Генофонд.рф /
Словарик /
Воронковидных кубков культура (КВК)
Воронковидных кубков культура (КВК)
Воронковидных кубков культура (КВК) нем. Tricherbecherkultur (TBK), англ. Funnel Beaker Culture (FBC), польск. kultura pucharów lejkowatych.
Археологическая культура Северной Европы и севера Центральной Европы эпохи неолита или, по другим определениям, начала энеолита. Датируется примерно 4500/4000-2700 гг. до н.э. Сменила местную мезолитическую культуру Эртебёле-Эллербек, от которой она резко отличается. Интересна прежде всего тем, что в некоторых концепциях претендует на роль очага праиндоевропейцев.
Основные территории – Германия и Польша. Ареал этой культуры на юге достигал территории современной Чехии, на западе – Нидерландов, на севере – Южной Швеции, на востоке – устья Вислы, на юго-востоке – Украины. По особенностям керамики, орудий и обряду выделяется четыре локальных варианта — северный, западный, южный, восточный и юго-восточный. Юго-восточный — самый поздний, в этом направлении КВК продвинулась на позднем этапе своего существования. Кроме того, как варианты КВК нередко расматриваются баальбергская культура, примыкающая к ареалу КВК с юга (бассейн верхней и средней Эльбы), чуть восточнее — культура зальцмюнде (бассейн Заале и Чехия) и михельсбергская культура, примыкающая с запада. Баальбергская культура — это один из самых ранних вариантов, зальцмюнде — из поздних.
Культура воронковидных кубков на карте. Темно-зеленый цвет — северная группа; ярко-голубой — западная группа; лазоревый — восточная группа; болотный — южная группа; бледно-желтый — юго-восточная группа; темно-голубой — альтмарк группа; светло-голубой — михельсберг группа.
Воронковидный кубок (Национальный музей Дании (Копенгаген)
Керамика и неолитическое хозяйство. Название культура получила от характерной формы керамики – воронковидных кубков с высокой шейкой, открытой раструбом. Другая специфическая форма — амфора, крупный выпуклобокий сосуд со сравнительно узким горлом и небольшими ручками или ушками на плечиках или на поясе или в основании шейки. Он явно предназначался для жидкостей и для ношения на веревках. Амфорами такие сосуды назвали по известной древнегреческой форме изящного двуручного сосуда («амфореус» и означает по-гречески «двуручный»). Первобытные амфоры не столь изящны, но не лишены нарядности, а ручек у них две и больше — четыре. Еще одна специфическая форма — воротничковая фляга — графиноподобный сосудик с выделенной высокой узкой шейкой, на которой посредине выступал дисковидный воротничок. Есть также кувшины, баночные сосуды, вазы на поддонах, лепешницы, поильники, ложки.
Воронковидный кубок (Национальный музей Дании (Копенгаген)
Фляга (национальный музей Дании, Копенгаген)
Амфора (Национальный музей Дании (Копенгаген)
Это разнообразие форм керамики — следствие введения неолитического хозяйства, в котором большую роль стали играть молоко, растительное масло и алкогольные напитки из злаков. В частности кубок с раструбом скорее всего предназначался для потребления пенистых алкогольных напитков (пиво, медовуха).
Амфора (Национальный музей Дании (Копенгаген)
Орнаментация сосудов была нарезной и накольчатой (насечкой, зубчатым штампом) и отпечатками веревки. Возможно, первоначально эти отпечатки имели и магическое значение: они должны были скреплять и удерживать сосуд подобно реальной веревке. Поверхность столовых сосудов, обычно черная, была покрыта лощением (затирание костяным лощилом до блеска).
В хозяйстве пахотное земледелие сочеталось с придомным скотоводством. В пахоте применялось, вероятно, рало, влекомое быками (волами). Фигурное изображение такой парной упряжки представляет ручка глиняного кувшина, найденного в Польше возле поселка Кренжница Яра. Впрочем, это может быть и упряжка для повозки. Из-за истощения почв поля приходилось часто сменять и переселяться, но на небольшие расстояния. Прямоугольные дома на одну семью, наполовину углубленные в землю, строились из плетня, обмазанного глиной. Люди выращивали пшеницу (несколько видов), ячмень, горох и лен, разводили овец, коз, но главное — свиней и крупный рогатый скот, лошадь также разводилась, но как тягловая сила не использовалась. Занимались также охотой и рыболовством.
Предметы культуры воронковидных кубков, среди предметов — воротничковая фляга (Национальный музей Дании, Копенгаген)
Использование повозки засвидетельствовано крайне схематичным, но отчетливым изображением четырехколесной повозки, прочерченным на сосуде из погребения этой культуры в Броновице (Польша), датируемого по С14 3635 — 3370 гг. до н. э. Такие повозки на массивных деревянных колесах, везомые волами, известны из степных памятников более позднего времени, а на Кавказе раньше, но на севере Европы — это самое древнее свидетельство.
Основные орудия и наконечники стрел изготовляли из кремня, в том числе плоские клиновидные топоры, которые надо было вставлять в расщепленную рукоять и укреплять в ней смолами и завязками. В Польше (Кшемёнки) открыты шахты по добыче кремня глубиной до 11 м. Изредка в небольшом количестве импортировали с юга плоские топоры из меди и некоторые медные украшения. На юге Европы был уже медный век.
Каменный топор (Национальный музей Дании, Копенгаген)
Военное дело. Боевые топоры-молоты с проухом выделывались из более мягких пород камня, шлифовались и полировались. Они имели граненое тулово. Обух заканчивался широкой шляпкой и тоже был боевым концом. В отличие от лука и стрел, дротиков, применявшихся и в охоте, это оружие было исключительно для целей военных. Для этой культуры характерны укрепленные поселения, в основном расположенные на мысах рек.
Топор-молот (Национальный музей Дании, Копенгаген)
Мегалиты. Могильные сооружения – как курганные, так и грунтовые, а из камня сооружались мегалиты — гробницы из огромных каменных плит. В их числе дольмены и коридорные гробницы или гробницы с (парадным) входом — нем. Ganggräber, англ. Passage graves). Дольмен — это четыре плиты (стены), перекрытые пятой. Коридорная гробница, обычно в длинном кургане (да еще с каменной крепидой снаружи), могла иметь в длину до 13 м, сама погребальная камера имела 2,5 — 3 м в длину, а 10 м — входной коридор. Покойники лежали вытянутые на спине, изредка применялась кремация.Покойников часто было несколько в могиле, а в гробнице могло быть и несколько камер. Видимо, это были семейные усыпальницы знатных родов (на сооружение требовалось много сил и времени).
Мегалиты — характерная черта культуры воронковидных кубков, но присущая ей не изначальною. Ранние этапы развития культуры прошли без мегалитов. Стало быть, мегалитизм этой культурой заимствован. Вообще он зарождался на тысячу-две лет раньше на островах Средиземного моря, оттуда проник на Перенейский полустров и стал распространяться на север по атлантическому побережью Европы. Как шло это распространение, пока неясно. Раньше полагали, что их распространяла некая народность или раса, потом стали больше склоняться к распространению идеологии через контакты, особенно морские. В процессе распространения вырабатывались разные формы мегалитов и закреплялись традициями, а распространение происходило несколькими волнами, так что одна волна принесла дольмены, другая — коридорные гробницы. Так или иначе, это религиозные обычаи, связанные с некой мифологией. С гробницами обычно сопряжены изображения определенных божеств — рисунками или в виде статуй — менгиров (вертикально стоящих длинных камней), стел.
Мегалит культуры воронковидных кубков.
Устраивались также крупные культовые центры, а один из обрядов состоял в утоплении каменных топоров в водоемах (где их теперь и обнаруживают тысячами). Это, по-видимому, была жертва какому-то божеству.
Происхождение и преемники. Как у большинства археологических культур, происхождение КВК сложное. В формировании этой культуры рассматривалось участие разных предшествующих культур: эртебёлле (мезолитическая северная), лендьельская (неолитическая южнее), полгарская, возможно, михельсбергская и др.Основных гипотез происхождения выдвинуто три:
1) северная — из культуры Эртебёлле Дании и Сев. Германии, из ее остродонной керамики — воронковидные кубки, а из массивных плоских топоров — тонкообушные полированные топоры (Яжджевский 1936, Беккер 1948, Трёлс-Смит 1954, 1967, Костшевский 1965);
2) южная — из культуры лендьель, из ее бжесць-куявской группы (Доманьска и Косько, 1974, Косько 1980, Доманьска 1995, Сафронов 1984, 1989).
3) широкая — повсеместно из местного мезолита, под влиянием дунайских культур (Висляньски).
В последнее время выдвинута новая концепция на основе раскопок в Северо-Западной Польше, на берегу Балтики многослойного памятника Домбки (в переводе: Дубки). Памятник раскапывался в 1970-е — 80-е годы, а в 2000-е там работала немецко-польская экспедиция под руководством Яцека Кабациньского и Томаса Тербергера. Поселение Домбки существовало более 1000 лет, с начала 5 тыс. до первой четверти 4-го тыс. до н.. включительно. В нем две фазы.
Первая (4900 — 4200) поздне-мезолитическая. В ней вскоре после начала при той же экономике обозначился частичный переход к неолиту: распространилась керамика, похожая на Эртебёлле, тоже остродонная, но несколько отличная — другого профиля (расширение не в нижней части сосуда, как у Эртебёлле, а в верхней. И техника производства совершенно иная. Так что это другая культура пост-маглемозе, хотя и родственная эртебёлле.
А вот вторая фаза поселения, верхняя, — с воронковидными кубками, но поначалу тоже без производящей экономики. И тут есть не только воронковилдные кубки, но и переходные формы от остродонных кубков к воронковидным. Ведь эти остродонные сосуды уже были ближе к воронковидным кубкам, чем сосуды Эртебёлле, благодаря расширению кверху! В период 3900 — 3700 в слое обозначился некоторый хиатус (в поселении запустение), после чего появились признаки земледелия (злаки). Воронковидные кубки вошли в неолит.
Таким образом в Домбках воронковидные кубки появились раньше, чем где бы то ни было (ок. 4200), тогда как в других местах — ок 4000. А Добмки — это территория северной группы культуры воронковидных кубков. Но появились они не из культуры Эртебёлле, а из ее восточной соседки — культуры пост-маглемозе, пока своего названия не имеющей. Уже потом присоединились другие признаки КВК.
Из КВК многие традиции ведут в культуру шнуровой керамики, шаровидных амфор и др.: амфора и кубок как ведущие формы керамики, каменные боевые топоры-молоты, веревочный орнамент в керамике, возможно, курган. А народы этих культур по ряду оснований считают индоевропейцами. Это позволяет ставить вопрос, не индоевропейцы ли создатели воронковидных кубков. Но «шнуровики» по генетичским данным родственны ямной культуре степей. А сами эти создатели воронгковидных кубков получили разные свои особенности из разных источников. Во всяком случае ген, позволяющий усваивать лактозу и потреблять молоко, усвоен ими вместе с неолитом от пришельцев с юга (это выяснила генетика). Откуда индоевропейская основа языка (если она была) – от них же или от местного мезолитического населения, неясно.
КВК одновременна с развитой трипольской культурой Украины.
ЛСК