Генофонд.рф /
Словарик /
Импрессо культура
Импрессо культура
Сердцевидка (Cardium edulis)
Импрессо культура, культура керамики импрессо, кардиальной/кардиумной керамики — неолитическая культура или культуры со штампованной (тисненой) керамикой (англ. Impressed Ware, итал. impresso „оттиснутый“), то есть керамикой со штампованным (тисненым) орнаментом, произведенным отпечатками зазубренного края раковины сердцевидки (Cardium edulis) и другими простейшими средствами вплоть до пальца. Поскольку раковина как бы гофрированная, отпечаток ее края выглядит извилистым. Эта раковина как наиболее приметное средство породила и альтернативный вариант названия – кардиальная керамика. (англ. Printed-Cardium Pottery). Кардиальная керамика, в остальном необработанная и неокрашенная, распространена шире, чем культура кардиальной керамики.
Рисунок на керамике зубчиками раковины.
Культура была распространена в Западном Средиземноморье — от побережья Адриатического моря (в Италии и Северо-Западной Греции) до атлантического побережья Португалии и Марокко.
Карта неолитических культур Европы.
Люди этой культуры жили в пещерах и из всех технологий неолита были знакомы лишь с керамикой. Такие культуры относятся к субнеолиту: охотники-собиратели заимствовали некоторые компоненты культуры, контактируя с земледельцами и скотоводами, но не отказывались от своего образа жизни и не переходили на производящее хозяйство. То есть это мезолит с некоторыми признаками неолита, не относящимися к основным определителям экономики.
Периодизация.
Культура с керамикой импрессо (начиная с 6200-6000 гг. до н.э.) – большая часть Италии, Сицилия и Адриатика. Принято считать, что в Адриатике культура появилась раньше, оттуда распространилась на Италию. Считается, что этот этап означал распространение пришлого населения, вытеснившего аборигенов, но тогда либо они утратили домашних животных и культурные растения, либо на родине были субнеолитическими соседями неолитических народов.
Культура с классической кардиальной керамикой(начиная с 5900-5400 гг. до н.э.) — северо-запад Италии (Лигурия), Сардиния, Корсика, Аквитания, побережья Испании и Португалии, Марокко. Имеется в виду, что это результат аккультурации мезолитического местного населения (пост-тарденуазских культур — культур кастельновы, рукадур и др.), из первоначального ядра культуры. Субнеолит эволюционирует в настоящий неолит. Кардиальный рисунок на керамике вытесняется вихревыми узорами.
Культура с эпикардиальной керамикой (начиная с 5200 г. до н.э.) — внутренняя часть и северное побережье Пиренейского полуострова, юг Франции вне Аквитании и прибрежных территорий). На севере Италии в это время и на этой основе развивается другая культура – сосудов с квадратным горлом, а на Балканском полуострове — три родственных культуры: хварская, лисичииская и бутмирская. Севернее их оказывается культура хаманджия, тоже с керамикой той же традиции.
Ла Огетт — культура центральной Франции (на северной периферии эпикардиальной керамики, по долине Роны), испытавшая сильное влияние культуры линейно-ленточной керамики (ее западного варианта).
Предполагается, что такую колонизацию все новых земель, в основном прибрежных, обеспечили развитые навыки навигации людей этой культуры. Их наличие засвидетельствовано находками таких морепродуктов, которые можно добыть только в открытом море.
Происхождение. Самые ранние памятники ККК — на северо-восточном побережье Адриатики, они относятся к первым векам 6 тыс. лет до н. э. (пре-Сескло). Самые же ранние образцы такой керамики вне Европы, 9 тыс. лет до н.э. найдены в Ливане (догородские слои Библоса), и некоторое время считалось, что эта керамическая традиция оттуда и пришла В Европу. Но восточным краем ареала в северной Греции и Библосом значительное пространство, а главное – 2,5 тысячи лет разрыва.
Экспансия культуры кардиальной керамики (синий цвет) и балканских неолитических культур (зелёный цвет) в VII—V тыс. до н. э.
Недавно украинский археолог Д. Я. Гаскевич выдвинул две гипотезы о культуре импрессо-кардиальной.
Одна заключается в происхождении значительной группы буго-днестровской неолитической культуры (самчинская традиция) из культуры с импрессо-кардиальной керамикой (есть проявления и в других неолитических культурах Северного Причерноморья). А кроме того, из нее происходит и культура хаманджия. Проникновение в Причерноморье было связано с морским каботажным плаваньем, которое стало возможным с 6700 лет назад (4700 л. до н.э.) – с образования Боспорского пролива и превращения Новоэвксинского озера в Черное море.
Другая гипотеза Гаскевича заключается в африканском происхождении самой культуры импрессо-кардиальной. Он усмотрел ее корни в «неолите суданской традиции» («сахаро-суданском комплексе», «хартумском неолите»). Приблизительно в 8500 лет назад (6500 до н.э.) природные условия Южной Сахары резко сменились увлажнением, на Сахару распространилась саванна. С переселением с юга земледельцев-скотоводов на Сахару распространилась керамика с минеральной примесью в тесте, кругло-, остро- и плоскодонная, с орнаментацией гребенчатым штампом или краем раковины. Уже в V тыс. до н.э. эти люди разводили крупный и мелкий рогатый скот, выращивали пшеницу и ячмень. Некоторые виды крупного рогатого скота могли происходить от диких видов в Африке еще в VII тыс. до н.э., остальные заимствованы с Ближнего Востока. С середины IV тыс. до н.э. Сахара стала снова превращаться в пустыню и население оттуда потекло в разные стороны. Таким образом, в V тыс. до н.э. керамика со штампованным и раковинным орнаментом могла проникнуть оттуда на Ближний Восток и дальше, в Северное Причерноморье. О морском плавании «хартумцев» говорит их изображение ладьи со сложным рулем и каютой.
Гипотеза о распространении кардиальной керамики с Ближнего Востока в Европу.
Некоторое противоречие возникает в датах. Увлажнение Сахары начинается в середине VII тыс. до н.э. Но первый этап культуры импрессо Адриатики и Италии начинается почти тогда же. Сомнительно, чтобы хартумские неолитические мореходы пустились в свои плавания сразу же по освоению Сахары. Скорее можно предположить, что их побудило к этому новое иссушение, но оно началось только с середины IV тыс. до н.э., а к этому времени и эпикардиальная керамика уже доживала свой век.
Лингвисты XIX века (А. д’Арбуа де Жубэнвиль, Ю. Покорны и П. Кречмер) полагали, что прямыми потомками людей кардиальной керамики являются иберы в Испании и лигуры в Италии, известные по древнеримским письменным источникам. Следы их они выявляли в топонимике Лигурии, юга Франции и восточного побережья Испании (топонимы со специфическими суффиксами). Они предполагали лигурский и иберский субстраты индоевропейской речи в этих местностях. Правда, тогда еще не была установлена колоссальная древность кардиальной керамики – VI тысячелетие до н. э., более пяти тысяч лет до римского времени! С тех пор на этих землях прошла не одна смена значительной части населения и, вероятно, смена языков. С культурой кардиальной керамики связывают и басков (а тех с иберами).
Генетика. В Каталонии (Испания) в пещере Авелланер у человека культуры кардиальной керамики, жившего около 7000 лет назад (т. е. 5000 лет до н.э.), выявлена Y-хромосомная гаплогруппа E1b1b1a1b (субклада E-V13). Эта гаплогруппа связана по происхождению с Египтом и вообще Северной Африкой, а субклада V13 ныне более всего распространена в Южной Италии и на противолежащем берегу Греции, в частности у косовских албанцев (почти 44%) и ахейских греков (39%). Это согласуется с распространением культуры импрессо и поддерживает гипотезу Гаскевича об африканском происхождении культуры.
По другой гипотезе, кардиальная керамика связана с гаплогруппой J2. У людей этой культуры она не зафиксирована, но в Европе она охватывает регион кардиальной керамики. Тогда больше веса приобрела бы идея происхождения этой культуры из Азии (там наибольшая интенсивность ее проявлений). Но максимальная концентрация этой гаплогруппы в Европе отмечается на Крите, а кардиальной керамики там никогда не было. К тому же западная часть ареала кардиальной керамики (Пиринейский полустров) очень слабо затронута этой гаплогруппой.
На Пиринейском же полуотрове в Кова Боника (Каталония) исследован полный геном женщины культуры кардиальной керамики с датировкой 7400 лет назад (CB13) и некоторые другие останки из Испании и Португалии. Получены митохондриальные гаплогруппы К1а2а, К1а4а, Н3, Н4а1, Х2с. Ранее у индивидов кардиальной керамики были определены митохондриальные гаплогруппы N*, K (K1a), H (H3), U5, T2b, X1. Пестрота картины соответствует предположению о многосоставности населения культуры кардиальной керамики (мезолитические группы, пришельцы, морские связи), а гаплогруппы Х1 и Х2 покрывают примерно ареал этой культуры.
ЛСК