Доска объявлений

«Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»

Антропологический семинар Центра Физической антропологии, Ленинский пр. 32А, 26 октября четверг, 14.00

Дорогие коллеги,

приглашаем вас на очередной антропологический семинар Центра Физической антропологии ИЭА РАН
 в четверг 26 октября в 14.00.
 В связи с ремонтом на Вавилова 37А семинар будет проходить в «башне» на Ленинском проспекте 32А в Музее Хорезма на 19 этаже.   

С сообщением «Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»
выступит сотрудник Центра физической антропологии ИЭА РАН Таисия Александровна Сюткина.

Обращаем внимание коллег, не имеющих постоянного пропуска в здание Президиума РАН: пожалуйста, проинформируйте нас заранее о своем желании посетить семинар, чтобы мы могли заказать разовый пропуск для прохода в здание.

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Роменско-борщёвская культура

Роменско-борщёвская культура

Роменско-борщёвская культура —  культура VIII—X веков лесостепей Левобережья Днепра и Верхнего и Среднего Подонья. Названа по городу Ромны (Сумская область Украины) и селу Борщёво (Воронежская область России). На местном диалекте жители называли свое село Боршево, и археологи, получив это название по слуху, долго (весь ХХ век) называли культуру Роменско-Боршевской. Собственно, тут две культуры: северная, российская часть – Борщёвская, и южная, украинская – Роменская. Но культуры столь близки, что их считают двумя вариантами одной культуры. Поскольку время уже отражено в летописях и эти территории там безусловно обозначены как славянские, ни у кого не возникает сомнения, что эта культура принадлежит восточным славянам, древнерусским племенам (каким именно – рассмотрим далее).

Роменское городище в начале нашего века обнаружено Н. Е. Макаренко, он же датировал его VIII — IX веками, А. А. Спицын и В. А. Городцов определили славянскую принадлежнрсть; Боршeвcкoe городище на Верхнем Дону исследовано в 1928-29гг. П.П. Ефименко. Культура детально изучена в середине XX века И. И. Ляпушкиным, особенно интенсивно работы шли на городище Новотроицкое.

Ляпушкин определил западные рубежи культуры в Левобережье по нижнему течению Десны, Сулы и Ворсклы, не доходя до Днепра. Хотя культура четко сосредоточена в указанном ареале, но  роменские материалы археологи отмечают не только  в Чернигове, Шестовицах и Любече, но и в Киеве, Гомеле и других памятниках за пределами основного ареала. А памятники, схожие с роменско-борщёвскими, распространены не только на Левобережье, но и на Правобережье и далее на запад и юго-запад за пределами СССР — в Чехословакии, Польше, Румынии и Болгарии. Это памятники других раннесредневековых славян.

 

30203_original

 

Дата. Основные исследователи этих памятников (И. И. Ляпушкин, П. Н. Третьяков, П. П. Ефименко и др.) пришли к единодушному заключению, что они относятся к IX – Х вв., может быть, — к самому концу VIII в., но никак не к более древнему времени. Иными словами,  роменская культура — это левобережная  культура периода  формирования  древнерусского государства.

Поселения. Если в пределах восточнославянской территории  поселения предшествующего времени (третьей четверти I тыс. н. э.) были преимущественно неукрепленными и располагались на низких местах, а в роменско-борщевское время сперва селища тоже теснились в поймах (выбирали участки наиболее пригодные для земледелия либо выпаса скота), то позже поселения стали подыматься на высокие берега и группироваться по несколько вокруг городищ. Городища (Новотроицкое , Титчиха, Горналь) обычно размещены на мысах крутых речных берегов, эскарпированы (подрезкой склонов) и обнесены валами и рвами. Строились и стены из поставленных вплотную срубов или двойных частоколов, а внутреннее пространство между ними забутовывалось землей. Формирование княжеской власти требовало ее защиты от собственных подвластных и от других властителей.

Жилища — прямоугольные полуземлянки площадью 16 – 20 кв. м. со стенами столбовой конструкции и печами внутри. Но с Х в. распространяются срубные постройки. Печи глиняные. Кое-где жилые срубные постройки были двухэтажными: первый этаж в котловане, второй на столбах. Имелись и хозяйственные постройки, в частности зерновые ямы как внутри жилищ, так и рядом с ними. Они постепенно увеличивались в объеме от нескольких десятков литров почти до 1000.

 

vsrs-14

Роменско-боршевская культура. Реконструкции: 1 — жилая полуземлянка срубной конструкции; 2 — жилая полуземлянка столбовой конструкции; 3 — ров и оборонительный вал-стена

 

 

 

Керамика лепная, обожженная в печах. Это высокие горшки-кувшины и низкие миски и сковороды. Горшки нередко орнаментированы по плечикам простыми геометрическими узорами из отпечатков гребенчатого штампа или перевитой веревки, а также пальцевыми защипами по краю венчика. Она отличается как от более древней  реберчатой, так и от синхронной  ей на Правобережье Днепра. В самом конце IX века появляются  сосуды, подправленные на ручном гончарном круге, но весь Х век в основном посуда лепная. Кое-где есть и кружальная, но это импортная салтовская посуда, с полосками лощения.

 

59

 

Развитое кузнечное ремесло. Много разных железных изделий. Это  говорит о местной  металлообработке и местном промысле руды. Но засвидетельствована и обработка цветных металлов — найдены льячки, тигли и литейные формы для изготовления украшений. Часто в роменском ареале VIII – IX веков  встречаются салтовские украшения, а также украшения, происходящие с дунайских территорий (полые золотые серьги, подвески-лунницы, зерненые височные кольца). А височные пяти- и семилучевые кольца, украшенные ложной зернью, восходят к византийским образцам. Серебряные арабские монеты распространяются на территории Восточной Европы в VIII в. и употребляются как источник серебра. В IX-X вв. характерный набор украшений — это лучевые височные кольца, металлические браслеты и шейные гривны с расплющенными концами. (С XI в., лучевые височные кольца становятся определяющим признаком радимичей, территория которых расположена севернее и не совпадает с ареалом роменских памятников.)

 

vostochnaya-evropa-v-rannem-srednevekove-13

Роменско-боршевсая культура. Орудия труда: 1,2 — топоры; 3, 4 — ножи; 5 — ложкарь (инструмент для работы по дереву); 6 — тигель; 7 — серп; 8 — пряслице глиняное; 9 — мотыжка; 10 — плужный нож; 11 — наральник; 12 — мотыга

 

 

1414079658_12337635

Наральник

 

 

Могильники курганные с трупосожжениями. Роменские курганы небольшие, округлые, обряд — трупосожжения на стороне. Кремированные останки, собранные в 1-2 урны, в курганах VIII в. помещались в основании насыпи. Позже сожженные кости, в урне или без нее, располагались в верхней части курганной насыпи. Погребения безынвентарные, лишь в прахе лежат оплавленные стеклянные или бронзовые украшения. В северных районах в курганах попадаются ритуальные кострища (позже, в XI в., они стали характерны для радимических курганов).

Хозяйство — пашенное земледелие (просо,  пшеница, позже и рожь,). У пахотных орудий бывают широкие железные наральники, удобные для освоения нетронутых земель, а небольшие наральники — для старопахотных почв. Для обработки огородов мотыги. Железные серпы устойчивых форм. Животноводство придомное,  преобладают кости крупного рогатого скота, в меньшем количестве — кости свиней и мелкого рогатого скота.

 

1-74

Инструменты, использовавшиеся в хозяйстве.

 

 

1-75

Инструменты, использовавшиеся в хозяйстве.

 

 

Две в одной. Между днепровско-деснинскими памятниками и синхронными донскими много общих черт, однако территории очень разобщены, их рассматривают и как разные культуры – роменскую и борщёвскую. Общими для обеих культур являются: пашенное земледелие, селища, полуземляночные жилища прямоугольной формы с печами в одном из углов, развитое косторезное дело, лепные сосуды, украшенные оттисками веревочного штампа или пальцевыми вдавлениями по краю венчика, обряд погребения — подкурганные трупосожжения на стороне. Однако имеется целый ряд различий, касающихся домостроительства, набора украшений и предметов костюма, деталей погребального обряда.

Отличие борщёвской культуры от роменской незначительно. Полуземлянки борщёвцев отапливались печами-каменками или печами, сделанными из камней и глины. Часть борщёвских курганов имеет более сложное устройство, чем у роменских.  Внутри кургана на древней поверхности располагались невысокие деревянные домовины с остатками нескольких трупосожжений в урнах, а кроме них и сопроводительные сосуды, видимо, с напутственной пищей. Вокруг домовин кольцевые оградки из деревянных столбиков.

Третий вариант? Памятники, очень близкие роменским и борщёвским известны в Поочье. Они отделены от основного массива значительными пустыми зонами, что даже позволило Седову  в начале нынешнего века поставить вопрос о наличии окской культуры).

Сходство — в формах лепной керамики и погребальном обряде сожжения на стороне. В верхнеокских курганах находят остатки обугленных деревянных камер-домовин. Там же  известны и поселения VIII-Х вв., видимо, также схожие с роменско-борщёвскими.

Этнический аспект. Исходя из географических указаний летописи, полагали, что носителями борщёвской культуры были вятичи, а роменской — северяне. Но такое близкое родство этих двух племен из летописи не вытекает. Вятичи, скорее, в родстве с радимичами – оба племени «от ляхов».  Их близость подтверждается и по основному признаку в археологической диагностике славянских племен – височным кольцам (женским головным украшениям). У радимичей и вятичей — схожие кольца, имеющие дунайское происхождение, — лучевые. У радимичей семилучевые, у вятичей – семилопастные. У северян же спиральные. Правда, пяти- и семилучевые распространены и у северян. Но они есть и за пределами этих земель – на Припяти (Хотомель), Верхнем Днепре (Гнездово), Верхней Оке (Супруты), Рязанщина (Зарайск).

 

vostochnaya-evropa-v-rannem-srednevekove-12

Роменско-боршевская культура. Украшения: 1, 3, 4 — височные кольца; 2,1 — накладки; 5 — нашивная бляшка; 6 — браслет; 8, 9 — серьги; 10, 11 — перстни; 12 — шейная гривна

 

 

10510

Семилучевые височные кольца.

 

000281-001033S

6906.750x0

Гребень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Crypt_of_Annunciation_Cathedral_in_Moscow_16_by_shakko

Височные кольца

 

visochnoe-kolco

Височное кольцо северян. X–XI века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казалось бы, ясна этническая принадлежность роменцев. Роменская культура всеми исследователями соотносится с летописным племенем северян XII века (совпадение ареалов).  Однако в конце X — первой половине XI в. подавляющее большинство роменских поселений подвергается разорению и гибнет в пожарах, а на в днепровском левобережье происходит резкая смена материальной культуры. В первой же половине XI в. какие-то группы славянского населения появляются к северу и северо-востоку от роменской территории. Фрагменты лепной роменской керамики найдены на поселениях, расположенных в бассейне р. Москвы. Лучевые кольца стали радимичским признаком. Что же, роменцы ушли на север и северо-запад, стали радимичами? А на их место надвинулось население со степными корнями? Этноним «север» выпадает из типично славянских названий и больше сходен с этнонимами «булгар», «хазар», «авар». Но значительная часть населения, видимо, осталась на месте, потому что язык славянский.

Борщёвскую культуру (бассейн Верхнего и Среднего Дона) некоторые археологи связывают с вятичами, однако летописные вятичи располагались севернее. Возможно, верхнедонское славянское племя просто не попало в летописный перечень.

А вятичей значительно логичнее связать с третьим вариантом той же культуры – верхнеокским. Предполагается, что на территории, занятые балтскими племенами (голядью) в бассейне Оки, в VIII в. проникают группы славянского населения с юго-запада. Вятические курганы XI — начала XII в. есть не только на Верхней Оке, но также по Оке до впадения в нее р. Москвы и в бассейне Москвы, а уж оттуда вятичи стали расселяться на север и северо-восток, осваивая земли дьяковской культуры и ассимилировать восточных финнов.

 

0750_Ukraine

Роменская и борщевская археологические культуры в VIII веке на территории современной Украины.

 

 

Происхождение и историческая судьба. По происхождению роменско-борщёвская культура связана с волынцевской и лука-райковецкой культурами.

В конце X века – первой половине XI века культура угасает под воздействием разорительных набегов печенегов. Некоторые, однако, считают, что отток населения на север в лесные области произошел не столько из-за набегов степных кочевников, сколько вследствие завоевательных походов киевских князей в ходе покорения племенных центров северян, радимичей и вятичей киевской великокняжеской власти.

ЛСК

 

Седов В. В.  2005. Славяне. Историко-археологическое исследование. М. Институт Археологии Российской Академии наук, Знак.

Сухобоков О. В. 1975. Славяне Днепровского Левобережья (роменская культура и её предшественники)  К.: «Haукова думка».

Ляпушкин И. И. 1958. Городище Новотроицкое: О культуре восточных славян в период сложения Киевского государства // Материалы и исследования по археологии СССР, № 74. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР.

Ляпушкин И, И. 1961.  Днепровское Лесостепное Левобережье в эпоху железа // Материалы и исследования по археологии СССР, № 104. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР.

Ляпушкин И. И. 1947. О датировке городищ роменско-боршевской культуры // Советская Археолгия, IX,  c.122–136. файл *pdf

Ляпушкин И. И. 1959. Славянские памятники второй половины I тыс.н.э. верхнего течения р. Десны  // Краткие Сообщения Инст. Археол., Вып.74, с.81-86. файл *pdf

Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства Материалы международной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Ивана Ивановича Ляпушкина (1902-1968). СПб.  2012. файл *pdf

Третьяков П. Н. 1969. Об истоках культуры роменско-боршевской древнерусской группировки // Советская Археология, №4, с.78–90.

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015