генетики и селекции:

I. Матричный принцип и механизмы генетических процессов
II. Экологическая и эволюционная генетика
III. Теоретическая генетика, биоинформатика и системная биология
IV. Медицинская генетика
V. Биотехнология как основа селекции следующего поколения

Научная программа Конгресса включает выступления более 200 пленарных и симпозиальных докладчиков, включая профессоров Рида Викнера, Томаса Питеса, Роба Найта, Уильяма Мартина, Николая Колчанова, Стефана О»Брайена, Рауля Гайнетдинова, Николая Янковского, Юрия Чернова, Евгения Рогаева, Кристину Линдстром, Йохана Кумлена, Евгения Имянитова, Евгения Гинтера и многих других.

Регистрация на Конгресс и возможность подачи тезисов открыты на официальном сайте по адресу: http://vavilov.spbu.ru Ранняя регистрация, предполагающая возможность участия в отборе на предоставление устных докладов, открыта до 30 ноября 2018 г.; поздняя регистрация продлится с 01 декабря 2018 г. по 01 марта 2019 г.

К данному приглашению прилагаются афиша, которую можно разместить на доске объявлений для сотрудников и заинтересованных лиц, а также информационный буклет. Распространите, пожалуйста, эту информацию среди лабораторий или кафедр Вашей организации, распечатав её и разослав по электронной почте, если посчитаете возможным.

2_poster-fin_s

С уважением,
Организационный комитет VII Съезда ВОГиС

Ответственный по письму
Анастасия Минец
anastasia@inno-mir.com

Международная научная конференция «Проблемы изучения изменчивости в антропологии. Новое в многообразии традиционного»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН
ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН
КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. академика В.П. АЛЕКСЕЕВА
Международная научная конференция
«Проблемы изучения изменчивости в антропологии.
Новое в многообразии традиционного»

 

Зубов

А.А. Зубов (1934–2013)

 

I информационное письмо

Дорогие коллеги,

приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 85-летию со дня рождения выдающегося антрополога, д-ра ист. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Александра Александровича Зубова.

Цель конференции – представить научное наследие профессора А.А. Зубова, достижения сформированного им направления одонтологии, его научной школы, обсудить современное состояние и перспективы развития физической антропологии в отечественной и мировой науке, показать роль новых методов, новых теоретических разработок с учетом антропологического разнообразия и определяющих его факторов, роль антропологии в перспективе интеграции наук.

На конференции предполагается рассмотреть следующие проблемы, связанные с основными направлениями научной деятельности А.А. Зубова:

1. Эволюционная антропология: новые находки, методы и интерпретации рода Homo;
2. Одонтологические исследования в изучении популяций современного и ископаемого человека;
3. Роль антропологии в решении проблем этногенеза и этнической истории древних и современных народов;
4. «Памяти посвящается…»: российская антропология в лицах.

Также в рамках конференции планируется проведение круглого стола «Методология и методы одонтологических исследований. Традиции и инновации».

Предполагаемые сроки проведения конференции – май 2019 года.

Прием заявок осуществляется до 15 октября 2018 г. Заявка должна содержать название доклада, ФИО, учреждение, контакты.
В связи с предполагаемым участием в конкурсе на проведение конференций просим докладчиков прислать краткие тезисы (не более 1 стр., шрифт Times New Roman, 14) до 1 декабря 2018 г.

Заявки и тезисы посылать по адресу: zubov_conf@bk.ru

C уважением, ОРГКОМИТЕТ
Васильев Сергей Владимирович (д-р ист. наук, зав. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Халдеева Наталия Ивановна (д-р ист. наук, в.н.с. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Лейбова Наталья Александровна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Харламова Наталья Владимировна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Южакова Алёна Владимировна (ЦФА ИЭА РАН)

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только»

В издательстве Евразия вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655191/

Диалог издревле считался одной из главных форм обнаружения истины.
Искусство постановки вопроса и мастерство ответа на неудобные выпады, всегда считалось главным достоинством проповедников, софистов и философов.
Для науки же, строившей всю аргументацию исключительно вокруг экспериментальной практики, стереотипно пространство диалога казалось чуждым, а главным действующим лицом в науке представлялся герой одиночка, грызущий камень познания в тишине лаборатории или кабинета.
Предлагаемая Вашему вниманию книга не оставляет камня на камне от этого стереотипа. Наука — это, прежде всего, пространство диалога.
Здесь всегда есть место яростным спорам, страсти и даже политике.
Наука, прежде всего полемика, — с учителями и учениками, друзьями и недругами, с оппонентами и сторонниками.
Наука начинается с сомнения, расцветает там, где есть проблема, и никогда не дает окончательных ответов.
Это борьба гипотез за право стать теориями, это непрестанный конфликт и полемика. Такова реальная наука и такова судьба основного автора этой книги — Льва Самуиловича Клейна (всего участников диалогов — 36).
Таково итоговое изложение взглядов неординарного ученого и теоретика, человека, который не смотря на мировую известность и весьма почтенный возраст, постоянно открыт к диалогу.

 

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования»

В издательстве «Евразия» вышла книга проф. Л.С.Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655192/

Новая книга знаменитого санкт-петербургского ученого, археолога и теоретика археологии, Льва Самуиловича Клейна, посвящена понятию культуры, которое в рамках археологии является скорее рабочим понятием, редко подвергающимся рефлексии.
Тем не менее, теоретические интересы автора этой книги всегда были шире любых дисциплинарных рамок: помимо археологии известны его работы в области культурной антропологии, классической филологии, этногенеза, лингвистики и общей теории культуры.
Первая часть книги посвящена определению понятия «культура» и сопутствующей полемике в различных школах и отраслях гуманитарного знания.
Во второй части излагается коммуникационная теория эволюции культуры, которую автор считает своим наиболее интересным вкладом в антропологию. Л.С.Клейн обосновывает свою гипотезу, что передачу культуры от поколения к поколению можно описать как сеть коммуникации, но растянутую не в пространстве, а во времени.
В таком качестве на ретрансляцию культуры и передачу информации должны воздействовать те же факторы, что действуют в любой сети связи (радио, телефон и т. д.). Нормальное прохождение информации обеспечивается за счет необходимой повторяемости и достаточного количества каналов связи с допустимой пропускной способностью. Самое интересное к пониманию — это соответствие феноменов культуры физическим факторам матрицы передачи информации, способствующим или препятствующим прохождению сигналов.

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIII Конгресс антропологов и этнологов России
Казань,2–6 июля 2019 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ, Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН При поддержке Правительства Республики Татарстан

Проводят 2–6 июля 2019года в Казани

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

 Тема Конгресса — «Системы родства, связей и коммуникаций в истории человечества: антропологический аспект».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий,в том числе:

  • Мониторинг межэтнических отношений
  • Религии, межрелигиозные отношения и этноконфессиональные процессы в духовном пространстве России
  • Мигранты, диаспоры, этнические меньшинства
  • Физическая антропология
  • Этнологическое образование и просвещение

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 01сентября 2018 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2019@mail.ru. Обращаем ваше внимание: для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом Конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Просим сообщить информацию о Конгрессе Вашим коллегам

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна– Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России;тел. (495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2019@mail.ru

 

ЗАЯВКА
на организацию секции (круглого стола, симпозиума, пр.)

 

Ф.И.О.(полностью) 
Наименование учреждения* (научно-исследовательский институт, университет, пр.) 
Наименование подразделения (отдел, кафедра, пр.) 
Должность
Ученая степень, звание
Предполагаемая форма заседания в рамках конгресса
(секция, круглый стол, симпозиум, пр.)
Название секции
(круглого стола, симпозиума, пр.) 

 

 

 

 

Тематика работы секции
(круглого стола, симпозиума, пр.;  до 200 слов) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почтовый адрес (с индексом) 
Телефон моб., раб. (с кодом города)
E-mail

 

* Просим указывать полные, не сокращенные названия

 

VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

  • VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

Сроки и место проведения: 3-4 декабря 2018 г., Санкт-Петербург

Срок подачи заявок: до 30 сентября 2018 года

В рамках предстоящего форума предполагается обсудить широкий спектр вопросов, связанных с процессами социокультурной метисации населения Нового Света в прошлом и настоящем:

- Процессы формирования новых культур на основе взаимодействия местного, европейского и африканского компонентов;

- Расовая и этническая стратификация общества в колониальную эпоху;

- Социальная и пространственная мобильность;

- Социальный статус и его внешние проявления;

- Другие вопросы, имеющие отношение к основной теме симпозиума.

К участию в работе симпозиума приглашаются специалисты-антропологи, этнографы, археологи, историки, независимые исследователи. Рабочие языки: русский, английский, испанский. По итогам симпозиума планируется издание сборника статей участников.

Заявки на участие и резюме (не более 200 слов) направлять на электронный адрес оргкомитета: america-anthropology@mail.ru до 30 сентября 2018 г. по форме:

1). Ф.И.О.:

2). Ученая степень, место работы и должность:

3). Область научных интересов:

4). E-mail, телефон:

5). Название доклада (на рус. и англ. яз.):

6). Резюме (до 200 слов):

7). Summary (max 200 words):

8). Использование мультимедиа:

Контактная информация:

Кондакова Ольга Владимировна (МАЭ РАН)

Тел: 8(905)233-40-56

E-mail: sov@kunstkamera.ru

Объявлен прием в в магистратуру по специальности «Этническая история» в Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского университета

Уважаемые коллеги!

 

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета в сотрудничестве с Институтом археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан объявляет о наборе в 2018-2019 учебном году (обучение с сентября 2018 г.) в магистратуру по специальности «Этническая история». Мы ожидаем поступления в нашу магистратуру прежде всего студентов, получивших базовое образование по специальностям «история», «археология», «этнология и антропология», «сравнительно-историческое языкознание», однако по результатам собеседования могут быть приняты студенты, получившие образование в специалитете или бакалавриате и по другим гуманитарным направлениям: главным критерием отбора является наличие интереса к научной работе в области предыстории, древней и средневековой этнической истории. При этом, хотя основным направлением наших исследований является история Поволжья, Урала и Восточной Европы в целом, история тюркских и финно-угорских народов, магистрант вправе предложить тему, связанную с другими регионами Евразии, с историей народов индоевропейской, севернокавказской и др. языковых семей, расширение тематики и географии только приветствуется. Для поступления значимо наличие опубликованных научных работ по выбранному направлению, однако это условие не является обязательным.

В рамках подготовки в магистратуре читаются курсы методологии этноисторических исследований, основ археологии, сравнительно-исторического языкознания, ономастики, уралистики, тюркологии, истории народов Волго-Уральского региона. Занятия ведут квалифицированные специалисты, среди которых доктора наук, члены Российской Академии наук и Академии наук Республики Татарстан. В Институте международных отношений, истории и востоковедения имеется возможность слушать спецкурсы по широкому спектру гуманитарных дисциплин, изучать иностранные языки, в том числе – китайский, корейский, турецкий, арабский и др.

Обучение в магистратуре двухгодичное, итогом его должна стать выпускная квалификационная работа (диссертация). В случае успешной исследовательской работы возможно продолжение образования в аспирантуре Казанского Федерального университета или Института Археологии АН РТ. Магистрантом может быть как гражданин России, так и иностранец, обучение в магистратуре, если оно осуществляется впервые, бесплатное; если студент уже имеет одно магистерское образование возможно поступление в платную магистратуру с гибкой системой оплаты обучения. Студентам предоставляется благоустроенное общежитие, выплачивается стипендия. К(П)ФУ предоставляет все условия как для получения полноценного образования (библиотеки, музеи, архивы), так и для участия в общественной студенческой жизни. Казань является одним из старейших в России культурных и образовательных центров, динамично развивающимся современным городом с широкими возможностями для работы, профессионального роста и отдыха.

Дополнительную информацию и контакты для справок и предоставления документов см. на сайте Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ (https://kpfu.ru/imoiv), вопросы по поводу поступления можно присылать и мне по адресу vovia@udm.ru

 

Надеюсь на успешное сотрудничество.

 

Напольских Владимир Владимирович,

д. и. н., проф., член-корреспондент РАН

Письмо о магистратуре 2018

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Дереивская культура

Дереивская культура

Дереивская культура названа по селу Дереивка Кировоградской области Украины, где в 1959 г. на правом берегу Днепра Д. Я. Телегиным раскопаны поселение и могильник среднего энеолита. В поселении реконструируются двор, два жилища (полуземлянки со столбовой конструкцией и открытыми очагами), наземная хозяйственная постройка. Обнаружено много раковин, погребение двух собак (пара собак  характерна для индоевропейской мифологии), найдена грубая глиняная фигурка кабана. Даты поселения, по Н. С. Котовой, 4150 – 4050 гг. до н. э., а всей культуры — 4300 — 3850 гг. до н.э.  Дереивский могильник бескурганный, покойники лежали под каменными закладками, скорченными на спине, головой на С или В. В могилах следы огня и охра.

 

Керамика лепная с примесью толченых ракушек, крупные сосуды (горшки) остродонные и почти остродонные, реже круглодонные и плоскодонные, меньше встречаются небольшие кубки, миски, банки. Шейка сосудов, как правило, высокая, по ее низу проходит валик («воротничок»). У некоторых сосудов диаметр венчика больше диаметра средней части тулова. В некоторых случаях шейка имеет собственную раздутость, напоминая воронковидные кубки Германии и Польши. Венчик Т-образный и Г-образный, орнамент отпечатками короткого гребенчатого штампа (зигзаги, сетка) и им же (плашмя) поверхность сосуда покрыта расчесами. Есть также накольчатый, жемчужный и ямочный орнамент. Есть и шнуровой орнамент – параллельными линиями по шейке.

new-1

Керамическая посуда дереивской (11-13) и других культур степного энеолита: 1-4 скелянськая культура; 5-7 среднестоговская культура; 8-10 — квитянськая (постмариупольськая) культура; 11-13 — Дереивская культура; 14-16 — Репинская культура (1-7, 9-13 — (по 10 Я. Рассамакину) 8, 14-16 (по И. Ф. Ковалевой)

 

new-6

Керамика дереивской (1-5) и среднестоговской (6-8) культур (Археология УРСР 1971 г.)

 

Мелкая глиняная пластика представлена статуэткой кабана  и женскими статуэтками (наиболее представителен обломок схематичной женской статуэтки без головы  с изображениями перевязей через плечи крест-накрест).

 

new-9

Глиняные скульптуры дереивской культуры (Археология УРСР 1971 г. )

 

Могильники. Во второй половине ХХ века началось открывание схожих памятников (Молюхов бугор в Поднепровье, Александрия на Осколе и др.), в частности могильников. Оказалось, кроме грунтовых есть и курганные могильники со скорченными на спине покойниками головой на С. и В. Кромлехи (круговое обрамление) в них сделаны из дерева. Некоторые покойники вытянуты на спине, другие – в положении полусидя. Часть — окрашены охрой.

new-11

Кремневые орудия дереивской культуры (Археология УРСР 1971 г.)

 

История представления о культуре. Маститый украинский археолог Д. Я. Телегин в 1970-е годы включил Дереивку и аналогичные памятники  в выделенную им среднестоговскую культуру, установив в ней две стадии: ранний этап – квитянский (включая памятники типа Скели), поздний – дереивский. Действительно, дереивская культура преемственно связана со Средним Стогом, повторяя его керамические формы, но многое изменено. В керамике сосуды более вытянутые, наряду с остродонными сосудами появляются плоскодонные миски, а профиль высокогорлых сосудов становится более плавным. Накольчатый орнамент и гусеничка перевитого шнура вытесняется плетеным шнуром, шевроны и зубчатые фестоны, спускающиеся на плечиках сосудов Среднего Стога, уступают место вертикальным колонкам и скобочному орнаменту.

В начале 1980-х видные исследователи украинского энеолита Ю. Я. Рассамакин и Н. С. Котова восприняли все эти группы памятников как отдельные культуры, отнеся скелянскую к раннему энеолиту, стоговскую за ней, а к среднему энеолиту – нижнемихайловскую, квитянскую (севернее) и дереивскую. Позже Котова оставила стоговскую в раннем энеолите, а  дереивскую с квитянской объединила в одну дереивскую культуру среднего энеолита. Так археологи стали говорить о дереивской культуре. Ареал ее охватывал часть лесостепного Приднепровья и бассейн Северского Донца. Среднестоговская культура принимала участие в формировании дереивской культуры: по мысли Рассамакина, продвижение среднестоговцев на север и смешивание их там с неолитическим населением днепро-донецкой культуры и привело к образованию дереивской

Поскольку Телегин, а за ним очень многие исследователи трактовали стреднестоговскую культуру, преимущественно, по ее второму этапу, как основу формирования ямной культуры, а с тем и происхождения индоевропейцев, теперь все эти соображения и связанные с ними споры должны быть перенесены в обсуждение дереивской культуры.

 

карта-1

Карта памятников археологических культур второй половины IV — начала III тысячелетия до н.э. Значки в форме трапеции — позднеленточная расписная керамика и полгарская культура; кружки — средняя стадия трипольской культуры; ромбики — днепродонецкая культура позднего периода; треугольники — культура ямочно-гребенчатой керамики; квадрат — среднестоговская; прямоугольник — нижнемихайловская. Красной линией обведен ареал среднеднепровской культуры дереивской стадии по Телегину (Археология УРСР 1971 г.)

 

карта

Местоположение дереивской культуры по отношению к другим культурам (по Рассамакину).

 

Земледелие и скотоводство. О земледелии свидетельствуют отпечатки на керамике пшеницы-двузернянки, ячменя и проса, гороха, а также обломки зернотерок и многочисленные роговые мотыги (из рога оленя). Стало быть, земледелие было мотыжным, не пахотным. Палеозоолог В. И Бибикова, обработавшая материал из Дереивки, пришла к выводу, что люди дереивской культуры были земледельцами и еще больше скотоводами, скорее чем охотниками: доля домашних животных среди костей составляет  83 %, а диких (оленя, косули, кабана, лося, выдры, волка, лисы, бобра, дикого осла) – лишь 17 %.

Коневодство? Хозяйство Дереивки привлекло особое внимание, поскольку она предстала древнейшей культурой коневодов. В стаде крупного рогатого скота было гораздо больше, чем мелкого и чем свиней, но преобладали лошади – от 55,7 до 63% всего стада (в зависимости от того, как считать – по костям или особям)! Для сравнения, крупный рогатый скот составлял в среднем 20,6%, мелкий — 14,4%, а свиньи 9,3%.  Итого, Бибикова пришла к заключению о табунном коневодстве в этой культуре.

Это дало почву для рассуждений Д. Я. Телегина и др. (даже в академической «Археологии Украинской ССР» 1971 г.) о воинах-всадниках с копьями и луками, а также боевыми молотами-клевцами из рога, о зарождении кавалерии именно на Украине. А роговые дуговидные изделия с дырками («цурки») были приняты школой В. Н. Даниленко за псалии (детали узды). Но по пристальном исследовании это оказались с большей вероятностью застежки для верхней одежды или кочедыки для плетения сетей. По мнению М. Левин из Кембриджа, половозрастной состав забоя коней (в основном находят кости молодняка и жеребцов зрелого возраста) говорит о мясном направлении коневодства, а не об использовании их как тягловой силы или для верховой езды. Еще очень долго в последующем, бронзовом веке (в ямной и катакомбных культурах) в повозки запрягали исключительно волов, а не лошадей, и правили не вожжами (через удила) а стрекалами.

В литературе часто фигурирует дереивский конь, у которого американец Дэвид Энтони усмотрел стачивание зубов удилами. Но немец А. Хойслер доказал, что по стратиграфии (по разрезам) череп коня относится не к тому энеолитическому слою, которому его приписали, исходя из его глубины, поскольку находился в яме, которая вошла в этот древний слой сверху, из более позднего слоя (археологи говорят «впущена  сверху»). Последующая радиоуглеродная датировка, проведенная в оксфордской лаборатории,  подтвердила: череп относится к железному веку.

По половозрастному составу стада Левин даже заключила, что дереивские лошади, скорее, не домашние, а дикие – результат охотничьей добычи (забивали в сравнительно молодом возрасте), но другие исследователи приводят примеры, когда и у домашнего стада похожий забой. Это вопрос спорный, но даже если коней не включать в охотничью добычу, она будет превышать домашних животных. И еще сильнее будет превышать, если отнести к ней диких коней. Иными словами, домашних животных в Дереивке оказывается гораздо меньше, чем диких, на которых велась охота.

Соматические признаки одомашнивания лошадей вообще очень зыбкие, видимо, потому, что между диким и домашним состоянием у лошади как вида был долгий переходный период. В принципе есть два пути одомашнивания стадных животных: приручение плененных детенышей и приучение всего стада к сближению с людьми. Первый способ предусматривает стойловое содержание и требует развитого земледелия для прокорма (выпас одного-двух животных на привязи нерационален), так что в данном случае более вероятен второй способ (как обстояло дело и с северным оленем). Опустошительная загонная охота палеолита сменилась выборочной охотой мезолита, а та в течение степного неолита подошла к совместному кочеванию людей со стадами дичи. Это привело к притуплению у стада (в данном случае, табуна) чувства опасности от человека (этому способствовала обеспечиваемая человеком защита от хищников, забота о местах водопоя и т.п.). Не последнюю роль в этой заботе играл культ коня. Предполагаемый сторонниками гипотезы о ранней верховой езде способ следования за диким табуном верхами на прирученном коне (якобы изначальный и неизбежный) выдвигается с опорой на опыт индейцев прерий Америки, но для тех примером служил домашний конь европейцев.

Н. С. Котова считает, что малый размер дереивских лошадей по сравнению с их дикими аналогами говорит всё-таки за то, что это домашние лошади. Эта часть вопроса остается спорной, но в том, что дереивцы практиковали мясное коневодство, и у них не было конного войска, вряд ли можно сомневаться.

Антропология и этногенез. Дереивская культура интересна с точки зрения ее возможного участия в формировании ямной культуры бронзового века: круглодонная керамика, кубки, шнуровой орнамент, появление кургана, индивидуальные погребения, скорченность на спине, красная охра.

Антропологически население дереивской культуры, несомненно, принадлежало к европеоидному типу (достаточно взглянуть на реконструкции по черепам), но их праиндоевропейская речь, постулированная Марией Гимбутас через генетическую связь с ямной культурой, ничем другим не подтверждена. Кроме погребения пары собак, разве что коневодство намекает на индоевропейские особенности, но его связь с верховой ездой да и само ее наличие в Дереивке под вопросом. У ямной культуры были и другие корни. Что касается языка,  была ли речь ямников праиндоевропейской, или индоиранской, или иной – этот вопрос пока решается на уровне гипотез.

new-7

Реконструкция облика представителя дереивской культуры (Археология УРСР 1971 г )

 

 ЛСК

 

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015