Доска объявлений

Вебинар «Генофонд и генетическая история народонаселения Северной Евразии»

Уважаемые коллеги!

Вебинар «Генофонд и генетическая история народонаселения Северной Евразии» состоится 29 сентября 2020 года в 15-00.

Докладчик д.б.н., проф. РАН О.П.Балановский

Организатор – Московское отделение ВОГиС

Просим Вас зарегистироваться на вебинар  у Ученого секретаря МО ВОГиС

Т.А. Поляковой (контакты в конце письма)

Войти с ПК, Mac, iPad, iPhone или устройства на базе Android можно, используя данные:

Идентификатор конференции: 879 8786 1225
Код доступа: mogis2020

Или можно зайти по ссылке
https://us02web.zoom.us/j/87987861225?pwd=K1dBUlMzVTRNMUhxWUo5bGRKMFpyUT09

 

Ждем Вас на вебинаре!

С уважением,

Председатель Московского отделения ВОГиС

д.б.н. А.Ю. Драгович

Тел.: +7-916-458-27-70; e-mail: dragovich@vigg.ru

 

Ученый секретарь МО ВОГиС

к.б.н., доц. Т.А. Полякова

Тел.:+7-925-132-30-90; e-mail: tat-polyakova@yandex.ru

 

Vavilov Institute of General Genetics

119991, Moscow, GSP-1, Gubkina street, 3

http://www.vigg.ru

https://www.vogis.org/

XIV Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIV Конгресс антропологов и этнологов России
Томск, 6–9 июля 2021 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Научно-исследовательским Томским государственным университетом,

Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН при поддержке Администрации Томской области

Проводят 6–9 июля 2021 года в Томске XIV Конгресс антропологов и этнологов России.

 

Тема Конгресса — «Антропология и этнология в поисках ответов на социальные вызовы».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий, в том числе:

  • Современные задачи и приоритеты антропологии и этнологии
  • Междисциплинарные связи антропологии и этнологии
  • Этнологическое/антропологическое образование и просвещение
  • Этнокультурное развитие и российская идентичность
  • Этнонациональная политика и мониторинг межэтнических отношений
  • Прикладная и неотложная антропология в условиях кризиса и пандемии
  • Антропология религии
  • Миграционные исследования
  • Цифровая антропология
  • Физическая (биологическая) антропология
  • Этнографический туризм и музееведение
  • Методы и техники полевых и кабинетных исследований
  • Историографические традиции этнологии и антропологии

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

 

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 1 октября 2020 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2021@mail.ru. Для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна – Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России; тел. в Москве +7(495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2021@mail.ru

Новая статья в Словарике сайта — Русь, Россия (происхождение названия)

Читайте в Словарике сайта новую статью. Лев Агни пишет о происхождении названия Русь.

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Шомутепинская культура

Шомутепинская культура

Шомутепинская культура, культура шулавери — шомутепе, шулавери-шомутепинская  – культура позднего неолита или раннего энеолита (халколита) Южного Кавказа (Закавказья). Распространена в междуречье Куры и Аракса, а также в Абхазии на западе и в Ленкорани на востоке; далеко на юге есть отдельные памятники в Армении, вокруг озер Ван и Урмия. Памятники открыты в 60-е годы ХХ века, объединены И. Г. Наримановым в одну культуру. Нариманов назвал ее шомутепинской, но О. М. Джапаридзе и А. И. Джавахишвили через год переименовали в шулаверийскую – по грузинскому памятнику. В конечном счете культуру именуют по двум поселениям – азербайджанскому (Шому-Тепе) и грузинскому (Шулавери), хотя они однотипны и Шому-Тепе открыто раньше. Но учитывая, что это ныне две разные страны, то называют так, чтобы никому не было обидно. Датируется VI и началом V тыс. до н. э. по радиоуглероду и связям с переднеазиатскими культурами. Предшествует куро-аракской культуре.

 

new-6

Из книги Е.А.Черленок «Археология Кавказа»

 

Небольшие незащищенные поселения с признаками длительного обитания (мощный культурный слой) расположены группами близ воды. Это небольшие телли. Маленькие глинобитные дома круглые (купольные) или овальные, нередко из круглого сырцового кирпича, возведены без фундамента,  внутри к стенке лепится очаг или печь.

Отдельных могильников нет. Погребения (одиночные, парные и коллективные) устроены а самих поселениях. На востоке практикуется ингумация, на западе встречаются одиночные детские погребения.

Керамики мало, она двух видов. В бассейне Куры – грубая, не ангобированная, с примесью дробленого камня в тесте. Орнаментация резная и налепами. В бассейне Аракса – покрытая желтым ангобом, часто лощеная, с растительной примесью — соломы  (straw tempered ware, Häckselkeramik), как дальше на востоке, иногда с росписью — такую керамику называют саманной. На западе примесь минеральная. На юго-западе и востоке керамика расписана по типу халафской или анатолийской.

Местное металлургическое производство ограничивается добычей поверхностных окисленных руд и изготовлением медных кованных изделий: кинжалы, шилья, бусы. Из-за незначительности находок металла археологи то признают эту культуру неолитической, то энеолитической.

Керамика двух видов. В бассейне Куры – грубая, не ангобированная, с примесью дробленого камня в тесте. Орнаментация резная и налепная. В бассейне Аракса – покрытая желтым ангобом, часто лощеная, с растительной примесью — соломы (straw tempered ware, Häckselkeramik), как дальше на востоке, иногда с росписью. Такую керамику называют саманной.

 

ris004

Из книги К. Х. Кушнарева и Т. Н. Чубинишвили. Культуры Южного Кавказа. Л. Наука. 1979

 

В хозяйстве главное  — земледелие. Злаковые (ячмень, пшеница, полба)  высевались порознь и в смеси (ячмень и пшеница), а также бобовые и многолетние садовые культуры (виноград). Земледелие засвидетельствовано каменными и костяными мотыгами, зернотерками, изогнутыми серпами с кремневыми вкладышами, зерновыми ямами. Придомное  скотоводство – на втором месте. В стаде преобладал крупный рогатый скот, разводили также мелкий рогатый скот и свиней. Охота играла вспомогательную роль, о ней говорят наконечники стрел, камни от пращи, резцы и скребки для обработки шкур и сами кости кабана, лисицы, косули, оленя, джейрана и птиц.

 

new-7

Из книги Е.А.Черленок «Археология Кавказа»

 

Идеология. Женские статуэтки: на северо-западе ареала в сидячих позах, с гипертрофированными бедрами и подогнутыми или вытянутыми ногами, на востоке статуэтки вертикальные и более схематичные. Все они, так же как и фигурки животных, по догадкам археологов, говорят о культе плодородия, хотя их назначение может быть и другим, а налепы на керамике изображают, по тем же догадкам, женскую грудь, солнечный и лунный диски.

Ров вокруг поселения, возможно, носил ритуальный характер, так как быстро был засыпан. Для ритуальных целей была устроена и платформа диаметром в 18 м и высотой в 2,5 м (для коллективных ритуальных трапез или жертвоприношений?).

Контакты со странами Древнего Востока документированы импортной расписной посудой, печатями, бирюзой, металлическими изделиями. Влияние переднеазиатских культур сказывается в применении плано-конвексных (плоско-выпуклых, односторонне-выпуклых) кирпичей, толосов, изогнутых серпов, мотыжек тяпкообразной формы. Это в Месопотамии время Хассуны, халафской и убейдской культур (VI — сер. IV тыс. до н. э.). Плано-конвексные кирпичи в Месопотамии употреблялись в убейдском периоде, джемдет-насре и ранне-династическом периоде (V – начало III тыс.). Печати  аналогичны найденным в Тепе Гавра VIII (последняя четверть IV тыс.). Импортную расписную керамику связывают с халафской культурой (VI — V тыс. до н. э.). В свою очередь, энеолитический Кавказ снабжал своих соседей обсидианом.

Происхождение. Культура эта возникла вскоре после резкого похолодания, разразившегося около 6200 г. и продолжавшегося около 2 веков.  Оно, видимо, погубило предшествующую неолитическую культуру.  Круглые глинобитные здания шулавери-шомутепинцев, керамика с пластической орнаментацией, женские статуэтки, длинные обсидиановые ножевидные пластины говорят о родстве культуры с культурами ближневосточного неолита – хассуной и халафом – и позволяют предполагать, что население после гибели местного неолита пришло оттуда, составив по крайней мере часть энеолитического населения Кавказа.

О языке этих людей судить очень трудно: слишком много смен населения могло произойти с тех пор. Если производить шомутепинцев от хассуны, то на них переходит гипотеза (ее сторонниками были И. Гельб, И. М. Дьяконов, Н. Крамер) о принадлежности хасунны к носителям прото-тигридских (по р. Тигру) или «банановых» языков, которые уже в шумерском были субстратом и в которых употреблялись слова с повторением слогов (как в слове «банана»). Но это сугубо гипотетично. По данным генетиков в Хассуне была распространена Y-гаплогруппа  J2, ныне обычная на Переднем Востоке.

 ЛСК

 

 

 

 

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015