Доска объявлений

IX Бунаковские чтения пройдут 18-20 октября 2021

Научная конференция «Эволюционный континуум рода Homo» (IX Бунаковские чтения), посвященная 130-летию со дня рождения Виктора Валериановича Бунака (1891–1979), пройдет 18-20 октября 2021 г. в Москве на базе Государственного биологического музея имени К. А. Тимирязева и НИИ и Музея антропологии МГУ им. Д.Н. Анучина. Форма проведения — очно-дистанционная.

Места проведения:
18–19 октября: г. Москва, ул. Малая Грузинская 15, Государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева.
20 октября: г. Москва, ул. Моховая, дом 11, НИИ и Музей антропологии МГУ им. Д.Н. Анучина.

Уважаемые участники IX Бунаковских чтений,
Открытие конференции состоится завтра в 11 часов утра в Государственном биологическом музее имени К. А. Тимирязева. По желанию можете использовать в своих презентациях логотип конференции, которой приложен к письму в трех разных форматах (формат png — без фона).
Просьба к очным докладчикам приходить заранее для проверки презентации перед началом заседания и секций.
Просьба к Zoom докладчикам: если есть малейшие сомнения в качестве вашего интернета или в том, что справитесь с демонстрацией презентации, пришлите ее, пожалуйста, заранее (до начала заседания, на котором запланировано ваше выступление) ответным письмом, указав в теме письма фамилию докладчика.

Актуальная программа конференции (с последними изменениями на 17.10.2021 16:00) отражается в текстовом виде на сайте Центра физической антропологии ИЭА РАН http://rusanthropology.org/%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%bc%d0%b0-ix-%d0%b1%d1%83%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d1%85-%d1%87%d1%82%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b9-18-20-%d0%be%d0%ba%d1%82%d1%8f%d0%b1-2/

Напоминаю, вход в МГУ (20 октября) осуществляется по спискам, очные докладчики и те, кто выразил мне или Ирине Анатольевне свое желание прийти, в список внесены. ФИО для попадания в список необходимо сегодня отправить руководителю секции «Проблемы роста, развития и адаптации человека» Ирине Анатольевне Хомяковой по адресу irina-khomyakova@yandex.ru (телефон для экстренной связи 8 916 323 74 98).

 

С уважением,
ответственный секретарь конференции
Наталья Харламова
н.с. ЦФА ИЭА РАН
+79166101476

 

 

«Антропологическая среда»: Краниологические особенности древнерусских популяций на южных и восточных границах ареала

Уважаемые коллеги!

В среду 29 сентября 2021 года в 14 часов 30 минут в рамках научно-методического семинара «Антропологическая среда» состоится доклад Д.В. Пежемского на тему: «Краниологические особенности древнерусских популяций на южных и восточных границах ареала».

Аннотация доклада

Для тех, кто будет в онлайне:

Подключиться к конференции Zoom

https://us02web.zoom.us/j/83063273999?pwd=dWp3SnpRVy95dXhnUVQ1SjUyWk1xZz09

Идентификатор конференции: 830 6327 3999

Код доступа: 9MC7DT

 

Ученый секретарь                   Е,И.Балахонова

XIV Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIV Конгресс антропологов и этнологов России
Томск, 6–9 июля 2021 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Научно-исследовательским Томским государственным университетом,

Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН при поддержке Администрации Томской области

Проводят 6–9 июля 2021 года в Томске XIV Конгресс антропологов и этнологов России.

 

Тема Конгресса — «Антропология и этнология в поисках ответов на социальные вызовы».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий, в том числе:

  • Современные задачи и приоритеты антропологии и этнологии
  • Междисциплинарные связи антропологии и этнологии
  • Этнологическое/антропологическое образование и просвещение
  • Этнокультурное развитие и российская идентичность
  • Этнонациональная политика и мониторинг межэтнических отношений
  • Прикладная и неотложная антропология в условиях кризиса и пандемии
  • Антропология религии
  • Миграционные исследования
  • Цифровая антропология
  • Физическая (биологическая) антропология
  • Этнографический туризм и музееведение
  • Методы и техники полевых и кабинетных исследований
  • Историографические традиции этнологии и антропологии

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

 

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 1 октября 2020 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2021@mail.ru. Для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна – Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России; тел. в Москве +7(495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2021@mail.ru

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Вельбарская культура

Вельбарская культура

Вельбарская культура — археологическая культура железного века (позднеримского времени) в северной Польше и Юго-Западной Белоруссии, протянувшаяся полосой от юго-восточного побережья Балтики вдоль восточного берега Вислы через бассейн Западного Буга к верховьям Припяти и Южного Буга (Западная Волынь). Датируется временем от 20 годов II века н.э. до V века н.э. Названа по могильнику Мальборк – Вельбарк польским археологом Р. Волонгевичем в 1970-е годы. Ранее сторонники германской трактовки называли ее прямо гото-гепидской, а их противники считали ее поздней фазой оксывской культуры (то есть частью венедской) или относили к еще более ранней восточнопоморско-мазовецкой культуре. На Украине и в Белоруссии ее памятники получили имя «тип Брест-Тришин-Дитиничи».

 

Вельбарская

Карта 31. Основные памятники вельбарской культуры a — ареал на любовидзкой фазе; б — ареал на цецельской фазе; в — наиболее исследованные могильники; г — курганы с каменными конструкциями; д — наиболее исследованные пшеворские могильники, продолжающие существовать на цецельской фазе как вельбарские; е — памятники на Люблинщине; ж — могильники на территории Украины и Белоруссии; з — поселения на территории Украины; и — вельбарско-черняховские могильники; к — вельбарско-черняховские поселения; л — клад вещей вельбарско-черняховский (?); м — вельбарские погребения на зарубинецких могильниках; 1 — Брест-Тришин; 2 — Скорбичи; 3 — Величковичи; 4 — Любомль; 5 — Машев; 6 — Луцк-Гнидава; 7 — Боратин; 8, 9 — Горькая Полонка; 10, 11 — Баев; 12 —Загайи; 13 — Рованча; 14 — Новостав; 15 — Деревянное; 16 — Береги; 17 — Дитиничи; 18 — Рудка; 19 — Боромель; 20 — Великий Олексин; 21 — Городище; 22 — Городок; 23 — Могиляны-Хмельник; 24 — Остров; 25 — Зозев; 26 — Уездцы; 27 — Окнины; 28 — Лепесовка; 29 — Борсуки; 30 — Викнины Великие; 31 — Линев; 32 — Лежница; 33 — Михале; 34 — Федоровцы; 35 — Ромаш; 36 — Свитазев; 37 — Ястребичи; 38 — Демидовка; 39 — Гунька; 40 — Слободка; 41 — Зеньковцы; 42 — Великая Слобода II; 43 — Пересыпки; 44, 45 — Велемичи I, II; 46 — Отвержичи. Составитель К. В. Каспарова

 

Вельбарская культура по сути относится к числу «полей погребальных урн» (нем. Urnenfelderkultur), но  погребальный обряд не вполне урновый. Это кремация с захоронением праха просто в небольших ямках, реже – в урнах, есть и трупоположения (головой на север). На севере вельбарской культуры известны курганы, каменные круги и стелы, имеющие аналогии в Скандинавии. Для погребального инвентаря характерно отсутствие оружия и вообще предметов из железа. Большей частью захоронения сопровождались несколькими глиняными сосудами-приставками, украшениями и деталями убранства, личными вещами. Вещи эти — бронзовые фибулы и пряжки, стеклянные и янтарные бусины, роговые гребни, пряслица. Но в с. Рудки на Украине обнаружено погребение знатного вельбарца: трупоположение в глубокой (более двух метров) яме, сопровождавшееся богатым инвентарем: бронзовыми миской и котлом, стеклянным бокалом, серебряными фибулой, шпорами и ножом, стеклянными жетонами для игры, глиняными сосудами и свиными костями. Такие «княжеские» погребения есть и в Польше.  Специфичны для вельбарской культуры некоторые типы подвязных арбалетовидных фибул, гребенчатые фибулы, роговые гребни, наконечники ремня, ритоны.

Вельбарская-3

Планы и инвентарь некоторых погребений могильника Петровичи (вельбарская культура, Белоруссия). 1 — участки поврежденной поверхности; 2 — песок с примесями культкрного пласта; 3 — материк; 4 — светло-коричневый, слегка гумусированный грунт; 5 — буровато-коричневый гумусированный грунт; 6 — зольно-угольный слой; 7 — отдельные угли; 8 — кальцинированные кости; 9 фрагменты посуды. Источник: В.Белявец. К изучению памятников вельбарской культуры в Беларуси.

 

В лепной (не кружальной) керамике типичны низкие сосуды, украшенные лощёными и шершавыми (польск. хроповатыми) зонами, причем специально ошершавленными, яйцевидные горшки (нем. кумпфы), лощеные миски с тремя симметрично расположенными на сосуде  ручками (Х-образными, т. е. с перехватом в средней части), кувшины с высокой тонкой шейкой и длинным плоским ушком.  Ошершевленность достигалась нанесением жидкой глины с примесями песка и дресвы (дробленого камня).

Вельбарская-7

Находки из погребений могильника Петровичи (вельтарская культура, Белоруссия). 7.8,17, 2 — глина; 30, 4 — серебро; 1 — 3,6,38,17, 29 — бронза; 5а,б,в,ж — янтарь, остальные изделия — стекло. Источник: В.Белявец. К изучению памятников вельбарской культуры в Беларуси.

 

В вельбарской культуре много вещей пшеворской, а на юге и черняховской культур. По-видимому, в движение вельбарской культуры на юго-восток втягивалось и соседнее пшеворское население.

Селища вельбарцев небольшие, с прямоугольными наземными и полуземляночными постройками. Конструкция жилищ каркасно-плетевая, стены обмазывались глиной. Но на украинской территории вельбарско-черняховское поселение Лепесовка имело большие размеры, а комбинация жилого помещения и хлева под одной крышей известны у раннесредневековых германцев.

Ранней частью вельбарской культуры является ее приморская, северозападная часть, где она сменила оксывскую культуру, включив в себя многое из оксывского субстрата. Уже к III веку осуществилась ее экспансия на юго-восток. Там, на юго-востоке она соседит с обширной черняховской культурой, в создании которой она видимо участвовала (вместе с сарматами), так как многие их параметры и типы вещей схожи. На исходной территории сменяется пражской культурой, с нею не схожей.

Эта ситуация (появление на берегу Балтики, движение на юго-восток, создание там обширного государства, датировки) полностью соответствует истории германского народа готов, мигрировавшего из Скандинавии в Померанию, отчего вельбарская культура сейчас обычно идентифицируется с готами, также и с другими германцами — гепидами и скирами, тогда как пражская – со славянами. Это понимание вельбарской культуры сформировано Р. Волонгевичем в 1970-х годах.  М. Б. Щукин отмечает две волны в экспансии вельбарской культуры. Возможно, что первая связана с готами, вторая – с гепидами.

Генетика пока изучена только у женской части населения вельбарской культуры —  определены митохондриальные гаплогруппы Н, Н5, W, J2, T2b, U3, U5.

Любопытна предыстория районов вельбарской культуры. Задолго до нее, на рубеже VII и VI веков до н. э. в массу лужицкого населения, охватывавшего всю Польшу, вклинилась с севера (тоже с берегов Балтики) небольшая прибрежная культура, называемая археологами восточнопоморской. Она быстро расширялась, распространяясь на юго-восток, и заняла значительную часть Польши. История повторяется. Эта миграция повторилась полтысячи лет спустя. Судя по типам артефактов (бритвы, мечи, фибулы и др.), и та культура могла иметь германские корни.

Любопытна и последующая история оксывско-вельбарского эпизода. В предпястовский период раннего средневековья праславянская культура Севера Польши, т. е районов занятых перед тем оксывской, а затем вельбарской культурой, заметно отличалась от культуры южной половины Польши – районов занятых перед тем пшеворской культурой. Если там, на юге, господствовали в керамике пражские традиции при некотором сохранении пшеворских, то здесь, на севере, пражские традиции начисто отсутствуют, а весь облик керамики иной, чем на юге (Кухаренко 1969: 128). Возможно, что этнический субстрат как-то сказался и на политических событиях. Если на юге, где население веками привыкало к королевской власти, династия Пястов сумела быстро объединить сформировавшиеся княжества на национальной основе, то на севере, более далеком и от Римской империи, и от гуннских и аварских примеров, крепче держались традиции самостоятельности небольших племенных центров. В новых условиях это могло способствовать образованию самостоятельных торговых городов, объединившихся в ганзейский союз – вне зависимости от этнических различий.

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015