Доска объявлений

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Винча культура

Винча культура

Винча культура — среднедунайская (северобалканская) археологическая культура эпохи среднего и позднего неолита и энеолита (сер. VI — V тысячелетия до н. э.). Открыта в 1908 – 1934 гг. сербским археологом Милое Васичем в городке Винча под Белградом. Там семиметровый слой новооткрытой культуры лежал поверх старчевского. Распространена по среднему течению Дуная и его южному притоку Мораве. Ее основная часть приходится на территорию современной Сербии, откуда большие языки выдвигаются в Трансильванию венгерскую (типичный памятник Осентиван) и румынскую (Тордош-Турдаш, Тэртерия), Болгарию (Градешница), Македонию (Анза), Боснию. Часто к Винче причисляют культуру димини в Северной Греции (Фессалии).

Культура Винчи заняла всю основную территорию культуры старчево, кроме ее периферийных областей, и стала южным соседом культуры линейно-ленточной керамики.

 

248689810

Ареал культуры Винчи (обозначен красным цветом).

 

 

q

Распространение культуры Винчи.

 

 

Периодизация. Культура Винча делится, по сербскому археологу М. Гарашанину, на две основные части: Винча-Турдаш (раньше говорили с венгерским произношением второй части: Винча-Тордош) и Винча-Плочник (Плочник – памятник в Сербии).

Калиброванных радиоуглеродных дат для памятников культуры Винчи накоплено немало, но дать точную хронологию культуры затруднительно по двум причинам: во-первых, есть разногласия в причислении разных памятников и групп к культуре Винча, во-вторых, фигурирующие в литературе конкретные датировки не учитывают резервуарного эффекта, а эти поправки нужно вводить в каждом случае особо.

Поэтому лучше пока определять датировку приблизительно – в тысячелетиях. Винча-Турдаш датируется с середины VI тыс. по сер. V тыс. до н. э., а Винча-Плочник занимала вторую половину V тыс. до н. э.

Поселения больше старчевских и существовали дольше – до 500-600 лет. Они на ранней стадии неукрепленные, на поздней стадии есть и укрепленные поселения – со рвами, валами, палисадами и каменными стенами. Появление укреплений  связывают либо с войнами, либо с возросшей социальной дифференциацией. Дома располагались параллельно друг другу, в некоторых поселках формировались улицы. Жилища – на ранней стадии землянки с глиняными печами, позже наземные. Это дома-мазанки (столбовые стены с перемычками из плетня, обмазанные глиной) с двускатными крышами и деревянными или каменными полами, двукомнатные и многокомнатные (до 5 комнат). Длина дома доходила до 20 м. Обветшав, дом сжигался, а на руинах возводился новый. Так и росли напластования – получался телль. В поздний период (3900—3600 гг. до н. э.) появляется мегарон (прямоугольный дом с сенями и портиком).

Самые просторные из этих домов – видимо, святилища: стены внутри и снаружи покрыты рисунками, на стенах или над входом укрепляли череп быка, покрытый слоем глины и раскрашенный: нос синий, а на лбу – красный треугольник. В них обнаружены жертвенники, столы для приношений, колонны с букраниями (черепами быка), статуя богини с двумя головами.

 

kuca-vinca-neolit

Реконструкция жилища.

 

 

Могильники гораздо менее многочисленны, чем поселения. Они экстрамуральные (такие на Балканах появились с Винчей впервые) и грунтовые, обнаруживаются сложнее. Захоронения одиночные и парные, скорченные на левом или правом боку. В сопроводительном инвентаре пища в сосудах, кости животных, предметы убора и оружие или орудия. Есть неясные следы кремации. Есть признаки культа черепов и расчленения скелетов, а, возможно, что часть покойников вообще не подвергалась захоронению в земле.

Керамика. Оранжевые изделия культуры старчево сменились черными сосудами с лощеным орнаментом, большей частью – каннелюрами. Иногда прочерченные полосы образуют ленты, заполненные наколами со втертой белой пастой. Это  серо-черная керамика с черным ангобом, хорошо обожженная.  Некоторые сосуды вылощены до зеркального блеска не только снаружи, но и внутри. Особый вид — сосуды с черным верхом: ангоб у них красный или коричневый, а после лощения сосуд во время обжига переворачивали и опускали верхом в золу.

 

hqdefault

b77a52b102d998ed924ced0519964cfd

 

 

По основным формам сосуды биконические, кроме того есть глубокие и пло­ские блюда, кувшины  виде зверей и птиц и сосуды на высоких ножках (чаще трех), антропоморфные сосуды с крышками и крышки с личинами. Самые разнообразные ручки и ушки.

Хозяйство. Основу хозяйства составляли земледелие и скотоводство (крупный рогатый скот, козы и свиньи). Это заметно отличается от старчево-кришской культуры, где доминировали в стаде овцы.

Охотились с помощью лука и стрел – костяных, с треугольным пером и длинным черешком.

Носители культуры Винча на стадии Плочник были знакомы с плавкой меди. То есть на поздней стали культура переходила к энеолиту. Сохранилась древнейшая металлодобывающая шахта Европы — Рудна-Глава.

Проблема письменности. В 1961 г. румынский археолог Н. Власса в трансильванском поселении культуры Винча-Турдаш Тэртерия обнаружил в яме с человеческими костями и антропоморфными статуэтками три маленькие глиняные обожженные таблички с рисуночными знаками, напоминающими древнешумерскую пиктографическую письменность конца IV тыс. до н.э. Одни предположили, что знаки в Тэтерии возникли под влиянием шумерской письменности и должны с нее читаться, другие – что местные жители имитировали письменность заезжих шумерийцев, не понимая их смысла. Но шумерская письменность на тысячу лет позже тэртерийских знаков. Поэтому третье предположение – что это местная письменность, развивавшаяся очень рано и независимо в Европе. Оказалось, что такие же знаки, хоть и не в столь полном наборе, попадаются и в Градешницы, Диспилию и других местах культуры. За эту идею ухватились многие, и даже предложены разные переводы надписи – без надежных доказательств.

 

tarta1

Тэртерийские таблички.

 

437131_15_i_033

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пластика. В памятниках Винчи сохранились тысячи глиняных скульптур, мелких и крупных. Со времен Гимбутас многие статуэтки трактуются как изображения Богини-птицы: исследовательница отмечала «безротую маску с большим носом или клювом», но и человеческую одежду — лямки и набедренные ремни или узкие юбки, а также вырезанные или нарисованные «символические обозначения божественности» (?) — знаки в виде «V», шевроны, волнистые, параллельные, двойные и тройные линии. В некоторых случаях изображения Богини-птицы появляются на горлышках сосудов или прикрепляются к ним «в качестве маски». Гимбутас особо отмечает птицеобразные сосуды с человеческими личинами.  Она считает, что всех скульптуры божественных существ изображены в масках: у Богини-птицы и других богов культу­ры винча «лица закрыты пятиугольными масками с полукруглыми глазницами», позже – с глазницами миндалевидной формы. На плоских частях маски вырезаны какие-то знаки.

 

q-1

vinca-arheologija-srbija

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XIR212954

 

06010245

 

 

 

 

 

 

 

 

Думается, сей сплошной маскарад – иллюзия. Скорее всего это просто стилизация лица. Именно уплощение головы, ее отграничение от тела и закидывание назад были путем стилизации в средиземноморско-балканской статуарной традиции от Киклад к Дунаю. Возможно, и птичья голова в большинстве случаев надумана: полукруглых и миндалевидных глазниц у птиц не бывает.

В Анзе (Македония) Гимбутас нашла не только обычные небольшие статуэтки, но и огромный сосуд высотой в 92 см, с красными треугольниками и шевронами, на горловине которого вырезан «лик Богини-птицы». Неподалеку от этого места находились сосуд в виде водоплавающей птицы длиной в 60 см и скульптурное изображение свиньи в натуральную величину. Кроме Богини-птицы, которую ввиду многочисленности изображений Гимбутас считает главной богиней винчанского пантеона (наподобие Афины с ее совой), встречаются изображения и других божеств — богинь в образе змеи, мадонн (матерей с младенцами на руках, с медвежьими или птичьими личинами). Большие биконические сосуды покрывали крышками в виде совиной головы. Есть зооморфные фигурки — змей, лягушек, ежей, собак и рыб. Есть фигурки мужчин с бараньими или козьими личинами. В Южной Югославии найдены фигурки-монстры с человеческой головой, а лицом и туловищем быка. Есть двуголовая  фигурка (культ близнецов?). Некоторые статуэтки вырезали из мрамора, алебастра или из другого камня. Столы, сосуды и масляные лампы нередко имеют ножки антропоморфных или зооморфных очертаний.

 

vinca_clay_figure_02

vinca-figurine06010239

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Происхождение. Хотя смена старчево-кришской культуры культурой Винча происходило вроде бы мирно, но первая на всей территории исчезла. Сменилась керамика, домостроительство, способ погребения, состав стада и прочее. Многие археологи не сомневаются, что культура Винчи на этой территории пришлая. Одни (Брукнер и др.) считают, что она продвинулась вверх по Дунаю с Востока на Запад. Другие (Чайлд, Гарашанин) – что путь ее продвижения шел с Юга, из Греции, по Вардару и Мораве. Есть и сторонники местного развития из старчево-кришской (Е. Неуступны и др.). В. А. Сафронов считал, что культура Винчи входит в балкано-анатолийский комплекс вместе с культурой Чатал-Хёйюка и является результатом миграции из Анатолии.

В подтверждение он приводит ряд совпадений в компонентах культуры: букрании на столбах, пилонах и над входом в храмы, костяные шпатулы и вилки, схожие детали в антропоморфной пластике. Последнее, однако, в его сравнительных таблицах не так близко схоже, как ему казалось (это отмечала и Антонова). Правда, очень схожи другие ее черты: оформление глаз в виде полукружий и миндалевидных выпуклин. Можно было бы добавить, что чернолощеная керамика – новшество для бассейна Дуная, археологи возводят его к Анатолии. Правда, не к Чатал-Хёйюку, а к Хаджилару. Или к северо-западному углу Малой Азии.

Можно добавить еще одно соображение. В Чатал-Хёйюке сцены и фрески в храмах, видимо не понятые Сафроновым, изображают выставление трупов на вышках («башнях молчания»), гигантских птиц, выклевывающих из тел души, затем этих же птиц, вкладывающих души в беременных женщин. Это очень точный показ первобытно-иранской погребальной традиции и сути идеи посмертного возобновления жизни в новом теле. Кроме иранцев ее у индоевропейцев не было, и не будем решать вопрос о том, как она к ним попала. Она явно была прежде у чатал-хёйюкцев, и  немногочисленность захоронений в земле у винчанцев может объясняться тем, что и у них наличествовал этот способ погребения.

 

muzej-antropomorfna_figurina_vinca

Богиня-птица в маске с клювом, Винча, (1) начало У тыс. до н.э., (2, 3) середина У тыс. до н.э.

 

lq50eac2fb

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего этого немного, но это говорит о несомненной преемственности между более древними Чатал-Хёйюком с Хаджиларом и более поздней Винчей. Однако есть существенные изменения даже в тех культурных традициях, которые связывают обе культуры: дома перестали тесниться, исчез культовый образ леопарда, резко изменился эталон божественной властительницы – она заметно похудела, и т. д. Была ли тут прямая миграция или передача через посредствующие звенья, сказать трудно. Неясно также был ли миграционный приток основным фактором формирования культуры Винча или лишь дополнительным.

Так или иначе, винча и ее производные культуры очевидно знаменуют собой вторую волну неолитизации Европы, из тех двух, что зафиксированы новейшими исследованиями генетиков.

Этногенез. Васич до конца дней был убежден, что раскопал в Винче греческую колонию. Мария Гимбутас, копавшая винчанское поселение Анза в Македонии, считала, что это местная культура, выросшая из старчева – антропологический тип остался тем же, средиземноморским.

Сторонники балканской гипотезы о происхождении индоевропейцев могут принять местное происхождение винчанской культуры и в то же время счесть ее индоевропейской. Сторонники центрально-европейской или степной гипотез считают, что она была до-индоеворопейской (такова была позиция Гимбутас). К. Ренфру стоял за анатолийское происхождение индоевропейцев, за совпадение распространения индоевропейской речи с неолитизацией Европы. По Ренфру, Винча — индоевропейцы. Сафронов предложил компромиссную концепцию, в сущности отличающуюся от точки зрения Ренфру лишь детализацией: каждый этап продвижения индоевропейской речи из Анатолии в Европу можно рассматривать как временную прародину. Винча для него один из этапов этого продвижения, один из этапов формирования и существования праиндоевропейского языка.

Что, кроме общих соображений о месте культуры Винчи в судьбах индоевропейского комплекса, привел Сафронов в пользу индоевропейской принадлежности Винчи? Совпадение «портрета индоевропейского праязыка» с ареалом фауны и флоры Центральной Европы? Но это подходит для многих культур. Уровень культуры, засвидетельствованный индоевропейским праязыком (развитое военное дело, социальная иерархия, наличие металла)? Но эти констатации у лингвистов спорны, а много не хватает (нет повозок, коневодства). Сафронов списывает это на раннюю стадию развития – это, мол, появится на следующих стадиях. Тем не менее этого нет.

Чтобы усилить пригодность Винчи к нагрузке индоевропейской аттестацией, Сафронов всячески подчеркивает передовой характер этой культуры – объявляет ее даже не протоцивилизацией, как Чатал-Хёйюк, а цивилизацией, а ее поселки – городами (как и Гарашанин). Он трактует просторные глинобитные дома культуры Винча-Плочник (самый просторный – 20 х 11 м) как храмы и дворцы правителей, сравнивая их с домами правителей Трои II по размаху. Но в Трое были мощные каменные стены цитадели и города, да и то дворцами эти строения именовал эпос много веков спустя. Если бы Сафронов привлек для сравнения Кносский дворец, то сразу стало бы ясно, что в Винче не дворцовый масштаб.

Существеннее другое. Те компоненты культуры Винчи, которые распространены в этнических контекстах, носят не-индоевропейский характер. Букрании и вообще культ божественного быка характерен для Средизменоморья – Чатал-Хёйюк, Египет с его Аписом, Крит с Минотавром, испанская коррида, но он не продвигается на север в Европу, оставаясь у южных индоевропейских народов доиндоевропейским субстратом. Женское божество, господствующее над миром животных и над обществом, типично для восточных культур (Иштар, Астарта, Кибела), но уже в Египте мужские божества преобладают. В Европе, за исключением Греции, где был силен средиземноморский субстрат, богини доминируют в мире женских работ и рождения.

Винча в этом плане принадлежит к культурам Востока и Средиземноморья.

Любопытно, что, как и в старчевской культуре, в культуре винча преобладает троичный принцип архитектоники – три ножки у сосудов, даже у некоторых зооморфных. А не четверичный, характерный для индоевропейцев.

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015