Доска объявлений

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Эксперты отвечают / Чуваши — кто они на самом деле?

Чуваши — кто они на самом деле?

Вопрос от: Сантей Теменов

Хочу узнать подробнее о чувашах, надеясь на вас как высококвалифицированных специалистов. Развейте все мифы. У чуваш есть три разные этнические группы: это Верховые (горные), Средненизовые и Низовые (степные). Отличаются они между собой как по внешности, национальной одежде и диалектом. «Верховые» чуваши считают себя потоками племени «Сувар» говорят на окающем диалекте, в их языке много марийских слов. «Низовые» же наоборот относят свою идентичность к «Булгарам» и у них укающий диалект, присутствует в языке больше тюркских слов. Так откуда такая разница, и к каким корням уходит их история?

Как я знаю уважаемый мной генетик Олег Балановский, рассказал нам о генетике чувашей, проживающих на территории Татарстана. Второе хотелось бы узнать когда будут исследованы чуваши как популяция по этим трем отдельным группам (в медицинских целях) так как могут быть различия в геноме, и лекарства будут действовать по разному. Так как вы казанских татар иследовали по разным группам казанских, мишарей и икрящен. Правильнее будет и у чуваш сделать выборку по такой же системе отбора, или я не прав?

Ответ эксперта: Про этнографические группы чувашей

Отвечает Сергей Утриван

В чувашском этносе выделяют три этнографические группы — верховые — вирьял, средне-низовые — анат-енчи и низовые — анатри (подгруппой анатри являются так называемые степные — хирти). Границы между ними условные. Есть различия в элементах национальной одежды, в некоторых традиционных обрядах. По внешности особых отличий нет, различные антропологические типы (более европеоидные или монголоидные) встречаются среди представителей всех трех групп. Вопрос их происхождения пока остается спорным, есть разные теории чувашского этногенеза. В целом, чувашский народ происходит от одной этнокультурной и языковой общности, в которую в ходе различных переселений и исторических процессов могли вливаться иные этнические группы.

Предками чувашей считаются волжские булгары, часть из которых с началом монголо-татарского нашествия и на протяжении XIII — XV веков бежала от постоянных набегов и разорений на территорию центра и севера-востока современного Чувашского края, в тогда еще глухие леса в бассейнах притоков Волги Цивиля и Аниша. Здесь сформировалась старшая этнографическая группа — анат-енчи (современные Цивильский, Марпосадский, Козловский, части Чебоксарского, Урмарского и Красноармейского районов). Впоследствии, в ходе освоения чувашами западных и северо-западных районов современной Чувашии — Посурья и ассимиляции местного немногочисленного финно-угорского населения — предков мордвы-эрзя и горных мари, появились вирьял (современные Моргаушский, Ядринский, Аликовский, Красночетайский, Шумерлинский, части Чебоксарского, Красноармейского и Вурнарского районов). В ходе освоения т. н. «Дикого поля» — то есть полустепных и степных южных и юго-восточных районов Чувашии, начиная со второй половины XVI века, после разгрома Казанского ханства и вхождения Чувашского края в состав России, появились анатри (современные Ибресинский, Батыревский, Шемуршинский, Яльчикский, Комсомольский, части Янтиковского, Вурнарского, Канашского и Урмарского районов).

Диалектные различия не так существенны (особенно между анат-енчи и анатри), в последнее время они сильно нивелируются под влиянием общепринятого, в том числе в образовательной системе, чувашского литературного языка, основанного на диалекте анатри. Все чуваши легко понимают друг друга. Есть определенные различия между вирьял и остальными группами, в том числе в связи с тем, что в ходе освоения лесного края могли быть заимствованы определенные слова, характерные для лесного хозяйства и быта и потому малоиспользуемые населением степного края. В разных группах используются разные слова, которые обозначают один и тот же предмет, но всем чувашам понятно, о каком предмете идет речь. Пожилое население может использовать слова-анахронизмы. Молодежь же использует больше заимствованных из русского языка слов. Эти различия могут быть даже в пределах одного района или местности, между населением соседних деревень.

Например, упомянутое Вами «уканье» встречается, в основном, в Яльчикском районе, где живут анатри, но не во всех населенных пунктах. В части чувашских деревень Батыревского района, расположенных рядом с Яльчикским, также встречается «уканье». Данная диалектная особенность, аналогично, может встречаться или не встречаться в их материнских селениях, откуда предки современных анатри переселились на юг, — в средненизовых Урмарском, Козловском, Маропосадском районах, где в одних селениях «укают», в других — нет.
Имеются и другие диалектные различия между верховыми и низовыми чувашами. Лучше всего по данному вопросу почитать специальную литературу или обратиться к более квалифицированным специалистам — чувашским лингвистам — сотруднику Чувашского государственного института гуманитарных наук Николаю Ивановичу Егорову и Александру Савельеву.

Сергей Утриван, историк, научный сотрудник лаборатории популяционной генетики человека МГНЦ

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015