Доска объявлений

IV Молодежная антропологическая конференция «Актуальные проблемы физической антропологии: преемственность и новые подходы»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН
ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
ИНСТИТУТ ОБЩЕЙ ГЕНЕТИКИ РАН

new-4

IV Молодежная антропологическая конференция «Актуальные проблемы физической антропологии:
преемственность и новые подходы»
Москва

I ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Дорогие коллеги,

Центр физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН приглашает молодых исследователей (до 35 лет) – магистрантов, аспирантов и научных сотрудников – принять участие в Четвертой молодежной антропологической конференции «Актуальные проблемы физической антропологии: преемственность и новые подходы» (Москва, последняя неделя апреля 2018 г.). Заявки на участие принимаются до 1 марта 2018 года на электронный адрес cpha-conference@yandex.ru. В заявке необходимо указать ФИО полностью, место учебы/работы, ФИО научного руководителя, тему доклада, контактные данные.

Отличительной чертой Молодежной антропологической конференции является предоставление возможности молодым исследователям высказывать свои идеи вне жестких рамок регламента и при активном участии старших коллег.
Регламент Конференции: на доклад отводится 15–20 мин, сразу после доклада – обсуждение и дискуссия. Тексты докладов после рецензирования могут быть опубликованы в очередном номере журнала «Вестник антропологии» (ИЭА РАН).

Участников научной конференции «Ломоносовские чтения», ежегодно проходящей в МГУ в начале апреля, приглашаем выступить со своими докладами и на Молодежной антропологической конференции.
Один день работы Конференции полностью будет посвящен практическому обсуждению методических проблем палеоантропологического исследования.

КООРДИНАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ
Герасимова Маргарита Михайловна (ИЭА РАН, Москва) – председатель
Агджоян Анастасия Торосовна (ИОГен РАН, Москва)
Балановский Олег Павлович (ИОГен РАН, Москва)
Вергелес Марина Олеговна (МГУ, Москва)
Галеев Равиль Марветович (ИЭА РАН, Москва)
Лейбова Наталья Александровна (ИЭА РАН, Москва)
Макарова Екатерина Михайловна (КФУ, Казань)
Пежемский Денис Валерьевич (МГУ; ЦПИ, Москва)
Синева Ирина Михайловна (МГУ, Москва)
Широбоков Иван Григорьевич (МАЭ РАН, С.-Петербург)
Южакова Алёна Владимировна (ИЭА РАН, Москва)

***
Первую Молодежную антропологическую конференцию Отдел антропологии ИЭА РАН организовал в 1995 году. В числе молодых участников были С.В. Васильев (ныне – д.и.н., заведующий Центром физической
антропологии ИЭА РАН), М.А. Негашева (д.б.н., кафедра антропологии Биологического факультета МГУ), С.Б. Боруцкая (к.б.н., кафедра антропологии Биологического факультета МГУ), И.Р. Газимзянов (к.и.н., Институт археологии АН Республики Татарстан, Казань), Е. Печенкина (PhD, США), А.А. Хохлов
(д.и.н., СГСПУ, Самара).

Вторая конференция прошла в 2003 г., практически все докладчики сегодня активно и плодотворно трудятся на ниве антропологии: Р.М. Галеев (Москва), С.В. Дробышевский (Москва), А.А. Евтеев (Москва), А.В. Иванов (Севастополь), А.Д. Козак (Киев), Д.В. Пежемский (Москва), Д.И. Ражев (Екатеринбург), Н.А. Суворова (Лейбова)(Москва), С.Ю. Фризен (Москва). Многие старшие коллеги тогда откликнулись на приглашение прийти послушать «антропологическую молодежь»: председательствовали на заседаниях Т.И. Алексеева и М.М.
Герасимова, активное участие в обсуждениях докладов принимали А.Л. Пурунджан, В.Е. Дерябин, А.П. Бужилова, Н.А. Дубова, Т.К. Ходжайов, Г.Л. Хить и др. Именно в 2003 году участники Молодежной конференции впервые заговорили о необходимости проведения методических семинаров и летних школ, организация которых должна быть направлена на сохранение преемственности методических подходов в различных областях физической антропологии, что и было реализовано на различных научных площадках в последние годы.

После длительного перерыва, в 2017 году, была организована Третья Молодежная антропологическая конференция, на которой было принято решение сформировать постоянный Координационный комитет и сделать конференцию ежегодной.

Ждем ваши заявки!

С уважением,
ОРГКОМИТЕТ

Объявлен прием в в магистратуру по специальности «Этническая история» в Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского университета

Уважаемые коллеги!

 

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета в сотрудничестве с Институтом археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан объявляет о наборе в 2018-2019 учебном году (обучение с сентября 2018 г.) в магистратуру по специальности «Этническая история». Мы ожидаем поступления в нашу магистратуру прежде всего студентов, получивших базовое образование по специальностям «история», «археология», «этнология и антропология», «сравнительно-историческое языкознание», однако по результатам собеседования могут быть приняты студенты, получившие образование в специалитете или бакалавриате и по другим гуманитарным направлениям: главным критерием отбора является наличие интереса к научной работе в области предыстории, древней и средневековой этнической истории. При этом, хотя основным направлением наших исследований является история Поволжья, Урала и Восточной Европы в целом, история тюркских и финно-угорских народов, магистрант вправе предложить тему, связанную с другими регионами Евразии, с историей народов индоевропейской, севернокавказской и др. языковых семей, расширение тематики и географии только приветствуется. Для поступления значимо наличие опубликованных научных работ по выбранному направлению, однако это условие не является обязательным.

В рамках подготовки в магистратуре читаются курсы методологии этноисторических исследований, основ археологии, сравнительно-исторического языкознания, ономастики, уралистики, тюркологии, истории народов Волго-Уральского региона. Занятия ведут квалифицированные специалисты, среди которых доктора наук, члены Российской Академии наук и Академии наук Республики Татарстан. В Институте международных отношений, истории и востоковедения имеется возможность слушать спецкурсы по широкому спектру гуманитарных дисциплин, изучать иностранные языки, в том числе – китайский, корейский, турецкий, арабский и др.

Обучение в магистратуре двухгодичное, итогом его должна стать выпускная квалификационная работа (диссертация). В случае успешной исследовательской работы возможно продолжение образования в аспирантуре Казанского Федерального университета или Института Археологии АН РТ. Магистрантом может быть как гражданин России, так и иностранец, обучение в магистратуре, если оно осуществляется впервые, бесплатное; если студент уже имеет одно магистерское образование возможно поступление в платную магистратуру с гибкой системой оплаты обучения. Студентам предоставляется благоустроенное общежитие, выплачивается стипендия. К(П)ФУ предоставляет все условия как для получения полноценного образования (библиотеки, музеи, архивы), так и для участия в общественной студенческой жизни. Казань является одним из старейших в России культурных и образовательных центров, динамично развивающимся современным городом с широкими возможностями для работы, профессионального роста и отдыха.

Дополнительную информацию и контакты для справок и предоставления документов см. на сайте Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ (https://kpfu.ru/imoiv), вопросы по поводу поступления можно присылать и мне по адресу vovia@udm.ru

 

Надеюсь на успешное сотрудничество.

 

Напольских Владимир Владимирович,

д. и. н., проф., член-корреспондент РАН

Письмо о магистратуре 2018

На «Алексеевские чтения» продлен срок приема статей

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Поздравляем Вас с наступившим 2018 годом и наступающим Рождеством!
Напоминаем о возможности публикации материалов конференции в журнале «Археология евразийских степей» в первом полугодии 2018 года и сообщаем о продлении срока приема статей до 1 февраля! С нетерпением ждём Ваших статей!

С уважением, Оргкомитет 7-ой Международной конференции «Алексеевские чтения».

Соглашение с автором

Инструкции и рекомендации к оформлению материалов

55-й конгресс антропологического общества Сербии

 

55-й КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА СЕРБИИ ПРОЙДЕТ 23 — 27 мая 2018 г. в ЗЛАТИБОРЕ

Темы, которые будут представлены на конгрессе:

Физическая антропология популяций;

Демографические и популяционные проблемы;

Антропогенетика;

Криминалистическая антропология;

Спортивная антропология;

Социо-культурная антропология;

Прикладная антропология;

Биоэтика.

Информацию о подаче тезисов, регистрационном взносе и др. смотрите здесь:

First Call

Требования к оформлению тезисов:

THE TITLE OF THE PAPER (FONT TIMES NEW ROMAN, CAPS LOCK, BOLD, FONT SIZE 14)

 Name and surname of the authors (font Times New Roman size12, Normal,)

Name and address of the institution (font Times New Roman size 12, Italic,)

Abstracts-from 150 to 250 words, font Times New Roman size 12, Normal Font, single spacing

Key words: the first word; the second; the third. (from 3 to 5 words)

 

Sekcija (Section)                                                 ☒Način prezentacije (Presentation)

☐Humana biologija (Human biology)                                             ☐ oralno (oral)

☐Biomedicinska antropologija (Biomedical anthropology)             ☐ poster (poster)

☐Forenzička antropologija (Forensic anthropology)

☐Sportska antropologija (Sport anthropology)

☐Socio-kulturna antropologija (Socio-cultural anthropology)

«Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

Омский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

Информационное письмо № 1

 

 Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в LVIII Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК-58) «Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты», которая состоится 16-21 апреля 2018 г. в г. Омск на базе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

К участию в конференции приглашаются студенты, магистранты, аспиранты и молодые исследователи из России и зарубежья.

Работу планируется провести по следующим направлениям:

  1. Историография, теория и методология археологии.
  2. Палеолит-мезолит.
  3. Неолит-энеолит.
  4. Бронзовый век.
  5. Ранний железный век.
  6. Средневековье и Новое время.
  7. Антропология, этнология и этноархеология.
  8. Музееведение и охрана культурного наследия.
  9. Информационные технологии в археологических и этнологических исследованиях.

Оргкомитет:

Директор ОФ ИАЭТ СО РАН, д-р ист. наук, проф., зав. кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Н.А. Томилов; канд. ист. наук, доц. С.Н. Корусенко, канд. ист. наук, доц. И.В. Толпеко, канд. ист. наук, доц. Т.А. Горбунова.

Оргкомитет принимает предложения и заявки по тематике круглых столов, проведение которых планируется в ходе работы конференции.

Для участия в конференции необходимо подать заявку с темой доклада до 20 ноября 2017 г. для подачи проекта на конкурс грантов РФФИ. Адрес электронной почты: raesk58@yandex.ru. Тезисы докладов будут приниматься до 31 января 2018 года. Требования для оформления тезисов будут изложены во втором информационном письме. Тезисы, поступившие, после 31 января 2017 года к публикации приниматься не будут. При этом за участником сохраняется право очного выступления с докладом на конференции.

Информация о маршруте проезда и условиях проживания будут сообщены в следующих информационных письмах.

Контактные данные.

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского:

Светлана Николаевна Корусенко: tomil65@rambler.ru

Ирина Васильевна Толпеко: itolpeko@yandex.ru

Татьяна Александровна Горбунова: GorbunovaTA@omsu.ru

 

Форма заявки

Ф.И.О. (полностью)

Место учебы/работы (ВУЗ, курс, год магистратуры/аспирантуры, должность)

Тематическое направление

Тема доклада (публикации)

Научный руководитель (Ф.И.О., ученая степень и звание, место работы, должность)

Контактный телефон, адрес электронной почты

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Винча культура

Винча культура

Винча культура — среднедунайская (северобалканская) археологическая культура эпохи среднего и позднего неолита и энеолита (сер. VI — V тысячелетия до н. э.). Открыта в 1908 – 1934 гг. сербским археологом Милое Васичем в городке Винча под Белградом. Там семиметровый слой новооткрытой культуры лежал поверх старчевского. Распространена по среднему течению Дуная и его южному притоку Мораве. Ее основная часть приходится на территорию современной Сербии, откуда большие языки выдвигаются в Трансильванию венгерскую (типичный памятник Осентиван) и румынскую (Тордош-Турдаш, Тэртерия), Болгарию (Градешница), Македонию (Анза), Боснию. Часто к Винче причисляют культуру димини в Северной Греции (Фессалии).

Культура Винчи заняла всю основную территорию культуры старчево, кроме ее периферийных областей, и стала южным соседом культуры линейно-ленточной керамики.

 

248689810

Ареал культуры Винчи (обозначен красным цветом).

 

 

q

Распространение культуры Винчи.

 

 

Периодизация. Культура Винча делится, по сербскому археологу М. Гарашанину, на две основные части: Винча-Турдаш (раньше говорили с венгерским произношением второй части: Винча-Тордош) и Винча-Плочник (Плочник – памятник в Сербии).

Калиброванных радиоуглеродных дат для памятников культуры Винчи накоплено немало, но дать точную хронологию культуры затруднительно по двум причинам: во-первых, есть разногласия в причислении разных памятников и групп к культуре Винча, во-вторых, фигурирующие в литературе конкретные датировки не учитывают резервуарного эффекта, а эти поправки нужно вводить в каждом случае особо.

Поэтому лучше пока определять датировку приблизительно – в тысячелетиях. Винча-Турдаш датируется с середины VI тыс. по сер. V тыс. до н. э., а Винча-Плочник занимала вторую половину V тыс. до н. э.

Поселения больше старчевских и существовали дольше – до 500-600 лет. Они на ранней стадии неукрепленные, на поздней стадии есть и укрепленные поселения – со рвами, валами, палисадами и каменными стенами. Появление укреплений  связывают либо с войнами, либо с возросшей социальной дифференциацией. Дома располагались параллельно друг другу, в некоторых поселках формировались улицы. Жилища – на ранней стадии землянки с глиняными печами, позже наземные. Это дома-мазанки (столбовые стены с перемычками из плетня, обмазанные глиной) с двускатными крышами и деревянными или каменными полами, двукомнатные и многокомнатные (до 5 комнат). Длина дома доходила до 20 м. Обветшав, дом сжигался, а на руинах возводился новый. Так и росли напластования – получался телль. В поздний период (3900—3600 гг. до н. э.) появляется мегарон (прямоугольный дом с сенями и портиком).

Самые просторные из этих домов – видимо, святилища: стены внутри и снаружи покрыты рисунками, на стенах или над входом укрепляли череп быка, покрытый слоем глины и раскрашенный: нос синий, а на лбу – красный треугольник. В них обнаружены жертвенники, столы для приношений, колонны с букраниями (черепами быка), статуя богини с двумя головами.

 

kuca-vinca-neolit

Реконструкция жилища.

 

 

Могильники гораздо менее многочисленны, чем поселения. Они экстрамуральные (такие на Балканах появились с Винчей впервые) и грунтовые, обнаруживаются сложнее. Захоронения одиночные и парные, скорченные на левом или правом боку. В сопроводительном инвентаре пища в сосудах, кости животных, предметы убора и оружие или орудия. Есть неясные следы кремации. Есть признаки культа черепов и расчленения скелетов, а, возможно, что часть покойников вообще не подвергалась захоронению в земле.

Керамика. Оранжевые изделия культуры старчево сменились черными сосудами с лощеным орнаментом, большей частью – каннелюрами. Иногда прочерченные полосы образуют ленты, заполненные наколами со втертой белой пастой. Это  серо-черная керамика с черным ангобом, хорошо обожженная.  Некоторые сосуды вылощены до зеркального блеска не только снаружи, но и внутри. Особый вид — сосуды с черным верхом: ангоб у них красный или коричневый, а после лощения сосуд во время обжига переворачивали и опускали верхом в золу.

 

hqdefault

b77a52b102d998ed924ced0519964cfd

 

 

По основным формам сосуды биконические, кроме того есть глубокие и пло­ские блюда, кувшины  виде зверей и птиц и сосуды на высоких ножках (чаще трех), антропоморфные сосуды с крышками и крышки с личинами. Самые разнообразные ручки и ушки.

Хозяйство. Основу хозяйства составляли земледелие и скотоводство (крупный рогатый скот, козы и свиньи). Это заметно отличается от старчево-кришской культуры, где доминировали в стаде овцы.

Охотились с помощью лука и стрел – костяных, с треугольным пером и длинным черешком.

Носители культуры Винча на стадии Плочник были знакомы с плавкой меди. То есть на поздней стали культура переходила к энеолиту. Сохранилась древнейшая металлодобывающая шахта Европы — Рудна-Глава.

Проблема письменности. В 1961 г. румынский археолог Н. Власса в трансильванском поселении культуры Винча-Турдаш Тэртерия обнаружил в яме с человеческими костями и антропоморфными статуэтками три маленькие глиняные обожженные таблички с рисуночными знаками, напоминающими древнешумерскую пиктографическую письменность конца IV тыс. до н.э. Одни предположили, что знаки в Тэтерии возникли под влиянием шумерской письменности и должны с нее читаться, другие – что местные жители имитировали письменность заезжих шумерийцев, не понимая их смысла. Но шумерская письменность на тысячу лет позже тэртерийских знаков. Поэтому третье предположение – что это местная письменность, развивавшаяся очень рано и независимо в Европе. Оказалось, что такие же знаки, хоть и не в столь полном наборе, попадаются и в Градешницы, Диспилию и других местах культуры. За эту идею ухватились многие, и даже предложены разные переводы надписи – без надежных доказательств.

 

tarta1

Тэртерийские таблички.

 

437131_15_i_033

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пластика. В памятниках Винчи сохранились тысячи глиняных скульптур, мелких и крупных. Со времен Гимбутас многие статуэтки трактуются как изображения Богини-птицы: исследовательница отмечала «безротую маску с большим носом или клювом», но и человеческую одежду — лямки и набедренные ремни или узкие юбки, а также вырезанные или нарисованные «символические обозначения божественности» (?) — знаки в виде «V», шевроны, волнистые, параллельные, двойные и тройные линии. В некоторых случаях изображения Богини-птицы появляются на горлышках сосудов или прикрепляются к ним «в качестве маски». Гимбутас особо отмечает птицеобразные сосуды с человеческими личинами.  Она считает, что всех скульптуры божественных существ изображены в масках: у Богини-птицы и других богов культу­ры винча «лица закрыты пятиугольными масками с полукруглыми глазницами», позже – с глазницами миндалевидной формы. На плоских частях маски вырезаны какие-то знаки.

 

q-1

vinca-arheologija-srbija

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XIR212954

 

06010245

 

 

 

 

 

 

 

 

Думается, сей сплошной маскарад – иллюзия. Скорее всего это просто стилизация лица. Именно уплощение головы, ее отграничение от тела и закидывание назад были путем стилизации в средиземноморско-балканской статуарной традиции от Киклад к Дунаю. Возможно, и птичья голова в большинстве случаев надумана: полукруглых и миндалевидных глазниц у птиц не бывает.

В Анзе (Македония) Гимбутас нашла не только обычные небольшие статуэтки, но и огромный сосуд высотой в 92 см, с красными треугольниками и шевронами, на горловине которого вырезан «лик Богини-птицы». Неподалеку от этого места находились сосуд в виде водоплавающей птицы длиной в 60 см и скульптурное изображение свиньи в натуральную величину. Кроме Богини-птицы, которую ввиду многочисленности изображений Гимбутас считает главной богиней винчанского пантеона (наподобие Афины с ее совой), встречаются изображения и других божеств — богинь в образе змеи, мадонн (матерей с младенцами на руках, с медвежьими или птичьими личинами). Большие биконические сосуды покрывали крышками в виде совиной головы. Есть зооморфные фигурки — змей, лягушек, ежей, собак и рыб. Есть фигурки мужчин с бараньими или козьими личинами. В Южной Югославии найдены фигурки-монстры с человеческой головой, а лицом и туловищем быка. Есть двуголовая  фигурка (культ близнецов?). Некоторые статуэтки вырезали из мрамора, алебастра или из другого камня. Столы, сосуды и масляные лампы нередко имеют ножки антропоморфных или зооморфных очертаний.

 

vinca_clay_figure_02

vinca-figurine06010239

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Происхождение. Хотя смена старчево-кришской культуры культурой Винча происходило вроде бы мирно, но первая на всей территории исчезла. Сменилась керамика, домостроительство, способ погребения, состав стада и прочее. Многие археологи не сомневаются, что культура Винчи на этой территории пришлая. Одни (Брукнер и др.) считают, что она продвинулась вверх по Дунаю с Востока на Запад. Другие (Чайлд, Гарашанин) – что путь ее продвижения шел с Юга, из Греции, по Вардару и Мораве. Есть и сторонники местного развития из старчево-кришской (Е. Неуступны и др.). В. А. Сафронов считал, что культура Винчи входит в балкано-анатолийский комплекс вместе с культурой Чатал-Хёйюка и является результатом миграции из Анатолии.

В подтверждение он приводит ряд совпадений в компонентах культуры: букрании на столбах, пилонах и над входом в храмы, костяные шпатулы и вилки, схожие детали в антропоморфной пластике. Последнее, однако, в его сравнительных таблицах не так близко схоже, как ему казалось (это отмечала и Антонова). Правда, очень схожи другие ее черты: оформление глаз в виде полукружий и миндалевидных выпуклин. Можно было бы добавить, что чернолощеная керамика – новшество для бассейна Дуная, археологи возводят его к Анатолии. Правда, не к Чатал-Хёйюку, а к Хаджилару. Или к северо-западному углу Малой Азии.

Можно добавить еще одно соображение. В Чатал-Хёйюке сцены и фрески в храмах, видимо не понятые Сафроновым, изображают выставление трупов на вышках («башнях молчания»), гигантских птиц, выклевывающих из тел души, затем этих же птиц, вкладывающих души в беременных женщин. Это очень точный показ первобытно-иранской погребальной традиции и сути идеи посмертного возобновления жизни в новом теле. Кроме иранцев ее у индоевропейцев не было, и не будем решать вопрос о том, как она к ним попала. Она явно была прежде у чатал-хёйюкцев, и  немногочисленность захоронений в земле у винчанцев может объясняться тем, что и у них наличествовал этот способ погребения.

 

muzej-antropomorfna_figurina_vinca

Богиня-птица в маске с клювом, Винча, (1) начало У тыс. до н.э., (2, 3) середина У тыс. до н.э.

 

lq50eac2fb

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего этого немного, но это говорит о несомненной преемственности между более древними Чатал-Хёйюком с Хаджиларом и более поздней Винчей. Однако есть существенные изменения даже в тех культурных традициях, которые связывают обе культуры: дома перестали тесниться, исчез культовый образ леопарда, резко изменился эталон божественной властительницы – она заметно похудела, и т. д. Была ли тут прямая миграция или передача через посредствующие звенья, сказать трудно. Неясно также был ли миграционный приток основным фактором формирования культуры Винча или лишь дополнительным.

Так или иначе, винча и ее производные культуры очевидно знаменуют собой вторую волну неолитизации Европы, из тех двух, что зафиксированы новейшими исследованиями генетиков.

Этногенез. Васич до конца дней был убежден, что раскопал в Винче греческую колонию. Мария Гимбутас, копавшая винчанское поселение Анза в Македонии, считала, что это местная культура, выросшая из старчева – антропологический тип остался тем же, средиземноморским.

Сторонники балканской гипотезы о происхождении индоевропейцев могут принять местное происхождение винчанской культуры и в то же время счесть ее индоевропейской. Сторонники центрально-европейской или степной гипотез считают, что она была до-индоеворопейской (такова была позиция Гимбутас). К. Ренфру стоял за анатолийское происхождение индоевропейцев, за совпадение распространения индоевропейской речи с неолитизацией Европы. По Ренфру, Винча — индоевропейцы. Сафронов предложил компромиссную концепцию, в сущности отличающуюся от точки зрения Ренфру лишь детализацией: каждый этап продвижения индоевропейской речи из Анатолии в Европу можно рассматривать как временную прародину. Винча для него один из этапов этого продвижения, один из этапов формирования и существования праиндоевропейского языка.

Что, кроме общих соображений о месте культуры Винчи в судьбах индоевропейского комплекса, привел Сафронов в пользу индоевропейской принадлежности Винчи? Совпадение «портрета индоевропейского праязыка» с ареалом фауны и флоры Центральной Европы? Но это подходит для многих культур. Уровень культуры, засвидетельствованный индоевропейским праязыком (развитое военное дело, социальная иерархия, наличие металла)? Но эти констатации у лингвистов спорны, а много не хватает (нет повозок, коневодства). Сафронов списывает это на раннюю стадию развития – это, мол, появится на следующих стадиях. Тем не менее этого нет.

Чтобы усилить пригодность Винчи к нагрузке индоевропейской аттестацией, Сафронов всячески подчеркивает передовой характер этой культуры – объявляет ее даже не протоцивилизацией, как Чатал-Хёйюк, а цивилизацией, а ее поселки – городами (как и Гарашанин). Он трактует просторные глинобитные дома культуры Винча-Плочник (самый просторный – 20 х 11 м) как храмы и дворцы правителей, сравнивая их с домами правителей Трои II по размаху. Но в Трое были мощные каменные стены цитадели и города, да и то дворцами эти строения именовал эпос много веков спустя. Если бы Сафронов привлек для сравнения Кносский дворец, то сразу стало бы ясно, что в Винче не дворцовый масштаб.

Существеннее другое. Те компоненты культуры Винчи, которые распространены в этнических контекстах, носят не-индоевропейский характер. Букрании и вообще культ божественного быка характерен для Средизменоморья – Чатал-Хёйюк, Египет с его Аписом, Крит с Минотавром, испанская коррида, но он не продвигается на север в Европу, оставаясь у южных индоевропейских народов доиндоевропейским субстратом. Женское божество, господствующее над миром животных и над обществом, типично для восточных культур (Иштар, Астарта, Кибела), но уже в Египте мужские божества преобладают. В Европе, за исключением Греции, где был силен средиземноморский субстрат, богини доминируют в мире женских работ и рождения.

Винча в этом плане принадлежит к культурам Востока и Средиземноморья.

Любопытно, что, как и в старчевской культуре, в культуре винча преобладает троичный принцип архитектоники – три ножки у сосудов, даже у некоторых зооморфных. А не четверичный, характерный для индоевропейцев.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015