Доска объявлений

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Вельбарская культура

Вельбарская культура

Вельбарская культура — археологическая культура железного века (позднеримского времени) в северной Польше и Юго-Западной Белоруссии, протянувшаяся полосой от юго-восточного побережья Балтики вдоль восточного берега Вислы через бассейн Западного Буга к верховьям Припяти и Южного Буга (Западная Волынь). Датируется временем от 20 годов II века н.э. до V века н.э. Названа по могильнику Мальборк – Вельбарк польским археологом Р. Волонгевичем в 1970-е годы. Ранее сторонники германской трактовки называли ее прямо гото-гепидской, а их противники считали ее поздней фазой оксывской культуры (то есть частью венедской) или относили к еще более ранней восточнопоморско-мазовецкой культуре. На Украине и в Белоруссии ее памятники получили имя «тип Брест-Тришин-Дитиничи».

 

Вельбарская

Карта 31. Основные памятники вельбарской культуры a — ареал на любовидзкой фазе; б — ареал на цецельской фазе; в — наиболее исследованные могильники; г — курганы с каменными конструкциями; д — наиболее исследованные пшеворские могильники, продолжающие существовать на цецельской фазе как вельбарские; е — памятники на Люблинщине; ж — могильники на территории Украины и Белоруссии; з — поселения на территории Украины; и — вельбарско-черняховские могильники; к — вельбарско-черняховские поселения; л — клад вещей вельбарско-черняховский (?); м — вельбарские погребения на зарубинецких могильниках; 1 — Брест-Тришин; 2 — Скорбичи; 3 — Величковичи; 4 — Любомль; 5 — Машев; 6 — Луцк-Гнидава; 7 — Боратин; 8, 9 — Горькая Полонка; 10, 11 — Баев; 12 —Загайи; 13 — Рованча; 14 — Новостав; 15 — Деревянное; 16 — Береги; 17 — Дитиничи; 18 — Рудка; 19 — Боромель; 20 — Великий Олексин; 21 — Городище; 22 — Городок; 23 — Могиляны-Хмельник; 24 — Остров; 25 — Зозев; 26 — Уездцы; 27 — Окнины; 28 — Лепесовка; 29 — Борсуки; 30 — Викнины Великие; 31 — Линев; 32 — Лежница; 33 — Михале; 34 — Федоровцы; 35 — Ромаш; 36 — Свитазев; 37 — Ястребичи; 38 — Демидовка; 39 — Гунька; 40 — Слободка; 41 — Зеньковцы; 42 — Великая Слобода II; 43 — Пересыпки; 44, 45 — Велемичи I, II; 46 — Отвержичи. Составитель К. В. Каспарова

 

Вельбарская культура по сути относится к числу «полей погребальных урн» (нем. Urnenfelderkultur), но  погребальный обряд не вполне урновый. Это кремация с захоронением праха просто в небольших ямках, реже – в урнах, есть и трупоположения (головой на север). На севере вельбарской культуры известны курганы, каменные круги и стелы, имеющие аналогии в Скандинавии. Для погребального инвентаря характерно отсутствие оружия и вообще предметов из железа. Большей частью захоронения сопровождались несколькими глиняными сосудами-приставками, украшениями и деталями убранства, личными вещами. Вещи эти — бронзовые фибулы и пряжки, стеклянные и янтарные бусины, роговые гребни, пряслица. Но в с. Рудки на Украине обнаружено погребение знатного вельбарца: трупоположение в глубокой (более двух метров) яме, сопровождавшееся богатым инвентарем: бронзовыми миской и котлом, стеклянным бокалом, серебряными фибулой, шпорами и ножом, стеклянными жетонами для игры, глиняными сосудами и свиными костями. Такие «княжеские» погребения есть и в Польше.  Специфичны для вельбарской культуры некоторые типы подвязных арбалетовидных фибул, гребенчатые фибулы, роговые гребни, наконечники ремня, ритоны.

Вельбарская-3

Планы и инвентарь некоторых погребений могильника Петровичи (вельбарская культура, Белоруссия). 1 — участки поврежденной поверхности; 2 — песок с примесями культкрного пласта; 3 — материк; 4 — светло-коричневый, слегка гумусированный грунт; 5 — буровато-коричневый гумусированный грунт; 6 — зольно-угольный слой; 7 — отдельные угли; 8 — кальцинированные кости; 9 фрагменты посуды. Источник: В.Белявец. К изучению памятников вельбарской культуры в Беларуси.

 

В лепной (не кружальной) керамике типичны низкие сосуды, украшенные лощёными и шершавыми (польск. хроповатыми) зонами, причем специально ошершавленными, яйцевидные горшки (нем. кумпфы), лощеные миски с тремя симметрично расположенными на сосуде  ручками (Х-образными, т. е. с перехватом в средней части), кувшины с высокой тонкой шейкой и длинным плоским ушком.  Ошершевленность достигалась нанесением жидкой глины с примесями песка и дресвы (дробленого камня).

Вельбарская-7

Находки из погребений могильника Петровичи (вельтарская культура, Белоруссия). 7.8,17, 2 — глина; 30, 4 — серебро; 1 — 3,6,38,17, 29 — бронза; 5а,б,в,ж — янтарь, остальные изделия — стекло. Источник: В.Белявец. К изучению памятников вельбарской культуры в Беларуси.

 

В вельбарской культуре много вещей пшеворской, а на юге и черняховской культур. По-видимому, в движение вельбарской культуры на юго-восток втягивалось и соседнее пшеворское население.

Селища вельбарцев небольшие, с прямоугольными наземными и полуземляночными постройками. Конструкция жилищ каркасно-плетевая, стены обмазывались глиной. Но на украинской территории вельбарско-черняховское поселение Лепесовка имело большие размеры, а комбинация жилого помещения и хлева под одной крышей известны у раннесредневековых германцев.

Ранней частью вельбарской культуры является ее приморская, северозападная часть, где она сменила оксывскую культуру, включив в себя многое из оксывского субстрата. Уже к III веку осуществилась ее экспансия на юго-восток. Там, на юго-востоке она соседит с обширной черняховской культурой, в создании которой она видимо участвовала (вместе с сарматами), так как многие их параметры и типы вещей схожи. На исходной территории сменяется пражской культурой, с нею не схожей.

Эта ситуация (появление на берегу Балтики, движение на юго-восток, создание там обширного государства, датировки) полностью соответствует истории германского народа готов, мигрировавшего из Скандинавии в Померанию, отчего вельбарская культура сейчас обычно идентифицируется с готами, также и с другими германцами — гепидами и скирами, тогда как пражская – со славянами. Это понимание вельбарской культуры сформировано Р. Волонгевичем в 1970-х годах.  М. Б. Щукин отмечает две волны в экспансии вельбарской культуры. Возможно, что первая связана с готами, вторая – с гепидами.

Генетика пока изучена только у женской части населения вельбарской культуры —  определены митохондриальные гаплогруппы Н, Н5, W, J2, T2b, U3, U5.

Любопытна предыстория районов вельбарской культуры. Задолго до нее, на рубеже VII и VI веков до н. э. в массу лужицкого населения, охватывавшего всю Польшу, вклинилась с севера (тоже с берегов Балтики) небольшая прибрежная культура, называемая археологами восточнопоморской. Она быстро расширялась, распространяясь на юго-восток, и заняла значительную часть Польши. История повторяется. Эта миграция повторилась полтысячи лет спустя. Судя по типам артефактов (бритвы, мечи, фибулы и др.), и та культура могла иметь германские корни.

Любопытна и последующая история оксывско-вельбарского эпизода. В предпястовский период раннего средневековья праславянская культура Севера Польши, т. е районов занятых перед тем оксывской, а затем вельбарской культурой, заметно отличалась от культуры южной половины Польши – районов занятых перед тем пшеворской культурой. Если там, на юге, господствовали в керамике пражские традиции при некотором сохранении пшеворских, то здесь, на севере, пражские традиции начисто отсутствуют, а весь облик керамики иной, чем на юге (Кухаренко 1969: 128). Возможно, что этнический субстрат как-то сказался и на политических событиях. Если на юге, где население веками привыкало к королевской власти, династия Пястов сумела быстро объединить сформировавшиеся княжества на национальной основе, то на севере, более далеком и от Римской империи, и от гуннских и аварских примеров, крепче держались традиции самостоятельности небольших племенных центров. В новых условиях это могло способствовать образованию самостоятельных торговых городов, объединившихся в ганзейский союз – вне зависимости от этнических различий.

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015