Доска объявлений

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Хассуна культура

Хассуна культура

Культура Хассуны, хассунская названа по археологическому памятнику Тель-Хассуна в Месопотамии, в долине верхнего Тигра на территории современного Ирака, к югу от Мосула. Это крайний север Месопотамии, предгорья. Памятник открыт раскопками 1943 – 44 гг. Вся культура занимает  северную часть среднего междуречья Тигра и Евфрата. В числе экспедиций, исследовавших эту культуру, была и советско-иракская экспедиция. Культура датируется второй половиной VI – началом V тыс. до н. э. (5600 – 4800 до н. э.), а по С. Ллойду – исключительно VI тыс. (5800 – 5000 гг.) до н.э. Вначале ее считали неолитической (еще у Чайлда так), но затем стало ясно, что это халколит (энеолит). Нередко объединяется с соседней с юга культурой Самарры в одну самаррско-хассунскую культуру.

 

shumer

 

mesopotamia_periodo_6

Культура Хассуна на карте (обозначена зеленым).

 

Поселения были очень небольшими (1 – 3 гектара, не более 500 человек), гораздо меньше, чем в предшествующее время в Иерихоне или Чатал-Гююке. В центре поселка – открытая площадь, а вокруг глинобитные дома. В глиняных блоках из которых они сложены, обильная примесь соломы. Строения прямоугольные, и лишь  в одном случае отмечен овальный дом. Стены поддержаны небольшими контрфорсами – позже они стали обычными в месопотамской архитектуре, но утратили конструктивное значение, стали просто декоративным приемом. Хозяйственные и жилые помещения соединялись в многокомнатный дом. Крыши домов плоские, на полу – отпечатки циновок из камыша. Во дворах – овальные печи-тонуры для выпечки хлеба.

 

1352183573_izobrazhenie_zhilisha

жилища Хассуны

 

Погребения в пифосах, в могилах — заупокойная пища. Захоронения младенцев устраивались прямо под полом жилищ, скорченными на боку, то в пифосах, то просто в ямах.

Посуда, выточенная из алебастра, еще обильна в ранних слоях, но быстро вытесняется керамикой.  В керамике примесь рубленой соломы. Обжиг производился уже в двухъярусных горнах с продухам между ярусами. Керамика ранняя весьма груба, но затем ее сменяет изящная керамика из светлой глины с росписью черной и красноватой краской, линейными узорами. Это чаши и кувшины со сферическим туловом и невысокой шейкой. Специфичны низкие плоские блюда с насечками на дне (условное археологическое название – «подносы для шелухи»).

 

keramikanew-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хозяйство производящее. О земледелии говорят серпы, мельничные камни и закрома, также печи для выпечки, а о скотоводстве – кости домашних животных. Земледелие было богарным, т. е. только на землях (в местностях), получавших достаточно влаги от дождей и не нуждавшихся в искусственном орошении. К ним относятся предгорья. Сеяли твердую и мягкую пшеницу и голозерновой ячмень. Разводили овцу, козу, свинью и крупный рогатый скот.

Артефакты. Металла немного: это медные бусы, подвески и пронизки. Но и кремневых изделий (на отщепах и пластинах) мало: это вкладыши серпов, боковые скребки и мясные ножи., а также наконечники стрел. Их малочисленность В.М. Масон объясняет тем, что медные орудия использовались чаще, о чем можно судить по реальным остаткам. Просто медь берегли, сточенные орудия не выбрасывали, они шли в переплавку. Есть шлифованные каменные орудия: топоры, тесла и булавы. Много зернотерок, пестов и терочных камней. Из кости изготавливали шилья и шпатели.

 

komplex

Артефакты комплекса Хассуна (из книги В. М. Массона  «Первые цивилизации» 1998).

 

С металлическими украшениями конкурировали каменные и глиняные – бусы, в частности из сердолика, халцедона и бирюзы, прибывавших из Ирана. На ряде хассунских памятников найдены каменные печати – на тыльной стороне ушко, на лицевой – резные узоры.

Культ плодородия был связан с почитанием быка и отражен в женских статуэтках с преувеличенно могучими бедрами, грудью и отчетливыми гениталиями. Это сидящие женщины с вытянутыми вперед руками. На хассунском поселении Ярым-тепе у них удлиненные прически или головные уборы.

Происхождение хассунской культуры не очень ясно. Во второй половине VIII тысячелетия оседлое население Загроса и его предгорий на северо-восточной окраине Месопотамии (поселение Бас-Мордех), с глинобитными домами, но еще без керамики, хотя в основном жило охотой, но уже разводило  коз и немного безрогих овец. Господствовало собирательство, но немногие злаки (ячмень и пшеница-однозернянка) имеют признаки одомашнивания. В VII тысячелетии (Али-Кош) это население выделывало каменные браслеты, и возможно, оно спустилось ниже по Тигру. Но в целом культура Хасунны другая. Ей предшествовали архаические комплексы земледельцев типа Джармо или Манзалии (там те же кремневые орудия на пластинах, каменные браслеты). Керамику связывают с керамикой Иерихона. Ряд исследователей выводят хассунскую культуру с запада – из Сирии и Киликии (судя по наконечникам стрел, каменным печатями).  Вероятно, в комплексе Хасунны есть вклады всех этих популяций.

Генетика. У людей хассунской культуры найдена Y-хромосомная гаплогруппа J2, и ныне распространенная в этих местах.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015