Доска объявлений

Сбор средств на памятник Л.С.Клейну

По инициативе сына выдающегося археолога и филолога, профессора Льва Самуиловича Клейна для увековечения его памяти на месте захоронения открыт сбор средств на памятник на краудфандинговой платформе  Boomstarter. Все желающие могут присоединиться http://boomstarter.ru/projects/1124342/ustanovim_pamyatnik_kleynu_ls

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Хаманджия культура

Хаманджия культура

Хаманджия культура   — археологическая культура среднего неолита Добруджи (юго-восточная Румыния и северо-восточная Болгария, между низовьями Дуная и Черным морем) и отчасти Мунтении (соседняя румынская провинция на правом берегу Нижнего Дуная). Названа по с. Хаманджия (рум. Hamangia), совр. Бая, где в 1953 г. обнаружен эпонимный памятник. Датируется 5-м – первой пол. 4-го тыс. до н. э. Возможно, возникла в середине 6 тыс.

 

european_middle_neolithic

Культура хамарджия на карте неолитической Европы (бледно-сиреневый цвет).

 

 

Артефакты. Поселения этой культуры размещены на берегах озёр или террасах рек и состоят из землянок и легких прямоугольных наземных мазанок, расположенных то хаотически, то по прямоугольной сетке. Жилища однокомнатные, но бывают и с двумя помещениями, иногда с каменными фундаментами. Порою люди этой культуры селились и в пещерах.

Кремневая индустрия еще близка к мезолитической, много микролитов. Каменные топоры еще прямоугольные, а колодковидных и сверленых еще нет. Земледелие и скотоводство еще весьма примитивные, особенно поначалу. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свинью, была в хозяйстве и собака. Добывали дельфинов и мирскую рыбу.

 

i_058

Артефакты культуры хамарджия. Сосуды с орнаментом (слева), микролиты и каменные топоры (справа).

 

 

К культуре хаманджия относятся средние слои (4700—4500 гг. до н.) городища Провадия-Солницата, одного из первых городов Европы, где размещались двухэтажные дома и культовые сооружения.   Это был крупный центр добывания соли — для защиты запасов соли были сооружены мощные оборонительные стены. Вполне возможно, что владение местами добывания соли было основой процветания культуры.

У людей этой культуры (и это впервые для неолита Румынии) появляются не одиночные погребения, а могильники. То есть процесс погребения стал уже делом не только семьи, но более широкой общины. Погребали покойников как скорченными, так и вытянутыми на спине. В сопроводительном инвентаре на раннем этапе культуры обычно нет керамики, но есть, как и в целом по культуре, кремневые и костяные орудия и украшения из раковин, головы или челюсти диких кабанов, дикого осла.

Типичная керамика  происходит  в основном из поселений. Это лощеные сосуды с расписными геометрическими узорами со спиралью в основе. По форме это горшки и широкие чаши, миски на поддоне (полой ножке). В глине примесь шамота (дробленой керамики) и песка. Орнамент по всему корпусу сосудов обычно углубленный, линиями и точками, инкрустированный белой пастой. В ранней фазе хаманджии появляются орнаменты, нанесенные раковиной кардиум (сердцевидкой) – как в средиземноморской культуре импрессо.

 

i_014

 

Искусство. Стилизованные керамические и мраморные статуэтки изображают стоящих обнажённых женщин с акцентированными грудью и ягодицами и высокой шеей. Статуэтки эти схожи со статуэтками раннекикладской культуры Средиземноморья.

 

2006_0814hamangia_histria_museum20060298

Статуэтка культуры хаманджия.

 

 

wedding2_126

Статуэтка культуры хаманджия.

 

 

 

eciisp13

Кикладская статуэтка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделяются две фигурки из могильника Чернаводэ, известные как «Мыслитель» и «Сидящая женщина», которые слывут шедеврами неолитического искусства. Они более реалистичны, но сильно обобщены, с гранеными плоскостями тел; приподнятые головы на длинных шеях. Женщина сидит на земле, опираясь руками о колено. Мужчина восседает на маленьком стульчике (что в первобытном быту означало высокий ранг персоны), подпирая руками голову, с локтями на коленях. «Мыслителем» он назван потому, что общим видом напоминает известную роденовскую статую. Если быть более точным в названии, то следовало бы назвать обе статуи «Внимающими» — в них показаны предельная сосредоточенность и внимание. Если это божества, то они внимают обращениям к ним.

 

hamangia_muzeul_din_constanta

«Сидящая женщина» и «Мыслитель». Культура Хаманджия. Музей национальной истории и археологии Румынии, Констанца.

 

 

Происхождение и этногенез. По традиционному пониманию, культура Хаманджия сформировалась в ходе неолитизации  Добруджи и дельты Дуная на основе местного мезолитического населении охотников-собирателей, но с участием пришлых людей культур Винча, Дудешть и Караново III. По другой версии, учитывающей раковинный орнамент керамики, мраморные браслеты, статуэтки и прочее, культура хаманджия выводится из средиземноморской культуры импрессо, распространившейся на дельту Дуная морским путем, после того, как 4700 лет до н. э. образовался Боспорский пролив и Новоэксинское озеро превратилось в Черное море. Но если нет сбоев в хронологии, то этому противоречит дата формирования культуры хаманджия – примерно 5000 или даже 5500 лет до н. э. Можно ставить лишь вопрос о влиянии культуры импрессо на культуру хаманджия.

Антропологический облик популяции был смешанным: массивные протоевропеоиды, грацильные люди средиземноморского типа, альпийский тип.

Потомками культуры хаманджия (без разрыва преемственности) считаются культуры позднего энеолита гумельница, боян и варна.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015