Доска объявлений

Вебинар «Генофонд и генетическая история народонаселения Северной Евразии»

Уважаемые коллеги!

Вебинар «Генофонд и генетическая история народонаселения Северной Евразии» состоится 29 сентября 2020 года в 15-00.

Докладчик д.б.н., проф. РАН О.П.Балановский

Организатор – Московское отделение ВОГиС

Просим Вас зарегистироваться на вебинар  у Ученого секретаря МО ВОГиС

Т.А. Поляковой (контакты в конце письма)

Войти с ПК, Mac, iPad, iPhone или устройства на базе Android можно, используя данные:

Идентификатор конференции: 879 8786 1225
Код доступа: mogis2020

Или можно зайти по ссылке
https://us02web.zoom.us/j/87987861225?pwd=K1dBUlMzVTRNMUhxWUo5bGRKMFpyUT09

 

Ждем Вас на вебинаре!

С уважением,

Председатель Московского отделения ВОГиС

д.б.н. А.Ю. Драгович

Тел.: +7-916-458-27-70; e-mail: dragovich@vigg.ru

 

Ученый секретарь МО ВОГиС

к.б.н., доц. Т.А. Полякова

Тел.:+7-925-132-30-90; e-mail: tat-polyakova@yandex.ru

 

Vavilov Institute of General Genetics

119991, Moscow, GSP-1, Gubkina street, 3

http://www.vigg.ru

https://www.vogis.org/

XIV Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIV Конгресс антропологов и этнологов России
Томск, 6–9 июля 2021 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Научно-исследовательским Томским государственным университетом,

Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН при поддержке Администрации Томской области

Проводят 6–9 июля 2021 года в Томске XIV Конгресс антропологов и этнологов России.

 

Тема Конгресса — «Антропология и этнология в поисках ответов на социальные вызовы».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий, в том числе:

  • Современные задачи и приоритеты антропологии и этнологии
  • Междисциплинарные связи антропологии и этнологии
  • Этнологическое/антропологическое образование и просвещение
  • Этнокультурное развитие и российская идентичность
  • Этнонациональная политика и мониторинг межэтнических отношений
  • Прикладная и неотложная антропология в условиях кризиса и пандемии
  • Антропология религии
  • Миграционные исследования
  • Цифровая антропология
  • Физическая (биологическая) антропология
  • Этнографический туризм и музееведение
  • Методы и техники полевых и кабинетных исследований
  • Историографические традиции этнологии и антропологии

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

 

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 1 октября 2020 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2021@mail.ru. Для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна – Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России; тел. в Москве +7(495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2021@mail.ru

Новая статья в Словарике сайта — Русь, Россия (происхождение названия)

Читайте в Словарике сайта новую статью. Лев Агни пишет о происхождении названия Русь.

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Хассуна культура

Хассуна культура

Культура Хассуны, хассунская названа по археологическому памятнику Тель-Хассуна в Месопотамии, в долине верхнего Тигра на территории современного Ирака, к югу от Мосула. Это крайний север Месопотамии, предгорья. Памятник открыт раскопками 1943 – 44 гг. Вся культура занимает  северную часть среднего междуречья Тигра и Евфрата. В числе экспедиций, исследовавших эту культуру, была и советско-иракская экспедиция. Культура датируется второй половиной VI – началом V тыс. до н. э. (5600 – 4800 до н. э.), а по С. Ллойду – исключительно VI тыс. (5800 – 5000 гг.) до н.э. Вначале ее считали неолитической (еще у Чайлда так), но затем стало ясно, что это халколит (энеолит). Нередко объединяется с соседней с юга культурой Самарры в одну самаррско-хассунскую культуру.

 

shumer

 

mesopotamia_periodo_6

Культура Хассуна на карте (обозначена зеленым).

 

Поселения были очень небольшими (1 – 3 гектара, не более 500 человек), гораздо меньше, чем в предшествующее время в Иерихоне или Чатал-Гююке. В центре поселка – открытая площадь, а вокруг глинобитные дома. В глиняных блоках из которых они сложены, обильная примесь соломы. Строения прямоугольные, и лишь  в одном случае отмечен овальный дом. Стены поддержаны небольшими контрфорсами – позже они стали обычными в месопотамской архитектуре, но утратили конструктивное значение, стали просто декоративным приемом. Хозяйственные и жилые помещения соединялись в многокомнатный дом. Крыши домов плоские, на полу – отпечатки циновок из камыша. Во дворах – овальные печи-тонуры для выпечки хлеба.

 

1352183573_izobrazhenie_zhilisha

жилища Хассуны

 

Погребения в пифосах, в могилах — заупокойная пища. Захоронения младенцев устраивались прямо под полом жилищ, скорченными на боку, то в пифосах, то просто в ямах.

Посуда, выточенная из алебастра, еще обильна в ранних слоях, но быстро вытесняется керамикой.  В керамике примесь рубленой соломы. Обжиг производился уже в двухъярусных горнах с продухам между ярусами. Керамика ранняя весьма груба, но затем ее сменяет изящная керамика из светлой глины с росписью черной и красноватой краской, линейными узорами. Это чаши и кувшины со сферическим туловом и невысокой шейкой. Специфичны низкие плоские блюда с насечками на дне (условное археологическое название – «подносы для шелухи»).

 

keramikanew-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хозяйство производящее. О земледелии говорят серпы, мельничные камни и закрома, также печи для выпечки, а о скотоводстве – кости домашних животных. Земледелие было богарным, т. е. только на землях (в местностях), получавших достаточно влаги от дождей и не нуждавшихся в искусственном орошении. К ним относятся предгорья. Сеяли твердую и мягкую пшеницу и голозерновой ячмень. Разводили овцу, козу, свинью и крупный рогатый скот.

Артефакты. Металла немного: это медные бусы, подвески и пронизки. Но и кремневых изделий (на отщепах и пластинах) мало: это вкладыши серпов, боковые скребки и мясные ножи., а также наконечники стрел. Их малочисленность В.М. Масон объясняет тем, что медные орудия использовались чаще, о чем можно судить по реальным остаткам. Просто медь берегли, сточенные орудия не выбрасывали, они шли в переплавку. Есть шлифованные каменные орудия: топоры, тесла и булавы. Много зернотерок, пестов и терочных камней. Из кости изготавливали шилья и шпатели.

 

komplex

Артефакты комплекса Хассуна (из книги В. М. Массона  «Первые цивилизации» 1998).

 

С металлическими украшениями конкурировали каменные и глиняные – бусы, в частности из сердолика, халцедона и бирюзы, прибывавших из Ирана. На ряде хассунских памятников найдены каменные печати – на тыльной стороне ушко, на лицевой – резные узоры.

Культ плодородия был связан с почитанием быка и отражен в женских статуэтках с преувеличенно могучими бедрами, грудью и отчетливыми гениталиями. Это сидящие женщины с вытянутыми вперед руками. На хассунском поселении Ярым-тепе у них удлиненные прически или головные уборы.

Происхождение хассунской культуры не очень ясно. Во второй половине VIII тысячелетия оседлое население Загроса и его предгорий на северо-восточной окраине Месопотамии (поселение Бас-Мордех), с глинобитными домами, но еще без керамики, хотя в основном жило охотой, но уже разводило  коз и немного безрогих овец. Господствовало собирательство, но немногие злаки (ячмень и пшеница-однозернянка) имеют признаки одомашнивания. В VII тысячелетии (Али-Кош) это население выделывало каменные браслеты, и возможно, оно спустилось ниже по Тигру. Но в целом культура Хасунны другая. Ей предшествовали архаические комплексы земледельцев типа Джармо или Манзалии (там те же кремневые орудия на пластинах, каменные браслеты). Керамику связывают с керамикой Иерихона. Ряд исследователей выводят хассунскую культуру с запада – из Сирии и Киликии (судя по наконечникам стрел, каменным печатями).  Вероятно, в комплексе Хасунны есть вклады всех этих популяций.

Генетика. У людей хассунской культуры найдена Y-хромосомная гаплогруппа J2, и ныне распространенная в этих местах.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015