Боян
Боян (Boian) — культура среднего и позднего неолита (VI – первой половины V тыс. до. н. э.), на территории южной и восточной Румынии и северной Болгарии. Названа по островному поселению на озере Боян (раскопки 1924 г.) в Румынии. Еще один типичный памятник в Румынии – Джуешть, и культуру иногда обозначают по нему. В Болгарии ее зовут культура Марица (по типичному памятнику) или Караново V (по пятому слою огромного телля). Иногда применяют комбинированные названия культуры — Джуешть-Марица, или Боян-Марица-Караново V. Частично одновременна с культурой Хаманджия, но затем вытеснила ее в Добрудже.
Поселения — с глинобитными жилищами, в начале неукрепленные, на берегах рек и в долинах. Затем произошел переход от разбросанных полуземлянок к сгруппированным наземным жилищам, поселения становятся более структурированными, иной раз укрепленными (с валом и рвом), и превращаются в телли. Водних прямоугольных домах стены сделаны из расколотых стволов деревьев, в других они плетеные, обмазанные глиной с примесью соломы. В каждом доме есть центральный очаг и небольшой портик. Эти дома приближаются по плану к мегарону.
Керамика лепная, чёрная и серая, лощёная с углублённым орнаментом, часто заполненным белой пастой (инкрустацией). В глине примесь половы, а позже шамота (битой посуды). Сосуды домашнего производства и подозревают, что по форме и орнаментации они возникли под влиянием деревянных образцов. Это цилиндрические вазы на полом поддоне, большие биконические кувшины и урны, черпаки с массивными ручками и миниатюрные парные остродонные сосудики. Эти вставлялись по два в кубические подставки и либо предназначались для потребления двух жидкостей, по традиции неразрывных в трапезе (как мед-пиво), либо для питья двух сотрапезников. Изредка попадаются кубки на поддонах и на ножках в форме человеческой ноги. Подражая техническим приемам резчиков по дереву, гончары украшали свои изделия вдавленным орнаментом. В основе орнаментации лежали спираль и меандр. Наряду с этим пользовались углубленным и ребристым орнаментом, придавали поверхности сосудов искусственную неровность наброской жидкой неотмученной глины (барботин). Кухонная посуда украшалась валиками с углублениями и барботином. Посуда хозяйственная для хранения припасов – барботином с врезным орнаментом и часто инкрустацией белой пастой. Столовая посуда лощеная с инкрустацией. На поздних этапах появляется белая и графитная роспись – поверхность покрывали негативной росписью графитной краской или наносили цветные узоры после обжига.
Хозяйство и орудия. В культуре практиковались земледелие (в числе злаков пшеница и просо), скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, позже – свинья), охота и рыболовство. Из орудий характерны на ранних этапах кремневые микролиты, каменные колодкообразные топоры (то есть, плотники пользовались теслами с одной выпуклой стороной). Но, так же как в Маглемозе, эти тесла иногда прикреплялись к рукоятке из оленьего рога с просверленной втулкой. Позже вошли в обиход проушные топоры, а также плоские прямоугольные и трапециевидные. На позднем этапе попадаются единичные медные предметы. Помимо меди, указанием на наличие торгово-обменных отношений являются браслеты из раковин Spondylus, так же широко распространенные на Нижнем Дунае и в Фессалии, как и в Центральной Европе.
Культ. Так же как там, здесь изготовляли треугольные и четырехугольные алтари для отправления домашнего культа, но глиняных статуэток мало. Статуэтки из кости и глины, зооморфные и антропоморфные, продолжают традицию культуры хаманджия.
Погребения — на поселениях единичные, а в основном в крупных могильниках. Это трупоположения в округлых ямах, ранние — скорченные на боку, поздние — вытянутые на спине. Крупнейший могильник ранней фазы культуры боян открыт в Чернике, раскопано примерно 250 захоронений, при них керамические сосуды, каменные топоры, костяные и кремневые орудия и личные украшения (браслеты, бусы, подвески) из устричных раковин и раковин спондилус. Антропологически носители этой культуры люди палеосредиземноморского типа, но есть у них и примесь понтийского типа.
Происхождение и преемственность. В формировании культуры боян видят несколько определяющих: сдвиги неолитических культур Дудешть, линейно-ленточной керамики и Хаманджия. На последних этапах было и смешение с культурой Вэдастра I. Предполагают, что культура боян стала основой формирования гумельницкой культуры и культуры Триполье-Кукутень .
ЛСК