Доска объявлений

Международная научная конференция «Проблемы изучения изменчивости в антропологии. Новое в многообразии традиционного»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН
ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН
КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. академика В.П. АЛЕКСЕЕВА
Международная научная конференция
«Проблемы изучения изменчивости в антропологии.
Новое в многообразии традиционного»

 

Зубов

А.А. Зубов (1934–2013)

 

I информационное письмо

Дорогие коллеги,

приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 85-летию со дня рождения выдающегося антрополога, д-ра ист. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Александра Александровича Зубова.

Цель конференции – представить научное наследие профессора А.А. Зубова, достижения сформированного им направления одонтологии, его научной школы, обсудить современное состояние и перспективы развития физической антропологии в отечественной и мировой науке, показать роль новых методов, новых теоретических разработок с учетом антропологического разнообразия и определяющих его факторов, роль антропологии в перспективе интеграции наук.

На конференции предполагается рассмотреть следующие проблемы, связанные с основными направлениями научной деятельности А.А. Зубова:

1. Эволюционная антропология: новые находки, методы и интерпретации рода Homo;
2. Одонтологические исследования в изучении популяций современного и ископаемого человека;
3. Роль антропологии в решении проблем этногенеза и этнической истории древних и современных народов;
4. «Памяти посвящается…»: российская антропология в лицах.

Также в рамках конференции планируется проведение круглого стола «Методология и методы одонтологических исследований. Традиции и инновации».

Предполагаемые сроки проведения конференции – май 2019 года.

Прием заявок осуществляется до 15 октября 2018 г. Заявка должна содержать название доклада, ФИО, учреждение, контакты.
В связи с предполагаемым участием в конкурсе на проведение конференций просим докладчиков прислать краткие тезисы (не более 1 стр., шрифт Times New Roman, 14) до 1 декабря 2018 г.

Заявки и тезисы посылать по адресу: zubov_conf@bk.ru

C уважением, ОРГКОМИТЕТ
Васильев Сергей Владимирович (д-р ист. наук, зав. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Халдеева Наталия Ивановна (д-р ист. наук, в.н.с. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Лейбова Наталья Александровна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Харламова Наталья Владимировна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Южакова Алёна Владимировна (ЦФА ИЭА РАН)

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только»

В издательстве Евразия вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655191/

Диалог издревле считался одной из главных форм обнаружения истины.
Искусство постановки вопроса и мастерство ответа на неудобные выпады, всегда считалось главным достоинством проповедников, софистов и философов.
Для науки же, строившей всю аргументацию исключительно вокруг экспериментальной практики, стереотипно пространство диалога казалось чуждым, а главным действующим лицом в науке представлялся герой одиночка, грызущий камень познания в тишине лаборатории или кабинета.
Предлагаемая Вашему вниманию книга не оставляет камня на камне от этого стереотипа. Наука — это, прежде всего, пространство диалога.
Здесь всегда есть место яростным спорам, страсти и даже политике.
Наука, прежде всего полемика, — с учителями и учениками, друзьями и недругами, с оппонентами и сторонниками.
Наука начинается с сомнения, расцветает там, где есть проблема, и никогда не дает окончательных ответов.
Это борьба гипотез за право стать теориями, это непрестанный конфликт и полемика. Такова реальная наука и такова судьба основного автора этой книги — Льва Самуиловича Клейна (всего участников диалогов — 36).
Таково итоговое изложение взглядов неординарного ученого и теоретика, человека, который не смотря на мировую известность и весьма почтенный возраст, постоянно открыт к диалогу.

 

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования»

В издательстве «Евразия» вышла книга проф. Л.С.Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655192/

Новая книга знаменитого санкт-петербургского ученого, археолога и теоретика археологии, Льва Самуиловича Клейна, посвящена понятию культуры, которое в рамках археологии является скорее рабочим понятием, редко подвергающимся рефлексии.
Тем не менее, теоретические интересы автора этой книги всегда были шире любых дисциплинарных рамок: помимо археологии известны его работы в области культурной антропологии, классической филологии, этногенеза, лингвистики и общей теории культуры.
Первая часть книги посвящена определению понятия «культура» и сопутствующей полемике в различных школах и отраслях гуманитарного знания.
Во второй части излагается коммуникационная теория эволюции культуры, которую автор считает своим наиболее интересным вкладом в антропологию. Л.С.Клейн обосновывает свою гипотезу, что передачу культуры от поколения к поколению можно описать как сеть коммуникации, но растянутую не в пространстве, а во времени.
В таком качестве на ретрансляцию культуры и передачу информации должны воздействовать те же факторы, что действуют в любой сети связи (радио, телефон и т. д.). Нормальное прохождение информации обеспечивается за счет необходимой повторяемости и достаточного количества каналов связи с допустимой пропускной способностью. Самое интересное к пониманию — это соответствие феноменов культуры физическим факторам матрицы передачи информации, способствующим или препятствующим прохождению сигналов.

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIII Конгресс антропологов и этнологов России
Казань,2–6 июля 2019 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ, Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН При поддержке Правительства Республики Татарстан

Проводят 2–6 июля 2019года в Казани

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

 Тема Конгресса — «Системы родства, связей и коммуникаций в истории человечества: антропологический аспект».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий,в том числе:

  • Мониторинг межэтнических отношений
  • Религии, межрелигиозные отношения и этноконфессиональные процессы в духовном пространстве России
  • Мигранты, диаспоры, этнические меньшинства
  • Физическая антропология
  • Этнологическое образование и просвещение

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 01сентября 2018 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2019@mail.ru. Обращаем ваше внимание: для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом Конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Просим сообщить информацию о Конгрессе Вашим коллегам

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна– Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России;тел. (495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2019@mail.ru

 

ЗАЯВКА
на организацию секции (круглого стола, симпозиума, пр.)

 

Ф.И.О.(полностью) 
Наименование учреждения* (научно-исследовательский институт, университет, пр.) 
Наименование подразделения (отдел, кафедра, пр.) 
Должность
Ученая степень, звание
Предполагаемая форма заседания в рамках конгресса
(секция, круглый стол, симпозиум, пр.)
Название секции
(круглого стола, симпозиума, пр.) 

 

 

 

 

Тематика работы секции
(круглого стола, симпозиума, пр.;  до 200 слов) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почтовый адрес (с индексом) 
Телефон моб., раб. (с кодом города)
E-mail

 

* Просим указывать полные, не сокращенные названия

 

VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

  • VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

Сроки и место проведения: 3-4 декабря 2018 г., Санкт-Петербург

Срок подачи заявок: до 30 сентября 2018 года

В рамках предстоящего форума предполагается обсудить широкий спектр вопросов, связанных с процессами социокультурной метисации населения Нового Света в прошлом и настоящем:

- Процессы формирования новых культур на основе взаимодействия местного, европейского и африканского компонентов;

- Расовая и этническая стратификация общества в колониальную эпоху;

- Социальная и пространственная мобильность;

- Социальный статус и его внешние проявления;

- Другие вопросы, имеющие отношение к основной теме симпозиума.

К участию в работе симпозиума приглашаются специалисты-антропологи, этнографы, археологи, историки, независимые исследователи. Рабочие языки: русский, английский, испанский. По итогам симпозиума планируется издание сборника статей участников.

Заявки на участие и резюме (не более 200 слов) направлять на электронный адрес оргкомитета: america-anthropology@mail.ru до 30 сентября 2018 г. по форме:

1). Ф.И.О.:

2). Ученая степень, место работы и должность:

3). Область научных интересов:

4). E-mail, телефон:

5). Название доклада (на рус. и англ. яз.):

6). Резюме (до 200 слов):

7). Summary (max 200 words):

8). Использование мультимедиа:

Контактная информация:

Кондакова Ольга Владимировна (МАЭ РАН)

Тел: 8(905)233-40-56

E-mail: sov@kunstkamera.ru

Объявлен прием в в магистратуру по специальности «Этническая история» в Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского университета

Уважаемые коллеги!

 

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета в сотрудничестве с Институтом археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан объявляет о наборе в 2018-2019 учебном году (обучение с сентября 2018 г.) в магистратуру по специальности «Этническая история». Мы ожидаем поступления в нашу магистратуру прежде всего студентов, получивших базовое образование по специальностям «история», «археология», «этнология и антропология», «сравнительно-историческое языкознание», однако по результатам собеседования могут быть приняты студенты, получившие образование в специалитете или бакалавриате и по другим гуманитарным направлениям: главным критерием отбора является наличие интереса к научной работе в области предыстории, древней и средневековой этнической истории. При этом, хотя основным направлением наших исследований является история Поволжья, Урала и Восточной Европы в целом, история тюркских и финно-угорских народов, магистрант вправе предложить тему, связанную с другими регионами Евразии, с историей народов индоевропейской, севернокавказской и др. языковых семей, расширение тематики и географии только приветствуется. Для поступления значимо наличие опубликованных научных работ по выбранному направлению, однако это условие не является обязательным.

В рамках подготовки в магистратуре читаются курсы методологии этноисторических исследований, основ археологии, сравнительно-исторического языкознания, ономастики, уралистики, тюркологии, истории народов Волго-Уральского региона. Занятия ведут квалифицированные специалисты, среди которых доктора наук, члены Российской Академии наук и Академии наук Республики Татарстан. В Институте международных отношений, истории и востоковедения имеется возможность слушать спецкурсы по широкому спектру гуманитарных дисциплин, изучать иностранные языки, в том числе – китайский, корейский, турецкий, арабский и др.

Обучение в магистратуре двухгодичное, итогом его должна стать выпускная квалификационная работа (диссертация). В случае успешной исследовательской работы возможно продолжение образования в аспирантуре Казанского Федерального университета или Института Археологии АН РТ. Магистрантом может быть как гражданин России, так и иностранец, обучение в магистратуре, если оно осуществляется впервые, бесплатное; если студент уже имеет одно магистерское образование возможно поступление в платную магистратуру с гибкой системой оплаты обучения. Студентам предоставляется благоустроенное общежитие, выплачивается стипендия. К(П)ФУ предоставляет все условия как для получения полноценного образования (библиотеки, музеи, архивы), так и для участия в общественной студенческой жизни. Казань является одним из старейших в России культурных и образовательных центров, динамично развивающимся современным городом с широкими возможностями для работы, профессионального роста и отдыха.

Дополнительную информацию и контакты для справок и предоставления документов см. на сайте Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ (https://kpfu.ru/imoiv), вопросы по поводу поступления можно присылать и мне по адресу vovia@udm.ru

 

Надеюсь на успешное сотрудничество.

 

Напольских Владимир Владимирович,

д. и. н., проф., член-корреспондент РАН

Письмо о магистратуре 2018

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Черняховская культура

Черняховская культура

Черняховская культура — археологическая культура развитого железного века, в частности позднеримского времени (II – IV веков н. э.), на территориях лесостепной и частично степной Украины, Молдавии и Румынии. Сменяет зарубинецкую культуру, с которой имеет много общих черт – вместе они относятся к культурам, известным прежде всего по своим специфическим бескурганным могильникам – полям погребений или полям погребальных урн (нем. Urnenefelder). Открыта, как и зарубинецкая, тем же археологом-любителем, который открыл и трипольскую культуру, – чехом по происхождению Викентием Хвойкой, в начале ХХ века и названа по селу Черняхов Киевской губернии (ныне области на Украине), где Хвойка обнаружил ее первые находки. В Румынии черняховскую культуру именуют Сынтана-де-Муреш по названию села в трансильванском районе Муреш, где найдены остатки поселений и грунтовые (бескурганные) могильники этой культуры.

 

new-1

Культура эта тянется от нижнего Дуная и Карпат до нижнего и частично среднего Днепра, по Восточной Румынии, Молдавии и югу правобережной Украины, прилегая на значительном протяжении к берегу Черного моря, переходит через Днепр и на левобережной Украине доходит до верхнего Донца. На Дунае она граничила с римской империей. На севере, в Среднем Поднепровье, с ней соседствует культура, в которой видят переживание зарубинецкой и называют киевской (не очень удобно: путаница с великокняжеской). На северо-западе, в Прикарпатье, к ней примыкают две культуры, протянувшиеся по Польше узкими полосами с берегов Балтики – вельбарская и, южнее, пшеворская.

Особый интерес к этой культуре вызван не только тем, что она археологически богата (поставляет много эффектных музейных экспонатов – высококачественную посуду, фибулы, украшения), но и спорами о роли и месте ее носителей в истории — были то предки славян или то были германцы-завоеватели – готы.

Состав культуры. В культуре этой известны сотни памятников, и многие из них раскопаны – как могильники, так и поселения.

рис330

Кувшин. Источник: «Украiна: хронологiя розвитку», т. 1, Киiв, КВIЦ, 2008.

Могилы не имеют внешних знаков (насыпей и т. п.), потому их и назвали «полями погребений», но какие-то знаки все же должны были в древности отмечать могилы, так как они не повреждают одна другую. В черняховской культуре сосуществовало два погребальных обряда: трупоположение (ингумация) и трупосожжение (кремация). При ингумации погребенные черняховцы лежат в узких овальных ямах вытянутыми на спине, с руками вдоль туловища, головою чаще на север (т. е. лицом на юг). Нередко сохранность скелета нарушена еще при похоронах (это некий ритуал). Кремация же производилась не в могиле, а где-то на стороне, и в яму кости ссыпаны кучкой или положены в глиняную урну, иногда прикрытую другим сосудом. Погребения сопровождаются погребальным инвентарем: сосудами (очевидно, с напитками и пищей), костями животных, железным ножом при них, оружием, украшениями личного убранства, предметами конского убора, монетами и т. п.

Погребальному обряду и всему типу подобных культур придала название («поля погребений») кремация на стороне, но в черняховских могильниках преобладало как раз не трупосожжение, а трупоположение (ингумация), особенно часто этот обряд применялся для властных особ. Такие трупоположения отличались большими размерами могильной ямы и богатством инвентаря (стеклянные импортные бокалы, наборы для игр и т. п.).

рис327

Посуда черняховской культуры. Источник: «Археологiя Украiнськоi РСР», т. III. Киiв, Наукова думка, 1975

Керамика очень богатая и совершенная по сравнению с окружающей – более ранней и более поздней (но разумеется, не с античной – римской и греческой). Для местного развития большим прогрессом было, что она в значительной части сделана на кругу, то есть это керамика кружальная, а значит, гончарная. Гончарное ремесло уже выделилось, как и другие. Имеется две группы гончарной посуды: а) кухонные и другие хозяйственные горшки с грубо шероховатой поверхностью (и с примесью дресвы, то есть толченого камня в тесте) и б) столовая посуда из серой хорошо отмученной глины и с блестящей пролощеной поверхностью: миски, кувшины, кубки. Но есть и немного лепной посуды – из глины с примесью шамота (толченых черепков старой посуды). Наконец, есть и импортная амфорная тара из греческих и римских городов и стеклянные сосуды.

В большинстве черняховских поселений гончарная керамика (сделанная на кругу) преобладала над лепной, а обжигалась в специальных двухъярусных горнах – они найдены в двух десятках поселений. Отличалась черняховская посуда чрезвычайным разнообразием форм: горшки, миски, кубки, кувшины, чарки, чаши, вазы с тремя ручками. Серая столовая посуда сочетает лощеную поверхность с матовыми полями, что придает ей особую нарядность.

рис328

Предметы туалета и украшения памятников черняховской культуры. Источник: «Археологiя Украiнськоi РСР», т. III. Киiв, Наукова думка, 1975

рис331

Серебряные фибулы и пряжка черняховской культуры. Источник: «Украiна: хронологiя розвитку», т. 1, Киiв, КВIЦ, 2008.

Инвентарь погребений вообще сравнительно богат: кроме качественной керамики имеются стеклянные кубки, горбатые костяные гребни, у женщин металлические (бронзовые, иногда серебряные) фибулы арбалетного типа – ими одежда скреплялась на плечах. Из оружия — длинные двулезвийные мечи, кинжалы, боевые топоры, наконечники стрел и дротиков. Ближайшие аналогии – в пшеворской культуре. Из туалетных принадлежностей – бронзовые двулезвийные бритвы.

Черняховские памятники располагались на удобных для земледелия почвах. Поселения представляют собой небольшие неукрепленные селища, вытянутые улицами на солнечных берегах небольших речек. Дома были большими (некоторые наземные превышали по площади 100 квадратных метров), принадлежа, вероятно, большим патриархальным семьям. Жилища сооружались без фундамента — деревянные каркасы (из жердей) оплетались лозой и обмазывались глиной, есть и полуземлянки, а пол обычно глиняный или просто утрамбованная земля. В жилищах устроены каменные или глиняные очаги. Строения делятся на жилые с печами, клети для хранения припасов и хлевы для скота. Возле домов располагались хозяйственные постройки, а среди них хозяйственные ямы (хранилища запасов), иногда глубиной до трех метров.

рис329

Орудия из памятников черняховской культуры. Источник: «Археологiя Украiнськоi РСР», т. III. Киiв, Наукова думка, 1975

О земледельческом хозяйстве говорят наральники узколезвийные и широколезвийные, чересла, серпы и косы. Население выращивало ячмень, просо, пшеницу, коноплю.

По сравнению с предшествующими культурами этой местности в черняховской виден явный подъём земледелия: усовершенствованы плуг и рало с железными наконечниками; состав культурных злаков расширен; под пашню освоены значительные площади. Земледелие было подсечным и переложным. Зерно мололи на зернотёрках. Урожай сохраняли в ямах или в больших глиняных сосудах — «зерновиках». Основу стада составляли крупный рогатый скот и лошади (волы и лошади использовались, вероятно, и как тягловая сила при пахоте); содержали также мелкий рогатый скот, свиней и домашнюю птицу – кур и др.

Поселки были неукрепленными, но по границе ареала черняховской культуры сохранились до нашего времени длиннющие – на много километров – валы (их называют Змиевыми и Траяновыми). Это говорит о том, что жизнь внутри сообщества была упорядоченной и безопасной, а оружие требовалось для отражения внешней опасности. Это характерно для общества государственного типа, с единой властью.

рис332

Предметы Черняховской культуры клада из Пьетроаса. Источник: Г. Б. Федоров и Л. Л. Полевой. Археология Румынии. М, Наука, 1973.

О торговле с античными центрами свидетельствуют импортные предметы: амфоры – тара для вина и оливкового масла с юга, стеклянные кубки, краснолаковые сосуды. Римская монета (сестерции) использовалась во внешней и внутренней торговле – своей не было. На черняховской территории известно более тысячи монетных кладов – всё это римские деньги. Некоторые черты черняховской культуры сложились под несомненным влиянием римской цивилизации – виды оружия и в целом военное дело, меры веса и, вероятно, другие меры, технические достижения, формы власти и общественного устройства, искусство и прочее.

Обнаружено множество вещей, импортированных из Римской империи. Но значительная часть артефактов изготовлялась в границах самой культуры. Черняховские мастера – кузнецы по железу и бронзе, каменотесы, косторезы -работали преимущественно на заказ и лишь частично на рынок. Украшения производились из бронзы, серебра и золота, а также из полудрагоценных камней, янтаря и стекла. Черняховские ювелиры применяли зернь и скань. Художественно оформленные фибулы изготовлялись местными мастерами, как и гривны, браслеты, височные кольца, ременные бляхи.

Историческая и этническая идентификация. Хвойка, археолог-самоучка, был энтузиастом в поисках предков славян и, естественно, воспринял новую культуру вместе со второй культурой полей, более ранней (зарубинецкой), как предков славян. В первых обобщениях А. А. Спицын, известный систематизатор российской археологии, принял эту идею: ему, видимо, по характеру его подготовки не хватало знаний европейской науки.

Между тем, по времени и территории черняховская культура точно совпадает с государством, которое было основано в начале III в. н. э. готами, прибывшими сюда с Балтики, и сметено гуннами в конце IV века. Всё это описано у готского историка VI века Иордана. Он сообщает, что готский король Германарих подчинил местные племена и готское государство просуществовало два века (III и IV). Даже после гуннского нашествия в 374 году н. э. и гибели Германариха еще некоторое время преемник Германариха Винитарий подавлял славянские восстания. Затем готы окончательно ушли, частью на запад, продвинувшись вплоть до Испании, а частью укрылись в Крыму, где еще в XIV веке звучал готский язык.

Еще в XIX веке в ареале Сынтана-де-Муреш был найден у с. Пьетроаса клад золотых предметов IV или V века, периода разгрома готского государства, состоявший из 22 предметов, из которых дошло до археологов 12: огромное блюдо с фигурками богов, чаша с двумя ручками в виде леопардов, фибулы в виде курицы и цыплят и др. На обломках золотой гривны читается руническая надпись: «Это есть священная собственность готов».

На этом основании, а также по аналогиям инвентаря и способа погребений, классик немецкой археологии Пауль Рейнеке (первая половина ХХ века) определил черняховскую культуру как германскую. По происхождению она явно связана с вельбарской культурой, которая протянулась узкой полосой от Балтики до Карпат через всю Польшу и очень хорошо совпадает именно с движением готов в берегов Балтики к Причерноморью. Кстати, среди подвесок имеются «молотки Тора», а большие длинные дома – этнографическая черта ранних германцев. Бритвы тоже не характерны для славян, по традиции очень ценивших свои бороды. Славянские женщины не носили одежды, скреплявшиеся застежками (фибулами) на плечах – это была более западная одежда.

Вообще поля погребений (или погребальных урн) появились в позднем бронзовом веке именно в Центральной Европе (ок. 1300 г. до н. э.) и с тех пор существовали там прежде всего.

В послевоенное время советский академик Б. А. Рыбаков, заработавший высокий авторитет на выявлении высокоразвитого ремесла Древней Руси, включил черняховскую культуру как самую богатую на украинской территории для этого времени основным звеном в славянский этногенез. Он выступил с концепцией, по которой украинские поля погребений (зарубинецкая и черняховская культуры) были признаны раннеславянскими. Ему тоже не хватало знания европейских древностей, но у него не было и желания их узнать. Это позволило ему построить многотысячелетнюю преемственную и непрерывную историю славянского земледелия на украинской земле (воспринимавшейся тогда как российская, отечественная), – от трипольской культуры медного века через весь бронзовый век, через земледельческо-скифскую, зарубинецкую и затем черняховскую культуры к культуре Киевской Руси. Правда, при этом получался необъяснимый упадок – возвращение от очень высококачественной черняховской керамики к весьма грубой и однообразной славянской, исчезновение такого вида оружия как мечи и т. д. Но подыскать причины при желании можно, а Рыбаков был очень талантливым и изобретательным человеком. Его концепция принималась охотно ведущими советскими идеологами, потому что воспринималась как патриотическое опровержение немецких претензий на территории (а между тем право народа не землю, на которой он живет, вовсе не зависит от того, кому эта земля принадлежала в древности, кто на ней жил или живал когда-либо, иначе венгров нужно было бы выселить из Венгрии, турок – из Турции и т. д.).

Точно такая же концепция автохтонного этногенеза славян была построена в Польше, только там этногенез славян шел от лужицкой культуры Польши через пшеворскую и вельбарскую к государству Пястов и попутно осуществлял миграцию на Украину.

Концепцию Хвойки –Рыбакова с энтузиазмом подхватили многие московские и украинские археологи, а чтобы перекрыть многовековой разрыв между черняховской культурой и культурой Киевской Руси, они старались всячески продлить существование этой культуры на несколько веков, подтянуть ее к Киевской Руси, перекрыть зияющий провал. Когда появились сведения о пражской культуре VI – VII веков, возникала гипотеза о перерастании черняховской в пражскую культуру, однако керамика этих культур не просто знаменовала бы неимоверный упадок, но и сильно разнится по всем параметрам, как и вся культура.

Ленинградские археологи осторожно возражали. Возражения переросли в разгромную критику после падения советской власти. Сначала отпали самые древние звенья – трипольцы и скифы, потом зашаталось и все здание. Падение построенной советскими академиками Б. Д. Грековым – Б. А. Рыбаковым автохтонной концепции славянского этногенеза на Украине вызвало поиски концепции, более близкой к фактам, но щадящей задетое этническое самолюбие восточных славян. Большинство археологов приняло компромиссную точку зрения — что черняховская культура была полиэтничной. Помимо германцев, здесь жили и другие народы – на Дунае фракийцы, даки и геты, в степях Украины — ираноязычные сарматы, в лесостепях – анты-славяне. То есть в ее составе оказались и славяне, и сарматы, и даки, все они скрывались под готской вуалью, а по ее исчезновении восстановили свой облик, и каждый из этих народов вправе включить черняховцев в свои предки. Это мнение археологи подтверждали ссылками на локальные особенности в культуре.

Академик В. В. Седов основным населением черняховской культуры считал славян-антов (на севере), скифо-сарматов (на юге), фракийцев (на юго-западе) и балтов (на север-востоке). Германский же (вельбарский) компонент, по его мнению, сосредоточен в Пруто-Днестровском междуречье (там их и знают исторические источники) и в небольшом количестве в Нижнем Поднепровье. Поскольку он считал пшеворскую и зарубинецкую культуры раннеславянскими, он считал, что их проявления в черняховской говорят о ее принадлежности в основном к ранним славянам. Однако в пшеворских погребениях полно оружия – куда оно потом девалось в пражской культуре, действительно славянской? Государство готов Ойум он вообще отодвигал в район Полесья, ограничивая Ойум Пинскими болотами. Хотя название по болотам для государства странное – гораздо более вероятно оно мотивировано прилеганием к Черноморским берегам.

В конце ХХ века сложилась группа археологов, которая в основном вернулась к трактовке П. Рейнеке, продолженной мюнхенским же археологом Иоахимом Вернером. Это в Петербурге М. Б. Щукин, а в Польше Казимеж Годловский, ныне покойные. Они сравнивали культуру черняховскую с вельбарской (культурой готов от Балтики до Карпат), а ту — с другими германскими и приходили к выводу, что кто бы ни втянулся в государство Ойум, но тон в нем задавали готы. В России особенный вклад в разрушение этой искусственной схемы внес ленинградский-петербургский археолог Марк Борисович Щукин (Эрмитаж), детально изучивший черняховскую культуру и смежные с ней культуры Польши и Германии и сопоставивший их с известиями древних писателей о германцах на Востоке Европы – готах, тайфалах, герулах, гепидах, вандалах, возможно не чисто германских бастарнах. Ныне реальную историю движения этих народов изучают ученики Щукина.

Антропологи отмечают значительные миграционные потоки из районов Центральной и Северной Европы, а черняховское население по своим антропологическим параметрам близко к населению вельбарской культуры (то есть готам от Балтики до Карпат) и содержит кельтский и балтский антропологические типы. Сравнить с антропологией пшеворской и зарубинецкой невозможно, потому что в тех культурах господствовала кремация.

Прежняя убежденность археологов в совпадении археологической культуры с этносом действительно пошатнулась. Но нет и противоположной убежденности: культура не обязательно полиэтнична, даже если и распадается на локальные варианты. Что в крупные культуры типа черняховской входили субстратом многие местные племена (например, сарматы), это несомненно, но были ли среди них славяне, сказать невозможно. Никаких признаков этого нет. Что славяне были где-то поблизости, также несомненно: в славянской речи оказался ряд готских заимствований.

Лингвисты же подсказывают, что именно во времена существования черняховской культуры праславянский язык заимствовал из готского ряд слов германского происхождения и важного культурного значения: военные – полк, хоругвь, торгово-денежные – купить, кусить (пробовать), лихва (проценты, рост), гобино (обилие), названия животных — лев, осел, верблюд, прочие – лечить, лек (лекарство), лесть, ужас, ужасать. Похоже, что от них получены и другие германские слова из тех же категорий, хотя они и не имеют четкого готского звучания, лишь общегерманское: броня, скот (деньги, имущество, потом уже скотина), мыто (пошлина), имена Цесарь, Христос, слово крест.

Но готская власть (очевидно, и влияние) распространялись, если верить Иордану, шире, чем черняховская культура (например, на мерю, мордву, чудь и эстов). Скорее, славян нужно искать в какой-то (или каких-то) из смежных более северных культур.


Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015