Генофонд.рф /
Словарик /
Иерихона докерамический неолит В
Иерихона докерамический неолит В
Иерихона докерамический неолит В (Б). Покоится на слоях докерамического неолита А. Дата Иерихона В, по данным радиоуглеродным определениям, 7 170 — 5 800 тыс. до н. э. То есть, если неолит А занимает VIII тысячелетие, то неолит В – VII и VI.
Слева — фото Иерихонской башни; справа — траншея раскопа вдоль более поздней крепостной стены, а башня видна на заднем плане (из книги Мелларта «Древнейшие цивилизации Ближнего Востока», 1982)
План башни Иерихона, докерамический неолит А (из книги Мелларта «Древнейшие цивилизации Ближнего Востока», 1982)
Отличия культуры В от культуры А выявляются в домостроительстве: дома приобрели прямоугольные очертания вместо округлых. Фундамент построен из камней, а стены — из сигарообразных сырцовых кирпичей. Стены и полы домов обмазаны глиной, как было в натуфийской культуре, а стены еще и окрашены (следы росписи по штукатурке). К домам примыкали хозяйственные постройки, с очагами во дворах.
Керамика в Иерихоне В еще отсутствует, но изготовляются каменные сосуды (вероятно, тоже натуфийская традиция).
Способ погребения оставался прежним – под полом жилищ. Но было и нововведение. Чрезвычайно интересным явлением Иерихона оказалось моделирование лиц на черепах. Были найдены обмазанные глиной черепа, обмазка должна была придать лицам индивидуальные человеческие черты. В глазницы вставлены ракушки, а у шести черепов ракушки двустворчатые, с вертикальной прорезью между створками для имитации зрачков. В глазницы седьмого вставлены ракушки-каури, имеющие горизонтальный проем — с тем же эффектом. Под другим домом было похоронено более сорока умерших. Черепа некоторых из них были удалены, а нижнюю челюсть оставляли на месте. Но как раз у большинства обмазанных черепов нет нижних челюстей, то есть, скорее всего, они были взяты для моделирования.
Обмазанный глиной череп из Иерихона, период докерамического неолита.
Обмазанный глиной череп с вставленными в глаза ракушками.
Обмазанный глиной череп с вставленными в глаза ракушками.
Британская реконструкция облика жителя Иерихона по черепу.
С
Маска из пещеры Нахаль Хамар, Иудейская пустыня, докерамический неолит В.
Собирание отделенных от тела черепов было в обычае у натуфийцев. Но обмазывать их глиной для «восстановления» лица придумали уже в Иерихоне В. То же делали потом люди катакомбной культуры бронзового века на Украине. Многие примитивные племена, особенно в Меланезии, и в новое время сохранили эту традицию, обмазывая черепа своих умерших и вставляя в их глазницы ракушки. Это делалось для сохранения плотского облика умерших – в каких-то целях заупокойного культа. Для тех же целей в других культурах Египта и Евразии на лица налагались маски (глиняные или золотые).
Обряд моделирования черт лица на черепах сохранил облик жителей Иерихона этого времени, более грацильных по сравнению с предшественниками (но о последних можно судить только по черепам).
Святилища, имевшие форму мегарона, раскопаны. В раннем храме найдены маленькие статуэтки, женские и зооморфные, возможно, связанные с культом плодородия.
Статуя из Эйн-Газаль.
Джон Гарстанг, копавший Иерихон в начале 1930-х, нашел в более позднем общественном здании, возможно, храме, три статуи почти в полный рост: бородатого мужчины, женщины и ребенка, с ракушками на месте глаз. Статуи были плоскими, обработана только передняя сторона; вероятно они стояли у стены и смотреть на них полагалось только спереди. Они были окрашены красной краской. Похожие статуи были найдены и в других зданиях. В них видят прототипы менгиров неолита и энеолита Южной и Западной Европы.
Три фигуры, найденные Гарстангом, В. А. Сафронов смело считает первым изображением священной троицы, состоящей из бога-отца, бога-сына и богини-матери. Подобная триада, отмечает он, снова появится только в 4-м тысячелетии до н. э. в Шумере, а потом ей будут поклоняться по всему Востоку. Ну, это не так очевидно: богиня-мать с младенцем – частый мотив скульптуры Древнего Востока, богиня с юным возлюбленным – также, а вот троицу уловить труднее.
Интереснее другое – что неподалеку, в Иордании, расположено неолитическое поселение Эйн-Газаль, тоже VIII тыс. до н. э. Там обнаружено 32 таких статуи – 15 в полный рост, 15 бюстов и 2 головы. Три бюста – двухголовые, тоже с раковинными глазами.
Двухголовый бюст из Эйн-Газаль.
Двухголовый бюст из Эйн-Газаль.
Происхождение. Руководительница раскопок Иерихона британская исследовательница Кэтлин Кеньон, считала, что нет преемственности от неолита А к неолиту В в Иерихоне, что культура В принесена новыми пришельцами, и в этом с ней согласны Сафронов с Николаевой. Большинство же археологов считает, что коль скоро погребальный обряд сохранился, преемственность налицо и, по крайней мере, полного разрыва не было (В. М. Масон).
Сафронов и Николаева пошли дальше в определении истоков культуры неолита В. Они считают, что эта культура тесно связана по многим показателям с культурой малоазийского Чатал-Гёюка, а особенно тесно – с тахунийской культурой Палестины, которая прибыла в Палестину и в Чатал-Гёюк в результате миграции свидерской мезолитической культуры с берегов Балтики. Они так и называют жителей неолитического Иерихона В тахунийцами. Соответственно и определяют их как носителей иберо-кавказских и дравидских языков, сменивших тут афроазиатов-натуфийцев. Но с этими определениями Сафронов с Николаевой не нашли поддержки, и их выступление осталось гласом вопиющего в пустыне.
ЛСК