Доска объявлений

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Воронковидных кубков культура (КВК)

Воронковидных кубков культура (КВК)

Воронковидных кубков культура (КВК) нем. Tricherbecherkultur (TBK), англ. Funnel Beaker Culture (FBC), польск. kultura pucharów lejkowatych.

Археологическая культура Северной Европы и севера Центральной Европы эпохи неолита   или, по другим определениям, начала энеолита. Датируется примерно  4500/4000-2700 гг. до н.э. Сменила местную мезолитическую культуру Эртебёле-Эллербек, от которой она резко отличается. Интересна прежде всего тем, что в некоторых концепциях претендует на роль очага праиндоевропейцев.

Основные территории – Германия и Польша. Ареал этой культуры на юге достигал территории современной Чехии, на западе – Нидерландов, на севере – Южной Швеции, на востоке – устья Вислы, на юго-востоке – Украины. По особенностям керамики, орудий и обряду выделяется четыре локальных варианта — северный, западный, южный, восточный и юго-восточный. Юго-восточный — самый поздний, в этом направлении КВК продвинулась на позднем этапе своего существования. Кроме того, как варианты КВК нередко расматриваются баальбергская культура, примыкающая к ареалу КВК с юга (бассейн верхней и средней Эльбы), чуть восточнее — культура зальцмюнде (бассейн Заале и Чехия) и михельсбергская культура, примыкающая с запада. Баальбергская культура — это один из самых ранних вариантов, зальцмюнде — из поздних.

 

karta

Культура воронковидных кубков на карте. Темно-зеленый цвет — северная группа; ярко-голубой — западная группа; лазоревый — восточная группа; болотный — южная группа; бледно-желтый — юго-восточная группа; темно-голубой — альтмарк группа; светло-голубой — михельсберг группа.

 

voronkovidnyiy-kubok

Воронковидный кубок (Национальный музей Дании (Копенгаген)

Керамика и неолитическое хозяйство. Название культура получила от характерной формы  керамики – воронковидных кубков с высокой шейкой, открытой раструбом. Другая специфическая форма — амфора, крупный выпуклобокий сосуд со сравнительно узким горлом и небольшими ручками или ушками на плечиках или на поясе или в основании шейки. Он явно предназначался для жидкостей и для ношения на веревках. Амфорами такие сосуды назвали по известной древнегреческой форме изящного двуручного сосуда («амфореус» и означает по-гречески «двуручный»). Первобытные амфоры  не столь изящны, но не лишены нарядности, а ручек у них две и больше — четыре. Еще одна специфическая форма — воротничковая фляга — графиноподобный сосудик с выделенной высокой узкой шейкой, на которой посредине выступал дисковидный воротничок. Есть также кувшины, баночные сосуды, вазы на поддонах, лепешницы, поильники, ложки.

 

voronkovidnyiy-kubok-1

Воронковидный кубок (Национальный музей Дании (Копенгаген)

 

 

 

 

 

keramicheskaya-posuda-kultura-voronkovidnih-kubkov-daniya-110_neolitica-ru_

Фляга (национальный музей Дании, Копенгаген)

amfora-1

Амфора (Национальный музей Дании (Копенгаген)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это разнообразие форм керамики — следствие введения неолитического хозяйства, в котором большую роль стали играть молоко, растительное масло и алкогольные напитки из злаков. В частности кубок с раструбом скорее всего предназначался для потребления пенистых алкогольных напитков (пиво, медовуха).

 

link

Амфора (Национальный музей Дании (Копенгаген)

 

Орнаментация сосудов была нарезной и накольчатой (насечкой, зубчатым штампом) и отпечатками веревки. Возможно, первоначально эти отпечатки имели и магическое значение: они должны были скреплять и удерживать сосуд подобно реальной веревке. Поверхность столовых сосудов, обычно черная, была покрыта лощением (затирание костяным лощилом до блеска).

В хозяйстве пахотное земледелие сочеталось с придомным скотоводством. В пахоте применялось, вероятно, рало, влекомое быками (волами). Фигурное изображение такой парной упряжки представляет ручка глиняного кувшина, найденного в Польше возле поселка Кренжница Яра. Впрочем, это может быть и упряжка для повозки. Из-за истощения почв поля приходилось часто сменять и переселяться, но на небольшие расстояния. Прямоугольные дома на одну семью, наполовину углубленные в землю, строились из плетня, обмазанного глиной. Люди выращивали пшеницу (несколько видов), ячмень, горох и лен, разводили овец, коз, но  главное — свиней и крупный рогатый скот,  лошадь также разводилась, но как тягловая сила не использовалась. Занимались также охотой и рыболовством.

 

predmetyi

Предметы культуры воронковидных кубков, среди предметов — воротничковая фляга (Национальный музей Дании, Копенгаген)

 

Использование повозки  засвидетельствовано крайне схематичным, но отчетливым изображением четырехколесной повозки, прочерченным на сосуде из погребения этой культуры в Броновице (Польша),  датируемого по С14  3635 — 3370 гг. до н. э. Такие повозки на массивных деревянных колесах, везомые волами, известны из степных  памятников более позднего времени, а на Кавказе раньше, но на севере Европы — это самое древнее свидетельство.

Основные орудия и наконечники стрел изготовляли из кремня, в том числе плоские клиновидные топоры, которые надо было вставлять в расщепленную рукоять и укреплять в ней смолами и завязками. В Польше (Кшемёнки) открыты шахты по добыче кремня глубиной до 11 м. Изредка в небольшом количестве импортировали с юга плоские топоры из меди и некоторые медные украшения. На юге Европы был уже медный век.

kamenniy-topor-rannego-etapa-kulturi-voronkovidnih-kubkov-daniya-442_neolitica-ru_

Каменный топор (Национальный музей Дании, Копенгаген)

 

Военное дело. Боевые топоры-молоты с проухом выделывались из более мягких пород камня, шлифовались и полировались. Они имели граненое тулово. Обух заканчивался широкой шляпкой и тоже был боевым концом. В отличие от лука и стрел, дротиков, применявшихся и в охоте, это оружие было исключительно для целей военных. Для этой культуры характерны укрепленные поселения, в основном расположенные на мысах рек.

 

 

 

boevoy-topor

Топор-молот (Национальный музей Дании, Копенгаген)

 

Мегалиты. Могильные сооружения – как курганные, так и грунтовые, а из камня сооружались мегалиты — гробницы из огромных каменных плит. В их числе дольмены и коридорные гробницы или гробницы с (парадным) входом — нем. Ganggräber, англ. Passage graves). Дольмен — это четыре плиты (стены), перекрытые пятой. Коридорная гробница, обычно в длинном кургане (да еще с каменной крепидой снаружи), могла иметь в длину до 13 м, сама погребальная камера имела 2,5 — 3 м в длину, а 10 м — входной коридор. Покойники лежали вытянутые на спине, изредка применялась кремация.Покойников часто было несколько в могиле, а в гробнице могло быть и несколько камер. Видимо, это были семейные усыпальницы знатных родов (на сооружение требовалось много  сил и времени).

Мегалиты — характерная черта культуры воронковидных кубков, но присущая ей не изначальною. Ранние этапы развития культуры прошли без мегалитов. Стало быть,  мегалитизм этой культурой заимствован. Вообще он зарождался на тысячу-две лет раньше  на островах Средиземного моря, оттуда проник на Перенейский полустров и стал распространяться на север по атлантическому побережью Европы. Как шло это распространение, пока неясно. Раньше полагали, что их распространяла некая народность или раса, потом стали больше склоняться к распространению идеологии через контакты, особенно морские. В процессе распространения вырабатывались разные формы мегалитов и закреплялись традициями, а распространение происходило несколькими волнами, так что одна волна принесла дольмены, другая — коридорные гробницы.  Так или иначе, это религиозные обычаи, связанные с некой мифологией. С гробницами обычно сопряжены изображения определенных божеств — рисунками или в виде статуй — менгиров (вертикально стоящих длинных камней), стел.

 

megalit

Мегалит культуры воронковидных кубков.

 

Устраивались также крупные культовые центры, а один из обрядов состоял в утоплении каменных топоров в водоемах (где их теперь и обнаруживают тысячами). Это, по-видимому, была жертва какому-то божеству.

Происхождение и преемники. Как у большинства археологических культур, происхождение КВК сложное. В формировании этой культуры рассматривалось участие разных предшествующих культур: эртебёлле (мезолитическая северная), лендьельская (неолитическая южнее), полгарская, возможно, михельсбергская и др.Основных гипотез происхождения выдвинуто три:

1) северная — из культуры Эртебёлле Дании и Сев. Германии, из ее остродонной керамики — воронковидные кубки, а из массивных плоских топоров — тонкообушные полированные топоры (Яжджевский 1936, Беккер 1948, Трёлс-Смит 1954, 1967, Костшевский 1965);

2) южная — из культуры лендьель, из ее бжесць-куявской группы (Доманьска и Косько, 1974, Косько 1980, Доманьска 1995, Сафронов 1984, 1989).

3) широкая — повсеместно из местного мезолита, под влиянием дунайских культур (Висляньски).

В последнее время выдвинута новая концепция на основе раскопок в Северо-Западной Польше, на берегу Балтики многослойного памятника Домбки (в переводе: Дубки). Памятник раскапывался в 1970-е — 80-е годы, а в 2000-е там работала немецко-польская экспедиция под руководством Яцека Кабациньского и Томаса Тербергера. Поселение Домбки существовало более 1000 лет, с начала 5 тыс. до первой четверти 4-го тыс. до н.. включительно. В нем две фазы.

Первая (4900 — 4200) поздне-мезолитическая. В ней вскоре после начала при той же экономике обозначился частичный переход к неолиту: распространилась керамика, похожая на Эртебёлле, тоже остродонная, но несколько отличная — другого профиля (расширение не в нижней части сосуда, как у Эртебёлле, а в верхней. И техника производства совершенно иная. Так что это другая культура пост-маглемозе, хотя и родственная эртебёлле.

А вот вторая фаза поселения, верхняя,  — с воронковидными кубками, но поначалу тоже без производящей экономики. И  тут есть не только воронковилдные кубки, но и переходные формы от остродонных кубков к воронковидным. Ведь эти остродонные сосуды уже были ближе к воронковидным кубкам, чем сосуды Эртебёлле, благодаря расширению кверху! В период 3900 — 3700 в слое обозначился некоторый хиатус (в поселении запустение), после чего появились признаки земледелия (злаки). Воронковидные кубки вошли в неолит.

Таким образом в Домбках воронковидные кубки появились раньше, чем где бы то ни было (ок. 4200), тогда как в других местах — ок 4000. А Добмки — это территория северной группы культуры воронковидных кубков. Но появились они не из культуры Эртебёлле, а из ее восточной соседки — культуры пост-маглемозе, пока своего названия не имеющей. Уже потом присоединились другие признаки КВК.

Из КВК многие традиции ведут в культуру шнуровой керамики, шаровидных амфор и др.: амфора и кубок как ведущие формы керамики, каменные боевые топоры-молоты, веревочный орнамент в керамике, возможно, курган.  А народы этих культур по ряду оснований считают индоевропейцами. Это позволяет ставить вопрос, не индоевропейцы ли создатели воронковидных кубков. Но «шнуровики» по генетичским данным родственны ямной культуре степей. А сами эти создатели воронгковидных кубков получили разные свои особенности из разных источников. Во всяком случае ген, позволяющий усваивать лактозу и потреблять молоко, усвоен ими вместе с неолитом от пришельцев с юга  (это выяснила генетика). Откуда индоевропейская основа языка (если она была) – от них же или от местного мезолитического населения, неясно.

КВК одновременна с развитой трипольской культурой Украины.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015