Комплексный анализ археологических и палеогенетических данных привел к появлению уточненной модели расселения современного человека по Евразии. Источником расселения служил некий популяционный «хаб», сформировавшийся после выхода человека из Африки, его местоположение еще не выяснено. Авторы проследили три последовательных волны, приведшие к формированию популяций, ассоциированных с культурными комплексами начального и верхнего палеолита.
Представлена модель распространения современного человека по Евразии, основанная на интеграции археологических данных и анализа древней ДНК, статья итальянских палеогенетиков опубликована в журнале Genome Biology and Evolution. Авторы предполагают существование некоего популяционного «хаба», где люди находились между выходом из Африки и масштабным заселением Евразии. Само это заселение состояло из нескольких последовательных волн экспансий и локальных исчезновений популяций.
В соответствии с этой моделью, первая волна расселения происходила до 45 тысяч лет назад. Единственным найденным ее потомком является индивид из пещеры Злата Кун (Чехия, >45 тлн). Авторы показали, что он генетически принадлежал к базальной линии вышедшего из Африки человечества.
Вторая масштабная волна расселения из «хаба» имела место около 45 тысяч лет назад. Она привела к появлению по всей Евразии популяций, которые представлены древними индивидами, ассоциированными с начальным верхним палеолитом: Усть-Ишим (Иркутская обл., 45 тлн), Оасе 1 (Румыния, 40 тлн), Тяньюань (Китай, 40 тлн). У некоторых европейских индивидов этой волны обнаружен след недавней метисации с неандертальцами (Оасе 1 и Бачо Киро, которые, как показали авторы, находились в родстве). В Восточной Азии потомки этой волны внесли вклад в формирование последующего населения, а в Европе большая часть популяций вымерла, как те, к которым принадлежали Оасе 1 и Бачо Киро. Авторы отмечают, что примерно в это же время вымерли и последние неандертальцы.
Следующая волна расселения из «хаба» началась около 38 тысяч лет назад и привела к широкому распространению индустрии верхнего палеолита. Эти популяции вновь заселили Европу: Гойет (Бельгия, 35 тлн), Костенки (Россия, 38 тлн), Сунгирь (Россия, 34 тлн) и Сибирь (Яна, 32 тлн), Мальта (24 тлн). Авторы отмечают, что некоторые представители этой волны смешивались с выжившими потомками предыдущей волны. Если в Европе такое смешение представляло собой отдельные случайные события, то в Сибири оно носило массовый характер и привело к появлению линии древних северных евразийцев (ANE), которая внесла вклад в формирование последующих популяций Евразии, а затем и Америки.
Представленная модель заселения Евразии объясняет разделение человечества на западную и восточную ветви и смешение этих ветвей в некоторых индивидах верхнего палеолита Европы и Сибири. Исследователям осталось выяснить географическое местонахождение «хаба», из которого происходили волны расселения, а также более четко связать эти волны с культурной динамикой.

Схема последовательных волн расселения по Евразии из популяционного «хаба». А. Индивид Злата Кун представляет раннюю волну экспансии современного человека после выхода из Африки и метисации с неандертальцами. В. Волна расселения по Евразии около 45 тыс. лет назад, ее продолжением является заселение островов Океании; начальный верхний палеолит. С. Волна расселения около 38 тыс. лет назад привела к появлению как несмешанных, так и смешанных популяций; верхний палеолит (Vallini et al., 2022).
Источник:
Leonardo Vallini, Giulia Marciani, Serena Aneli et al. Genetics and material culture support repeated expansions into Paleolithic 1 Eurasia from a population Hub out of Africa // Genome Biology and Evolution, 2022, DOI 10.1093/gbe/evac045
Усть-Ишим это Омская обл.
Не высказывая свое отношение к результатам статьи… Рис.1. qpGraph trees for Paleolithic Eurasia. ANEна 50% состоят из Tianyuan (и наполовину из общезападноевразийской линии proWHG). Который в свою очередь является условно предковой линией всех восточноазиатов. Папуасы согласно рис. 1 почти стопроцентные Tianyuan. Из чего вполне естественно следует простой вывод, – ANEнаполовину «папуасы». При всей моей любви, уважении и в какие-то моменты даже преклонении перед папуасами, с грустью должен признать, – я не потомок «папуасов» и Tianyuan. Я стопроцентный европеец, представитель основной западноевразийской линии. «Крикунов», что отождестляют себя с прямыми потомками ANE и в т.ч. Tianyuan и папуасов, выводят от них свой праязык и генетическое наследие, просьба наконец разобраться в данном вопросе и не смешивать своих «предков» с чужими (и.е.). Это научно некорректно.