Доска объявлений

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Баденская культура

Баденская культура

Баденская культура среди европейских археологических культур занимает видное место и претендует на важные исторические роли, хотя только в гипотезах.

Это поздне-энеолитическая культура Центральной и Юго-Восточной Европы (3600 – 2800 годы до н. э.). Она охватывает земли бассейна Дуная в Восточной Австрии, Западной Венгрии, северной Сербии, Чехии, Словакии, Румынии, захватывает небольшие куски Южной Польши и Западной Украины (Запорожье), импорты из нее отмечены в Швейцарии и Южной Германии. А так как исследования шли поначалу порознь в разных государствах, то в разных странах она сохранила разные имена. В Австрии ее называют баденской, в Венгрии – пецельской (Pecel), в Чехии – культурой каннелированной керамики, в Польше – культурой радиальной или лучистой керамики (kultura ceramiki promienistej). Ее хронологические стадии выступают и как самостоятельные культуры: ранняя – как болеразская (Болераз – памятник словацкий), поздняя – как костолацская (Костолац – памятник сербский) и культура оссарн (по австрийскому памятнику).

 

карта-1

Карта баденской культуры (Т. Хорват, Л. Шиллинг, 2006 г. )

 

На прежних картах баденская культура изображалась подтреугольным пятном с основанием на Среднем Дунае, а вершиной к Балканам. На новейшей карте, выполненной венграми Т. Хорватом и Л. Шиллингом в 2006 г. (на рисунке), она выглядит гораздо более пространной и вычурной фигурой, протянувшись по всему извилистому течению Дуная и далеко выдвигаясь от Верхнего Дуная на север, а от нижнего Дуная – на юг.  В западной части она охватывает на севере верховья рек, впадающих в Балтийское море, а в восточной части небольшими пятнами выступает на юге в Болгарии и Северной Греции. Вообще она вся состоит из больших пятен со свободными пространствами между ними. То есть население этой культуры обладало большими способностями к заселению удаленных территорий и существованию в отдалении от основной массы себе подобных.

Материалы Кёнигсхёле («Королевской пещеры») у г. Баден (Австрия) впервые раскопал в 1892 г. археолог Кальяно. Выделил баденскую культуру австрийский археолог Освальд Менгин в 1920-х и назвал баденской по Бадену под Веной. Но так как он потом был министром в нацистском правительстве Австрии, его обычно не упоминают как инициатора (впрочем, после войны он стал снова известным археологом в Латинской Америке).

Культурой этой особенно детально занимались венгерские археологи Янош Баннер (первая монография о ней), Ида Богнар-Куцян, Нандор Калиц, в Чехии – Эвжен Неуступны, в Словакии — Вера Немейцова-Павукова.

Материалы. Поселения баденской культуры, на севере более крупные и стабильные, на юге небольшие,  располагаются на труднодоступных возвышенностях и обычно не укреплены, но в ряде регионов (особенно граничащих с другими культурами) нередко укреплены деревянным тыном или каменными стенами, а снаружи глубокими рвами. В баденском городище Вучедол (не путать с вучедольской культурой) два дома окружены тыном и рвом. В этих регионах обстановка жизни явно была военной. Жилища вообще слабо прослеживаются, видимо, они были очень легкими и недолговременными, но есть круглые в плане землянки диаметром около 3 м., есть свайные поселения. В городище Вучедол один из домов имеет апсиду – полукруглую торцовую стену (позже апсиды характерны для греческого и анатолийского бронзового века). В целом население было легким на подъем.

Могильники грунтовые (бескурганные). Хоронили покойников как с кремацией так и (чаще) без нее. Скелеты лежат скорченными на боку, мужчины на правом, женщины – на левом. Кремированные останки содержатся в урнах, нередко покрытых Урныперевернутыми мисками. В Словакии и Венгрии остатки кремации часто помещались в антропоморфных (лицевых) урнах. Они стилизованно изображают женщин с поднятыми руками. Через плечи изображена перевязь крест-накрест (у индоариев перевязь имела священное значение как свидетельство пройденной инициации). В Сербии антропоморфные урны находят в поселениях. В Словакии открыто массовое захоронение. Есть погребения животных. На крайнем севере, в южной Польше, баденцы хоронили прямо на поселениях в покинутых землянках или в заброшенных хозяйственных ямах. Иногда на небольших могильниках возле поселений. Покойники лежат скорченными на боку. В восточной Венгрии есть и погребения с охрой под курганами — полагают, что это влияние ямной культуры.

 

Орудия – каменные топоры-мотыги в виде сапожной колодки и мелкие кремневые изделия, например треугольные стрелы для лука. Но это и оружие, а каменные сверленые топоры, несомненно, боевые.

керамика

Керамика дунайских памятников (по Н.Калицу, 1962)

предметы

Предметы дунайских памятников (по Н.Калицу, 1962)

 

Керамика тонкостенная, тщательно отделанная, изощренных форм. Это кубки и ковши с высокими (выше венчика) ленточными ушками и ручками, большие выпуклобокие сосуды с оттяжками для выливания на венчике, широкие миски. У ряда мисок на краю – катушечные ручки (ручки в виде выступающих из края реберчатых катушек плашмя вдоль венчика ). Некоторые миски разделены перегородкой надвое, а в местах соединения перегородки с краем миски на краю иногда возвышаются рудименты маленьких сосудиков – это перепев средиземноморских керносов. У керносов на краю между сосудиками обычно сидят фигурки птиц. Миски, разделенные надвое,  несомненно, культовые – отделения и сосудики предназначались для каких-то культовых действий, возможно, для поения душ, представляемых в виде птиц. Есть амфорки, тулово которых растянуто корабликом от ручки к ручке (полагают, что в таких сбивалось масло). У большинства сосудов поверхность покрыта желобками-каннелюрами, расходящимися радиально от донышка или образующими треугольные узоры. Из глины сделаны фигурки животных и две модельки повозки с четырьмя массивными колесами (обе в могильнике Будакалас, Венгрия). Значит, колесный транспорт уже применялся.

Украшения изготовлялись из раковин и меди (кольца и литые шейные гривны с отогнутыми концами).

Основу хозяйства составляло скотоводство, а земледелие играло вспомогательную роль. В составе стада — корова, свинья, овца и коза, последние – основной состав стада. Погребения животных свидетельствуют, что отношение к ним было пронизано почитанием, видимо, они играли серьезную роль в хозяйстве, а разнообразие форм сосудов свидетельствует, что молочная продукция была развитой. Есть сосуды для молока и молочных продуктов, есть, как полагают, для алкогольных напитков.  Лошадей немного, а в повозки запрягались быки: реальных повозок не найдено, только модельки, но есть погребения пар быков – это интерпретируют как свидетельства их использования в упряжи. Земледелие мотыжное, сеяли пшеницу-полбу, просо, ячмень, овес и сажали бобовые.

GimbutasCivilizationOfTheGoddessFig10-20

Модель повозки из Будакалас.

 

Периодизация и хронология. Янош Эчеди параллелизировал Баден с ранне-элладским II, а Г. Парцингер — с Ситагрой IV.  Примерно синхронны с баденской культурой поздняя культура воронковидных кубков, культура шаровидных амфор и ранние культуры шнуровой керамики. Это ее соседи с севера.

Баннер датировал баденскую культуру 2400 / 2300 – 2000/1900; Калиц слегка омолодил ее, датировав 2100/2050. После «радиоуглеродной революции» Э. Неуступны существенно удревнил ее: 3600 – 2900. Немейцова-Павукова по калиброванной радиоуглеродной хронологии: 3690/3360 – 2910/2700 до н. э.

В развитии баденской культуры различают шесть стадий, каждую из которых воспринимают и как отдельную культуру. Их датировка в основном по Пауковой-Немейцовой:

  • Балатон-Ласиньская культура (3700  — 3500 гг. до н. э.);
  • Болеразская культура (ок. 3500 г. до н. э.);
  • Постболераз (между 3500 и 3400 гг. до н. э.);
  • Классический Баден (3400 – 3000 гг. до н. э. );
  • Костолацская культура (3250 – 3000 гг. до н.э.) как конкурент классического бадена, возникший в Сербии и оттесненный им в Боснию и Румынию; тогда как в Австрии в это время памятники объединяются в группу оссарн.
  • Трансформация в  постбаденские культуры (3000 – 2800 гг. до н. э.).

Раскопки материалов болераз в Швейцарии, однако, позволили привязать его к очень точной дендрохронологии – получилось 3385 – 3371 до н. э.

Новейшие раскопки троих венгерских археологов в Балатонёсёд дали 18 радиоуглеродных дат, которые распределились по трем слоям: болераз 3325 – 3027, ранний классический 3016 – 2900 и поздний классический 2892 – 2687 гг. до н. э. (T. Horvath et al. 2008).

Эти небольшие колебания радиоуглеродой хронологии показывают, что не все еще искажающие эффекты учтены в радиоуглеродных анализах, возможен и различный возраст использованных материалов. Но колебания (в два-три века при возрасте более пяти тысяч лет) незначительны. В основном возраст можно считать установленным. Никакая «новая хронология» академиков-дилетантов этого не изменит, она нереальна.

Относительно баденской культуры мы, в общем, хорошо представляем ее позицию на хронологической шкале. Если за ориентир принять конец ее существования, то есть 3000 год (рубеж IV и III тысячелетий до н. э.), то ясно, что она была раньше троянской цивилизации (даже первый город Трои еще не был возведен) и египетских пирамид (их стали возводить позже). Вся библейская история начинается на две тысячи лет позже, хотя каменные стены Иерихона уже несколько тысяч лет, как стояли, но евреев еще там не было. Шумерская письменность возникла чуть позже. А вот трипольская культура появилась раньше баденской, и все культуры болгарского телля Караново старше. Храмы Джатал-Хёюка (Чатал-Хююка, VII — VI тыс. до н. э.), конечно, построены раньше. А на месте коренной России был еще каменный век, обитали охотники-собиратели  (встреть мы сегодня этих людей, мы бы их ассоциировали по языку и быту с дореволюционными аборигенами Севера и Сибири). Славяне еще не выделились из индоевропейской массы, но сама эта масса уже сформировалась, только спорный вопрос – где. Вот для ответа на него привлекают и баденскую культуру.

О происхождении баденской культуры мнения археологов расходятся. В начале ХХ века немецкие и другие центрально-европейские археологи относили ее к северному кругу культур. Но с 30-х годов многие европейские  археологи стали относить ее к балкано-дунайскому кругу археологических культур и считать ее корни нижнедунайскими.

В 1963 г. Нандор Калиц, раскопав в Венгрии, в Озд-Центер антропоморфные урны и сопоставив их с троянскими (Троя II – V), расширил свой охват и построил сравнительные таблицы баден – Троя по многим видам артефактов. Учитывая, что баден тогда датировался концом III тыс. до н. э., а троянские находки Калиц отнес к 2300 – 2000 годам, он пришел к выводу, что выявил экспансию троянской культуры в Подунавье. Вскоре «радиоуглеродная революция» резко удревнила медный век Европы и перевернула сравнительную хронологию Калица: троянские древности остались в основном на месте, а баден ушел в IV тыс. Сконфуженный Калиц  признал, что его исследования корней бадена зашли в тупик. Между тем, его сравнительные таблицы сохранили свою доказательную силу, только теперь они говорили не о происхождении бадена, а о его воздействии на культуру Анатолии. Таково соображение Л. С. Клейна (2012).

В вопросе же о происхождении Бадена приходится ориентироваться не на троянские древности, а на культуры Нижнего Подунавья. Многие и сейчас полагают, что баденская культура возникла в результате экспансии нижнедунайской культуры чернавода на запад вверх по Дунаю. Чернавода I (Румыния) датируется первой половиной IV тыс., а Чернаводу III тесно связывают с культурой болераз, но эти последние одновременны. Чернаводу же некоторые археологи выводят с востока  из степей, что основано на преувеличении значимости очень частных аналогий (в одной из категорий чернаводской керамики). Другие, особенно польские и чешские ученые, стали во второй половине ХХ века снова относить баденскую культуру к северному кругу и связывать ее происхождение с культурой воронковидных кубков. В культуре воронковидных кубков, однако, не было кремации, но она встречалась в неолитических дунайских культурах. В. А. Сафронов в 1980-е годы рисовал происхождение баденской культуры как скрещение культур лендель и воронковидных кубков, вычисляя, какая доля прототипов в ней от одной культуры, какая – от другой. Но в языке преемственность могла идти другими путями, чем в культуре.

Наследниками баденской культуры считаются культуры бронзового века вучедол (Vučedol), коцофени (Koţofeni), юнаците и ряд других. Все эти культуры  кроме баденских компонентов впитали и компоненты других культур энеолита.

Этническая принадлежность. Этническую принадлежность баденской культуры определить чрезвычайно трудно, имеются лишь очень смутные гадания. Все мнения зависят от той или иной реконструкции общей картины распределения этнических масс. У Марии Гимбутас баденская культура включалась в одну из первых волн миграции индоевропейцев в Европу. У В. А. Сафронова ей доставалась роль предков части анатолийской группы языков, другую часть у него составляла новосвободненская культура Северо-Западного Предкавказья. Для некоторых археологов баденская культура вместе с родственными породила носителей италийских языков. У Марио Алинеи, для которого все индоевропейские языки выросли из палеолитических культур почти на местах, баденская культура, как и культура дунайская, была предком славянских народов.

Л. С. Клейн, не желая исходить из туманных общих представлений, постарался извлечь привязки из конкретной ситуации: известно, что хетты и другие анатолийские языки появились в Анатолии на рубеже II тыс. до н. э., а как раз перед тем, в III тыс. там оказалась масса типов баденской культуры (что и показал Нандор Калиц). Другого такого наплыва в промежутке между этими событиями нет. Поэтому есть основания считать баденцев протохеттами и предками анатолийской группы индоевропейцев. Поскольку хетты первыми отделились от протоиндоевропейского ствола, индоевропейскую прародину надо помещать где-то близ исходного размещения баденцев. Эта ситуация является аргументом в пользу происхождения индоевропейцев из Центральной Европы.

ЛСК

 

 

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015