Доска объявлений

150 лет развития исторической краниологии в Московском университете

Организаторы семинара АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДЫ: 110 лет на Моховой объявили о замене:

Вместо объявленного ранее доклада 29 ноября 2017 года в 14 часов 30 минут состоится доклад С.Г.Ефимовой на тему:  «150 лет развития исторической краниологии в Московском университете».
Тезисы доклада:

                                    С.Г. Ефимова

150 лет развития исторической краниологии в

Московском университете.

Датой официального признания антропологии как нового научного направления в Московском университете, можно считать 1867 год, когда была опубликована и принята Ученым Советом в качестве докторской диссертации  монография А.П. Богданова «Материалы для антропологии курганного периода в Московской губернии». В докладе кратко рассмотрена деятельность основанного в 1864 г. Антропологического отдела Общества любителей естествознания и  личный вклад А.П. Богданова в изучение антропологического разнообразия древнего населения России. Заложенные А.П. Богдановым методологические и гуманистические  традиции этого научного направления, которое он называл «исторической краниологией» успешно продолжались на протяжении последующих лет развития отечественной науки о человеке.

Важнейшим этапом была подготовка (1941) и публикация Г.Ф. Дебецом [Дебец, 1948] первой сводки по палеоантропологии СССР. Советская палеоантропологическая школа, формирование которой возглавил этот выдающийся ученый, по масштабам и методическому уровню исследований, глубине проблематики, в том числе и исторической, имела заслуженный авторитет в мировой науке.

Антропологические учреждения Московского университета внесли свой значительный вклад в копилку знаний об антропологии древнего населения Северной Евразии. Это труд нескольких поколений ученых, хранителей, реставраторов, воплощенный в уникальном кранио-остеологическом фонде Музея антропологии МГУ, статьях и монографиях, лекционных курсах и музейных экспозициях.  Современный методический и технологический спектр изучения палеоантропологических материалов существенно расширился, историческая проблематика уступает место палеоэкологической. На наш взгляд, в новой парадигме палеоантропологического знания имеется ряд проблем, требующих вдумчивого обсуждения.

 

55-й конгресс антропологического общества Сербии

 

55-й КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА СЕРБИИ ПРОЙДЕТ 23 — 27 мая 2018 г. в ЗЛАТИБОРЕ

Темы, которые будут представлены на конгрессе:

Физическая антропология популяций;

Демографические и популяционные проблемы;

Антропогенетика;

Криминалистическая антропология;

Спортивная антропология;

Социо-культурная антропология;

Прикладная антропология;

Биоэтика.

Информацию о подаче тезисов, регистрационном взносе и др. смотрите здесь:

First Call

Требования к оформлению тезисов:

THE TITLE OF THE PAPER (FONT TIMES NEW ROMAN, CAPS LOCK, BOLD, FONT SIZE 14)

 Name and surname of the authors (font Times New Roman size12, Normal,)

Name and address of the institution (font Times New Roman size 12, Italic,)

Abstracts-from 150 to 250 words, font Times New Roman size 12, Normal Font, single spacing

Key words: the first word; the second; the third. (from 3 to 5 words)

 

Sekcija (Section)                                                 ☒Način prezentacije (Presentation)

☐Humana biologija (Human biology)                                             ☐ oralno (oral)

☐Biomedicinska antropologija (Biomedical anthropology)             ☐ poster (poster)

☐Forenzička antropologija (Forensic anthropology)

☐Sportska antropologija (Sport anthropology)

☐Socio-kulturna antropologija (Socio-cultural anthropology)

«Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

Омский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

Информационное письмо № 1

 

 Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в LVIII Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК-58) «Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты», которая состоится 16-21 апреля 2018 г. в г. Омск на базе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

К участию в конференции приглашаются студенты, магистранты, аспиранты и молодые исследователи из России и зарубежья.

Работу планируется провести по следующим направлениям:

  1. Историография, теория и методология археологии.
  2. Палеолит-мезолит.
  3. Неолит-энеолит.
  4. Бронзовый век.
  5. Ранний железный век.
  6. Средневековье и Новое время.
  7. Антропология, этнология и этноархеология.
  8. Музееведение и охрана культурного наследия.
  9. Информационные технологии в археологических и этнологических исследованиях.

Оргкомитет:

Директор ОФ ИАЭТ СО РАН, д-р ист. наук, проф., зав. кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Н.А. Томилов; канд. ист. наук, доц. С.Н. Корусенко, канд. ист. наук, доц. И.В. Толпеко, канд. ист. наук, доц. Т.А. Горбунова.

Оргкомитет принимает предложения и заявки по тематике круглых столов, проведение которых планируется в ходе работы конференции.

Для участия в конференции необходимо подать заявку с темой доклада до 20 ноября 2017 г. для подачи проекта на конкурс грантов РФФИ. Адрес электронной почты: raesk58@yandex.ru. Тезисы докладов будут приниматься до 31 января 2018 года. Требования для оформления тезисов будут изложены во втором информационном письме. Тезисы, поступившие, после 31 января 2017 года к публикации приниматься не будут. При этом за участником сохраняется право очного выступления с докладом на конференции.

Информация о маршруте проезда и условиях проживания будут сообщены в следующих информационных письмах.

Контактные данные.

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского:

Светлана Николаевна Корусенко: tomil65@rambler.ru

Ирина Васильевна Толпеко: itolpeko@yandex.ru

Татьяна Александровна Горбунова: GorbunovaTA@omsu.ru

 

Форма заявки

Ф.И.О. (полностью)

Место учебы/работы (ВУЗ, курс, год магистратуры/аспирантуры, должность)

Тематическое направление

Тема доклада (публикации)

Научный руководитель (Ф.И.О., ученая степень и звание, место работы, должность)

Контактный телефон, адрес электронной почты

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Роменско-борщёвская культура

Роменско-борщёвская культура

Роменско-борщёвская культура —  культура VIII—X веков лесостепей Левобережья Днепра и Верхнего и Среднего Подонья. Названа по городу Ромны (Сумская область Украины) и селу Борщёво (Воронежская область России). На местном диалекте жители называли свое село Боршево, и археологи, получив это название по слуху, долго (весь ХХ век) называли культуру Роменско-Боршевской. Собственно, тут две культуры: северная, российская часть – Борщёвская, и южная, украинская – Роменская. Но культуры столь близки, что их считают двумя вариантами одной культуры. Поскольку время уже отражено в летописях и эти территории там безусловно обозначены как славянские, ни у кого не возникает сомнения, что эта культура принадлежит восточным славянам, древнерусским племенам (каким именно – рассмотрим далее).

Роменское городище в начале нашего века обнаружено Н. Е. Макаренко, он же датировал его VIII — IX веками, А. А. Спицын и В. А. Городцов определили славянскую принадлежнрсть; Боршeвcкoe городище на Верхнем Дону исследовано в 1928-29гг. П.П. Ефименко. Культура детально изучена в середине XX века И. И. Ляпушкиным, особенно интенсивно работы шли на городище Новотроицкое.

Ляпушкин определил западные рубежи культуры в Левобережье по нижнему течению Десны, Сулы и Ворсклы, не доходя до Днепра. Хотя культура четко сосредоточена в указанном ареале, но  роменские материалы археологи отмечают не только  в Чернигове, Шестовицах и Любече, но и в Киеве, Гомеле и других памятниках за пределами основного ареала. А памятники, схожие с роменско-борщёвскими, распространены не только на Левобережье, но и на Правобережье и далее на запад и юго-запад за пределами СССР — в Чехословакии, Польше, Румынии и Болгарии. Это памятники других раннесредневековых славян.

 

30203_original

 

Дата. Основные исследователи этих памятников (И. И. Ляпушкин, П. Н. Третьяков, П. П. Ефименко и др.) пришли к единодушному заключению, что они относятся к IX – Х вв., может быть, — к самому концу VIII в., но никак не к более древнему времени. Иными словами,  роменская культура — это левобережная  культура периода  формирования  древнерусского государства.

Поселения. Если в пределах восточнославянской территории  поселения предшествующего времени (третьей четверти I тыс. н. э.) были преимущественно неукрепленными и располагались на низких местах, а в роменско-борщевское время сперва селища тоже теснились в поймах (выбирали участки наиболее пригодные для земледелия либо выпаса скота), то позже поселения стали подыматься на высокие берега и группироваться по несколько вокруг городищ. Городища (Новотроицкое , Титчиха, Горналь) обычно размещены на мысах крутых речных берегов, эскарпированы (подрезкой склонов) и обнесены валами и рвами. Строились и стены из поставленных вплотную срубов или двойных частоколов, а внутреннее пространство между ними забутовывалось землей. Формирование княжеской власти требовало ее защиты от собственных подвластных и от других властителей.

Жилища — прямоугольные полуземлянки площадью 16 – 20 кв. м. со стенами столбовой конструкции и печами внутри. Но с Х в. распространяются срубные постройки. Печи глиняные. Кое-где жилые срубные постройки были двухэтажными: первый этаж в котловане, второй на столбах. Имелись и хозяйственные постройки, в частности зерновые ямы как внутри жилищ, так и рядом с ними. Они постепенно увеличивались в объеме от нескольких десятков литров почти до 1000.

 

vsrs-14

Роменско-боршевская культура. Реконструкции: 1 — жилая полуземлянка срубной конструкции; 2 — жилая полуземлянка столбовой конструкции; 3 — ров и оборонительный вал-стена

 

 

 

Керамика лепная, обожженная в печах. Это высокие горшки-кувшины и низкие миски и сковороды. Горшки нередко орнаментированы по плечикам простыми геометрическими узорами из отпечатков гребенчатого штампа или перевитой веревки, а также пальцевыми защипами по краю венчика. Она отличается как от более древней  реберчатой, так и от синхронной  ей на Правобережье Днепра. В самом конце IX века появляются  сосуды, подправленные на ручном гончарном круге, но весь Х век в основном посуда лепная. Кое-где есть и кружальная, но это импортная салтовская посуда, с полосками лощения.

 

59

 

Развитое кузнечное ремесло. Много разных железных изделий. Это  говорит о местной  металлообработке и местном промысле руды. Но засвидетельствована и обработка цветных металлов — найдены льячки, тигли и литейные формы для изготовления украшений. Часто в роменском ареале VIII – IX веков  встречаются салтовские украшения, а также украшения, происходящие с дунайских территорий (полые золотые серьги, подвески-лунницы, зерненые височные кольца). А височные пяти- и семилучевые кольца, украшенные ложной зернью, восходят к византийским образцам. Серебряные арабские монеты распространяются на территории Восточной Европы в VIII в. и употребляются как источник серебра. В IX-X вв. характерный набор украшений — это лучевые височные кольца, металлические браслеты и шейные гривны с расплющенными концами. (С XI в., лучевые височные кольца становятся определяющим признаком радимичей, территория которых расположена севернее и не совпадает с ареалом роменских памятников.)

 

vostochnaya-evropa-v-rannem-srednevekove-13

Роменско-боршевсая культура. Орудия труда: 1,2 — топоры; 3, 4 — ножи; 5 — ложкарь (инструмент для работы по дереву); 6 — тигель; 7 — серп; 8 — пряслице глиняное; 9 — мотыжка; 10 — плужный нож; 11 — наральник; 12 — мотыга

 

 

1414079658_12337635

Наральник

 

 

Могильники курганные с трупосожжениями. Роменские курганы небольшие, округлые, обряд — трупосожжения на стороне. Кремированные останки, собранные в 1-2 урны, в курганах VIII в. помещались в основании насыпи. Позже сожженные кости, в урне или без нее, располагались в верхней части курганной насыпи. Погребения безынвентарные, лишь в прахе лежат оплавленные стеклянные или бронзовые украшения. В северных районах в курганах попадаются ритуальные кострища (позже, в XI в., они стали характерны для радимических курганов).

Хозяйство — пашенное земледелие (просо,  пшеница, позже и рожь,). У пахотных орудий бывают широкие железные наральники, удобные для освоения нетронутых земель, а небольшие наральники — для старопахотных почв. Для обработки огородов мотыги. Железные серпы устойчивых форм. Животноводство придомное,  преобладают кости крупного рогатого скота, в меньшем количестве — кости свиней и мелкого рогатого скота.

 

1-74

Инструменты, использовавшиеся в хозяйстве.

 

 

1-75

Инструменты, использовавшиеся в хозяйстве.

 

 

Две в одной. Между днепровско-деснинскими памятниками и синхронными донскими много общих черт, однако территории очень разобщены, их рассматривают и как разные культуры – роменскую и борщёвскую. Общими для обеих культур являются: пашенное земледелие, селища, полуземляночные жилища прямоугольной формы с печами в одном из углов, развитое косторезное дело, лепные сосуды, украшенные оттисками веревочного штампа или пальцевыми вдавлениями по краю венчика, обряд погребения — подкурганные трупосожжения на стороне. Однако имеется целый ряд различий, касающихся домостроительства, набора украшений и предметов костюма, деталей погребального обряда.

Отличие борщёвской культуры от роменской незначительно. Полуземлянки борщёвцев отапливались печами-каменками или печами, сделанными из камней и глины. Часть борщёвских курганов имеет более сложное устройство, чем у роменских.  Внутри кургана на древней поверхности располагались невысокие деревянные домовины с остатками нескольких трупосожжений в урнах, а кроме них и сопроводительные сосуды, видимо, с напутственной пищей. Вокруг домовин кольцевые оградки из деревянных столбиков.

Третий вариант? Памятники, очень близкие роменским и борщёвским известны в Поочье. Они отделены от основного массива значительными пустыми зонами, что даже позволило Седову  в начале нынешнего века поставить вопрос о наличии окской культуры).

Сходство — в формах лепной керамики и погребальном обряде сожжения на стороне. В верхнеокских курганах находят остатки обугленных деревянных камер-домовин. Там же  известны и поселения VIII-Х вв., видимо, также схожие с роменско-борщёвскими.

Этнический аспект. Исходя из географических указаний летописи, полагали, что носителями борщёвской культуры были вятичи, а роменской — северяне. Но такое близкое родство этих двух племен из летописи не вытекает. Вятичи, скорее, в родстве с радимичами – оба племени «от ляхов».  Их близость подтверждается и по основному признаку в археологической диагностике славянских племен – височным кольцам (женским головным украшениям). У радимичей и вятичей — схожие кольца, имеющие дунайское происхождение, — лучевые. У радимичей семилучевые, у вятичей – семилопастные. У северян же спиральные. Правда, пяти- и семилучевые распространены и у северян. Но они есть и за пределами этих земель – на Припяти (Хотомель), Верхнем Днепре (Гнездово), Верхней Оке (Супруты), Рязанщина (Зарайск).

 

vostochnaya-evropa-v-rannem-srednevekove-12

Роменско-боршевская культура. Украшения: 1, 3, 4 — височные кольца; 2,1 — накладки; 5 — нашивная бляшка; 6 — браслет; 8, 9 — серьги; 10, 11 — перстни; 12 — шейная гривна

 

 

10510

Семилучевые височные кольца.

 

000281-001033S

6906.750x0

Гребень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Crypt_of_Annunciation_Cathedral_in_Moscow_16_by_shakko

Височные кольца

 

visochnoe-kolco

Височное кольцо северян. X–XI века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казалось бы, ясна этническая принадлежность роменцев. Роменская культура всеми исследователями соотносится с летописным племенем северян XII века (совпадение ареалов).  Однако в конце X — первой половине XI в. подавляющее большинство роменских поселений подвергается разорению и гибнет в пожарах, а на в днепровском левобережье происходит резкая смена материальной культуры. В первой же половине XI в. какие-то группы славянского населения появляются к северу и северо-востоку от роменской территории. Фрагменты лепной роменской керамики найдены на поселениях, расположенных в бассейне р. Москвы. Лучевые кольца стали радимичским признаком. Что же, роменцы ушли на север и северо-запад, стали радимичами? А на их место надвинулось население со степными корнями? Этноним «север» выпадает из типично славянских названий и больше сходен с этнонимами «булгар», «хазар», «авар». Но значительная часть населения, видимо, осталась на месте, потому что язык славянский.

Борщёвскую культуру (бассейн Верхнего и Среднего Дона) некоторые археологи связывают с вятичами, однако летописные вятичи располагались севернее. Возможно, верхнедонское славянское племя просто не попало в летописный перечень.

А вятичей значительно логичнее связать с третьим вариантом той же культуры – верхнеокским. Предполагается, что на территории, занятые балтскими племенами (голядью) в бассейне Оки, в VIII в. проникают группы славянского населения с юго-запада. Вятические курганы XI — начала XII в. есть не только на Верхней Оке, но также по Оке до впадения в нее р. Москвы и в бассейне Москвы, а уж оттуда вятичи стали расселяться на север и северо-восток, осваивая земли дьяковской культуры и ассимилировать восточных финнов.

 

0750_Ukraine

Роменская и борщевская археологические культуры в VIII веке на территории современной Украины.

 

 

Происхождение и историческая судьба. По происхождению роменско-борщёвская культура связана с волынцевской и лука-райковецкой культурами.

В конце X века – первой половине XI века культура угасает под воздействием разорительных набегов печенегов. Некоторые, однако, считают, что отток населения на север в лесные области произошел не столько из-за набегов степных кочевников, сколько вследствие завоевательных походов киевских князей в ходе покорения племенных центров северян, радимичей и вятичей киевской великокняжеской власти.

ЛСК

 

Седов В. В.  2005. Славяне. Историко-археологическое исследование. М. Институт Археологии Российской Академии наук, Знак.

Сухобоков О. В. 1975. Славяне Днепровского Левобережья (роменская культура и её предшественники)  К.: «Haукова думка».

Ляпушкин И. И. 1958. Городище Новотроицкое: О культуре восточных славян в период сложения Киевского государства // Материалы и исследования по археологии СССР, № 74. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР.

Ляпушкин И, И. 1961.  Днепровское Лесостепное Левобережье в эпоху железа // Материалы и исследования по археологии СССР, № 104. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР.

Ляпушкин И. И. 1947. О датировке городищ роменско-боршевской культуры // Советская Археолгия, IX,  c.122–136. файл *pdf

Ляпушкин И. И. 1959. Славянские памятники второй половины I тыс.н.э. верхнего течения р. Десны  // Краткие Сообщения Инст. Археол., Вып.74, с.81-86. файл *pdf

Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства Материалы международной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Ивана Ивановича Ляпушкина (1902-1968). СПб.  2012. файл *pdf

Третьяков П. Н. 1969. Об истоках культуры роменско-боршевской древнерусской группировки // Советская Археология, №4, с.78–90.

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015