Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Человек разумный (лат. Homo sapiens)

Человек разумный (лат. Homo sapiens)

Биологически определяется как вид рода человека (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов. С анатомической точки зрения переход от обезьяноподобных предков к «человеку разумному» был многостепенным. Даже на обезьяннем уровне близость к человеку больше, чем считалось. У шимпанзе сознание гораздо более продвинутое в сторону человека, чем думали ранее и зачатки культуры у них выявлены. Они даже речью овладевают, хотя звуковая речь им не дается по причине негодной для этого анатомии гортани.

С точки зрения церкви человек – создание божие. Церковники вынуждены признать эволюцию (против фактов палеоантропологии и археологии не попрешь), но заняты размышлениями, на какой стадии бог вдунул в человека душу живу – в верхнем палеолите или в другое время.

С точки зрения социальной истории человек – это общественное существо, обладающее сознанием и культурой. Для археологии существенно, что это определение выходит далеко за пределы биологического определения вида «человека разумного». Что считать признаками перехода от обезьян к человеку дискуссионно: прямохождение или использование орудий или появление членораздельной речи?

Вне археологии сложности определения человека имели значение для обоснования колониализма и империализма – можно ли считать людьми отсталые народы и распространять на них нормы цивилизованного отношения к людям (ныне все расы признаны принадлежащими к Homo sapiens). Филогенетической эволюции (эволюции рода и вида) уподобляется эволюция онтогенетическая (индивидуальное развитие организма). С какого момента можно плод в утробе матери считать человеком, распространяя на него человеческие права? Это проблема моральности или аморальности абортов. Поднимался и вопрос о моральности или аморальности пресечения жизни новорожденных дебилов, неспособных к самостоятельному существованию.

Очевидно, что подобные вопросы решаются на основе действующих в современном обществе принципов гуманности (то есть вопрос сводится к тому, что гуманнее) и возможностей общества, но и данные палеоантрпологии и археологии об историческом становлении человека могут внести свой вклад.

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015