Генофонд.рф /
Словарик /
Человек разумный (лат. Homo sapiens)
Человек разумный (лат. Homo sapiens)
Биологически определяется как вид рода человека (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов. С анатомической точки зрения переход от обезьяноподобных предков к «человеку разумному» был многостепенным. Даже на обезьяннем уровне близость к человеку больше, чем считалось. У шимпанзе сознание гораздо более продвинутое в сторону человека, чем думали ранее и зачатки культуры у них выявлены. Они даже речью овладевают, хотя звуковая речь им не дается по причине негодной для этого анатомии гортани.
С точки зрения церкви человек – создание божие. Церковники вынуждены признать эволюцию (против фактов палеоантропологии и археологии не попрешь), но заняты размышлениями, на какой стадии бог вдунул в человека душу живу – в верхнем палеолите или в другое время.
С точки зрения социальной истории человек – это общественное существо, обладающее сознанием и культурой. Для археологии существенно, что это определение выходит далеко за пределы биологического определения вида «человека разумного». Что считать признаками перехода от обезьян к человеку дискуссионно: прямохождение или использование орудий или появление членораздельной речи?
Вне археологии сложности определения человека имели значение для обоснования колониализма и империализма – можно ли считать людьми отсталые народы и распространять на них нормы цивилизованного отношения к людям (ныне все расы признаны принадлежащими к Homo sapiens). Филогенетической эволюции (эволюции рода и вида) уподобляется эволюция онтогенетическая (индивидуальное развитие организма). С какого момента можно плод в утробе матери считать человеком, распространяя на него человеческие права? Это проблема моральности или аморальности абортов. Поднимался и вопрос о моральности или аморальности пресечения жизни новорожденных дебилов, неспособных к самостоятельному существованию.
Очевидно, что подобные вопросы решаются на основе действующих в современном обществе принципов гуманности (то есть вопрос сводится к тому, что гуманнее) и возможностей общества, но и данные палеоантрпологии и археологии об историческом становлении человека могут внести свой вклад.