Доска объявлений

55-й конгресс антропологического общества Сербии

 

55-й КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА СЕРБИИ ПРОЙДЕТ 23 — 27 мая 2018 г. в ЗЛАТИБОРЕ

Темы, которые будут представлены на конгрессе:

Физическая антропология популяций;

Демографические и популяционные проблемы;

Антропогенетика;

Криминалистическая антропология;

Спортивная антропология;

Социо-культурная антропология;

Прикладная антропология;

Биоэтика.

Информацию о подаче тезисов, регистрационном взносе и др. смотрите здесь:

First Call

Требования к оформлению тезисов:

THE TITLE OF THE PAPER (FONT TIMES NEW ROMAN, CAPS LOCK, BOLD, FONT SIZE 14)

 Name and surname of the authors (font Times New Roman size12, Normal,)

Name and address of the institution (font Times New Roman size 12, Italic,)

Abstracts-from 150 to 250 words, font Times New Roman size 12, Normal Font, single spacing

Key words: the first word; the second; the third. (from 3 to 5 words)

 

Sekcija (Section)                                                 ☒Način prezentacije (Presentation)

☐Humana biologija (Human biology)                                             ☐ oralno (oral)

☐Biomedicinska antropologija (Biomedical anthropology)             ☐ poster (poster)

☐Forenzička antropologija (Forensic anthropology)

☐Sportska antropologija (Sport anthropology)

☐Socio-kulturna antropologija (Socio-cultural anthropology)

«Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

Омский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

Информационное письмо № 1

 

 Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в LVIII Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК-58) «Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты», которая состоится 16-21 апреля 2018 г. в г. Омск на базе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

К участию в конференции приглашаются студенты, магистранты, аспиранты и молодые исследователи из России и зарубежья.

Работу планируется провести по следующим направлениям:

  1. Историография, теория и методология археологии.
  2. Палеолит-мезолит.
  3. Неолит-энеолит.
  4. Бронзовый век.
  5. Ранний железный век.
  6. Средневековье и Новое время.
  7. Антропология, этнология и этноархеология.
  8. Музееведение и охрана культурного наследия.
  9. Информационные технологии в археологических и этнологических исследованиях.

Оргкомитет:

Директор ОФ ИАЭТ СО РАН, д-р ист. наук, проф., зав. кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Н.А. Томилов; канд. ист. наук, доц. С.Н. Корусенко, канд. ист. наук, доц. И.В. Толпеко, канд. ист. наук, доц. Т.А. Горбунова.

Оргкомитет принимает предложения и заявки по тематике круглых столов, проведение которых планируется в ходе работы конференции.

Для участия в конференции необходимо подать заявку с темой доклада до 20 ноября 2017 г. для подачи проекта на конкурс грантов РФФИ. Адрес электронной почты: raesk58@yandex.ru. Тезисы докладов будут приниматься до 31 января 2018 года. Требования для оформления тезисов будут изложены во втором информационном письме. Тезисы, поступившие, после 31 января 2017 года к публикации приниматься не будут. При этом за участником сохраняется право очного выступления с докладом на конференции.

Информация о маршруте проезда и условиях проживания будут сообщены в следующих информационных письмах.

Контактные данные.

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского:

Светлана Николаевна Корусенко: tomil65@rambler.ru

Ирина Васильевна Толпеко: itolpeko@yandex.ru

Татьяна Александровна Горбунова: GorbunovaTA@omsu.ru

 

Форма заявки

Ф.И.О. (полностью)

Место учебы/работы (ВУЗ, курс, год магистратуры/аспирантуры, должность)

Тематическое направление

Тема доклада (публикации)

Научный руководитель (Ф.И.О., ученая степень и звание, место работы, должность)

Контактный телефон, адрес электронной почты

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Хараппская культура

Хараппская культура

Общие сведения.  Развивалась два тысячелетия на северо-западе Индостана (в основном на территории нынешнего Пакистана) в бронзовом веке (датируется временем 3300 – 1300 до н. э.). На этой основе с середины III тыс. до н. э. ее носители создали письменность, городской быт и одну из трех самых древних цивилизаций человечества, по площади превышающую две другие – древнеегипетскую и шумерскую. Ее основной ареал– бассейны рек Инд и параллельной с ним Сарасвати.

В XIX веке англичанин Александр Каннингем опубликовал первые сведения о центрах этой цивилизации, определенной им как доарийская, а подтверждение ее реальности было установлено раскопками в 1921—1922 годах британской же экспедицией во главе с Джоном Маршалом.

К концу ХХ века археологи обнаружили более 1000 поселений харапской культуры. Наиболее значительные города этой цивилизации (названные по современным населенным пунктам поблизости) — Ракхигархи (Rakhigarhi) (220 га), Мохенджо-даро (200 га), Хараппа (150 га), Лотхал (60 га) и Дхолавира, наиболее полно раскопаны два из них – Мохенджо-даро и Хараппа. В Мохенджо-даро археологи предполагают 35 – 41 тыс. жителей, в Хараппе – 21 – 35 тыс, а из остальных лишь в 15 число жителей превышало 5 тыс. человек. Город Хараппа дал в науке название всей культуре, а также цивилизации, хотя последнюю также называют цивилизацией долины Инда или протоиндийской (в Индии также – Синдху-Сарасватской). Население всего ареала в годы расцвета цивилизации составляло около 5 миллионов человек.

Быт и хозяйство. Монументальное строительство хараппцев превосходило многие древние центры мира своей организованностью. Продуманная фортификация обеспечивала защиту. Поселения состояли из цитадели и нижнего города, были тщательно спланированы (улицы пересекались под прямыми углами) и очищались канализацией. Жилые дома были двух- и трехэтажными, а общая площадь дома иной раз превышала 300 кв. м., но это уже дворцы. В Мохенджо-даро обнаружены общественные туалеты.

Орудия труда изготавливались преимущественно из меди и бронзы. Бронза в нижних слоях составляла лишь 6% всего металла, в более поздних – 23%. Земледелием занимались жители не только сел, но и городов. Культивировали пшеницу, ячмень, просо, горох, сезам, кунжут и хлопчатник. Вне долины Инда, на юге, также и рис. Ввиду того, что земледелие в условиях страны нуждалось в ирригации, а устройство и поддержание такой системы требовало массовых усилий и хорошей организации, возникал институт государственной власти со всеми атрибутами раннего государства – наследственной властью и аристократической элитой вокруг нее, обожествлением верхушки иерархии, участием жречества в этих процессах.

Практиковали и скотоводство, разводили коров, овец, коз, зебу, свиней и кур. Домашняя лошадь долго считалась отсутствующей, но сейчас есть находки, хотя и редкие

Как обычно в бронзовом веке, внешняя торговля играла важную роль: для сплавов нужны были руды и разные металлы, для оформления аристократии и царской власти требовались предметы роскоши. Какое-то сырье и изделия ремесел находились для эквивалента. У хараппской цивилизации были связи с Месопотамией, Средней Азией, прямые контакты достигали Шумера и Аравии. Хараппская цивилизация была основным поставщиком лазурита из горного Бадахшана (хараппская колония Шортугай) как по древнему сухопутному маршруту через Иранское нагорье, так и через Инд по морю.

Керамика Индской цивилизации изготовлена на гончарном круге и обожжена в гончарных горнах. По красной грунтовке расписана черной краской. Мотивы – кружки, треугольники, клетки и т. п., реже – фигуры птиц и зверей.

Умершие похоронены в ямах с керамикой и сопроводительным инвентарем, есть и погребения в урнах. В Лотхале есть парные погребения.

Происхождение хараппской культуры. Неолит с его производящим хозяйством появляется в долине Инда и Сарасвати с VII тысячелетия до н. э. В среднем течении Инда выделена раннеземледельческая культура, названная мергарской (по поселению Мехргарх или Мергар). Позже развилась культура Рана-Гхундай. Неподалеку от устья Инда – другая такая культура – Амри. По всем этим материалам можно проследить постепенное развитие культуры с переходом к хараппской. Но является ли хараппская результатом исключительно местного развития или тут проявляется лишь обычное для миграций включение местного населения в общий процесс, неясно. Для этого требуется более детальное изучение соседних территорий. Пока ясно лишь, что развитие Северо-Западного Индостана сильно опережало остальные регионы полуострова.

Письменность, язык и этнос. Письменность хараппской цивилизации часто именуется протоиндийской. Она до сих пор не дешифрована, так как язык неизвестен, билингвы нет, а обнаруженных надписи очень кратки, часто это всего несколько знаков — до восьми. В письменности же знаков 400, так что это не буквенное (алфавитное) письмо, а скорее иероглифическое или слоговое, а надписей найдено более двух тысяч. Часто они на печатях, но также на изделиях, керамике, медных пластинах. Установлено (Б. Б. Лал, Ю. Кнорозов), что харрапцы писали справа налево и бустрофедоном. Высказано и предположение, что найденные таблички представляют собой не настоящую письменность, а лишь рисунки или пиктограммы (Майкл Витцель), но оно остается маргинальным.

Наиболее вероятным претендентом на язык хараппской цивилизации является дравидийская языковая семья, в настоящая время распространенная в основном в Южной Индии (языки тамильский, телугу и др.). На ней говорит более 200 млн. человек. Но дравидийская народность брагуи (или брахуи) проживает в Афганистане, а сохранились свидетельства, что в древности дравиды были распространены от Элама и Бенгальского залива до юго-западных районов Средней Азии (поселение Шортугай). С другой стороны, существует предположение об относительно позднем переселении брагуи в места нынешнего обитания из Центральной Индии. Поскольку на значительной части той же территории, что и хараппская цивилизация в последующее время расположилась культура серой расписной керамики, ассоциируемая с индоариями, и в ней сильны влияния предшествующей, хараппской культуры, а в языке и мифологии индоариев Ригведы заметен незначительный дравидский субстрат (чуть ли не единственный в ней), естественно было предположить, что хараппская цивилизация и есть этот дравидский источник заимствований. Дравидийскую гипотезу поддержали финский ученый Аско Парпола, индиец Иравадхам Махадэван, русский Ю. В. Кнорозов другие.

Дравидов лингвисты включают в ностратическую макросемью наряду с индоевропейцами, афразийцами, картвелами, уральцами и алтайцами, считая, что дравидийские языки наиболее родственны уральским. Видимо, прадравидийская языковая общность существовала задолго до Хараппы к северо-западу от долины Инда. По глоттохронологии она распалась в IV тыс. до н. э. с движением протодравидов к югу и юго-востоку. К середине III тыс. они находились уже в долине Инда, придя туда на тысячу лет раньше индоевропейцев – ариев.

Этноним «Мелухха» в шумерских текстах предположительно относится к хараппской цивилизации. Видимо, из шумерских текстов название отдаленного государства на краю мира перекочевало в древнееврейскую среду, а из Библии вошло в идиш: «мелухе» на идише означает ‘государство’, ‘царство’ и ‘весь мир’. По другой линии этноним «Мелухха» связывают с санскритским термином «млеччха», которым индоарии в «Ригведе» обозначали ‘варваров’, ‘не-ариев’, наделяя их всякими нелестными качествами.

Но в последнее время набирает силу старая идея индийских ученых, антиколониалистски настроенных, — об автохтонности индоариев в Индии, только теперь к ним присоединились некоторые западные ученые, особенно археологи. В связи с этим они поставили вопрос о признании хараппской цивилизации индоарийской или включающей индоарийский компонент. Они отыскивают в «Ригведе» и «Махабхарате» данные, согласуемые с находками в поселениях харапской цивилизации – сведения о кораблях, о повозках, о сельскохозяйственных культурах, о развитом земледелии. Они отмечают аналогии между материальной культурой хараппской цивилизации и описаниями в поздневедийской литературе — брахманах и араньяках (в частности, в «Шатапатха-брахмане»). Они всячески удревняют возраст индоарийских культурных явлений и сведений, чтобы те легли в пределы хараппской цивилизации.

Так, они указывают, что Сарасвати в «Ригведе» – полноводная река, а по гидрохронологическим данным она обмелела и частично пересохла к 2600 г. до н. э., значит, «Ригведа» слагалась индоариями в Индии до 2600 г. Оппоненты возражают, что фольклорная идея полноводной Сарасвати могла перейти от дравидов к индоариям, а могла и вовсе быть реконструкцией (по виду русла). Казалось бы, против этого говорит тот факт, что в речной системе Инда и Сарасвати дравидские гидронимы начисто отсутствуют, а название Сарасвати («изобилующая затоками») – сугубо индоевропейского происхождения. Но сохранение или отсутствие старой гидронимики вообще-то говорит не о наличии или отсутствии субстрата, а о степени радикальности смены населенния. На хараппских печатях изображено трехликое божество, которое Дж. Маршал связал с Шивой индуистского пантеона. Но это может быть и субстратное воздействие дравидов на ариев.

Всё же сторонники у этой гипотезы есть и вне Индии (бельгиец К. Эльст, К. К. Клостермайер, англичанин Ф. Олчин, американцы Д. Шэффер, Д. М. Кеннойер, греческий ученый Н. Казанас, А. А. Семененко в России).

Закат хараппской цивилизации. В XVIII – XVII веках до н. э. в хараппской цивилизации ощущается упадок, основная масса населения сдвигается на юго-восток (из дравидов на территории Пакистана остаются только предки народа брагуи). Вначале предполагали, что это было вызвано нашествием индоариев, но раскопки обнаружили значительный разрыв между запустением хараппских городов и появлением серой расписной керамики. Так что последние полвека преобладает точка зрения, что упадок хараппской цивилизации был вызван какими-то природными катастрофами — ухудшением климата, наводнениями, истощением почв и т. п. Арии лишь заселили опустевшие земли и, возможно, покончили с доминированием ослабевших «млеччха».

Антропология и генетика. Ареал хараппской цивилизации совпадает с современным распространением Y-гаплогруппы L, но и гаплогруппа R1a1a (M17) именно в этом ареале проявляет наивысшее разнообразие, то есть здесь был центр ее распространения. Последнюю обычно связывают конкретно с ариями, которые ведь тоже в этой местности издавна, но она может остаться в них от очень давнего субстрата. Остается ли группа L главной для дравидов и хараппской цивилизации?

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015