Доска объявлений

150 лет развития исторической краниологии в Московском университете

Организаторы семинара АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДЫ: 110 лет на Моховой объявили о замене:

Вместо объявленного ранее доклада 29 ноября 2017 года в 14 часов 30 минут состоится доклад С.Г.Ефимовой на тему:  «150 лет развития исторической краниологии в Московском университете».
Тезисы доклада:

                                    С.Г. Ефимова

150 лет развития исторической краниологии в

Московском университете.

Датой официального признания антропологии как нового научного направления в Московском университете, можно считать 1867 год, когда была опубликована и принята Ученым Советом в качестве докторской диссертации  монография А.П. Богданова «Материалы для антропологии курганного периода в Московской губернии». В докладе кратко рассмотрена деятельность основанного в 1864 г. Антропологического отдела Общества любителей естествознания и  личный вклад А.П. Богданова в изучение антропологического разнообразия древнего населения России. Заложенные А.П. Богдановым методологические и гуманистические  традиции этого научного направления, которое он называл «исторической краниологией» успешно продолжались на протяжении последующих лет развития отечественной науки о человеке.

Важнейшим этапом была подготовка (1941) и публикация Г.Ф. Дебецом [Дебец, 1948] первой сводки по палеоантропологии СССР. Советская палеоантропологическая школа, формирование которой возглавил этот выдающийся ученый, по масштабам и методическому уровню исследований, глубине проблематики, в том числе и исторической, имела заслуженный авторитет в мировой науке.

Антропологические учреждения Московского университета внесли свой значительный вклад в копилку знаний об антропологии древнего населения Северной Евразии. Это труд нескольких поколений ученых, хранителей, реставраторов, воплощенный в уникальном кранио-остеологическом фонде Музея антропологии МГУ, статьях и монографиях, лекционных курсах и музейных экспозициях.  Современный методический и технологический спектр изучения палеоантропологических материалов существенно расширился, историческая проблематика уступает место палеоэкологической. На наш взгляд, в новой парадигме палеоантропологического знания имеется ряд проблем, требующих вдумчивого обсуждения.

 

55-й конгресс антропологического общества Сербии

 

55-й КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА СЕРБИИ ПРОЙДЕТ 23 — 27 мая 2018 г. в ЗЛАТИБОРЕ

Темы, которые будут представлены на конгрессе:

Физическая антропология популяций;

Демографические и популяционные проблемы;

Антропогенетика;

Криминалистическая антропология;

Спортивная антропология;

Социо-культурная антропология;

Прикладная антропология;

Биоэтика.

Информацию о подаче тезисов, регистрационном взносе и др. смотрите здесь:

First Call

Требования к оформлению тезисов:

THE TITLE OF THE PAPER (FONT TIMES NEW ROMAN, CAPS LOCK, BOLD, FONT SIZE 14)

 Name and surname of the authors (font Times New Roman size12, Normal,)

Name and address of the institution (font Times New Roman size 12, Italic,)

Abstracts-from 150 to 250 words, font Times New Roman size 12, Normal Font, single spacing

Key words: the first word; the second; the third. (from 3 to 5 words)

 

Sekcija (Section)                                                 ☒Način prezentacije (Presentation)

☐Humana biologija (Human biology)                                             ☐ oralno (oral)

☐Biomedicinska antropologija (Biomedical anthropology)             ☐ poster (poster)

☐Forenzička antropologija (Forensic anthropology)

☐Sportska antropologija (Sport anthropology)

☐Socio-kulturna antropologija (Socio-cultural anthropology)

«Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

Омский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

Информационное письмо № 1

 

 Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в LVIII Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК-58) «Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты», которая состоится 16-21 апреля 2018 г. в г. Омск на базе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

К участию в конференции приглашаются студенты, магистранты, аспиранты и молодые исследователи из России и зарубежья.

Работу планируется провести по следующим направлениям:

  1. Историография, теория и методология археологии.
  2. Палеолит-мезолит.
  3. Неолит-энеолит.
  4. Бронзовый век.
  5. Ранний железный век.
  6. Средневековье и Новое время.
  7. Антропология, этнология и этноархеология.
  8. Музееведение и охрана культурного наследия.
  9. Информационные технологии в археологических и этнологических исследованиях.

Оргкомитет:

Директор ОФ ИАЭТ СО РАН, д-р ист. наук, проф., зав. кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Н.А. Томилов; канд. ист. наук, доц. С.Н. Корусенко, канд. ист. наук, доц. И.В. Толпеко, канд. ист. наук, доц. Т.А. Горбунова.

Оргкомитет принимает предложения и заявки по тематике круглых столов, проведение которых планируется в ходе работы конференции.

Для участия в конференции необходимо подать заявку с темой доклада до 20 ноября 2017 г. для подачи проекта на конкурс грантов РФФИ. Адрес электронной почты: raesk58@yandex.ru. Тезисы докладов будут приниматься до 31 января 2018 года. Требования для оформления тезисов будут изложены во втором информационном письме. Тезисы, поступившие, после 31 января 2017 года к публикации приниматься не будут. При этом за участником сохраняется право очного выступления с докладом на конференции.

Информация о маршруте проезда и условиях проживания будут сообщены в следующих информационных письмах.

Контактные данные.

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского:

Светлана Николаевна Корусенко: tomil65@rambler.ru

Ирина Васильевна Толпеко: itolpeko@yandex.ru

Татьяна Александровна Горбунова: GorbunovaTA@omsu.ru

 

Форма заявки

Ф.И.О. (полностью)

Место учебы/работы (ВУЗ, курс, год магистратуры/аспирантуры, должность)

Тематическое направление

Тема доклада (публикации)

Научный руководитель (Ф.И.О., ученая степень и звание, место работы, должность)

Контактный телефон, адрес электронной почты

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Чатал-Хююк

Чатал-Хююк

Чатал-Хююк или Чатал-Хёюк (раньше транскрибировали Чатал-Гуюк, тур. Çatalhöyük или Çatal Hüyük, в переводе «вилообразный холм») – большое поселение неолита и энеолита в южной Анатолии (совр. Турция). Это крупнейшее неолитическое поселение Ближнего Востока из всех обнаруженных. Плато Конья, на котором размещен памятник, это дно высохшего озера эпохи плейстоцена, оно расположено на высоте более километра над уровнем моря, и памятник находится в дельте реки Чаршамбра – одной из рек этого плато.

 

i_001

Стратиграфия Чатал-хююка насчитывает 18 слоев. Самые ранние слои датируются около 7400 г. до н. э., а около 5600 г. до н.э. поселение  было покинуто жителями.  Число домов по расчетам археологов доходило до 2 тыс., а число жителей – до 10 тыс. Раскопано около 5% всего памятника. По структуре это типичный ближневосточный телль – глиняные дома при ветшании  разрушались, поверхность выравнивалась и на руинах строился новый дом. Напластования быстро росли. Образовался холм высотой в 20 м, культурный слой составляет 17 м.

Открыл его англичанин Джеймс Меллаарт в 1958 г. и с 1961 по 1965 гг. раскапывал. Однако Меллаарт опубликовал зарисовки сокровищ Дорака (неподалеку от Трои) из рук грабителей, турецкие власти заподозрили его самого в краже сокровищ и лишили пожизненно права раскопок в Турции. С 1993 г. раскопки возобновил другой англичанин – Ян Ходдер во главе международной команды археологов и смежников. Команда Ходдера из более 200 человек работает очень тщательно и медленно. Если Меллаарт раскопал за 4 года 200 зданий, то Ходдер раскапывает по 1 – 2 здания в год. Но все основные сенсационные сведения о Чатал-Хююке происходят из раскопок Меллаарта, а тонкие наблюдения и высокоточные анализы – из команды Ходдера.

 

catalhoyuk_after_the_first_excavations_by_james_mellaart_and_his_team

Вид Чатал-Хююка после раскопок Меллаарта

4_drakoshi_net

Современный вид раскопок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

vanished-civilizations_6_20150201_1880024125

Реконструкция поселения.

 

Дома в поселении построены из сырцового кирпича, прямоугольные, одноэтажные, стояли вплотную друг к другу, проходов между ними не было. «Уличное движение» проходило по крышам. Вход в дом осуществлялся через крышу, изнутри к нему поднимались по лестничке. Кое-где всё-таки были устроены свободные места – туда сбрасывались мусор и фекалии. Скот держали вне домов, в особом загоне. Подобным образом устроены пуэбло американских индейцев и поселки догонов в Западной Африке.

Дома возводилииз глины, только в крыше использовали деревянные балки. Крыша и стены покрывали полированным алебастром и расписывали. Внутри дома устроена печь, лежанки для обитателей (не более 8), небольшая кладовка.

 

new-1

Реконструкция дома из Чатал-Хююк. Видны отверстие в крыше и лестница.

chatal-hyuyuk-b

 

Святилища. Около трети домов были расписаны богаче остальных, с букраниями (бычьими головами или их изображениями) на стенах, а в одном случае за букраниями имелись на стенах и человеческие черепа. Они выделялись и территориально. Мелларт считал эти дома святилищами, однако в них происходила и обычная жизнедеятельность. В девяти строительных горизонтах Чаал-хююка открыто 40 храмов или святилищ. В каждом 4 или 5 комнат.

На стенах таких домов имеется множество фресок, представляющих геометрические узоры и изобразительные сцены. Узоры имитируют ковры и плетения, даже кайму со стежками вырисовывают. На сценах итифаллические (с эрегированным членом) мужчины охотятся на зубров или оленей. На одной фреске рисунок, который можно истолковать как двуглавую вершину потухшего ныне вулкана Хасандаг (в 140 км от Чатал-хююка) во время извержения. Есть фреска с изображением человека с луком и  в набедренной повязке из леопардовой шкуры. Есть изображение человека с пращей, выступающего против грифа. Есть изображения акта рождения. В росписи часты изображения рук.

 

wall-painting-bull-hunt

 

catal_huyuk06

Реконструкция «святилища» в Музее анатолийских цивилизаций.

eab5c5bdf2f3

Реконструкция «святилища» в Музее анатолийских цивилизаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

o_1307574

 

 

Особенностью Чатал-хююка являются рельефы, в основном двух сюжетов: больших кошек (видимо, леопардов) обычно попарно, и бычьих голов – букраний. Бычьи головы крепились на стены или на низкие платформы, целыми рядами. В рельефах антропоморфны только женские божества, мужские представлены в образе быка или барана. Тщательно вылепленные женские груди, внутри которых – черепа лисиц, ласок или грифов. Иногда там, где предполагается фигура богини, налицо только два леопарда, обращенных мордами друг к другу.

 

leopardy

Рельефное изображение двух леопардов.

 

Много женских статуэток из мрамора, известняка (коричневого и голубого), кальцита, сланца, базальта и глины. Статуэтка из обожженной глины высотой 16,5 см изображает тучную женщину с оружием, возлежащую на двух больших кошках – то ли львах, то ли леопардах. Это явно богиня, управляющая миром зверей – таких богинь затем в Малой Азии и вокруг было немало: Кибела, Астарта-Иштар, Деметра. У некоторых женских статуэток в спине проделано отверстие.

Статуэтки делятся на две группы: разработанные фигуры божеств и грубые изображения животных и людей (сидячие фигурки), видимо, вотивные (предназначенные привлечь внимание божества). Первые – только внутри святилищ, вторые – только снаружи, воткнутые в стены.

По изображениям можно распознать основные фигуры чатал-хююкского пантеона. Основная богиня показана как молодица, мать-подательница жизни и старуха (в одном случае ее сопровождает птица-гриф). Есть статуэтка двойной богини – с двумя головами. Это связывают с культом близнецов, но вряд ли это так (обычно божественные близнецы не женского рода), скорее тут две ипостаси одной богини. Мужское божество изображается как юноша (сын или возлюбленный богини, иногда он сидит на леопарде), а также (или это другое божество) как бородач, сидящий верхом на быке.  Значение мужского божества от слоя к слою падает.

 

194024_original

Статуэтка «Богини-матери»

cimi034b_catpage12341234eqrwerwe

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способ погребения. Умерших хоронили тут же в доме (и в одном доме их было число составляло 68). Хоронили под полом, чаще всего под очагами и другими возвышениями, хоронили вместе с сопроводительным инвентарем  — деревянными сосудами, оружием и т. п. Но хоронили не труп, а только кости. Часто скелеты расчленены, а черепа отделены. Найденные черепа покрыты алебастром, моделирующим лицо, и раскрашены. Иногда останки посыпали красной охрой и киноварью, а шею и лоб окрашивали в синий или зеленый цвет. Полагают, что погребальный ритуал был более сложным, а захоронение костей – это лишь его завершение.

Это ясно из фресок двух святилищ из слоя VII, на которых изображен процесс предварительной обработки трупов. Сначала мертвых обезглавливали, затем помещали на вышки, сооруженные из плетенок и циновок. На этих вышках мертвецы были открыты огромным птицам – грифам, которые склевывали плоть. Только после этого кости погребали. Это типичная первобытно-иранская традиция обхождения с мертвыми – их выдача собакам и птицам, выставление для птиц на «башни молчания». Три фрески не только изображают последовательные стадии этой работы, но и выдают ее суть, как ее себе представляли чатал-хююкцы. На первой фреске огромные птицы откусывают головы у покойников (символически умерщвляют их), причем головы (или души?) показаны в чреве у птиц. На второй птицы укладывают черепа и отдельно безголовых покойников на «башни молчания». Души еще у них во чреве. Третья фреска – самая интересная: Здесь птицы вкладывают души (младенцев) в животы женщин, выглядящих точно как статуэтки: младенцы уже в животах женщин, а у птиц во чреве ничего нет.

Это весьма распространенная у народов Востока (от Индии до Греции) идея сансары – переселения душ для их рождения в новом теле. Птицы выступают здесь как переносчики душ. Как эта погребальная традиция и эти представления попали из анатолийского неолита в иранский (арийский) бронзовый век – особый вопрос. Но смысловая связь  представляется несомненной

Во всяком случае, из этого можно заключить, что у чатал-хююкцев было представление о душах и об их роли в рождении и смерти человека.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAi-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Камень. Среди каменных орудий преобладали обсидиановые – ножи, наконечники стел и копий. Ровно и гладко отполированные куски обсидиана, полагают, использовались как зеркала. Из кремня делались более престижные ножи – с ручками из резной кости.

 

0_b0fae_38158571_orig

Керамика появилась не сразу. В древнейших слоях (до Х сверху слоя) ее нет – Чатал-хююк начинался как докерамический неолит. В промежутке от 7050 до 6800 до н.э. уже появляются кувшины, которые сначала использовались только для хранения, а потом (около 6500-6400 г.) и для приготовления пищи. Всё же керамика, красная, была примитивной, более качественными были деревянные, костяные и роговые сосуды. Керамика получше, темнолощеная, появляется только в слое VIA, около 5900 г., с V горизонт появляется темно-желтая керамика, с IV – с крапчатой росписью.  Геометрические узоры на них со временем усложнялись.

 

original

 

fig1_bear_stamp_seal_158

Хозяйство. Из домашних растений выращивались пшеница одно- и двузернянка, голозерняный ячмень, горох, бобы, чечевица, вика, и некоторые археологи считают, что это была основа растительного рациона. Из диких растений в поселении найдены миндаль, жёлуди, фисташки.

В стаде имелись домашние овцы и козы, а вот кости крупного рогатого скота – проблематичны. Одни палеоботаники считают, что это кости домашних животных, другие – что диких, как и кости лошади и свиньи, что на них велась охота. Во всяком случае химический анализ показал, что крупный рогатый скот не был основным источником белка для местного населения. Охотились с собакой также на оленя, кабана и леопарда.

Торговообменные отношения связывали Чатал-хююк с весьма отдаленными местностями. Обсидиан поступал из Каппадокии (190 км в СВ от поселения), кремень – из Сирии, балки из сосны и можжевельника вероятно из гор Тавра, есть раковины из Средиземного и Красного морей.

Общественное устройство. Нет социального расслоения – все дома примерно одинаковы, нет административных зданий и домов-мастерских, так что Чатал-хююк был не городом, а просто большой деревней.

Статуэтки Богини-Матери побуждали некоторых археологов, особенно феминисток (как Гимбутас), говорить о матриархате, но это не подтверждается материалом. Как установила команда Ходдера, женщины и мужчины, по-видимому, имели равный статус в обществе. Число погребений высокого статуса одинаково у мужчин и женщин. Ни рацион обоих полов, ни время, проводимое в жилище, не различались (время в жилище определяли по количеству вдыхаемой сажи на ребрах). В искусстве различие лишь такие: на фресках в основном изображены мужчины, в статуэтках – женщины.

В верхних слоях находимы глиняные печати. Возможно, это маркеры собственности. Стены смежных домов не бывают общими — у каждого свои. Их можно было ремонтировать отдельно.

Следов войны или насилия не обнаружено. Специальных крепостных стен нет, но в поселение не попасть без лестниц: ведь входа нет.

Значение и этногенез. Странно для нас, что Гордон Чайлд, чьи книги формировали наши представления о распространении культуры с Древнего Востока, умер за год до открытия Чатал-хююка и ничего не знал о нем!  Петер Йенсен назвал Чатал-хююк «археологической сверхновой» (звездой). Его объявляли старейшим городом в мире, самым ранним неолитическим поселением и прочим самым-самым. Сейчас ясно, что это не город, что старейший город в мире – Иерихон, что производящее хозяйство возникло в Абу-Хурейре раньше, что и в Анатолии есть более ранние центры неолита (Ашиклы-хююк с 8400 г. до н. э.) и т. д.

Но сейчас также ясно, что производящее хозяйство пришло в Европу из Анатолии (неолитизация Европы). Это установлено согласованием археологических и палеогенетических данных. Колин Ренфру счел что одновременно с этим и из того же источника пришла в Европу и индоевропейская речь. Таким образом, Чатал-хююк оказался показателем индоевропейской прародины. В. А. Сафронов также объявлял, что Чатал-хююк по всем параметрам подходит под индоевропейскую прародину в ее самой начальной фазе.

На деле нет надежных доказательств индоевропейской принадлежности Чатал-хююка. Культ быка распространен в Средиземноморье (Апис в Египте, Минотавр на Крите, коррида в Испании), но чужд остальной Европе. Для южноевропейских индоевропейцев это был доиндоевропейский субстрат. Культ Богини-Матери, владычицы зверей, тоже для Южной Европы субстратный. Европейские религии характеризуются господством мужских божеств. Никаких следов культа леопарда в индоевропейской мифологии нет. Зато есть в африканской мифологии. Еще в XIX и даже XX веке сохранялись в разных странах запада Центральной Африки (Конго, Камерун, Нигерия, Либерия, Сьерра-Леоне) поверья в особую силу аниото — оборотней-леопардов с их колдовским снадобьем борфимой из печени убиваемых ими людей. Существовали тайные мужские союзы, рядившиеся в маски и шкуры леопарда и терроризировавшие такими зверскими убийствами население. Существовал миф о женитьбе леопарда на девушке – напрашивается ассоциация с леопардом спутником богини в Чатал-хююке. В этом смысле Гимбутас была права: это всё не индоевропейская культура.

Антропология. Тонкокостные скелеты чатал-хююкцев представляют средиземноморский тип. Некоторые антропологи считают, что он происходит от евроафриканской расы – древнейшей для протонеолитических могильников Анатолии, а эта раса является потомками европейского верхнепалеолитического человека. Вот они и продолжают традицию натуралистического искусства европейского палеолита – до середины VI тысячелетия до  н. э.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015