Генофонд.рф /
Словарик /
Воронковидных кубков культура (КВК)
Воронковидных кубков культура (КВК)
Воронковидных кубков культура (КВК) нем. Tricherbecherkultur (TBK), англ. Funnel Beaker Culture (FBC), польск. kultura pucharów lejkowatych.
Археологическая культура Северной Европы и севера Центральной Европы эпохи неолита или, по другим определениям, начала энеолита. Датируется примерно 4500/4000-2700 гг. до н.э. Сменила местную мезолитическую культуру Эртебёле-Эллербек, от которой она резко отличается. Интересна прежде всего тем, что в некоторых концепциях претендует на роль очага праиндоевропейцев.
Основные территории – Германия и Польша. Ареал этой культуры на юге достигал территории современной Чехии, на западе – Нидерландов, на севере – Южной Швеции, на востоке – устья Вислы, на юго-востоке – Украины. По особенностям керамики, орудий и обряду выделяется четыре локальных варианта — северный, западный, южный, восточный и юго-восточный. Юго-восточный — самый поздний, в этом направлении КВК продвинулась на позднем этапе своего существования. Кроме того, как варианты КВК нередко расматриваются баальбергская культура, примыкающая к ареалу КВК с юга (бассейн верхней и средней Эльбы), чуть восточнее — культура зальцмюнде (бассейн Заале и Чехия) и михельсбергская культура, примыкающая с запада. Баальбергская культура — это один из самых ранних вариантов, зальцмюнде — из поздних.
![Культура воронковидных кубков на карте. Темно-зеленый цвет - северная группа; ярко-голубой - западная группа; лазоревый - восточная группа; болотный - южная группа; бледно-желтый - юго-восточная группа; темно-голубой - альтмарк группа; светло-голубой - михельсберг группа. karta](http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/wp-content/uploads/karta-500x319.gif)
Культура воронковидных кубков на карте. Темно-зеленый цвет — северная группа; ярко-голубой — западная группа; лазоревый — восточная группа; болотный — южная группа; бледно-желтый — юго-восточная группа; темно-голубой — альтмарк группа; светло-голубой — михельсберг группа.
![Воронковидный кубок (Национальный музей Дании (Копенгаген) voronkovidnyiy-kubok](http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/wp-content/uploads/Voronkovidnyiy-kubok-300x272.jpeg)
Воронковидный кубок (Национальный музей Дании (Копенгаген)
Керамика и неолитическое хозяйство. Название культура получила от характерной формы керамики – воронковидных кубков с высокой шейкой, открытой раструбом. Другая специфическая форма — амфора, крупный выпуклобокий сосуд со сравнительно узким горлом и небольшими ручками или ушками на плечиках или на поясе или в основании шейки. Он явно предназначался для жидкостей и для ношения на веревках. Амфорами такие сосуды назвали по известной древнегреческой форме изящного двуручного сосуда («амфореус» и означает по-гречески «двуручный»). Первобытные амфоры не столь изящны, но не лишены нарядности, а ручек у них две и больше — четыре. Еще одна специфическая форма — воротничковая фляга — графиноподобный сосудик с выделенной высокой узкой шейкой, на которой посредине выступал дисковидный воротничок. Есть также кувшины, баночные сосуды, вазы на поддонах, лепешницы, поильники, ложки.
![Воронковидный кубок (Национальный музей Дании (Копенгаген) voronkovidnyiy-kubok-1](http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/wp-content/uploads/Voronkovidnyiy-kubok-1-300x300.jpg)
Воронковидный кубок (Национальный музей Дании (Копенгаген)
![Фляга (национальный музей Дании, Копенгаген) keramicheskaya-posuda-kultura-voronkovidnih-kubkov-daniya-110_neolitica-ru_](http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/wp-content/uploads/Keramicheskaya-posuda.-Kultura-voronkovidnih-kubkov-Daniya-110_neolitica.ru_-225x300.jpg)
Фляга (национальный музей Дании, Копенгаген)
![Амфора (Национальный музей Дании (Копенгаген) amfora-1](http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/wp-content/uploads/amfora-1-300x234.jpg)
Амфора (Национальный музей Дании (Копенгаген)
Это разнообразие форм керамики — следствие введения неолитического хозяйства, в котором большую роль стали играть молоко, растительное масло и алкогольные напитки из злаков. В частности кубок с раструбом скорее всего предназначался для потребления пенистых алкогольных напитков (пиво, медовуха).
![Амфора (Национальный музей Дании (Копенгаген) link](http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/wp-content/uploads/link-300x200.jpg)
Амфора (Национальный музей Дании (Копенгаген)
Орнаментация сосудов была нарезной и накольчатой (насечкой, зубчатым штампом) и отпечатками веревки. Возможно, первоначально эти отпечатки имели и магическое значение: они должны были скреплять и удерживать сосуд подобно реальной веревке. Поверхность столовых сосудов, обычно черная, была покрыта лощением (затирание костяным лощилом до блеска).
В хозяйстве пахотное земледелие сочеталось с придомным скотоводством. В пахоте применялось, вероятно, рало, влекомое быками (волами). Фигурное изображение такой парной упряжки представляет ручка глиняного кувшина, найденного в Польше возле поселка Кренжница Яра. Впрочем, это может быть и упряжка для повозки. Из-за истощения почв поля приходилось часто сменять и переселяться, но на небольшие расстояния. Прямоугольные дома на одну семью, наполовину углубленные в землю, строились из плетня, обмазанного глиной. Люди выращивали пшеницу (несколько видов), ячмень, горох и лен, разводили овец, коз, но главное — свиней и крупный рогатый скот, лошадь также разводилась, но как тягловая сила не использовалась. Занимались также охотой и рыболовством.
![Предметы культуры воронковидных кубков, среди предметов - воротничковая фляга (Национальный музей Дании, Копенгаген) predmetyi](http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/wp-content/uploads/predmetyi2-500x373.jpg)
Предметы культуры воронковидных кубков, среди предметов — воротничковая фляга (Национальный музей Дании, Копенгаген)
Использование повозки засвидетельствовано крайне схематичным, но отчетливым изображением четырехколесной повозки, прочерченным на сосуде из погребения этой культуры в Броновице (Польша), датируемого по С14 3635 — 3370 гг. до н. э. Такие повозки на массивных деревянных колесах, везомые волами, известны из степных памятников более позднего времени, а на Кавказе раньше, но на севере Европы — это самое древнее свидетельство.
Основные орудия и наконечники стрел изготовляли из кремня, в том числе плоские клиновидные топоры, которые надо было вставлять в расщепленную рукоять и укреплять в ней смолами и завязками. В Польше (Кшемёнки) открыты шахты по добыче кремня глубиной до 11 м. Изредка в небольшом количестве импортировали с юга плоские топоры из меди и некоторые медные украшения. На юге Европы был уже медный век.
![Каменный топор (Национальный музей Дании, Копенгаген) kamenniy-topor-rannego-etapa-kulturi-voronkovidnih-kubkov-daniya-442_neolitica-ru_](http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/wp-content/uploads/Kamenniy-topor-rannego-etapa-kulturi-voronkovidnih-kubkov-Daniya-442_neolitica.ru_-300x225.jpg)
Каменный топор (Национальный музей Дании, Копенгаген)
Военное дело. Боевые топоры-молоты с проухом выделывались из более мягких пород камня, шлифовались и полировались. Они имели граненое тулово. Обух заканчивался широкой шляпкой и тоже был боевым концом. В отличие от лука и стрел, дротиков, применявшихся и в охоте, это оружие было исключительно для целей военных. Для этой культуры характерны укрепленные поселения, в основном расположенные на мысах рек.
![Топор-молот (Национальный музей Дании, Копенгаген) boevoy-topor](http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/wp-content/uploads/boevoy-topor-500x211.jpg)
Топор-молот (Национальный музей Дании, Копенгаген)
Мегалиты. Могильные сооружения – как курганные, так и грунтовые, а из камня сооружались мегалиты — гробницы из огромных каменных плит. В их числе дольмены и коридорные гробницы или гробницы с (парадным) входом — нем. Ganggräber, англ. Passage graves). Дольмен — это четыре плиты (стены), перекрытые пятой. Коридорная гробница, обычно в длинном кургане (да еще с каменной крепидой снаружи), могла иметь в длину до 13 м, сама погребальная камера имела 2,5 — 3 м в длину, а 10 м — входной коридор. Покойники лежали вытянутые на спине, изредка применялась кремация.Покойников часто было несколько в могиле, а в гробнице могло быть и несколько камер. Видимо, это были семейные усыпальницы знатных родов (на сооружение требовалось много сил и времени).
Мегалиты — характерная черта культуры воронковидных кубков, но присущая ей не изначальною. Ранние этапы развития культуры прошли без мегалитов. Стало быть, мегалитизм этой культурой заимствован. Вообще он зарождался на тысячу-две лет раньше на островах Средиземного моря, оттуда проник на Перенейский полустров и стал распространяться на север по атлантическому побережью Европы. Как шло это распространение, пока неясно. Раньше полагали, что их распространяла некая народность или раса, потом стали больше склоняться к распространению идеологии через контакты, особенно морские. В процессе распространения вырабатывались разные формы мегалитов и закреплялись традициями, а распространение происходило несколькими волнами, так что одна волна принесла дольмены, другая — коридорные гробницы. Так или иначе, это религиозные обычаи, связанные с некой мифологией. С гробницами обычно сопряжены изображения определенных божеств — рисунками или в виде статуй — менгиров (вертикально стоящих длинных камней), стел.
![Мегалит культуры воронковидных кубков. megalit](http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/wp-content/uploads/mEgalit-500x294.jpg)
Мегалит культуры воронковидных кубков.
Устраивались также крупные культовые центры, а один из обрядов состоял в утоплении каменных топоров в водоемах (где их теперь и обнаруживают тысячами). Это, по-видимому, была жертва какому-то божеству.
Происхождение и преемники. Как у большинства археологических культур, происхождение КВК сложное. В формировании этой культуры рассматривалось участие разных предшествующих культур: эртебёлле (мезолитическая северная), лендьельская (неолитическая южнее), полгарская, возможно, михельсбергская и др.Основных гипотез происхождения выдвинуто три:
1) северная — из культуры Эртебёлле Дании и Сев. Германии, из ее остродонной керамики — воронковидные кубки, а из массивных плоских топоров — тонкообушные полированные топоры (Яжджевский 1936, Беккер 1948, Трёлс-Смит 1954, 1967, Костшевский 1965);
2) южная — из культуры лендьель, из ее бжесць-куявской группы (Доманьска и Косько, 1974, Косько 1980, Доманьска 1995, Сафронов 1984, 1989).
3) широкая — повсеместно из местного мезолита, под влиянием дунайских культур (Висляньски).
В последнее время выдвинута новая концепция на основе раскопок в Северо-Западной Польше, на берегу Балтики многослойного памятника Домбки (в переводе: Дубки). Памятник раскапывался в 1970-е — 80-е годы, а в 2000-е там работала немецко-польская экспедиция под руководством Яцека Кабациньского и Томаса Тербергера. Поселение Домбки существовало более 1000 лет, с начала 5 тыс. до первой четверти 4-го тыс. до н.. включительно. В нем две фазы.
Первая (4900 — 4200) поздне-мезолитическая. В ней вскоре после начала при той же экономике обозначился частичный переход к неолиту: распространилась керамика, похожая на Эртебёлле, тоже остродонная, но несколько отличная — другого профиля (расширение не в нижней части сосуда, как у Эртебёлле, а в верхней. И техника производства совершенно иная. Так что это другая культура пост-маглемозе, хотя и родственная эртебёлле.
А вот вторая фаза поселения, верхняя, — с воронковидными кубками, но поначалу тоже без производящей экономики. И тут есть не только воронковилдные кубки, но и переходные формы от остродонных кубков к воронковидным. Ведь эти остродонные сосуды уже были ближе к воронковидным кубкам, чем сосуды Эртебёлле, благодаря расширению кверху! В период 3900 — 3700 в слое обозначился некоторый хиатус (в поселении запустение), после чего появились признаки земледелия (злаки). Воронковидные кубки вошли в неолит.
Таким образом в Домбках воронковидные кубки появились раньше, чем где бы то ни было (ок. 4200), тогда как в других местах — ок 4000. А Добмки — это территория северной группы культуры воронковидных кубков. Но появились они не из культуры Эртебёлле, а из ее восточной соседки — культуры пост-маглемозе, пока своего названия не имеющей. Уже потом присоединились другие признаки КВК.
Из КВК многие традиции ведут в культуру шнуровой керамики, шаровидных амфор и др.: амфора и кубок как ведущие формы керамики, каменные боевые топоры-молоты, веревочный орнамент в керамике, возможно, курган. А народы этих культур по ряду оснований считают индоевропейцами. Это позволяет ставить вопрос, не индоевропейцы ли создатели воронковидных кубков. Но «шнуровики» по генетичским данным родственны ямной культуре степей. А сами эти создатели воронгковидных кубков получили разные свои особенности из разных источников. Во всяком случае ген, позволяющий усваивать лактозу и потреблять молоко, усвоен ими вместе с неолитом от пришельцев с юга (это выяснила генетика). Откуда индоевропейская основа языка (если она была) – от них же или от местного мезолитического населения, неясно.
КВК одновременна с развитой трипольской культурой Украины.
ЛСК