Доска объявлений

Международная научная конференция «Проблемы изучения изменчивости в антропологии. Новое в многообразии традиционного»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН
ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН
КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. академика В.П. АЛЕКСЕЕВА
Международная научная конференция
«Проблемы изучения изменчивости в антропологии.
Новое в многообразии традиционного»

 

Зубов

А.А. Зубов (1934–2013)

 

I информационное письмо

Дорогие коллеги,

приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 85-летию со дня рождения выдающегося антрополога, д-ра ист. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Александра Александровича Зубова.

Цель конференции – представить научное наследие профессора А.А. Зубова, достижения сформированного им направления одонтологии, его научной школы, обсудить современное состояние и перспективы развития физической антропологии в отечественной и мировой науке, показать роль новых методов, новых теоретических разработок с учетом антропологического разнообразия и определяющих его факторов, роль антропологии в перспективе интеграции наук.

На конференции предполагается рассмотреть следующие проблемы, связанные с основными направлениями научной деятельности А.А. Зубова:

1. Эволюционная антропология: новые находки, методы и интерпретации рода Homo;
2. Одонтологические исследования в изучении популяций современного и ископаемого человека;
3. Роль антропологии в решении проблем этногенеза и этнической истории древних и современных народов;
4. «Памяти посвящается…»: российская антропология в лицах.

Также в рамках конференции планируется проведение круглого стола «Методология и методы одонтологических исследований. Традиции и инновации».

Предполагаемые сроки проведения конференции – май 2019 года.

Прием заявок осуществляется до 15 октября 2018 г. Заявка должна содержать название доклада, ФИО, учреждение, контакты.
В связи с предполагаемым участием в конкурсе на проведение конференций просим докладчиков прислать краткие тезисы (не более 1 стр., шрифт Times New Roman, 14) до 1 декабря 2018 г.

Заявки и тезисы посылать по адресу: zubov_conf@bk.ru

C уважением, ОРГКОМИТЕТ
Васильев Сергей Владимирович (д-р ист. наук, зав. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Халдеева Наталия Ивановна (д-р ист. наук, в.н.с. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Лейбова Наталья Александровна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Харламова Наталья Владимировна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Южакова Алёна Владимировна (ЦФА ИЭА РАН)

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только»

В издательстве Евразия вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655191/

Диалог издревле считался одной из главных форм обнаружения истины.
Искусство постановки вопроса и мастерство ответа на неудобные выпады, всегда считалось главным достоинством проповедников, софистов и философов.
Для науки же, строившей всю аргументацию исключительно вокруг экспериментальной практики, стереотипно пространство диалога казалось чуждым, а главным действующим лицом в науке представлялся герой одиночка, грызущий камень познания в тишине лаборатории или кабинета.
Предлагаемая Вашему вниманию книга не оставляет камня на камне от этого стереотипа. Наука — это, прежде всего, пространство диалога.
Здесь всегда есть место яростным спорам, страсти и даже политике.
Наука, прежде всего полемика, — с учителями и учениками, друзьями и недругами, с оппонентами и сторонниками.
Наука начинается с сомнения, расцветает там, где есть проблема, и никогда не дает окончательных ответов.
Это борьба гипотез за право стать теориями, это непрестанный конфликт и полемика. Такова реальная наука и такова судьба основного автора этой книги — Льва Самуиловича Клейна (всего участников диалогов — 36).
Таково итоговое изложение взглядов неординарного ученого и теоретика, человека, который не смотря на мировую известность и весьма почтенный возраст, постоянно открыт к диалогу.

 

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования»

В издательстве «Евразия» вышла книга проф. Л.С.Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655192/

Новая книга знаменитого санкт-петербургского ученого, археолога и теоретика археологии, Льва Самуиловича Клейна, посвящена понятию культуры, которое в рамках археологии является скорее рабочим понятием, редко подвергающимся рефлексии.
Тем не менее, теоретические интересы автора этой книги всегда были шире любых дисциплинарных рамок: помимо археологии известны его работы в области культурной антропологии, классической филологии, этногенеза, лингвистики и общей теории культуры.
Первая часть книги посвящена определению понятия «культура» и сопутствующей полемике в различных школах и отраслях гуманитарного знания.
Во второй части излагается коммуникационная теория эволюции культуры, которую автор считает своим наиболее интересным вкладом в антропологию. Л.С.Клейн обосновывает свою гипотезу, что передачу культуры от поколения к поколению можно описать как сеть коммуникации, но растянутую не в пространстве, а во времени.
В таком качестве на ретрансляцию культуры и передачу информации должны воздействовать те же факторы, что действуют в любой сети связи (радио, телефон и т. д.). Нормальное прохождение информации обеспечивается за счет необходимой повторяемости и достаточного количества каналов связи с допустимой пропускной способностью. Самое интересное к пониманию — это соответствие феноменов культуры физическим факторам матрицы передачи информации, способствующим или препятствующим прохождению сигналов.

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIII Конгресс антропологов и этнологов России
Казань,2–6 июля 2019 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ, Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН При поддержке Правительства Республики Татарстан

Проводят 2–6 июля 2019года в Казани

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

 Тема Конгресса — «Системы родства, связей и коммуникаций в истории человечества: антропологический аспект».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий,в том числе:

  • Мониторинг межэтнических отношений
  • Религии, межрелигиозные отношения и этноконфессиональные процессы в духовном пространстве России
  • Мигранты, диаспоры, этнические меньшинства
  • Физическая антропология
  • Этнологическое образование и просвещение

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 01сентября 2018 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2019@mail.ru. Обращаем ваше внимание: для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом Конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Просим сообщить информацию о Конгрессе Вашим коллегам

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна– Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России;тел. (495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2019@mail.ru

 

ЗАЯВКА
на организацию секции (круглого стола, симпозиума, пр.)

 

Ф.И.О.(полностью) 
Наименование учреждения* (научно-исследовательский институт, университет, пр.) 
Наименование подразделения (отдел, кафедра, пр.) 
Должность
Ученая степень, звание
Предполагаемая форма заседания в рамках конгресса
(секция, круглый стол, симпозиум, пр.)
Название секции
(круглого стола, симпозиума, пр.) 

 

 

 

 

Тематика работы секции
(круглого стола, симпозиума, пр.;  до 200 слов) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почтовый адрес (с индексом) 
Телефон моб., раб. (с кодом города)
E-mail

 

* Просим указывать полные, не сокращенные названия

 

VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

  • VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

Сроки и место проведения: 3-4 декабря 2018 г., Санкт-Петербург

Срок подачи заявок: до 30 сентября 2018 года

В рамках предстоящего форума предполагается обсудить широкий спектр вопросов, связанных с процессами социокультурной метисации населения Нового Света в прошлом и настоящем:

- Процессы формирования новых культур на основе взаимодействия местного, европейского и африканского компонентов;

- Расовая и этническая стратификация общества в колониальную эпоху;

- Социальная и пространственная мобильность;

- Социальный статус и его внешние проявления;

- Другие вопросы, имеющие отношение к основной теме симпозиума.

К участию в работе симпозиума приглашаются специалисты-антропологи, этнографы, археологи, историки, независимые исследователи. Рабочие языки: русский, английский, испанский. По итогам симпозиума планируется издание сборника статей участников.

Заявки на участие и резюме (не более 200 слов) направлять на электронный адрес оргкомитета: america-anthropology@mail.ru до 30 сентября 2018 г. по форме:

1). Ф.И.О.:

2). Ученая степень, место работы и должность:

3). Область научных интересов:

4). E-mail, телефон:

5). Название доклада (на рус. и англ. яз.):

6). Резюме (до 200 слов):

7). Summary (max 200 words):

8). Использование мультимедиа:

Контактная информация:

Кондакова Ольга Владимировна (МАЭ РАН)

Тел: 8(905)233-40-56

E-mail: sov@kunstkamera.ru

Объявлен прием в в магистратуру по специальности «Этническая история» в Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского университета

Уважаемые коллеги!

 

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета в сотрудничестве с Институтом археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан объявляет о наборе в 2018-2019 учебном году (обучение с сентября 2018 г.) в магистратуру по специальности «Этническая история». Мы ожидаем поступления в нашу магистратуру прежде всего студентов, получивших базовое образование по специальностям «история», «археология», «этнология и антропология», «сравнительно-историческое языкознание», однако по результатам собеседования могут быть приняты студенты, получившие образование в специалитете или бакалавриате и по другим гуманитарным направлениям: главным критерием отбора является наличие интереса к научной работе в области предыстории, древней и средневековой этнической истории. При этом, хотя основным направлением наших исследований является история Поволжья, Урала и Восточной Европы в целом, история тюркских и финно-угорских народов, магистрант вправе предложить тему, связанную с другими регионами Евразии, с историей народов индоевропейской, севернокавказской и др. языковых семей, расширение тематики и географии только приветствуется. Для поступления значимо наличие опубликованных научных работ по выбранному направлению, однако это условие не является обязательным.

В рамках подготовки в магистратуре читаются курсы методологии этноисторических исследований, основ археологии, сравнительно-исторического языкознания, ономастики, уралистики, тюркологии, истории народов Волго-Уральского региона. Занятия ведут квалифицированные специалисты, среди которых доктора наук, члены Российской Академии наук и Академии наук Республики Татарстан. В Институте международных отношений, истории и востоковедения имеется возможность слушать спецкурсы по широкому спектру гуманитарных дисциплин, изучать иностранные языки, в том числе – китайский, корейский, турецкий, арабский и др.

Обучение в магистратуре двухгодичное, итогом его должна стать выпускная квалификационная работа (диссертация). В случае успешной исследовательской работы возможно продолжение образования в аспирантуре Казанского Федерального университета или Института Археологии АН РТ. Магистрантом может быть как гражданин России, так и иностранец, обучение в магистратуре, если оно осуществляется впервые, бесплатное; если студент уже имеет одно магистерское образование возможно поступление в платную магистратуру с гибкой системой оплаты обучения. Студентам предоставляется благоустроенное общежитие, выплачивается стипендия. К(П)ФУ предоставляет все условия как для получения полноценного образования (библиотеки, музеи, архивы), так и для участия в общественной студенческой жизни. Казань является одним из старейших в России культурных и образовательных центров, динамично развивающимся современным городом с широкими возможностями для работы, профессионального роста и отдыха.

Дополнительную информацию и контакты для справок и предоставления документов см. на сайте Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ (https://kpfu.ru/imoiv), вопросы по поводу поступления можно присылать и мне по адресу vovia@udm.ru

 

Надеюсь на успешное сотрудничество.

 

Напольских Владимир Владимирович,

д. и. н., проф., член-корреспондент РАН

Письмо о магистратуре 2018

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Чатал-Хююк

Чатал-Хююк

Чатал-Хююк или Чатал-Хёюк (раньше транскрибировали Чатал-Гуюк, тур. Çatalhöyük или Çatal Hüyük, в переводе «вилообразный холм») – большое поселение неолита и энеолита в южной Анатолии (совр. Турция). Это крупнейшее неолитическое поселение Ближнего Востока из всех обнаруженных. Плато Конья, на котором размещен памятник, это дно высохшего озера эпохи плейстоцена, оно расположено на высоте более километра над уровнем моря, и памятник находится в дельте реки Чаршамбра – одной из рек этого плато.

 

i_001

Стратиграфия Чатал-хююка насчитывает 18 слоев. Самые ранние слои датируются около 7400 г. до н. э., а около 5600 г. до н.э. поселение  было покинуто жителями.  Число домов по расчетам археологов доходило до 2 тыс., а число жителей – до 10 тыс. Раскопано около 5% всего памятника. По структуре это типичный ближневосточный телль – глиняные дома при ветшании  разрушались, поверхность выравнивалась и на руинах строился новый дом. Напластования быстро росли. Образовался холм высотой в 20 м, культурный слой составляет 17 м.

Открыл его англичанин Джеймс Меллаарт в 1958 г. и с 1961 по 1965 гг. раскапывал. Однако Меллаарт опубликовал зарисовки сокровищ Дорака (неподалеку от Трои) из рук грабителей, турецкие власти заподозрили его самого в краже сокровищ и лишили пожизненно права раскопок в Турции. С 1993 г. раскопки возобновил другой англичанин – Ян Ходдер во главе международной команды археологов и смежников. Команда Ходдера из более 200 человек работает очень тщательно и медленно. Если Меллаарт раскопал за 4 года 200 зданий, то Ходдер раскапывает по 1 – 2 здания в год. Но все основные сенсационные сведения о Чатал-Хююке происходят из раскопок Меллаарта, а тонкие наблюдения и высокоточные анализы – из команды Ходдера.

 

catalhoyuk_after_the_first_excavations_by_james_mellaart_and_his_team

Вид Чатал-Хююка после раскопок Меллаарта

4_drakoshi_net

Современный вид раскопок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

vanished-civilizations_6_20150201_1880024125

Реконструкция поселения.

 

Дома в поселении построены из сырцового кирпича, прямоугольные, одноэтажные, стояли вплотную друг к другу, проходов между ними не было. «Уличное движение» проходило по крышам. Вход в дом осуществлялся через крышу, изнутри к нему поднимались по лестничке. Кое-где всё-таки были устроены свободные места – туда сбрасывались мусор и фекалии. Скот держали вне домов, в особом загоне. Подобным образом устроены пуэбло американских индейцев и поселки догонов в Западной Африке.

Дома возводилииз глины, только в крыше использовали деревянные балки. Крыша и стены покрывали полированным алебастром и расписывали. Внутри дома устроена печь, лежанки для обитателей (не более 8), небольшая кладовка.

 

new-1

Реконструкция дома из Чатал-Хююк. Видны отверстие в крыше и лестница.

chatal-hyuyuk-b

 

Святилища. Около трети домов были расписаны богаче остальных, с букраниями (бычьими головами или их изображениями) на стенах, а в одном случае за букраниями имелись на стенах и человеческие черепа. Они выделялись и территориально. Мелларт считал эти дома святилищами, однако в них происходила и обычная жизнедеятельность. В девяти строительных горизонтах Чаал-хююка открыто 40 храмов или святилищ. В каждом 4 или 5 комнат.

На стенах таких домов имеется множество фресок, представляющих геометрические узоры и изобразительные сцены. Узоры имитируют ковры и плетения, даже кайму со стежками вырисовывают. На сценах итифаллические (с эрегированным членом) мужчины охотятся на зубров или оленей. На одной фреске рисунок, который можно истолковать как двуглавую вершину потухшего ныне вулкана Хасандаг (в 140 км от Чатал-хююка) во время извержения. Есть фреска с изображением человека с луком и  в набедренной повязке из леопардовой шкуры. Есть изображение человека с пращей, выступающего против грифа. Есть изображения акта рождения. В росписи часты изображения рук.

 

wall-painting-bull-hunt

 

catal_huyuk06

Реконструкция «святилища» в Музее анатолийских цивилизаций.

eab5c5bdf2f3

Реконструкция «святилища» в Музее анатолийских цивилизаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

o_1307574

 

 

Особенностью Чатал-хююка являются рельефы, в основном двух сюжетов: больших кошек (видимо, леопардов) обычно попарно, и бычьих голов – букраний. Бычьи головы крепились на стены или на низкие платформы, целыми рядами. В рельефах антропоморфны только женские божества, мужские представлены в образе быка или барана. Тщательно вылепленные женские груди, внутри которых – черепа лисиц, ласок или грифов. Иногда там, где предполагается фигура богини, налицо только два леопарда, обращенных мордами друг к другу.

 

leopardy

Рельефное изображение двух леопардов.

 

Много женских статуэток из мрамора, известняка (коричневого и голубого), кальцита, сланца, базальта и глины. Статуэтка из обожженной глины высотой 16,5 см изображает тучную женщину с оружием, возлежащую на двух больших кошках – то ли львах, то ли леопардах. Это явно богиня, управляющая миром зверей – таких богинь затем в Малой Азии и вокруг было немало: Кибела, Астарта-Иштар, Деметра. У некоторых женских статуэток в спине проделано отверстие.

Статуэтки делятся на две группы: разработанные фигуры божеств и грубые изображения животных и людей (сидячие фигурки), видимо, вотивные (предназначенные привлечь внимание божества). Первые – только внутри святилищ, вторые – только снаружи, воткнутые в стены.

По изображениям можно распознать основные фигуры чатал-хююкского пантеона. Основная богиня показана как молодица, мать-подательница жизни и старуха (в одном случае ее сопровождает птица-гриф). Есть статуэтка двойной богини – с двумя головами. Это связывают с культом близнецов, но вряд ли это так (обычно божественные близнецы не женского рода), скорее тут две ипостаси одной богини. Мужское божество изображается как юноша (сын или возлюбленный богини, иногда он сидит на леопарде), а также (или это другое божество) как бородач, сидящий верхом на быке.  Значение мужского божества от слоя к слою падает.

 

194024_original

Статуэтка «Богини-матери»

cimi034b_catpage12341234eqrwerwe

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способ погребения. Умерших хоронили тут же в доме (и в одном доме их было число составляло 68). Хоронили под полом, чаще всего под очагами и другими возвышениями, хоронили вместе с сопроводительным инвентарем  — деревянными сосудами, оружием и т. п. Но хоронили не труп, а только кости. Часто скелеты расчленены, а черепа отделены. Найденные черепа покрыты алебастром, моделирующим лицо, и раскрашены. Иногда останки посыпали красной охрой и киноварью, а шею и лоб окрашивали в синий или зеленый цвет. Полагают, что погребальный ритуал был более сложным, а захоронение костей – это лишь его завершение.

Это ясно из фресок двух святилищ из слоя VII, на которых изображен процесс предварительной обработки трупов. Сначала мертвых обезглавливали, затем помещали на вышки, сооруженные из плетенок и циновок. На этих вышках мертвецы были открыты огромным птицам – грифам, которые склевывали плоть. Только после этого кости погребали. Это типичная первобытно-иранская традиция обхождения с мертвыми – их выдача собакам и птицам, выставление для птиц на «башни молчания». Три фрески не только изображают последовательные стадии этой работы, но и выдают ее суть, как ее себе представляли чатал-хююкцы. На первой фреске огромные птицы откусывают головы у покойников (символически умерщвляют их), причем головы (или души?) показаны в чреве у птиц. На второй птицы укладывают черепа и отдельно безголовых покойников на «башни молчания». Души еще у них во чреве. Третья фреска – самая интересная: Здесь птицы вкладывают души (младенцев) в животы женщин, выглядящих точно как статуэтки: младенцы уже в животах женщин, а у птиц во чреве ничего нет.

Это весьма распространенная у народов Востока (от Индии до Греции) идея сансары – переселения душ для их рождения в новом теле. Птицы выступают здесь как переносчики душ. Как эта погребальная традиция и эти представления попали из анатолийского неолита в иранский (арийский) бронзовый век – особый вопрос. Но смысловая связь  представляется несомненной

Во всяком случае, из этого можно заключить, что у чатал-хююкцев было представление о душах и об их роли в рождении и смерти человека.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAi-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Камень. Среди каменных орудий преобладали обсидиановые – ножи, наконечники стел и копий. Ровно и гладко отполированные куски обсидиана, полагают, использовались как зеркала. Из кремня делались более престижные ножи – с ручками из резной кости.

 

0_b0fae_38158571_orig

Керамика появилась не сразу. В древнейших слоях (до Х сверху слоя) ее нет – Чатал-хююк начинался как докерамический неолит. В промежутке от 7050 до 6800 до н.э. уже появляются кувшины, которые сначала использовались только для хранения, а потом (около 6500-6400 г.) и для приготовления пищи. Всё же керамика, красная, была примитивной, более качественными были деревянные, костяные и роговые сосуды. Керамика получше, темнолощеная, появляется только в слое VIA, около 5900 г., с V горизонт появляется темно-желтая керамика, с IV – с крапчатой росписью.  Геометрические узоры на них со временем усложнялись.

 

original

 

fig1_bear_stamp_seal_158

Хозяйство. Из домашних растений выращивались пшеница одно- и двузернянка, голозерняный ячмень, горох, бобы, чечевица, вика, и некоторые археологи считают, что это была основа растительного рациона. Из диких растений в поселении найдены миндаль, жёлуди, фисташки.

В стаде имелись домашние овцы и козы, а вот кости крупного рогатого скота – проблематичны. Одни палеоботаники считают, что это кости домашних животных, другие – что диких, как и кости лошади и свиньи, что на них велась охота. Во всяком случае химический анализ показал, что крупный рогатый скот не был основным источником белка для местного населения. Охотились с собакой также на оленя, кабана и леопарда.

Торговообменные отношения связывали Чатал-хююк с весьма отдаленными местностями. Обсидиан поступал из Каппадокии (190 км в СВ от поселения), кремень – из Сирии, балки из сосны и можжевельника вероятно из гор Тавра, есть раковины из Средиземного и Красного морей.

Общественное устройство. Нет социального расслоения – все дома примерно одинаковы, нет административных зданий и домов-мастерских, так что Чатал-хююк был не городом, а просто большой деревней.

Статуэтки Богини-Матери побуждали некоторых археологов, особенно феминисток (как Гимбутас), говорить о матриархате, но это не подтверждается материалом. Как установила команда Ходдера, женщины и мужчины, по-видимому, имели равный статус в обществе. Число погребений высокого статуса одинаково у мужчин и женщин. Ни рацион обоих полов, ни время, проводимое в жилище, не различались (время в жилище определяли по количеству вдыхаемой сажи на ребрах). В искусстве различие лишь такие: на фресках в основном изображены мужчины, в статуэтках – женщины.

В верхних слоях находимы глиняные печати. Возможно, это маркеры собственности. Стены смежных домов не бывают общими — у каждого свои. Их можно было ремонтировать отдельно.

Следов войны или насилия не обнаружено. Специальных крепостных стен нет, но в поселение не попасть без лестниц: ведь входа нет.

Значение и этногенез. Странно для нас, что Гордон Чайлд, чьи книги формировали наши представления о распространении культуры с Древнего Востока, умер за год до открытия Чатал-хююка и ничего не знал о нем!  Петер Йенсен назвал Чатал-хююк «археологической сверхновой» (звездой). Его объявляли старейшим городом в мире, самым ранним неолитическим поселением и прочим самым-самым. Сейчас ясно, что это не город, что старейший город в мире – Иерихон, что производящее хозяйство возникло в Абу-Хурейре раньше, что и в Анатолии есть более ранние центры неолита (Ашиклы-хююк с 8400 г. до н. э.) и т. д.

Но сейчас также ясно, что производящее хозяйство пришло в Европу из Анатолии (неолитизация Европы). Это установлено согласованием археологических и палеогенетических данных. Колин Ренфру счел что одновременно с этим и из того же источника пришла в Европу и индоевропейская речь. Таким образом, Чатал-хююк оказался показателем индоевропейской прародины. В. А. Сафронов также объявлял, что Чатал-хююк по всем параметрам подходит под индоевропейскую прародину в ее самой начальной фазе.

На деле нет надежных доказательств индоевропейской принадлежности Чатал-хююка. Культ быка распространен в Средиземноморье (Апис в Египте, Минотавр на Крите, коррида в Испании), но чужд остальной Европе. Для южноевропейских индоевропейцев это был доиндоевропейский субстрат. Культ Богини-Матери, владычицы зверей, тоже для Южной Европы субстратный. Европейские религии характеризуются господством мужских божеств. Никаких следов культа леопарда в индоевропейской мифологии нет. Зато есть в африканской мифологии. Еще в XIX и даже XX веке сохранялись в разных странах запада Центральной Африки (Конго, Камерун, Нигерия, Либерия, Сьерра-Леоне) поверья в особую силу аниото — оборотней-леопардов с их колдовским снадобьем борфимой из печени убиваемых ими людей. Существовали тайные мужские союзы, рядившиеся в маски и шкуры леопарда и терроризировавшие такими зверскими убийствами население. Существовал миф о женитьбе леопарда на девушке – напрашивается ассоциация с леопардом спутником богини в Чатал-хююке. В этом смысле Гимбутас была права: это всё не индоевропейская культура.

Антропология. Тонкокостные скелеты чатал-хююкцев представляют средиземноморский тип. Некоторые антропологи считают, что он происходит от евроафриканской расы – древнейшей для протонеолитических могильников Анатолии, а эта раса является потомками европейского верхнепалеолитического человека. Вот они и продолжают традицию натуралистического искусства европейского палеолита – до середины VI тысячелетия до  н. э.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015