Доска объявлений

«Генетика человека и патология» 20-22 ноября 2019 г. Томск

Уважаемые коллеги!

Научно-исследовательский институт медицинской генетики Томского
НИМЦ информирует о проведении XII научной конференции «Генетика
человека и патология: Актуальные проблемы клинической и молекулярной цитогенетики».
Конференция состоится 20-22 ноября 2019 года в г.Томске
и будет посвящена памяти член-корреспондента РАМН, профессора Сергея Андреевича Назаренко.

Традиционно конференции «Генетика человека и патология» становятся ярким событием в научной жизни медицинских генетиков России, ученых, занимающихся вопросами генетики человека, врачей, лабораторных генетиков, клинических ординаторов, аспирантов.
Конференция 2019 года будет посвящена обсуждению современных трендов и достижений в области цитогенетики, в том числе тех ее направлений, которые были предметом научных исследований профессора С.А. Назаренко – организатора и первого руководителя лаборатории цитогенетики НИИ медицинской генетики.
В программе конференции запланированы пленарные лекции ведущих специалистов института и других генетических учреждений России, школы и мастер-классы по современным технологиям молекулярно-генетической диагностики, ассоциированные научные симпозиумы, выставка лабораторного и медицинского оборудования, расходных материалов и лекарственных средств, применяемых в научных исследованиях, диагностике и лечении наследственных заболеваний.
Состоится традиционный конкурс молодых ученых: лучшие докладчики будут отмечены дипломами и призами.
Планируется регистрация мероприятия в системе непрерывного медицинского образования.

ВАЖНЫЕ ДАТЫ:
до 15 февраля 2019 г. — заявить тему устного доклада
c 1 марта по 18 ноября 2019 г. — регистрация участников
до 15 марта 2019 г. — срок подачи тезисов
до 1 мая 2019 года – срок подачи статьи

Более подробную информацию о конференции можно получить на сайте
НИИ медицинской генетики Томского НИМЦ
http://www.medgenetics.ru/conference/conference2019/conference2019HGandP/

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Чатал-Хююк

Чатал-Хююк

Чатал-Хююк или Чатал-Хёюк (раньше транскрибировали Чатал-Гуюк, тур. Çatalhöyük или Çatal Hüyük, в переводе «вилообразный холм») – большое поселение неолита и энеолита в южной Анатолии (совр. Турция). Это крупнейшее неолитическое поселение Ближнего Востока из всех обнаруженных. Плато Конья, на котором размещен памятник, это дно высохшего озера эпохи плейстоцена, оно расположено на высоте более километра над уровнем моря, и памятник находится в дельте реки Чаршамбра – одной из рек этого плато.

 

i_001

Стратиграфия Чатал-хююка насчитывает 18 слоев. Самые ранние слои датируются около 7400 г. до н. э., а около 5600 г. до н.э. поселение  было покинуто жителями.  Число домов по расчетам археологов доходило до 2 тыс., а число жителей – до 10 тыс. Раскопано около 5% всего памятника. По структуре это типичный ближневосточный телль – глиняные дома при ветшании  разрушались, поверхность выравнивалась и на руинах строился новый дом. Напластования быстро росли. Образовался холм высотой в 20 м, культурный слой составляет 17 м.

Открыл его англичанин Джеймс Меллаарт в 1958 г. и с 1961 по 1965 гг. раскапывал. Однако Меллаарт опубликовал зарисовки сокровищ Дорака (неподалеку от Трои) из рук грабителей, турецкие власти заподозрили его самого в краже сокровищ и лишили пожизненно права раскопок в Турции. С 1993 г. раскопки возобновил другой англичанин – Ян Ходдер во главе международной команды археологов и смежников. Команда Ходдера из более 200 человек работает очень тщательно и медленно. Если Меллаарт раскопал за 4 года 200 зданий, то Ходдер раскапывает по 1 – 2 здания в год. Но все основные сенсационные сведения о Чатал-Хююке происходят из раскопок Меллаарта, а тонкие наблюдения и высокоточные анализы – из команды Ходдера.

 

catalhoyuk_after_the_first_excavations_by_james_mellaart_and_his_team

Вид Чатал-Хююка после раскопок Меллаарта

4_drakoshi_net

Современный вид раскопок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

vanished-civilizations_6_20150201_1880024125

Реконструкция поселения.

 

Дома в поселении построены из сырцового кирпича, прямоугольные, одноэтажные, стояли вплотную друг к другу, проходов между ними не было. «Уличное движение» проходило по крышам. Вход в дом осуществлялся через крышу, изнутри к нему поднимались по лестничке. Кое-где всё-таки были устроены свободные места – туда сбрасывались мусор и фекалии. Скот держали вне домов, в особом загоне. Подобным образом устроены пуэбло американских индейцев и поселки догонов в Западной Африке.

Дома возводилииз глины, только в крыше использовали деревянные балки. Крыша и стены покрывали полированным алебастром и расписывали. Внутри дома устроена печь, лежанки для обитателей (не более 8), небольшая кладовка.

 

new-1

Реконструкция дома из Чатал-Хююк. Видны отверстие в крыше и лестница.

chatal-hyuyuk-b

 

Святилища. Около трети домов были расписаны богаче остальных, с букраниями (бычьими головами или их изображениями) на стенах, а в одном случае за букраниями имелись на стенах и человеческие черепа. Они выделялись и территориально. Мелларт считал эти дома святилищами, однако в них происходила и обычная жизнедеятельность. В девяти строительных горизонтах Чаал-хююка открыто 40 храмов или святилищ. В каждом 4 или 5 комнат.

На стенах таких домов имеется множество фресок, представляющих геометрические узоры и изобразительные сцены. Узоры имитируют ковры и плетения, даже кайму со стежками вырисовывают. На сценах итифаллические (с эрегированным членом) мужчины охотятся на зубров или оленей. На одной фреске рисунок, который можно истолковать как двуглавую вершину потухшего ныне вулкана Хасандаг (в 140 км от Чатал-хююка) во время извержения. Есть фреска с изображением человека с луком и  в набедренной повязке из леопардовой шкуры. Есть изображение человека с пращей, выступающего против грифа. Есть изображения акта рождения. В росписи часты изображения рук.

 

wall-painting-bull-hunt

 

catal_huyuk06

Реконструкция «святилища» в Музее анатолийских цивилизаций.

eab5c5bdf2f3

Реконструкция «святилища» в Музее анатолийских цивилизаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

o_1307574

 

 

Особенностью Чатал-хююка являются рельефы, в основном двух сюжетов: больших кошек (видимо, леопардов) обычно попарно, и бычьих голов – букраний. Бычьи головы крепились на стены или на низкие платформы, целыми рядами. В рельефах антропоморфны только женские божества, мужские представлены в образе быка или барана. Тщательно вылепленные женские груди, внутри которых – черепа лисиц, ласок или грифов. Иногда там, где предполагается фигура богини, налицо только два леопарда, обращенных мордами друг к другу.

 

leopardy

Рельефное изображение двух леопардов.

 

Много женских статуэток из мрамора, известняка (коричневого и голубого), кальцита, сланца, базальта и глины. Статуэтка из обожженной глины высотой 16,5 см изображает тучную женщину с оружием, возлежащую на двух больших кошках – то ли львах, то ли леопардах. Это явно богиня, управляющая миром зверей – таких богинь затем в Малой Азии и вокруг было немало: Кибела, Астарта-Иштар, Деметра. У некоторых женских статуэток в спине проделано отверстие.

Статуэтки делятся на две группы: разработанные фигуры божеств и грубые изображения животных и людей (сидячие фигурки), видимо, вотивные (предназначенные привлечь внимание божества). Первые – только внутри святилищ, вторые – только снаружи, воткнутые в стены.

По изображениям можно распознать основные фигуры чатал-хююкского пантеона. Основная богиня показана как молодица, мать-подательница жизни и старуха (в одном случае ее сопровождает птица-гриф). Есть статуэтка двойной богини – с двумя головами. Это связывают с культом близнецов, но вряд ли это так (обычно божественные близнецы не женского рода), скорее тут две ипостаси одной богини. Мужское божество изображается как юноша (сын или возлюбленный богини, иногда он сидит на леопарде), а также (или это другое божество) как бородач, сидящий верхом на быке.  Значение мужского божества от слоя к слою падает.

 

194024_original

Статуэтка «Богини-матери»

cimi034b_catpage12341234eqrwerwe

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способ погребения. Умерших хоронили тут же в доме (и в одном доме их было число составляло 68). Хоронили под полом, чаще всего под очагами и другими возвышениями, хоронили вместе с сопроводительным инвентарем  — деревянными сосудами, оружием и т. п. Но хоронили не труп, а только кости. Часто скелеты расчленены, а черепа отделены. Найденные черепа покрыты алебастром, моделирующим лицо, и раскрашены. Иногда останки посыпали красной охрой и киноварью, а шею и лоб окрашивали в синий или зеленый цвет. Полагают, что погребальный ритуал был более сложным, а захоронение костей – это лишь его завершение.

Это ясно из фресок двух святилищ из слоя VII, на которых изображен процесс предварительной обработки трупов. Сначала мертвых обезглавливали, затем помещали на вышки, сооруженные из плетенок и циновок. На этих вышках мертвецы были открыты огромным птицам – грифам, которые склевывали плоть. Только после этого кости погребали. Это типичная первобытно-иранская традиция обхождения с мертвыми – их выдача собакам и птицам, выставление для птиц на «башни молчания». Три фрески не только изображают последовательные стадии этой работы, но и выдают ее суть, как ее себе представляли чатал-хююкцы. На первой фреске огромные птицы откусывают головы у покойников (символически умерщвляют их), причем головы (или души?) показаны в чреве у птиц. На второй птицы укладывают черепа и отдельно безголовых покойников на «башни молчания». Души еще у них во чреве. Третья фреска – самая интересная: Здесь птицы вкладывают души (младенцев) в животы женщин, выглядящих точно как статуэтки: младенцы уже в животах женщин, а у птиц во чреве ничего нет.

Это весьма распространенная у народов Востока (от Индии до Греции) идея сансары – переселения душ для их рождения в новом теле. Птицы выступают здесь как переносчики душ. Как эта погребальная традиция и эти представления попали из анатолийского неолита в иранский (арийский) бронзовый век – особый вопрос. Но смысловая связь  представляется несомненной

Во всяком случае, из этого можно заключить, что у чатал-хююкцев было представление о душах и об их роли в рождении и смерти человека.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAi-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Камень. Среди каменных орудий преобладали обсидиановые – ножи, наконечники стел и копий. Ровно и гладко отполированные куски обсидиана, полагают, использовались как зеркала. Из кремня делались более престижные ножи – с ручками из резной кости.

 

0_b0fae_38158571_orig

Керамика появилась не сразу. В древнейших слоях (до Х сверху слоя) ее нет – Чатал-хююк начинался как докерамический неолит. В промежутке от 7050 до 6800 до н.э. уже появляются кувшины, которые сначала использовались только для хранения, а потом (около 6500-6400 г.) и для приготовления пищи. Всё же керамика, красная, была примитивной, более качественными были деревянные, костяные и роговые сосуды. Керамика получше, темнолощеная, появляется только в слое VIA, около 5900 г., с V горизонт появляется темно-желтая керамика, с IV – с крапчатой росписью.  Геометрические узоры на них со временем усложнялись.

 

original

 

fig1_bear_stamp_seal_158

Хозяйство. Из домашних растений выращивались пшеница одно- и двузернянка, голозерняный ячмень, горох, бобы, чечевица, вика, и некоторые археологи считают, что это была основа растительного рациона. Из диких растений в поселении найдены миндаль, жёлуди, фисташки.

В стаде имелись домашние овцы и козы, а вот кости крупного рогатого скота – проблематичны. Одни палеоботаники считают, что это кости домашних животных, другие – что диких, как и кости лошади и свиньи, что на них велась охота. Во всяком случае химический анализ показал, что крупный рогатый скот не был основным источником белка для местного населения. Охотились с собакой также на оленя, кабана и леопарда.

Торговообменные отношения связывали Чатал-хююк с весьма отдаленными местностями. Обсидиан поступал из Каппадокии (190 км в СВ от поселения), кремень – из Сирии, балки из сосны и можжевельника вероятно из гор Тавра, есть раковины из Средиземного и Красного морей.

Общественное устройство. Нет социального расслоения – все дома примерно одинаковы, нет административных зданий и домов-мастерских, так что Чатал-хююк был не городом, а просто большой деревней.

Статуэтки Богини-Матери побуждали некоторых археологов, особенно феминисток (как Гимбутас), говорить о матриархате, но это не подтверждается материалом. Как установила команда Ходдера, женщины и мужчины, по-видимому, имели равный статус в обществе. Число погребений высокого статуса одинаково у мужчин и женщин. Ни рацион обоих полов, ни время, проводимое в жилище, не различались (время в жилище определяли по количеству вдыхаемой сажи на ребрах). В искусстве различие лишь такие: на фресках в основном изображены мужчины, в статуэтках – женщины.

В верхних слоях находимы глиняные печати. Возможно, это маркеры собственности. Стены смежных домов не бывают общими — у каждого свои. Их можно было ремонтировать отдельно.

Следов войны или насилия не обнаружено. Специальных крепостных стен нет, но в поселение не попасть без лестниц: ведь входа нет.

Значение и этногенез. Странно для нас, что Гордон Чайлд, чьи книги формировали наши представления о распространении культуры с Древнего Востока, умер за год до открытия Чатал-хююка и ничего не знал о нем!  Петер Йенсен назвал Чатал-хююк «археологической сверхновой» (звездой). Его объявляли старейшим городом в мире, самым ранним неолитическим поселением и прочим самым-самым. Сейчас ясно, что это не город, что старейший город в мире – Иерихон, что производящее хозяйство возникло в Абу-Хурейре раньше, что и в Анатолии есть более ранние центры неолита (Ашиклы-хююк с 8400 г. до н. э.) и т. д.

Но сейчас также ясно, что производящее хозяйство пришло в Европу из Анатолии (неолитизация Европы). Это установлено согласованием археологических и палеогенетических данных. Колин Ренфру счел что одновременно с этим и из того же источника пришла в Европу и индоевропейская речь. Таким образом, Чатал-хююк оказался показателем индоевропейской прародины. В. А. Сафронов также объявлял, что Чатал-хююк по всем параметрам подходит под индоевропейскую прародину в ее самой начальной фазе.

На деле нет надежных доказательств индоевропейской принадлежности Чатал-хююка. Культ быка распространен в Средиземноморье (Апис в Египте, Минотавр на Крите, коррида в Испании), но чужд остальной Европе. Для южноевропейских индоевропейцев это был доиндоевропейский субстрат. Культ Богини-Матери, владычицы зверей, тоже для Южной Европы субстратный. Европейские религии характеризуются господством мужских божеств. Никаких следов культа леопарда в индоевропейской мифологии нет. Зато есть в африканской мифологии. Еще в XIX и даже XX веке сохранялись в разных странах запада Центральной Африки (Конго, Камерун, Нигерия, Либерия, Сьерра-Леоне) поверья в особую силу аниото — оборотней-леопардов с их колдовским снадобьем борфимой из печени убиваемых ими людей. Существовали тайные мужские союзы, рядившиеся в маски и шкуры леопарда и терроризировавшие такими зверскими убийствами население. Существовал миф о женитьбе леопарда на девушке – напрашивается ассоциация с леопардом спутником богини в Чатал-хююке. В этом смысле Гимбутас была права: это всё не индоевропейская культура.

Антропология. Тонкокостные скелеты чатал-хююкцев представляют средиземноморский тип. Некоторые антропологи считают, что он происходит от евроафриканской расы – древнейшей для протонеолитических могильников Анатолии, а эта раса является потомками европейского верхнепалеолитического человека. Вот они и продолжают традицию натуралистического искусства европейского палеолита – до середины VI тысячелетия до  н. э.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015