Чернавода культуры
Культура чернавода — археологическая культура позднего энеолита (первая половина IV тыс. до н. э.), но достоверные даты получены только для ее развитой части – вторая четверть IV тыс. по калиброванной радиоуглеродной хронологии. Распространена на территории современной Румынии и юга Молдавии. Названа по городу Чернаводэ (рум. Cernavodă), возле которого раскопаны древние поселения. Румыны произносят Чернаводэ, но в русской литературе привилось славянизированное имя Чернавода, его и стоит придерживаться как более удобного (склоняемого) термина, тем более оправданного, что румынское слово воспроизводит субстратный славянский топоним.
Состав. В литературе обычно приводится деление культуры на три этапа – Чернавода I, II и III, и многие воспринимают это как отражение трех слоев памятника. Поэтому в 1970-е с удивлением было воспринято сообщение о том, что Чернавода II изъята из этой последовательности как отдельная культура. На деле, однако, это не три слоя, а три отдельных поселения возле одного современного города. Между ними нет стратиграфических соотношений, хотя Чернавода III, тоже энеолитическая, и датируется более поздним временем, чем Чернавода I, а вот преемственность между ними под вопросом. Есть основания считать их отдельными культурами с наличием некоторой (частичной) преемственности. Таким образом, когда речь идет о культуре Чернавода, имеется в виду Чернавода I (Чернавода III непременно имеет цифровое уточнение — цифровую идентификацию).
Поселения эти копал в 1917 г. немецкий археолог Карл Шухардт, затем в 1930-е обследовал румын И. Нестор, а выделение культуры произвел в 1956 г. Думитру Берчу. Он еще рассматривал все три поселения как три фазы одной культуры. Но вскоре П. Роман и другие сообразили, что это разные культурные феномены.
Чернавода I. Культура чернавода (Чернавода I) охватывает в Румынии Добруджу по всему нижнему течению Дуная и на севере полосой уходит к низовьям Днестра в Молдавии, на всем протяжении прилегая к Черному морю.
Поселения этой культуры трех видов: на возвышенных местах укрепленные, в низинах неукрепленные, а некоторые поселения – на теллях предшествующей культуры гумельница.
В керамике различаются две основные категории. Столовая посуда продолжает традицию предшествующей гумельницкой культуры. Эта посуда почти не орнаментирована, только рельефом: коническими и продолговатыми выступами, каннелюры встречаются очень редко. Имеется большое разнообразие форм: миски конические и биконические, сосуды с воронковидной шейкой, горшки и банки, амфоры с крупными ленточными ручками, «молочные кринки», кувшины, аски. Вторая категория – грубая кухонная посуда с примесью толченой ракушки в тесте. Тут разнообразный орнамент: разные виды шнура (перевитой, намотанный — гусеничками, узелковый), жемчужный (выдавленные изнутри выпуклины).
Погребения под курганом и грунтовые, в овальных ямах, скорченные на боку с одной рукой, протянутой к коленям, посыпаны охрой. В Молдавии скорченные костяки лежат на левом боку, реже на правом. Могильные ямы бывают обрамлены деревом или камнями, а курган – кромлехом.
Этногенез. Происхождение культуры определить затруднительно. Многие археологи считают кухонную посуду с примесью ракушек северопонтийской степной по происхождению и рисуют завоевание этой территории прибывшими полукочевыми степняками. Но как понимать обоснование этой гипотезы? Лепную от руки керамику обычно изготавливали женщины. Что же, завоеватели насаждали своих женщин для изготовления кухонной посуды, используя столовую посуду от местных женщин? Не логичнее ли считать, что степные женщины поступали в земледельческую среду по каналам брачных связей, а экспансия (до кардинального изменения климата) шла в противоположном направлении?
По мнению покойного В. С. Титова, некоторые черты черноводской керамики сближают ее со степями Восточной Европы – это ракушечная примесь в глине, жемчужный и шнуровой орнамент, — но формы сосудов, крупные поднятые ручки и каннелюры в орнаментации являются, по его мнению, скорее анатолийскими чертами. Ничего анатолийского И. В. Манзура в культуре чернавода не видит – основная доля керамики продолжает традиции гумельницы. Хотя погребения схожи с причерноморскими, костяки только частью принадлежат к северопонтийскому антропологическому типу, другая часть отличается от северопричерноморских и принадлежит к средиземноморскому типу.
Последующая судьба культуры также не очень ясна. Многие археологи видели продолжение Чернавода I (хотя и с включениями других традиций) в культуре бронзового века Чернавода III, причастной к возникновению баденской культуры (в ее болеразской фазе). И. В. Манзура доказывает на большом материале, что прямым продолжением Чернаводы I является не Чернавода III, а более распространенная культура Фолтешти и через нее Чернавода II, в которой сказалось и влияние усатовской культуры. А Чернавода III продолжает соседнюю с Чернаводой I культуру Хотница. Теперь многие археологи считают, что Чернавода I сказалась и в формировании усатовской культуры. Стилизованые сидячие глиняные статуэтки чернаводы Манзура считает возможными прототипами усатовских.
Для археологов Украины и России интересны соотношения чернаводы с нижнемихайловской культурой. По мнению ряда балканских археологов, Чернавода возникла в результате миграции степного населения на Балканы, Истоком называли раньше широко понимаемый Средний Стог, а ныне нижнемихайловскую культуру, по многим параметрам схожую с чернаводой. По другим высказываниям, как раз чернавода является истоком для нижнемихайловской. Но так как они одновременны, похоже, что это локальные проявления одного феномена. Коль скоро взгляды настолько противоположны, скорее всего, это одно явление, а исток его нужно искать где-то в третьем месте.
Чернавода III - археологическая культура бронзового века в Румынии (конец III тыс. до н.э.), о ее выделении и названии см. выше очерк о культуре Чернавода I.
Памятники этой культуры сосредоточены в основном вдоль нижнего Дуная без самого нижнего течения и широко к югу от Дуная — ареал по сравнению с ареалом Чернаводы I сдвинут к ЮЗ, включая болгарские территории. Поселения не укреплены, но господствуют над окружающей местностью. Жилища наземные, с глиняной обмазкой стен. Основное занятие населения — скотоводство. По сравнению с культурой Чернавода I лошадей значительно больше.
В керамике шнуровой орнамент применяется редко, каннелюры только вертикальные, заметен елочный орнамент и фестоны. Репертуар форм гораздо более ограничен, чем в Чернаводе I, а есть специфические формы: полусферические миски и блюда с петлевидными ручками, сосуды с горизонтальными или вертикальными трубчатыми ручками. Керамика с примесью толченых раковин есть, но ее гораздо меньше, чем в Чернаводе I, а вот керамики с примесью песка и шамота гораздо больше в Чернаводе III, чем в Чернаводе I.
Женские безголовые статуэтки похожи на фессалийские.
Медные орудия – плоские топоры с небольшими закраинами, кинжалы треугольные с тремя или четырьмя заклепками, похожие на раннеэлладские или анатолийские, кинжалы с узкой рукояткой аналогичные степным северопонтийским или культуры оттомани в Словакии. Кинжал с массивной рукоятью изображен на груди глиняной фигурки воина.
Этногенез. Думитру Берчу, выделивший культуру Чернавода, считал Чернаводу III третьей фазой культуры Чернавода. Еще в 70-е годы отделили культуру Чернавода II как особую, вскоре в работах П. Романа, Х. Тодоровой и др. самостоятельный статус приобрела и культура Чернавода III, но ее считали всё же преемственно связанной с культурой Чернавода I. И. В. Манзура показал, что Чернавода III продолжает традицию не Чернаводы I, а ее юго-западного соседа — культуры Хотница, более приверженной центрально-балканским нормам.
Считается, что именно культура Чернавода III стала основой возникновения группы Болераз, или протобаденской культуры. Так это или не так, но культуры взаимосвязаны. Возможно, они одновременны, а протоболераз, даже несколько раньше, чем Чернавода III, так что связь тут иная, чем на основе экспансии с юго-востока.
ЛСК