Доска объявлений

Международная научная конференция «Проблемы изучения изменчивости в антропологии. Новое в многообразии традиционного»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН
ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН
КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. академика В.П. АЛЕКСЕЕВА
Международная научная конференция
«Проблемы изучения изменчивости в антропологии.
Новое в многообразии традиционного»

 

Зубов

А.А. Зубов (1934–2013)

 

I информационное письмо

Дорогие коллеги,

приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 85-летию со дня рождения выдающегося антрополога, д-ра ист. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Александра Александровича Зубова.

Цель конференции – представить научное наследие профессора А.А. Зубова, достижения сформированного им направления одонтологии, его научной школы, обсудить современное состояние и перспективы развития физической антропологии в отечественной и мировой науке, показать роль новых методов, новых теоретических разработок с учетом антропологического разнообразия и определяющих его факторов, роль антропологии в перспективе интеграции наук.

На конференции предполагается рассмотреть следующие проблемы, связанные с основными направлениями научной деятельности А.А. Зубова:

1. Эволюционная антропология: новые находки, методы и интерпретации рода Homo;
2. Одонтологические исследования в изучении популяций современного и ископаемого человека;
3. Роль антропологии в решении проблем этногенеза и этнической истории древних и современных народов;
4. «Памяти посвящается…»: российская антропология в лицах.

Также в рамках конференции планируется проведение круглого стола «Методология и методы одонтологических исследований. Традиции и инновации».

Предполагаемые сроки проведения конференции – май 2019 года.

Прием заявок осуществляется до 15 октября 2018 г. Заявка должна содержать название доклада, ФИО, учреждение, контакты.
В связи с предполагаемым участием в конкурсе на проведение конференций просим докладчиков прислать краткие тезисы (не более 1 стр., шрифт Times New Roman, 14) до 1 декабря 2018 г.

Заявки и тезисы посылать по адресу: zubov_conf@bk.ru

C уважением, ОРГКОМИТЕТ
Васильев Сергей Владимирович (д-р ист. наук, зав. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Халдеева Наталия Ивановна (д-р ист. наук, в.н.с. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Лейбова Наталья Александровна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Харламова Наталья Владимировна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Южакова Алёна Владимировна (ЦФА ИЭА РАН)

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только»

В издательстве Евразия вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655191/

Диалог издревле считался одной из главных форм обнаружения истины.
Искусство постановки вопроса и мастерство ответа на неудобные выпады, всегда считалось главным достоинством проповедников, софистов и философов.
Для науки же, строившей всю аргументацию исключительно вокруг экспериментальной практики, стереотипно пространство диалога казалось чуждым, а главным действующим лицом в науке представлялся герой одиночка, грызущий камень познания в тишине лаборатории или кабинета.
Предлагаемая Вашему вниманию книга не оставляет камня на камне от этого стереотипа. Наука — это, прежде всего, пространство диалога.
Здесь всегда есть место яростным спорам, страсти и даже политике.
Наука, прежде всего полемика, — с учителями и учениками, друзьями и недругами, с оппонентами и сторонниками.
Наука начинается с сомнения, расцветает там, где есть проблема, и никогда не дает окончательных ответов.
Это борьба гипотез за право стать теориями, это непрестанный конфликт и полемика. Такова реальная наука и такова судьба основного автора этой книги — Льва Самуиловича Клейна (всего участников диалогов — 36).
Таково итоговое изложение взглядов неординарного ученого и теоретика, человека, который не смотря на мировую известность и весьма почтенный возраст, постоянно открыт к диалогу.

 

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования»

В издательстве «Евразия» вышла книга проф. Л.С.Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655192/

Новая книга знаменитого санкт-петербургского ученого, археолога и теоретика археологии, Льва Самуиловича Клейна, посвящена понятию культуры, которое в рамках археологии является скорее рабочим понятием, редко подвергающимся рефлексии.
Тем не менее, теоретические интересы автора этой книги всегда были шире любых дисциплинарных рамок: помимо археологии известны его работы в области культурной антропологии, классической филологии, этногенеза, лингвистики и общей теории культуры.
Первая часть книги посвящена определению понятия «культура» и сопутствующей полемике в различных школах и отраслях гуманитарного знания.
Во второй части излагается коммуникационная теория эволюции культуры, которую автор считает своим наиболее интересным вкладом в антропологию. Л.С.Клейн обосновывает свою гипотезу, что передачу культуры от поколения к поколению можно описать как сеть коммуникации, но растянутую не в пространстве, а во времени.
В таком качестве на ретрансляцию культуры и передачу информации должны воздействовать те же факторы, что действуют в любой сети связи (радио, телефон и т. д.). Нормальное прохождение информации обеспечивается за счет необходимой повторяемости и достаточного количества каналов связи с допустимой пропускной способностью. Самое интересное к пониманию — это соответствие феноменов культуры физическим факторам матрицы передачи информации, способствующим или препятствующим прохождению сигналов.

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIII Конгресс антропологов и этнологов России
Казань,2–6 июля 2019 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ, Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН При поддержке Правительства Республики Татарстан

Проводят 2–6 июля 2019года в Казани

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

 Тема Конгресса — «Системы родства, связей и коммуникаций в истории человечества: антропологический аспект».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий,в том числе:

  • Мониторинг межэтнических отношений
  • Религии, межрелигиозные отношения и этноконфессиональные процессы в духовном пространстве России
  • Мигранты, диаспоры, этнические меньшинства
  • Физическая антропология
  • Этнологическое образование и просвещение

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 01сентября 2018 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2019@mail.ru. Обращаем ваше внимание: для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом Конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Просим сообщить информацию о Конгрессе Вашим коллегам

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна– Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России;тел. (495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2019@mail.ru

 

ЗАЯВКА
на организацию секции (круглого стола, симпозиума, пр.)

 

Ф.И.О.(полностью) 
Наименование учреждения* (научно-исследовательский институт, университет, пр.) 
Наименование подразделения (отдел, кафедра, пр.) 
Должность
Ученая степень, звание
Предполагаемая форма заседания в рамках конгресса
(секция, круглый стол, симпозиум, пр.)
Название секции
(круглого стола, симпозиума, пр.) 

 

 

 

 

Тематика работы секции
(круглого стола, симпозиума, пр.;  до 200 слов) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почтовый адрес (с индексом) 
Телефон моб., раб. (с кодом города)
E-mail

 

* Просим указывать полные, не сокращенные названия

 

VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

  • VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

Сроки и место проведения: 3-4 декабря 2018 г., Санкт-Петербург

Срок подачи заявок: до 30 сентября 2018 года

В рамках предстоящего форума предполагается обсудить широкий спектр вопросов, связанных с процессами социокультурной метисации населения Нового Света в прошлом и настоящем:

- Процессы формирования новых культур на основе взаимодействия местного, европейского и африканского компонентов;

- Расовая и этническая стратификация общества в колониальную эпоху;

- Социальная и пространственная мобильность;

- Социальный статус и его внешние проявления;

- Другие вопросы, имеющие отношение к основной теме симпозиума.

К участию в работе симпозиума приглашаются специалисты-антропологи, этнографы, археологи, историки, независимые исследователи. Рабочие языки: русский, английский, испанский. По итогам симпозиума планируется издание сборника статей участников.

Заявки на участие и резюме (не более 200 слов) направлять на электронный адрес оргкомитета: america-anthropology@mail.ru до 30 сентября 2018 г. по форме:

1). Ф.И.О.:

2). Ученая степень, место работы и должность:

3). Область научных интересов:

4). E-mail, телефон:

5). Название доклада (на рус. и англ. яз.):

6). Резюме (до 200 слов):

7). Summary (max 200 words):

8). Использование мультимедиа:

Контактная информация:

Кондакова Ольга Владимировна (МАЭ РАН)

Тел: 8(905)233-40-56

E-mail: sov@kunstkamera.ru

Объявлен прием в в магистратуру по специальности «Этническая история» в Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского университета

Уважаемые коллеги!

 

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета в сотрудничестве с Институтом археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан объявляет о наборе в 2018-2019 учебном году (обучение с сентября 2018 г.) в магистратуру по специальности «Этническая история». Мы ожидаем поступления в нашу магистратуру прежде всего студентов, получивших базовое образование по специальностям «история», «археология», «этнология и антропология», «сравнительно-историческое языкознание», однако по результатам собеседования могут быть приняты студенты, получившие образование в специалитете или бакалавриате и по другим гуманитарным направлениям: главным критерием отбора является наличие интереса к научной работе в области предыстории, древней и средневековой этнической истории. При этом, хотя основным направлением наших исследований является история Поволжья, Урала и Восточной Европы в целом, история тюркских и финно-угорских народов, магистрант вправе предложить тему, связанную с другими регионами Евразии, с историей народов индоевропейской, севернокавказской и др. языковых семей, расширение тематики и географии только приветствуется. Для поступления значимо наличие опубликованных научных работ по выбранному направлению, однако это условие не является обязательным.

В рамках подготовки в магистратуре читаются курсы методологии этноисторических исследований, основ археологии, сравнительно-исторического языкознания, ономастики, уралистики, тюркологии, истории народов Волго-Уральского региона. Занятия ведут квалифицированные специалисты, среди которых доктора наук, члены Российской Академии наук и Академии наук Республики Татарстан. В Институте международных отношений, истории и востоковедения имеется возможность слушать спецкурсы по широкому спектру гуманитарных дисциплин, изучать иностранные языки, в том числе – китайский, корейский, турецкий, арабский и др.

Обучение в магистратуре двухгодичное, итогом его должна стать выпускная квалификационная работа (диссертация). В случае успешной исследовательской работы возможно продолжение образования в аспирантуре Казанского Федерального университета или Института Археологии АН РТ. Магистрантом может быть как гражданин России, так и иностранец, обучение в магистратуре, если оно осуществляется впервые, бесплатное; если студент уже имеет одно магистерское образование возможно поступление в платную магистратуру с гибкой системой оплаты обучения. Студентам предоставляется благоустроенное общежитие, выплачивается стипендия. К(П)ФУ предоставляет все условия как для получения полноценного образования (библиотеки, музеи, архивы), так и для участия в общественной студенческой жизни. Казань является одним из старейших в России культурных и образовательных центров, динамично развивающимся современным городом с широкими возможностями для работы, профессионального роста и отдыха.

Дополнительную информацию и контакты для справок и предоставления документов см. на сайте Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ (https://kpfu.ru/imoiv), вопросы по поводу поступления можно присылать и мне по адресу vovia@udm.ru

 

Надеюсь на успешное сотрудничество.

 

Напольских Владимир Владимирович,

д. и. н., проф., член-корреспондент РАН

Письмо о магистратуре 2018

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Роменско-борщёвская культура

Роменско-борщёвская культура

Роменско-борщёвская культура —  культура VIII—X веков лесостепей Левобережья Днепра и Верхнего и Среднего Подонья. Названа по городу Ромны (Сумская область Украины) и селу Борщёво (Воронежская область России). На местном диалекте жители называли свое село Боршево, и археологи, получив это название по слуху, долго (весь ХХ век) называли культуру Роменско-Боршевской. Собственно, тут две культуры: северная, российская часть – Борщёвская, и южная, украинская – Роменская. Но культуры столь близки, что их считают двумя вариантами одной культуры. Поскольку время уже отражено в летописях и эти территории там безусловно обозначены как славянские, ни у кого не возникает сомнения, что эта культура принадлежит восточным славянам, древнерусским племенам (каким именно – рассмотрим далее).

Роменское городище в начале нашего века обнаружено Н. Е. Макаренко, он же датировал его VIII — IX веками, А. А. Спицын и В. А. Городцов определили славянскую принадлежнрсть; Боршeвcкoe городище на Верхнем Дону исследовано в 1928-29гг. П.П. Ефименко. Культура детально изучена в середине XX века И. И. Ляпушкиным, особенно интенсивно работы шли на городище Новотроицкое.

Ляпушкин определил западные рубежи культуры в Левобережье по нижнему течению Десны, Сулы и Ворсклы, не доходя до Днепра. Хотя культура четко сосредоточена в указанном ареале, но  роменские материалы археологи отмечают не только  в Чернигове, Шестовицах и Любече, но и в Киеве, Гомеле и других памятниках за пределами основного ареала. А памятники, схожие с роменско-борщёвскими, распространены не только на Левобережье, но и на Правобережье и далее на запад и юго-запад за пределами СССР — в Чехословакии, Польше, Румынии и Болгарии. Это памятники других раннесредневековых славян.

 

30203_original

 

Дата. Основные исследователи этих памятников (И. И. Ляпушкин, П. Н. Третьяков, П. П. Ефименко и др.) пришли к единодушному заключению, что они относятся к IX – Х вв., может быть, — к самому концу VIII в., но никак не к более древнему времени. Иными словами,  роменская культура — это левобережная  культура периода  формирования  древнерусского государства.

Поселения. Если в пределах восточнославянской территории  поселения предшествующего времени (третьей четверти I тыс. н. э.) были преимущественно неукрепленными и располагались на низких местах, а в роменско-борщевское время сперва селища тоже теснились в поймах (выбирали участки наиболее пригодные для земледелия либо выпаса скота), то позже поселения стали подыматься на высокие берега и группироваться по несколько вокруг городищ. Городища (Новотроицкое , Титчиха, Горналь) обычно размещены на мысах крутых речных берегов, эскарпированы (подрезкой склонов) и обнесены валами и рвами. Строились и стены из поставленных вплотную срубов или двойных частоколов, а внутреннее пространство между ними забутовывалось землей. Формирование княжеской власти требовало ее защиты от собственных подвластных и от других властителей.

Жилища — прямоугольные полуземлянки площадью 16 – 20 кв. м. со стенами столбовой конструкции и печами внутри. Но с Х в. распространяются срубные постройки. Печи глиняные. Кое-где жилые срубные постройки были двухэтажными: первый этаж в котловане, второй на столбах. Имелись и хозяйственные постройки, в частности зерновые ямы как внутри жилищ, так и рядом с ними. Они постепенно увеличивались в объеме от нескольких десятков литров почти до 1000.

 

vsrs-14

Роменско-боршевская культура. Реконструкции: 1 — жилая полуземлянка срубной конструкции; 2 — жилая полуземлянка столбовой конструкции; 3 — ров и оборонительный вал-стена

 

 

 

Керамика лепная, обожженная в печах. Это высокие горшки-кувшины и низкие миски и сковороды. Горшки нередко орнаментированы по плечикам простыми геометрическими узорами из отпечатков гребенчатого штампа или перевитой веревки, а также пальцевыми защипами по краю венчика. Она отличается как от более древней  реберчатой, так и от синхронной  ей на Правобережье Днепра. В самом конце IX века появляются  сосуды, подправленные на ручном гончарном круге, но весь Х век в основном посуда лепная. Кое-где есть и кружальная, но это импортная салтовская посуда, с полосками лощения.

 

59

 

Развитое кузнечное ремесло. Много разных железных изделий. Это  говорит о местной  металлообработке и местном промысле руды. Но засвидетельствована и обработка цветных металлов — найдены льячки, тигли и литейные формы для изготовления украшений. Часто в роменском ареале VIII – IX веков  встречаются салтовские украшения, а также украшения, происходящие с дунайских территорий (полые золотые серьги, подвески-лунницы, зерненые височные кольца). А височные пяти- и семилучевые кольца, украшенные ложной зернью, восходят к византийским образцам. Серебряные арабские монеты распространяются на территории Восточной Европы в VIII в. и употребляются как источник серебра. В IX-X вв. характерный набор украшений — это лучевые височные кольца, металлические браслеты и шейные гривны с расплющенными концами. (С XI в., лучевые височные кольца становятся определяющим признаком радимичей, территория которых расположена севернее и не совпадает с ареалом роменских памятников.)

 

vostochnaya-evropa-v-rannem-srednevekove-13

Роменско-боршевсая культура. Орудия труда: 1,2 — топоры; 3, 4 — ножи; 5 — ложкарь (инструмент для работы по дереву); 6 — тигель; 7 — серп; 8 — пряслице глиняное; 9 — мотыжка; 10 — плужный нож; 11 — наральник; 12 — мотыга

 

 

1414079658_12337635

Наральник

 

 

Могильники курганные с трупосожжениями. Роменские курганы небольшие, округлые, обряд — трупосожжения на стороне. Кремированные останки, собранные в 1-2 урны, в курганах VIII в. помещались в основании насыпи. Позже сожженные кости, в урне или без нее, располагались в верхней части курганной насыпи. Погребения безынвентарные, лишь в прахе лежат оплавленные стеклянные или бронзовые украшения. В северных районах в курганах попадаются ритуальные кострища (позже, в XI в., они стали характерны для радимических курганов).

Хозяйство — пашенное земледелие (просо,  пшеница, позже и рожь,). У пахотных орудий бывают широкие железные наральники, удобные для освоения нетронутых земель, а небольшие наральники — для старопахотных почв. Для обработки огородов мотыги. Железные серпы устойчивых форм. Животноводство придомное,  преобладают кости крупного рогатого скота, в меньшем количестве — кости свиней и мелкого рогатого скота.

 

1-74

Инструменты, использовавшиеся в хозяйстве.

 

 

1-75

Инструменты, использовавшиеся в хозяйстве.

 

 

Две в одной. Между днепровско-деснинскими памятниками и синхронными донскими много общих черт, однако территории очень разобщены, их рассматривают и как разные культуры – роменскую и борщёвскую. Общими для обеих культур являются: пашенное земледелие, селища, полуземляночные жилища прямоугольной формы с печами в одном из углов, развитое косторезное дело, лепные сосуды, украшенные оттисками веревочного штампа или пальцевыми вдавлениями по краю венчика, обряд погребения — подкурганные трупосожжения на стороне. Однако имеется целый ряд различий, касающихся домостроительства, набора украшений и предметов костюма, деталей погребального обряда.

Отличие борщёвской культуры от роменской незначительно. Полуземлянки борщёвцев отапливались печами-каменками или печами, сделанными из камней и глины. Часть борщёвских курганов имеет более сложное устройство, чем у роменских.  Внутри кургана на древней поверхности располагались невысокие деревянные домовины с остатками нескольких трупосожжений в урнах, а кроме них и сопроводительные сосуды, видимо, с напутственной пищей. Вокруг домовин кольцевые оградки из деревянных столбиков.

Третий вариант? Памятники, очень близкие роменским и борщёвским известны в Поочье. Они отделены от основного массива значительными пустыми зонами, что даже позволило Седову  в начале нынешнего века поставить вопрос о наличии окской культуры).

Сходство — в формах лепной керамики и погребальном обряде сожжения на стороне. В верхнеокских курганах находят остатки обугленных деревянных камер-домовин. Там же  известны и поселения VIII-Х вв., видимо, также схожие с роменско-борщёвскими.

Этнический аспект. Исходя из географических указаний летописи, полагали, что носителями борщёвской культуры были вятичи, а роменской — северяне. Но такое близкое родство этих двух племен из летописи не вытекает. Вятичи, скорее, в родстве с радимичами – оба племени «от ляхов».  Их близость подтверждается и по основному признаку в археологической диагностике славянских племен – височным кольцам (женским головным украшениям). У радимичей и вятичей — схожие кольца, имеющие дунайское происхождение, — лучевые. У радимичей семилучевые, у вятичей – семилопастные. У северян же спиральные. Правда, пяти- и семилучевые распространены и у северян. Но они есть и за пределами этих земель – на Припяти (Хотомель), Верхнем Днепре (Гнездово), Верхней Оке (Супруты), Рязанщина (Зарайск).

 

vostochnaya-evropa-v-rannem-srednevekove-12

Роменско-боршевская культура. Украшения: 1, 3, 4 — височные кольца; 2,1 — накладки; 5 — нашивная бляшка; 6 — браслет; 8, 9 — серьги; 10, 11 — перстни; 12 — шейная гривна

 

 

10510

Семилучевые височные кольца.

 

000281-001033S

6906.750x0

Гребень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Crypt_of_Annunciation_Cathedral_in_Moscow_16_by_shakko

Височные кольца

 

visochnoe-kolco

Височное кольцо северян. X–XI века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казалось бы, ясна этническая принадлежность роменцев. Роменская культура всеми исследователями соотносится с летописным племенем северян XII века (совпадение ареалов).  Однако в конце X — первой половине XI в. подавляющее большинство роменских поселений подвергается разорению и гибнет в пожарах, а на в днепровском левобережье происходит резкая смена материальной культуры. В первой же половине XI в. какие-то группы славянского населения появляются к северу и северо-востоку от роменской территории. Фрагменты лепной роменской керамики найдены на поселениях, расположенных в бассейне р. Москвы. Лучевые кольца стали радимичским признаком. Что же, роменцы ушли на север и северо-запад, стали радимичами? А на их место надвинулось население со степными корнями? Этноним «север» выпадает из типично славянских названий и больше сходен с этнонимами «булгар», «хазар», «авар». Но значительная часть населения, видимо, осталась на месте, потому что язык славянский.

Борщёвскую культуру (бассейн Верхнего и Среднего Дона) некоторые археологи связывают с вятичами, однако летописные вятичи располагались севернее. Возможно, верхнедонское славянское племя просто не попало в летописный перечень.

А вятичей значительно логичнее связать с третьим вариантом той же культуры – верхнеокским. Предполагается, что на территории, занятые балтскими племенами (голядью) в бассейне Оки, в VIII в. проникают группы славянского населения с юго-запада. Вятические курганы XI — начала XII в. есть не только на Верхней Оке, но также по Оке до впадения в нее р. Москвы и в бассейне Москвы, а уж оттуда вятичи стали расселяться на север и северо-восток, осваивая земли дьяковской культуры и ассимилировать восточных финнов.

 

0750_Ukraine

Роменская и борщевская археологические культуры в VIII веке на территории современной Украины.

 

 

Происхождение и историческая судьба. По происхождению роменско-борщёвская культура связана с волынцевской и лука-райковецкой культурами.

В конце X века – первой половине XI века культура угасает под воздействием разорительных набегов печенегов. Некоторые, однако, считают, что отток населения на север в лесные области произошел не столько из-за набегов степных кочевников, сколько вследствие завоевательных походов киевских князей в ходе покорения племенных центров северян, радимичей и вятичей киевской великокняжеской власти.

ЛСК

 

Седов В. В.  2005. Славяне. Историко-археологическое исследование. М. Институт Археологии Российской Академии наук, Знак.

Сухобоков О. В. 1975. Славяне Днепровского Левобережья (роменская культура и её предшественники)  К.: «Haукова думка».

Ляпушкин И. И. 1958. Городище Новотроицкое: О культуре восточных славян в период сложения Киевского государства // Материалы и исследования по археологии СССР, № 74. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР.

Ляпушкин И, И. 1961.  Днепровское Лесостепное Левобережье в эпоху железа // Материалы и исследования по археологии СССР, № 104. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР.

Ляпушкин И. И. 1947. О датировке городищ роменско-боршевской культуры // Советская Археолгия, IX,  c.122–136. файл *pdf

Ляпушкин И. И. 1959. Славянские памятники второй половины I тыс.н.э. верхнего течения р. Десны  // Краткие Сообщения Инст. Археол., Вып.74, с.81-86. файл *pdf

Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства Материалы международной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Ивана Ивановича Ляпушкина (1902-1968). СПб.  2012. файл *pdf

Третьяков П. Н. 1969. Об истоках культуры роменско-боршевской древнерусской группировки // Советская Археология, №4, с.78–90.

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015