Доска объявлений

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Хараппская культура

Хараппская культура

Общие сведения.  Развивалась два тысячелетия на северо-западе Индостана (в основном на территории нынешнего Пакистана) в бронзовом веке (датируется временем 3300 – 1300 до н. э.). На этой основе с середины III тыс. до н. э. ее носители создали письменность, городской быт и одну из трех самых древних цивилизаций человечества, по площади превышающую две другие – древнеегипетскую и шумерскую. Ее основной ареал– бассейны рек Инд и параллельной с ним Сарасвати.

В XIX веке англичанин Александр Каннингем опубликовал первые сведения о центрах этой цивилизации, определенной им как доарийская, а подтверждение ее реальности было установлено раскопками в 1921—1922 годах британской же экспедицией во главе с Джоном Маршалом.

К концу ХХ века археологи обнаружили более 1000 поселений харапской культуры. Наиболее значительные города этой цивилизации (названные по современным населенным пунктам поблизости) — Ракхигархи (Rakhigarhi) (220 га), Мохенджо-даро (200 га), Хараппа (150 га), Лотхал (60 га) и Дхолавира, наиболее полно раскопаны два из них – Мохенджо-даро и Хараппа. В Мохенджо-даро археологи предполагают 35 – 41 тыс. жителей, в Хараппе – 21 – 35 тыс, а из остальных лишь в 15 число жителей превышало 5 тыс. человек. Город Хараппа дал в науке название всей культуре, а также цивилизации, хотя последнюю также называют цивилизацией долины Инда или протоиндийской (в Индии также – Синдху-Сарасватской). Население всего ареала в годы расцвета цивилизации составляло около 5 миллионов человек.

Быт и хозяйство. Монументальное строительство хараппцев превосходило многие древние центры мира своей организованностью. Продуманная фортификация обеспечивала защиту. Поселения состояли из цитадели и нижнего города, были тщательно спланированы (улицы пересекались под прямыми углами) и очищались канализацией. Жилые дома были двух- и трехэтажными, а общая площадь дома иной раз превышала 300 кв. м., но это уже дворцы. В Мохенджо-даро обнаружены общественные туалеты.

Орудия труда изготавливались преимущественно из меди и бронзы. Бронза в нижних слоях составляла лишь 6% всего металла, в более поздних – 23%. Земледелием занимались жители не только сел, но и городов. Культивировали пшеницу, ячмень, просо, горох, сезам, кунжут и хлопчатник. Вне долины Инда, на юге, также и рис. Ввиду того, что земледелие в условиях страны нуждалось в ирригации, а устройство и поддержание такой системы требовало массовых усилий и хорошей организации, возникал институт государственной власти со всеми атрибутами раннего государства – наследственной властью и аристократической элитой вокруг нее, обожествлением верхушки иерархии, участием жречества в этих процессах.

Практиковали и скотоводство, разводили коров, овец, коз, зебу, свиней и кур. Домашняя лошадь долго считалась отсутствующей, но сейчас есть находки, хотя и редкие

Как обычно в бронзовом веке, внешняя торговля играла важную роль: для сплавов нужны были руды и разные металлы, для оформления аристократии и царской власти требовались предметы роскоши. Какое-то сырье и изделия ремесел находились для эквивалента. У хараппской цивилизации были связи с Месопотамией, Средней Азией, прямые контакты достигали Шумера и Аравии. Хараппская цивилизация была основным поставщиком лазурита из горного Бадахшана (хараппская колония Шортугай) как по древнему сухопутному маршруту через Иранское нагорье, так и через Инд по морю.

Керамика Индской цивилизации изготовлена на гончарном круге и обожжена в гончарных горнах. По красной грунтовке расписана черной краской. Мотивы – кружки, треугольники, клетки и т. п., реже – фигуры птиц и зверей.

Умершие похоронены в ямах с керамикой и сопроводительным инвентарем, есть и погребения в урнах. В Лотхале есть парные погребения.

Происхождение хараппской культуры. Неолит с его производящим хозяйством появляется в долине Инда и Сарасвати с VII тысячелетия до н. э. В среднем течении Инда выделена раннеземледельческая культура, названная мергарской (по поселению Мехргарх или Мергар). Позже развилась культура Рана-Гхундай. Неподалеку от устья Инда – другая такая культура – Амри. По всем этим материалам можно проследить постепенное развитие культуры с переходом к хараппской. Но является ли хараппская результатом исключительно местного развития или тут проявляется лишь обычное для миграций включение местного населения в общий процесс, неясно. Для этого требуется более детальное изучение соседних территорий. Пока ясно лишь, что развитие Северо-Западного Индостана сильно опережало остальные регионы полуострова.

Письменность, язык и этнос. Письменность хараппской цивилизации часто именуется протоиндийской. Она до сих пор не дешифрована, так как язык неизвестен, билингвы нет, а обнаруженных надписи очень кратки, часто это всего несколько знаков — до восьми. В письменности же знаков 400, так что это не буквенное (алфавитное) письмо, а скорее иероглифическое или слоговое, а надписей найдено более двух тысяч. Часто они на печатях, но также на изделиях, керамике, медных пластинах. Установлено (Б. Б. Лал, Ю. Кнорозов), что харрапцы писали справа налево и бустрофедоном. Высказано и предположение, что найденные таблички представляют собой не настоящую письменность, а лишь рисунки или пиктограммы (Майкл Витцель), но оно остается маргинальным.

Наиболее вероятным претендентом на язык хараппской цивилизации является дравидийская языковая семья, в настоящая время распространенная в основном в Южной Индии (языки тамильский, телугу и др.). На ней говорит более 200 млн. человек. Но дравидийская народность брагуи (или брахуи) проживает в Афганистане, а сохранились свидетельства, что в древности дравиды были распространены от Элама и Бенгальского залива до юго-западных районов Средней Азии (поселение Шортугай). С другой стороны, существует предположение об относительно позднем переселении брагуи в места нынешнего обитания из Центральной Индии. Поскольку на значительной части той же территории, что и хараппская цивилизация в последующее время расположилась культура серой расписной керамики, ассоциируемая с индоариями, и в ней сильны влияния предшествующей, хараппской культуры, а в языке и мифологии индоариев Ригведы заметен незначительный дравидский субстрат (чуть ли не единственный в ней), естественно было предположить, что хараппская цивилизация и есть этот дравидский источник заимствований. Дравидийскую гипотезу поддержали финский ученый Аско Парпола, индиец Иравадхам Махадэван, русский Ю. В. Кнорозов другие.

Дравидов лингвисты включают в ностратическую макросемью наряду с индоевропейцами, афразийцами, картвелами, уральцами и алтайцами, считая, что дравидийские языки наиболее родственны уральским. Видимо, прадравидийская языковая общность существовала задолго до Хараппы к северо-западу от долины Инда. По глоттохронологии она распалась в IV тыс. до н. э. с движением протодравидов к югу и юго-востоку. К середине III тыс. они находились уже в долине Инда, придя туда на тысячу лет раньше индоевропейцев – ариев.

Этноним «Мелухха» в шумерских текстах предположительно относится к хараппской цивилизации. Видимо, из шумерских текстов название отдаленного государства на краю мира перекочевало в древнееврейскую среду, а из Библии вошло в идиш: «мелухе» на идише означает ‘государство’, ‘царство’ и ‘весь мир’. По другой линии этноним «Мелухха» связывают с санскритским термином «млеччха», которым индоарии в «Ригведе» обозначали ‘варваров’, ‘не-ариев’, наделяя их всякими нелестными качествами.

Но в последнее время набирает силу старая идея индийских ученых, антиколониалистски настроенных, — об автохтонности индоариев в Индии, только теперь к ним присоединились некоторые западные ученые, особенно археологи. В связи с этим они поставили вопрос о признании хараппской цивилизации индоарийской или включающей индоарийский компонент. Они отыскивают в «Ригведе» и «Махабхарате» данные, согласуемые с находками в поселениях харапской цивилизации – сведения о кораблях, о повозках, о сельскохозяйственных культурах, о развитом земледелии. Они отмечают аналогии между материальной культурой хараппской цивилизации и описаниями в поздневедийской литературе — брахманах и араньяках (в частности, в «Шатапатха-брахмане»). Они всячески удревняют возраст индоарийских культурных явлений и сведений, чтобы те легли в пределы хараппской цивилизации.

Так, они указывают, что Сарасвати в «Ригведе» – полноводная река, а по гидрохронологическим данным она обмелела и частично пересохла к 2600 г. до н. э., значит, «Ригведа» слагалась индоариями в Индии до 2600 г. Оппоненты возражают, что фольклорная идея полноводной Сарасвати могла перейти от дравидов к индоариям, а могла и вовсе быть реконструкцией (по виду русла). Казалось бы, против этого говорит тот факт, что в речной системе Инда и Сарасвати дравидские гидронимы начисто отсутствуют, а название Сарасвати («изобилующая затоками») – сугубо индоевропейского происхождения. Но сохранение или отсутствие старой гидронимики вообще-то говорит не о наличии или отсутствии субстрата, а о степени радикальности смены населенния. На хараппских печатях изображено трехликое божество, которое Дж. Маршал связал с Шивой индуистского пантеона. Но это может быть и субстратное воздействие дравидов на ариев.

Всё же сторонники у этой гипотезы есть и вне Индии (бельгиец К. Эльст, К. К. Клостермайер, англичанин Ф. Олчин, американцы Д. Шэффер, Д. М. Кеннойер, греческий ученый Н. Казанас, А. А. Семененко в России).

Закат хараппской цивилизации. В XVIII – XVII веках до н. э. в хараппской цивилизации ощущается упадок, основная масса населения сдвигается на юго-восток (из дравидов на территории Пакистана остаются только предки народа брагуи). Вначале предполагали, что это было вызвано нашествием индоариев, но раскопки обнаружили значительный разрыв между запустением хараппских городов и появлением серой расписной керамики. Так что последние полвека преобладает точка зрения, что упадок хараппской цивилизации был вызван какими-то природными катастрофами — ухудшением климата, наводнениями, истощением почв и т. п. Арии лишь заселили опустевшие земли и, возможно, покончили с доминированием ослабевших «млеччха».

Антропология и генетика. Ареал хараппской цивилизации совпадает с современным распространением Y-гаплогруппы L, но и гаплогруппа R1a1a (M17) именно в этом ареале проявляет наивысшее разнообразие, то есть здесь был центр ее распространения. Последнюю обычно связывают конкретно с ариями, которые ведь тоже в этой местности издавна, но она может остаться в них от очень давнего субстрата. Остается ли группа L главной для дравидов и хараппской цивилизации?

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015