Доска объявлений

«Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»

Антропологический семинар Центра Физической антропологии, Ленинский пр. 32А, 26 октября четверг, 14.00

Дорогие коллеги,

приглашаем вас на очередной антропологический семинар Центра Физической антропологии ИЭА РАН
 в четверг 26 октября в 14.00.
 В связи с ремонтом на Вавилова 37А семинар будет проходить в «башне» на Ленинском проспекте 32А в Музее Хорезма на 19 этаже.   

С сообщением «Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»
выступит сотрудник Центра физической антропологии ИЭА РАН Таисия Александровна Сюткина.

Обращаем внимание коллег, не имеющих постоянного пропуска в здание Президиума РАН: пожалуйста, проинформируйте нас заранее о своем желании посетить семинар, чтобы мы могли заказать разовый пропуск для прохода в здание.

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Дереивская культура

Дереивская культура

Дереивская культура названа по селу Дереивка Кировоградской области Украины, где в 1959 г. на правом берегу Днепра Д. Я. Телегиным раскопаны поселение и могильник среднего энеолита. В поселении реконструируются двор, два жилища (полуземлянки со столбовой конструкцией и открытыми очагами), наземная хозяйственная постройка. Обнаружено много раковин, погребение двух собак (пара собак  характерна для индоевропейской мифологии), найдена грубая глиняная фигурка кабана. Даты поселения, по Н. С. Котовой, 4150 – 4050 гг. до н. э., а всей культуры — 4300 — 3850 гг. до н.э.  Дереивский могильник бескурганный, покойники лежали под каменными закладками, скорченными на спине, головой на С или В. В могилах следы огня и охра.

 

Керамика лепная с примесью толченых ракушек, крупные сосуды (горшки) остродонные и почти остродонные, реже круглодонные и плоскодонные, меньше встречаются небольшие кубки, миски, банки. Шейка сосудов, как правило, высокая, по ее низу проходит валик («воротничок»). У некоторых сосудов диаметр венчика больше диаметра средней части тулова. В некоторых случаях шейка имеет собственную раздутость, напоминая воронковидные кубки Германии и Польши. Венчик Т-образный и Г-образный, орнамент отпечатками короткого гребенчатого штампа (зигзаги, сетка) и им же (плашмя) поверхность сосуда покрыта расчесами. Есть также накольчатый, жемчужный и ямочный орнамент. Есть и шнуровой орнамент – параллельными линиями по шейке.

new-1

Керамическая посуда дереивской (11-13) и других культур степного энеолита: 1-4 скелянськая культура; 5-7 среднестоговская культура; 8-10 — квитянськая (постмариупольськая) культура; 11-13 — Дереивская культура; 14-16 — Репинская культура (1-7, 9-13 — (по 10 Я. Рассамакину) 8, 14-16 (по И. Ф. Ковалевой)

 

new-6

Керамика дереивской (1-5) и среднестоговской (6-8) культур (Археология УРСР 1971 г.)

 

Мелкая глиняная пластика представлена статуэткой кабана  и женскими статуэтками (наиболее представителен обломок схематичной женской статуэтки без головы  с изображениями перевязей через плечи крест-накрест).

 

new-9

Глиняные скульптуры дереивской культуры (Археология УРСР 1971 г. )

 

Могильники. Во второй половине ХХ века началось открывание схожих памятников (Молюхов бугор в Поднепровье, Александрия на Осколе и др.), в частности могильников. Оказалось, кроме грунтовых есть и курганные могильники со скорченными на спине покойниками головой на С. и В. Кромлехи (круговое обрамление) в них сделаны из дерева. Некоторые покойники вытянуты на спине, другие – в положении полусидя. Часть — окрашены охрой.

new-11

Кремневые орудия дереивской культуры (Археология УРСР 1971 г.)

 

История представления о культуре. Маститый украинский археолог Д. Я. Телегин в 1970-е годы включил Дереивку и аналогичные памятники  в выделенную им среднестоговскую культуру, установив в ней две стадии: ранний этап – квитянский (включая памятники типа Скели), поздний – дереивский. Действительно, дереивская культура преемственно связана со Средним Стогом, повторяя его керамические формы, но многое изменено. В керамике сосуды более вытянутые, наряду с остродонными сосудами появляются плоскодонные миски, а профиль высокогорлых сосудов становится более плавным. Накольчатый орнамент и гусеничка перевитого шнура вытесняется плетеным шнуром, шевроны и зубчатые фестоны, спускающиеся на плечиках сосудов Среднего Стога, уступают место вертикальным колонкам и скобочному орнаменту.

В начале 1980-х видные исследователи украинского энеолита Ю. Я. Рассамакин и Н. С. Котова восприняли все эти группы памятников как отдельные культуры, отнеся скелянскую к раннему энеолиту, стоговскую за ней, а к среднему энеолиту – нижнемихайловскую, квитянскую (севернее) и дереивскую. Позже Котова оставила стоговскую в раннем энеолите, а  дереивскую с квитянской объединила в одну дереивскую культуру среднего энеолита. Так археологи стали говорить о дереивской культуре. Ареал ее охватывал часть лесостепного Приднепровья и бассейн Северского Донца. Среднестоговская культура принимала участие в формировании дереивской культуры: по мысли Рассамакина, продвижение среднестоговцев на север и смешивание их там с неолитическим населением днепро-донецкой культуры и привело к образованию дереивской

Поскольку Телегин, а за ним очень многие исследователи трактовали стреднестоговскую культуру, преимущественно, по ее второму этапу, как основу формирования ямной культуры, а с тем и происхождения индоевропейцев, теперь все эти соображения и связанные с ними споры должны быть перенесены в обсуждение дереивской культуры.

 

карта-1

Карта памятников археологических культур второй половины IV — начала III тысячелетия до н.э. Значки в форме трапеции — позднеленточная расписная керамика и полгарская культура; кружки — средняя стадия трипольской культуры; ромбики — днепродонецкая культура позднего периода; треугольники — культура ямочно-гребенчатой керамики; квадрат — среднестоговская; прямоугольник — нижнемихайловская. Красной линией обведен ареал среднеднепровской культуры дереивской стадии по Телегину (Археология УРСР 1971 г.)

 

карта

Местоположение дереивской культуры по отношению к другим культурам (по Рассамакину).

 

Земледелие и скотоводство. О земледелии свидетельствуют отпечатки на керамике пшеницы-двузернянки, ячменя и проса, гороха, а также обломки зернотерок и многочисленные роговые мотыги (из рога оленя). Стало быть, земледелие было мотыжным, не пахотным. Палеозоолог В. И Бибикова, обработавшая материал из Дереивки, пришла к выводу, что люди дереивской культуры были земледельцами и еще больше скотоводами, скорее чем охотниками: доля домашних животных среди костей составляет  83 %, а диких (оленя, косули, кабана, лося, выдры, волка, лисы, бобра, дикого осла) – лишь 17 %.

Коневодство? Хозяйство Дереивки привлекло особое внимание, поскольку она предстала древнейшей культурой коневодов. В стаде крупного рогатого скота было гораздо больше, чем мелкого и чем свиней, но преобладали лошади – от 55,7 до 63% всего стада (в зависимости от того, как считать – по костям или особям)! Для сравнения, крупный рогатый скот составлял в среднем 20,6%, мелкий — 14,4%, а свиньи 9,3%.  Итого, Бибикова пришла к заключению о табунном коневодстве в этой культуре.

Это дало почву для рассуждений Д. Я. Телегина и др. (даже в академической «Археологии Украинской ССР» 1971 г.) о воинах-всадниках с копьями и луками, а также боевыми молотами-клевцами из рога, о зарождении кавалерии именно на Украине. А роговые дуговидные изделия с дырками («цурки») были приняты школой В. Н. Даниленко за псалии (детали узды). Но по пристальном исследовании это оказались с большей вероятностью застежки для верхней одежды или кочедыки для плетения сетей. По мнению М. Левин из Кембриджа, половозрастной состав забоя коней (в основном находят кости молодняка и жеребцов зрелого возраста) говорит о мясном направлении коневодства, а не об использовании их как тягловой силы или для верховой езды. Еще очень долго в последующем, бронзовом веке (в ямной и катакомбных культурах) в повозки запрягали исключительно волов, а не лошадей, и правили не вожжами (через удила) а стрекалами.

В литературе часто фигурирует дереивский конь, у которого американец Дэвид Энтони усмотрел стачивание зубов удилами. Но немец А. Хойслер доказал, что по стратиграфии (по разрезам) череп коня относится не к тому энеолитическому слою, которому его приписали, исходя из его глубины, поскольку находился в яме, которая вошла в этот древний слой сверху, из более позднего слоя (археологи говорят «впущена  сверху»). Последующая радиоуглеродная датировка, проведенная в оксфордской лаборатории,  подтвердила: череп относится к железному веку.

По половозрастному составу стада Левин даже заключила, что дереивские лошади, скорее, не домашние, а дикие – результат охотничьей добычи (забивали в сравнительно молодом возрасте), но другие исследователи приводят примеры, когда и у домашнего стада похожий забой. Это вопрос спорный, но даже если коней не включать в охотничью добычу, она будет превышать домашних животных. И еще сильнее будет превышать, если отнести к ней диких коней. Иными словами, домашних животных в Дереивке оказывается гораздо меньше, чем диких, на которых велась охота.

Соматические признаки одомашнивания лошадей вообще очень зыбкие, видимо, потому, что между диким и домашним состоянием у лошади как вида был долгий переходный период. В принципе есть два пути одомашнивания стадных животных: приручение плененных детенышей и приучение всего стада к сближению с людьми. Первый способ предусматривает стойловое содержание и требует развитого земледелия для прокорма (выпас одного-двух животных на привязи нерационален), так что в данном случае более вероятен второй способ (как обстояло дело и с северным оленем). Опустошительная загонная охота палеолита сменилась выборочной охотой мезолита, а та в течение степного неолита подошла к совместному кочеванию людей со стадами дичи. Это привело к притуплению у стада (в данном случае, табуна) чувства опасности от человека (этому способствовала обеспечиваемая человеком защита от хищников, забота о местах водопоя и т.п.). Не последнюю роль в этой заботе играл культ коня. Предполагаемый сторонниками гипотезы о ранней верховой езде способ следования за диким табуном верхами на прирученном коне (якобы изначальный и неизбежный) выдвигается с опорой на опыт индейцев прерий Америки, но для тех примером служил домашний конь европейцев.

Н. С. Котова считает, что малый размер дереивских лошадей по сравнению с их дикими аналогами говорит всё-таки за то, что это домашние лошади. Эта часть вопроса остается спорной, но в том, что дереивцы практиковали мясное коневодство, и у них не было конного войска, вряд ли можно сомневаться.

Антропология и этногенез. Дереивская культура интересна с точки зрения ее возможного участия в формировании ямной культуры бронзового века: круглодонная керамика, кубки, шнуровой орнамент, появление кургана, индивидуальные погребения, скорченность на спине, красная охра.

Антропологически население дереивской культуры, несомненно, принадлежало к европеоидному типу (достаточно взглянуть на реконструкции по черепам), но их праиндоевропейская речь, постулированная Марией Гимбутас через генетическую связь с ямной культурой, ничем другим не подтверждена. Кроме погребения пары собак, разве что коневодство намекает на индоевропейские особенности, но его связь с верховой ездой да и само ее наличие в Дереивке под вопросом. У ямной культуры были и другие корни. Что касается языка,  была ли речь ямников праиндоевропейской, или индоиранской, или иной – этот вопрос пока решается на уровне гипотез.

new-7

Реконструкция облика представителя дереивской культуры (Археология УРСР 1971 г )

 

 ЛСК

 

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015