Халафская культура
Халафская культура — энеолитическая (халколитическая) культура V тыс. до н. э. в Северной Месопотамии (занимала территорию нынешних Ирака, северной Сирии и юго-восточной Турции). Раньше считалась неолитической. Названа по поселению Телль-Халаф в северной Сирии, возле турецкой границы. Памятник был открыт в 1899 году немецким дипломатом Максом фон Оппенгеймом, исследовавшим местность для проведения Багдадской железной дороги, затем он копал этот памятник много лет, причем хотя он не был профессиональным археологом, копал очень методично, на хорошем научном уровне.
По калиброванной радиоуглеродной хронологии культура датируется 5600-4500 гг. до н. э. Периодизация культуры установлена по керамике в местности Арпачийя в Ираке:
- древний Халаф: 5600-5300 гг. до н. э.
- средний Халаф: 5300-4800 гг. до н. э.
- поздний Халаф: 4800-4500 гг. до н. э.
По С. Ллойду, однако, ее диапазон несколько уже: 5200 – 4700 гг. до н. э. Это подтверждено раскопками советской экспедиции в Ираке, в Ярым-тепе II, где раннехалафский слой перекрывал позднехассунский.
Поселения небольшие, располагались у рек, были плотно застроены однокомнатными сырцовыми домами, купольными (похожими на толосы) с примыкающими прямоугольными хозяйственными постройками. Иногда с печами или очагами.
Хозяйство. Земледелие основывалось на природных осадках, ирригация не использовалась. Выращивали пшеницу-двузернянку, ячмень и лен. Найдены каменные зернотёрки, ступки, серпы, обгоревшие зёрна. Серпы имели костяную основу, в которую под углом вставлялись кремневые вкладыши, создавая зубчатый режущий край. Скотоводство состояло в разведении коров, овец и коз, в хозяйстве была и собака.
Количество медных орудий и оружия невелико, но всё же больше, чем в Хассуне. Есть и медная печать. Кроме того, некоторые формы керамики напоминают (и, возможно, копируют) металлические сосуды, так что возможно и они имелись.
Погребения — в катакомбах и ямах, есть и трупосожжения с помещением праха в сосуд. При погребении намеренно портили предметы сопроводительного инвентаря – «убивали их», чтобы они достались покойнику в мире ином.
Керамика ранняя груба, но позже обретает изящество, хоть и выполнена от руки, без гончарного круга. Ее покрывали геометрической росписью и изображениями животных (оленей, барсов, птиц, змей, рыб) или цветов, коричневым по розоватому или желтоватому фону. Но в отличие от Самарры композиций эти фигуры не образуют, составляя орнаментальные фризы. Часто изображены головы быков. Изготавливалась также неокрашенная и лощеная керамика. Есть сосуды в виде животных или людей. В позднем халафе появляется и двухцветная роспись.
Искусство и религия. Среди сопроводительного инвентаря погребений есть глиняные женские статуэтки. Дикий бык почитался как символ плодородия. Изображения быков, букрании (бычьи и козлиные черепа) имели культовое значение, считается, что они были связаны с богом грозы. Мужских глиняных фигурок не встречено, а женских изображений, тучных и грудастых, покрытых поперечными полосами, очень много. Женщина изображалась присевшей, в сопровождении голубей. Позже голубь считался священной птицей Афродиты — Астарты, которая являлась греческой ипостасью шумеро-аккадской богини Иштар.
Из камня вытачивались сосуды, бусы и подвески (в виде двойного топора, птиц, бычьей головы, головы кабана) печати. Оттиски печатей есть на глине.
Происхождение и этногенез. Со своей предшественницей, хассунской культурой, халафская имеет мало общего. Какая-то часть местного населения вошла в состав халафской культуры (продолжая традицию домостроительства из сырцовых кирпичей, тонуров для выпечки хлеба, каменных печатей). Но основное население явно пришлое: круглых домов не было, керамика другая, в погребениях практикуется кремация. Религиозный комплекс халафской культуры (букрании, женские статуэтки) мало отличается от Хаджилара и Чатал-Гёюка. Поэтому многие считают, что халафская культура происходит из восточных районов Анатолии и юго-западных районов Армянского нагорья, а в 6 тыс. до н. э. распространилась по территории современных Сирии и Ирака. Как раз из этих районов Анатолии и Армянского нагорья Гамкрелидзе и Иванов выводят все индоевропейские народы, поэтому они отождествляют халафскую культуру с праиндоевропейцами. Признаками индоевропейской принадлежности они считают трупосожжение и кое-что еще. Однако по всему облику культура эта явно не индоевропейская. Для индоевропейцев священным животным является прежде всего конь, а не бык, главенствуют мужские божества, а не женские, в хозяйстве присутствует свинья, южная природа в индоевропейских языках обычно обозначается заимствованными словами из субстратных в этих местностях языков.
Халафская культура исчезла или была уничтожена после середины V тыс. до н. э. в результате вторжения с юга предков шумеров. В северной Месопотамии она была сменена убейдской культурой, которая пришла с юга и принесла шумерский этнос.
ЛСК