Генофонд.рф /
Словарик /
Романтизм (в археологии)
Романтизм (в археологии)
Романтизм (в археологии). Течение в основном XIX века в общественной жизни сформированное вокруг одноименного стиля в искусстве и литературе и отвечавшее чаяниям буржуазии этого времени (хотя ростки его пробивались во второй половине XVIII в.). Романтизм был стимулирован национально-освободительными движениями, с одной стороны, и реакцией на революционные смуты – с другой. Соответственно в нем две струи – прогрессивная и консервативная. С одной стороны, мятежность, порывы к свободе, с другой — увлечение родными руинами, средневековьем, готикой, властью аристократии. С одной стороны романтики болезненно реагировали на национальное унижение, в частности подчинение своих стран наполеоновской Франции, с другой – они восхищались силой индивида, трагического героя, примером которого для них был Наполеон.
Рационализму эпохи Просвещения романтизм противопоставлял игру эмоций и воображения, городской и дворцовой цивилизации – близость к природе, естественность и простоту, ориентировке на изысканную античность – увлечение грубоватой готикой, средневековьем и всяческой экзотикой, строгой дисциплине – свободу проявлений личности, индивида.
Романтики поднимали национально-освободительные и объединительные движения, пестовали фольклор, народную культуру и язык, мифологию и традиционную религию. Они культивировали меланхолию, трагизм, жертвенность и готовность умереть, обожали руины и могильные памятники. В литературе этот стиль господствовал до французской революции 1830 года и соревновался с критическим реализмом до европейской революции 1848 года, после которой доминирование критического реализма стало явным.
В археологии романтизм немало способствовал созданию и развитию целой отрасли — средневековой археологии. Но была у археологов-романтиков и своя особенность. Они тоже считали историю, записанную учеными мужами, скудной и не вполне достоверной, но противопоставляли ей не сказания и песни, а реальные следы и остатки прошлого – погребения и древнее оружие, городища и курганы. В этом отношении романтизм археологов был несколько приземленным и не вполне вписывался в нормы общего романтического движения. Романтики-философы и филологи рвались в эмпиреи, грезили и фантазировали, восхищались религиозными образами предков и придавали огромное значение творческому воображению. Их коллеги-археологи, реализуя заветы эмпирического XVII века, упирали на факты и их массовое накопление.
В конце XIX – начале ХХ века возникла националистическая археологии Косинны, в основе которой романтическая идея национального духа, проявляющегося во всей культуре.