Доска объявлений

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Воронковидных кубков культура (КВК)

Воронковидных кубков культура (КВК)

Воронковидных кубков культура (КВК) нем. Tricherbecherkultur (TBK), англ. Funnel Beaker Culture (FBC), польск. kultura pucharów lejkowatych.

Археологическая культура Северной Европы и севера Центральной Европы эпохи неолита   или, по другим определениям, начала энеолита. Датируется примерно  4500/4000-2700 гг. до н.э. Сменила местную мезолитическую культуру Эртебёле-Эллербек, от которой она резко отличается. Интересна прежде всего тем, что в некоторых концепциях претендует на роль очага праиндоевропейцев.

Основные территории – Германия и Польша. Ареал этой культуры на юге достигал территории современной Чехии, на западе – Нидерландов, на севере – Южной Швеции, на востоке – устья Вислы, на юго-востоке – Украины. По особенностям керамики, орудий и обряду выделяется четыре локальных варианта — северный, западный, южный, восточный и юго-восточный. Юго-восточный — самый поздний, в этом направлении КВК продвинулась на позднем этапе своего существования. Кроме того, как варианты КВК нередко расматриваются баальбергская культура, примыкающая к ареалу КВК с юга (бассейн верхней и средней Эльбы), чуть восточнее — культура зальцмюнде (бассейн Заале и Чехия) и михельсбергская культура, примыкающая с запада. Баальбергская культура — это один из самых ранних вариантов, зальцмюнде — из поздних.

 

karta

Культура воронковидных кубков на карте. Темно-зеленый цвет — северная группа; ярко-голубой — западная группа; лазоревый — восточная группа; болотный — южная группа; бледно-желтый — юго-восточная группа; темно-голубой — альтмарк группа; светло-голубой — михельсберг группа.

 

voronkovidnyiy-kubok

Воронковидный кубок (Национальный музей Дании (Копенгаген)

Керамика и неолитическое хозяйство. Название культура получила от характерной формы  керамики – воронковидных кубков с высокой шейкой, открытой раструбом. Другая специфическая форма — амфора, крупный выпуклобокий сосуд со сравнительно узким горлом и небольшими ручками или ушками на плечиках или на поясе или в основании шейки. Он явно предназначался для жидкостей и для ношения на веревках. Амфорами такие сосуды назвали по известной древнегреческой форме изящного двуручного сосуда («амфореус» и означает по-гречески «двуручный»). Первобытные амфоры  не столь изящны, но не лишены нарядности, а ручек у них две и больше — четыре. Еще одна специфическая форма — воротничковая фляга — графиноподобный сосудик с выделенной высокой узкой шейкой, на которой посредине выступал дисковидный воротничок. Есть также кувшины, баночные сосуды, вазы на поддонах, лепешницы, поильники, ложки.

 

voronkovidnyiy-kubok-1

Воронковидный кубок (Национальный музей Дании (Копенгаген)

 

 

 

 

 

keramicheskaya-posuda-kultura-voronkovidnih-kubkov-daniya-110_neolitica-ru_

Фляга (национальный музей Дании, Копенгаген)

amfora-1

Амфора (Национальный музей Дании (Копенгаген)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это разнообразие форм керамики — следствие введения неолитического хозяйства, в котором большую роль стали играть молоко, растительное масло и алкогольные напитки из злаков. В частности кубок с раструбом скорее всего предназначался для потребления пенистых алкогольных напитков (пиво, медовуха).

 

link

Амфора (Национальный музей Дании (Копенгаген)

 

Орнаментация сосудов была нарезной и накольчатой (насечкой, зубчатым штампом) и отпечатками веревки. Возможно, первоначально эти отпечатки имели и магическое значение: они должны были скреплять и удерживать сосуд подобно реальной веревке. Поверхность столовых сосудов, обычно черная, была покрыта лощением (затирание костяным лощилом до блеска).

В хозяйстве пахотное земледелие сочеталось с придомным скотоводством. В пахоте применялось, вероятно, рало, влекомое быками (волами). Фигурное изображение такой парной упряжки представляет ручка глиняного кувшина, найденного в Польше возле поселка Кренжница Яра. Впрочем, это может быть и упряжка для повозки. Из-за истощения почв поля приходилось часто сменять и переселяться, но на небольшие расстояния. Прямоугольные дома на одну семью, наполовину углубленные в землю, строились из плетня, обмазанного глиной. Люди выращивали пшеницу (несколько видов), ячмень, горох и лен, разводили овец, коз, но  главное — свиней и крупный рогатый скот,  лошадь также разводилась, но как тягловая сила не использовалась. Занимались также охотой и рыболовством.

 

predmetyi

Предметы культуры воронковидных кубков, среди предметов — воротничковая фляга (Национальный музей Дании, Копенгаген)

 

Использование повозки  засвидетельствовано крайне схематичным, но отчетливым изображением четырехколесной повозки, прочерченным на сосуде из погребения этой культуры в Броновице (Польша),  датируемого по С14  3635 — 3370 гг. до н. э. Такие повозки на массивных деревянных колесах, везомые волами, известны из степных  памятников более позднего времени, а на Кавказе раньше, но на севере Европы — это самое древнее свидетельство.

Основные орудия и наконечники стрел изготовляли из кремня, в том числе плоские клиновидные топоры, которые надо было вставлять в расщепленную рукоять и укреплять в ней смолами и завязками. В Польше (Кшемёнки) открыты шахты по добыче кремня глубиной до 11 м. Изредка в небольшом количестве импортировали с юга плоские топоры из меди и некоторые медные украшения. На юге Европы был уже медный век.

kamenniy-topor-rannego-etapa-kulturi-voronkovidnih-kubkov-daniya-442_neolitica-ru_

Каменный топор (Национальный музей Дании, Копенгаген)

 

Военное дело. Боевые топоры-молоты с проухом выделывались из более мягких пород камня, шлифовались и полировались. Они имели граненое тулово. Обух заканчивался широкой шляпкой и тоже был боевым концом. В отличие от лука и стрел, дротиков, применявшихся и в охоте, это оружие было исключительно для целей военных. Для этой культуры характерны укрепленные поселения, в основном расположенные на мысах рек.

 

 

 

boevoy-topor

Топор-молот (Национальный музей Дании, Копенгаген)

 

Мегалиты. Могильные сооружения – как курганные, так и грунтовые, а из камня сооружались мегалиты — гробницы из огромных каменных плит. В их числе дольмены и коридорные гробницы или гробницы с (парадным) входом — нем. Ganggräber, англ. Passage graves). Дольмен — это четыре плиты (стены), перекрытые пятой. Коридорная гробница, обычно в длинном кургане (да еще с каменной крепидой снаружи), могла иметь в длину до 13 м, сама погребальная камера имела 2,5 — 3 м в длину, а 10 м — входной коридор. Покойники лежали вытянутые на спине, изредка применялась кремация.Покойников часто было несколько в могиле, а в гробнице могло быть и несколько камер. Видимо, это были семейные усыпальницы знатных родов (на сооружение требовалось много  сил и времени).

Мегалиты — характерная черта культуры воронковидных кубков, но присущая ей не изначальною. Ранние этапы развития культуры прошли без мегалитов. Стало быть,  мегалитизм этой культурой заимствован. Вообще он зарождался на тысячу-две лет раньше  на островах Средиземного моря, оттуда проник на Перенейский полустров и стал распространяться на север по атлантическому побережью Европы. Как шло это распространение, пока неясно. Раньше полагали, что их распространяла некая народность или раса, потом стали больше склоняться к распространению идеологии через контакты, особенно морские. В процессе распространения вырабатывались разные формы мегалитов и закреплялись традициями, а распространение происходило несколькими волнами, так что одна волна принесла дольмены, другая — коридорные гробницы.  Так или иначе, это религиозные обычаи, связанные с некой мифологией. С гробницами обычно сопряжены изображения определенных божеств — рисунками или в виде статуй — менгиров (вертикально стоящих длинных камней), стел.

 

megalit

Мегалит культуры воронковидных кубков.

 

Устраивались также крупные культовые центры, а один из обрядов состоял в утоплении каменных топоров в водоемах (где их теперь и обнаруживают тысячами). Это, по-видимому, была жертва какому-то божеству.

Происхождение и преемники. Как у большинства археологических культур, происхождение КВК сложное. В формировании этой культуры рассматривалось участие разных предшествующих культур: эртебёлле (мезолитическая северная), лендьельская (неолитическая южнее), полгарская, возможно, михельсбергская и др.Основных гипотез происхождения выдвинуто три:

1) северная — из культуры Эртебёлле Дании и Сев. Германии, из ее остродонной керамики — воронковидные кубки, а из массивных плоских топоров — тонкообушные полированные топоры (Яжджевский 1936, Беккер 1948, Трёлс-Смит 1954, 1967, Костшевский 1965);

2) южная — из культуры лендьель, из ее бжесць-куявской группы (Доманьска и Косько, 1974, Косько 1980, Доманьска 1995, Сафронов 1984, 1989).

3) широкая — повсеместно из местного мезолита, под влиянием дунайских культур (Висляньски).

В последнее время выдвинута новая концепция на основе раскопок в Северо-Западной Польше, на берегу Балтики многослойного памятника Домбки (в переводе: Дубки). Памятник раскапывался в 1970-е — 80-е годы, а в 2000-е там работала немецко-польская экспедиция под руководством Яцека Кабациньского и Томаса Тербергера. Поселение Домбки существовало более 1000 лет, с начала 5 тыс. до первой четверти 4-го тыс. до н.. включительно. В нем две фазы.

Первая (4900 — 4200) поздне-мезолитическая. В ней вскоре после начала при той же экономике обозначился частичный переход к неолиту: распространилась керамика, похожая на Эртебёлле, тоже остродонная, но несколько отличная — другого профиля (расширение не в нижней части сосуда, как у Эртебёлле, а в верхней. И техника производства совершенно иная. Так что это другая культура пост-маглемозе, хотя и родственная эртебёлле.

А вот вторая фаза поселения, верхняя,  — с воронковидными кубками, но поначалу тоже без производящей экономики. И  тут есть не только воронковилдные кубки, но и переходные формы от остродонных кубков к воронковидным. Ведь эти остродонные сосуды уже были ближе к воронковидным кубкам, чем сосуды Эртебёлле, благодаря расширению кверху! В период 3900 — 3700 в слое обозначился некоторый хиатус (в поселении запустение), после чего появились признаки земледелия (злаки). Воронковидные кубки вошли в неолит.

Таким образом в Домбках воронковидные кубки появились раньше, чем где бы то ни было (ок. 4200), тогда как в других местах — ок 4000. А Добмки — это территория северной группы культуры воронковидных кубков. Но появились они не из культуры Эртебёлле, а из ее восточной соседки — культуры пост-маглемозе, пока своего названия не имеющей. Уже потом присоединились другие признаки КВК.

Из КВК многие традиции ведут в культуру шнуровой керамики, шаровидных амфор и др.: амфора и кубок как ведущие формы керамики, каменные боевые топоры-молоты, веревочный орнамент в керамике, возможно, курган.  А народы этих культур по ряду оснований считают индоевропейцами. Это позволяет ставить вопрос, не индоевропейцы ли создатели воронковидных кубков. Но «шнуровики» по генетичским данным родственны ямной культуре степей. А сами эти создатели воронгковидных кубков получили разные свои особенности из разных источников. Во всяком случае ген, позволяющий усваивать лактозу и потреблять молоко, усвоен ими вместе с неолитом от пришельцев с юга  (это выяснила генетика). Откуда индоевропейская основа языка (если она была) – от них же или от местного мезолитического населения, неясно.

КВК одновременна с развитой трипольской культурой Украины.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015