Доска объявлений

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Шомутепинская культура

Шомутепинская культура

Шомутепинская культура, культура шулавери — шомутепе, шулавери-шомутепинская  – культура позднего неолита или раннего энеолита (халколита) Южного Кавказа (Закавказья). Распространена в междуречье Куры и Аракса, а также в Абхазии на западе и в Ленкорани на востоке; далеко на юге есть отдельные памятники в Армении, вокруг озер Ван и Урмия. Памятники открыты в 60-е годы ХХ века, объединены И. Г. Наримановым в одну культуру. Нариманов назвал ее шомутепинской, но О. М. Джапаридзе и А. И. Джавахишвили через год переименовали в шулаверийскую – по грузинскому памятнику. В конечном счете культуру именуют по двум поселениям – азербайджанскому (Шому-Тепе) и грузинскому (Шулавери), хотя они однотипны и Шому-Тепе открыто раньше. Но учитывая, что это ныне две разные страны, то называют так, чтобы никому не было обидно. Датируется VI и началом V тыс. до н. э. по радиоуглероду и связям с переднеазиатскими культурами. Предшествует куро-аракской культуре.

 

new-6

Из книги Е.А.Черленок «Археология Кавказа»

 

Небольшие незащищенные поселения с признаками длительного обитания (мощный культурный слой) расположены группами близ воды. Это небольшие телли. Маленькие глинобитные дома круглые (купольные) или овальные, нередко из круглого сырцового кирпича, возведены без фундамента,  внутри к стенке лепится очаг или печь.

Отдельных могильников нет. Погребения (одиночные, парные и коллективные) устроены а самих поселениях. На востоке практикуется ингумация, на западе встречаются одиночные детские погребения.

Керамики мало, она двух видов. В бассейне Куры – грубая, не ангобированная, с примесью дробленого камня в тесте. Орнаментация резная и налепами. В бассейне Аракса – покрытая желтым ангобом, часто лощеная, с растительной примесью — соломы  (straw tempered ware, Häckselkeramik), как дальше на востоке, иногда с росписью — такую керамику называют саманной. На западе примесь минеральная. На юго-западе и востоке керамика расписана по типу халафской или анатолийской.

Местное металлургическое производство ограничивается добычей поверхностных окисленных руд и изготовлением медных кованных изделий: кинжалы, шилья, бусы. Из-за незначительности находок металла археологи то признают эту культуру неолитической, то энеолитической.

Керамика двух видов. В бассейне Куры – грубая, не ангобированная, с примесью дробленого камня в тесте. Орнаментация резная и налепная. В бассейне Аракса – покрытая желтым ангобом, часто лощеная, с растительной примесью — соломы (straw tempered ware, Häckselkeramik), как дальше на востоке, иногда с росписью. Такую керамику называют саманной.

 

ris004

Из книги К. Х. Кушнарева и Т. Н. Чубинишвили. Культуры Южного Кавказа. Л. Наука. 1979

 

В хозяйстве главное  — земледелие. Злаковые (ячмень, пшеница, полба)  высевались порознь и в смеси (ячмень и пшеница), а также бобовые и многолетние садовые культуры (виноград). Земледелие засвидетельствовано каменными и костяными мотыгами, зернотерками, изогнутыми серпами с кремневыми вкладышами, зерновыми ямами. Придомное  скотоводство – на втором месте. В стаде преобладал крупный рогатый скот, разводили также мелкий рогатый скот и свиней. Охота играла вспомогательную роль, о ней говорят наконечники стрел, камни от пращи, резцы и скребки для обработки шкур и сами кости кабана, лисицы, косули, оленя, джейрана и птиц.

 

new-7

Из книги Е.А.Черленок «Археология Кавказа»

 

Идеология. Женские статуэтки: на северо-западе ареала в сидячих позах, с гипертрофированными бедрами и подогнутыми или вытянутыми ногами, на востоке статуэтки вертикальные и более схематичные. Все они, так же как и фигурки животных, по догадкам археологов, говорят о культе плодородия, хотя их назначение может быть и другим, а налепы на керамике изображают, по тем же догадкам, женскую грудь, солнечный и лунный диски.

Ров вокруг поселения, возможно, носил ритуальный характер, так как быстро был засыпан. Для ритуальных целей была устроена и платформа диаметром в 18 м и высотой в 2,5 м (для коллективных ритуальных трапез или жертвоприношений?).

Контакты со странами Древнего Востока документированы импортной расписной посудой, печатями, бирюзой, металлическими изделиями. Влияние переднеазиатских культур сказывается в применении плано-конвексных (плоско-выпуклых, односторонне-выпуклых) кирпичей, толосов, изогнутых серпов, мотыжек тяпкообразной формы. Это в Месопотамии время Хассуны, халафской и убейдской культур (VI — сер. IV тыс. до н. э.). Плано-конвексные кирпичи в Месопотамии употреблялись в убейдском периоде, джемдет-насре и ранне-династическом периоде (V – начало III тыс.). Печати  аналогичны найденным в Тепе Гавра VIII (последняя четверть IV тыс.). Импортную расписную керамику связывают с халафской культурой (VI — V тыс. до н. э.). В свою очередь, энеолитический Кавказ снабжал своих соседей обсидианом.

Происхождение. Культура эта возникла вскоре после резкого похолодания, разразившегося около 6200 г. и продолжавшегося около 2 веков.  Оно, видимо, погубило предшествующую неолитическую культуру.  Круглые глинобитные здания шулавери-шомутепинцев, керамика с пластической орнаментацией, женские статуэтки, длинные обсидиановые ножевидные пластины говорят о родстве культуры с культурами ближневосточного неолита – хассуной и халафом – и позволяют предполагать, что население после гибели местного неолита пришло оттуда, составив по крайней мере часть энеолитического населения Кавказа.

О языке этих людей судить очень трудно: слишком много смен населения могло произойти с тех пор. Если производить шомутепинцев от хассуны, то на них переходит гипотеза (ее сторонниками были И. Гельб, И. М. Дьяконов, Н. Крамер) о принадлежности хасунны к носителям прото-тигридских (по р. Тигру) или «банановых» языков, которые уже в шумерском были субстратом и в которых употреблялись слова с повторением слогов (как в слове «банана»). Но это сугубо гипотетично. По данным генетиков в Хассуне была распространена Y-гаплогруппа  J2, ныне обычная на Переднем Востоке.

 ЛСК

 

 

 

 

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015