Доска объявлений

XV КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ Санкт-Петербург, 26–30 июня 2023 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Ассоциация антропологов и этнологов России,

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и

Санкт-Петербургский государственный университет

проводят 26-30 июня 2023 года в Санкт-Петербурге

XV Конгресс антропологов и этнологов России

 

В 2023 году Конгресс антропологов и этнологов России (XV КАЭР) пройдет в обновленном формате: вместо главной темы в его поле зрения окажется многообразие тем, представляющих профессиональный интерес для сообщества антропологов и этнологов России. Важная задача Конгресса — обсуждение основных направлений и достижений в области отечественной и мировой социально-культурной антропологии и этнологии, в связи с чем организаторы рекомендуют заявителям секций (круглых столов и иных мероприятий) представить наиболее важные и актуальные, с их точки зрения, направления. К участию в Конгрессе предполагается привлечь ученых из всех регионов и профильных научных центров России; приветствуется и участие зарубежных коллег. Конгресс состоится в очном формате. Рабочий язык — русский.

Сбор заявок на секции (круглые столы, воркшопы и т.д.) начнется 15 сентября 2022 г. и продлится до 15 декабря 2022 г. На организацию секции (круглого стола) от одного заявителя может быть подана только одна заявка. Предпочтительна подача заявки на секцию в варианте со-руководства (со-модераторства) представителей разных регионов и научных центров. У руководителя секции / круглого стола обязательно наличие ученой степени (кандидат наук, доктор наук, PhD). Для рассмотрения Программным комитетом заявки на организацию секции (круглого стола, воркшопа, презентации книги или журнала) она должна быть подана с заполнением всех информационных полей. Программный комитет оставляет за собой право отклонять заявки и объединять сходные по тематике секции.

Заявки на участие в секциях (круглых столах, воркшопах и др.) будут приниматься с 1 января по 1 апреля 2023 г. Руководители секций осуществляют отбор докладов и формируют список участников. Минимальное количество докладов для организации секции – 7, максимальное – 20. Один участник может подать не более двух заявок на доклады.

Регистрация участников, отбор заявок, подготовка программы осуществляются через официальный сайт Конгресса: www.caer.ru. Краткие резюме включенных в программу докладов (до 200 слов) будут размещены на сайте Конгресса. Материалы Конгресса могут быть предложены к публикации в виде подборок научных статей в журналах, издаваемых МАЭ РАН и СПбГУ. Участие в Конгрессе предполагает организационный взнос — 1000 руб.

Email оргкомитета: caer2023@mail.ru

КАЭР_Афиша

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Вельбарская культура

Вельбарская культура

Вельбарская культура — археологическая культура железного века (позднеримского времени) в северной Польше и Юго-Западной Белоруссии, протянувшаяся полосой от юго-восточного побережья Балтики вдоль восточного берега Вислы через бассейн Западного Буга к верховьям Припяти и Южного Буга (Западная Волынь). Датируется временем от 20 годов II века н.э. до V века н.э. Названа по могильнику Мальборк – Вельбарк польским археологом Р. Волонгевичем в 1970-е годы. Ранее сторонники германской трактовки называли ее прямо гото-гепидской, а их противники считали ее поздней фазой оксывской культуры (то есть частью венедской) или относили к еще более ранней восточнопоморско-мазовецкой культуре. На Украине и в Белоруссии ее памятники получили имя «тип Брест-Тришин-Дитиничи».

 

Вельбарская

Карта 31. Основные памятники вельбарской культуры a — ареал на любовидзкой фазе; б — ареал на цецельской фазе; в — наиболее исследованные могильники; г — курганы с каменными конструкциями; д — наиболее исследованные пшеворские могильники, продолжающие существовать на цецельской фазе как вельбарские; е — памятники на Люблинщине; ж — могильники на территории Украины и Белоруссии; з — поселения на территории Украины; и — вельбарско-черняховские могильники; к — вельбарско-черняховские поселения; л — клад вещей вельбарско-черняховский (?); м — вельбарские погребения на зарубинецких могильниках; 1 — Брест-Тришин; 2 — Скорбичи; 3 — Величковичи; 4 — Любомль; 5 — Машев; 6 — Луцк-Гнидава; 7 — Боратин; 8, 9 — Горькая Полонка; 10, 11 — Баев; 12 —Загайи; 13 — Рованча; 14 — Новостав; 15 — Деревянное; 16 — Береги; 17 — Дитиничи; 18 — Рудка; 19 — Боромель; 20 — Великий Олексин; 21 — Городище; 22 — Городок; 23 — Могиляны-Хмельник; 24 — Остров; 25 — Зозев; 26 — Уездцы; 27 — Окнины; 28 — Лепесовка; 29 — Борсуки; 30 — Викнины Великие; 31 — Линев; 32 — Лежница; 33 — Михале; 34 — Федоровцы; 35 — Ромаш; 36 — Свитазев; 37 — Ястребичи; 38 — Демидовка; 39 — Гунька; 40 — Слободка; 41 — Зеньковцы; 42 — Великая Слобода II; 43 — Пересыпки; 44, 45 — Велемичи I, II; 46 — Отвержичи. Составитель К. В. Каспарова

 

Вельбарская культура по сути относится к числу «полей погребальных урн» (нем. Urnenfelderkultur), но  погребальный обряд не вполне урновый. Это кремация с захоронением праха просто в небольших ямках, реже – в урнах, есть и трупоположения (головой на север). На севере вельбарской культуры известны курганы, каменные круги и стелы, имеющие аналогии в Скандинавии. Для погребального инвентаря характерно отсутствие оружия и вообще предметов из железа. Большей частью захоронения сопровождались несколькими глиняными сосудами-приставками, украшениями и деталями убранства, личными вещами. Вещи эти — бронзовые фибулы и пряжки, стеклянные и янтарные бусины, роговые гребни, пряслица. Но в с. Рудки на Украине обнаружено погребение знатного вельбарца: трупоположение в глубокой (более двух метров) яме, сопровождавшееся богатым инвентарем: бронзовыми миской и котлом, стеклянным бокалом, серебряными фибулой, шпорами и ножом, стеклянными жетонами для игры, глиняными сосудами и свиными костями. Такие «княжеские» погребения есть и в Польше.  Специфичны для вельбарской культуры некоторые типы подвязных арбалетовидных фибул, гребенчатые фибулы, роговые гребни, наконечники ремня, ритоны.

Вельбарская-3

Планы и инвентарь некоторых погребений могильника Петровичи (вельбарская культура, Белоруссия). 1 — участки поврежденной поверхности; 2 — песок с примесями культкрного пласта; 3 — материк; 4 — светло-коричневый, слегка гумусированный грунт; 5 — буровато-коричневый гумусированный грунт; 6 — зольно-угольный слой; 7 — отдельные угли; 8 — кальцинированные кости; 9 фрагменты посуды. Источник: В.Белявец. К изучению памятников вельбарской культуры в Беларуси.

 

В лепной (не кружальной) керамике типичны низкие сосуды, украшенные лощёными и шершавыми (польск. хроповатыми) зонами, причем специально ошершавленными, яйцевидные горшки (нем. кумпфы), лощеные миски с тремя симметрично расположенными на сосуде  ручками (Х-образными, т. е. с перехватом в средней части), кувшины с высокой тонкой шейкой и длинным плоским ушком.  Ошершевленность достигалась нанесением жидкой глины с примесями песка и дресвы (дробленого камня).

Вельбарская-7

Находки из погребений могильника Петровичи (вельтарская культура, Белоруссия). 7.8,17, 2 — глина; 30, 4 — серебро; 1 — 3,6,38,17, 29 — бронза; 5а,б,в,ж — янтарь, остальные изделия — стекло. Источник: В.Белявец. К изучению памятников вельбарской культуры в Беларуси.

 

В вельбарской культуре много вещей пшеворской, а на юге и черняховской культур. По-видимому, в движение вельбарской культуры на юго-восток втягивалось и соседнее пшеворское население.

Селища вельбарцев небольшие, с прямоугольными наземными и полуземляночными постройками. Конструкция жилищ каркасно-плетевая, стены обмазывались глиной. Но на украинской территории вельбарско-черняховское поселение Лепесовка имело большие размеры, а комбинация жилого помещения и хлева под одной крышей известны у раннесредневековых германцев.

Ранней частью вельбарской культуры является ее приморская, северозападная часть, где она сменила оксывскую культуру, включив в себя многое из оксывского субстрата. Уже к III веку осуществилась ее экспансия на юго-восток. Там, на юго-востоке она соседит с обширной черняховской культурой, в создании которой она видимо участвовала (вместе с сарматами), так как многие их параметры и типы вещей схожи. На исходной территории сменяется пражской культурой, с нею не схожей.

Эта ситуация (появление на берегу Балтики, движение на юго-восток, создание там обширного государства, датировки) полностью соответствует истории германского народа готов, мигрировавшего из Скандинавии в Померанию, отчего вельбарская культура сейчас обычно идентифицируется с готами, также и с другими германцами — гепидами и скирами, тогда как пражская – со славянами. Это понимание вельбарской культуры сформировано Р. Волонгевичем в 1970-х годах.  М. Б. Щукин отмечает две волны в экспансии вельбарской культуры. Возможно, что первая связана с готами, вторая – с гепидами.

Генетика пока изучена только у женской части населения вельбарской культуры —  определены митохондриальные гаплогруппы Н, Н5, W, J2, T2b, U3, U5.

Любопытна предыстория районов вельбарской культуры. Задолго до нее, на рубеже VII и VI веков до н. э. в массу лужицкого населения, охватывавшего всю Польшу, вклинилась с севера (тоже с берегов Балтики) небольшая прибрежная культура, называемая археологами восточнопоморской. Она быстро расширялась, распространяясь на юго-восток, и заняла значительную часть Польши. История повторяется. Эта миграция повторилась полтысячи лет спустя. Судя по типам артефактов (бритвы, мечи, фибулы и др.), и та культура могла иметь германские корни.

Любопытна и последующая история оксывско-вельбарского эпизода. В предпястовский период раннего средневековья праславянская культура Севера Польши, т. е районов занятых перед тем оксывской, а затем вельбарской культурой, заметно отличалась от культуры южной половины Польши – районов занятых перед тем пшеворской культурой. Если там, на юге, господствовали в керамике пражские традиции при некотором сохранении пшеворских, то здесь, на севере, пражские традиции начисто отсутствуют, а весь облик керамики иной, чем на юге (Кухаренко 1969: 128). Возможно, что этнический субстрат как-то сказался и на политических событиях. Если на юге, где население веками привыкало к королевской власти, династия Пястов сумела быстро объединить сформировавшиеся княжества на национальной основе, то на севере, более далеком и от Римской империи, и от гуннских и аварских примеров, крепче держались традиции самостоятельности небольших племенных центров. В новых условиях это могло способствовать образованию самостоятельных торговых городов, объединившихся в ганзейский союз – вне зависимости от этнических различий.

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015