Доска объявлений

«Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»

Антропологический семинар Центра Физической антропологии, Ленинский пр. 32А, 26 октября четверг, 14.00

Дорогие коллеги,

приглашаем вас на очередной антропологический семинар Центра Физической антропологии ИЭА РАН
 в четверг 26 октября в 14.00.
 В связи с ремонтом на Вавилова 37А семинар будет проходить в «башне» на Ленинском проспекте 32А в Музее Хорезма на 19 этаже.   

С сообщением «Обитатели архипелага Огненная Земля: некоторые особенности их жизни и внешности»
выступит сотрудник Центра физической антропологии ИЭА РАН Таисия Александровна Сюткина.

Обращаем внимание коллег, не имеющих постоянного пропуска в здание Президиума РАН: пожалуйста, проинформируйте нас заранее о своем желании посетить семинар, чтобы мы могли заказать разовый пропуск для прохода в здание.

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (V Герасимовские чтения)

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН

КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. В.П. АЛЕКСЕЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА

Международная научная конференция

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»

(V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Москва

13–15 ноября 2017 г.

 

Информационное письмо №2

 

Дорогие коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова (1907–1970).

Конференции, посвященные автору метода пластической портретной реконструкции – выдающемуся антропологу и археологу, мы проводим каждые пять лет совместно с различными организациями, с которыми в той или иной степени была связана его жизнь и научная деятельность – Государственным Дарвиновским музеем, Государственным Биологическим музеем им. К.А.Тимирязева (Москва), Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институтом истории материальной культуры (Санкт–Петербург), Иркутским государственным университетом.

V ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ, которые в 2017 г. пройдут в Государственном Биологическом музее им. К.А.Тимирязева, предполагают следующие направления работы:

  1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
  2. Палеогеография и археология эпохи камня – от анализа к синтезу;
  3. Палеоантропология Евразии – факты и интерпретации;
  4. Пластическая реконструкция лица по черепу – традиции и инновации.

 

Прием заявок на конференцию продлен до 15 июня 2017 г.

Заявка должна содержать название доклада, ФИО автора (-ов) полностью, название учреждения, ученую степень/звание, контактные данные.

 

Заявки просим присылать по адресу gerasimovskie-2017@yandex.ru

 

C уважением, Оргкомитет

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Животиловская культура

Животиловская культура

Животиловская культура – культура недавно выделенная, очень неясная, но и очень показательная. Названа по кургану у с. Животиловка, на Днепре. Она почти сплошь составная, причем из весьма известных культур – майкопско -новосвободненской и позднетрипольской, хотя вполне самостоятельная. Встает даже вопрос, культура ли это или только тип или культурный горизонт. Волчанско-животиловским типом предлагал назвать эти памятники Ю.Я. Рассамакин – потому что она представлена только погребениями, поселения неизвестны. Но если это кочевники – что же, остатки их жизни нельзя называть культурой?  Горизонтом Бурсуцени – Койсуг предлагал окрестить эти памятники И. В. Манзура. Но ведь горизонт (обычно хронологический) охватывает памятники разных культур, каждую лишь частично, пересекая их и связывая во времени.  Манзура хотел сказать, что эта культура была очень преходящей, существовала недолго. Ну что ж, от этого она не становится чем-то другим.

Типологически это культура самого начала бронзового века в Северном Причерноморье. Датируется второй половиной IV тыс. — началом III тыс. до н. э. Сейчас известно более 70 погребений этого типа от Нижнего Дуная до Нижнего Дона в степи и лесостепи.  Это всегда курганные погребения, половина – основные в курганах, половина – впускные (то есть введенные в готовую насыпь позднейшим населением). Ямы то прямоугольные, то овальные. Есть катакомбное погребение (дно катакомбы на одном уровне с дном шахты), есть подбойное (покойник лежит в боковой нише в стене могильной ямы), есть в круглой яме с заплечиками. Покойники лежат скорченными то на правом боку, то на левом, с руками перед лицом. Умеренно посыпаны охрой, то целиком, то частично (череп, руки, ноги). Ориентация головой то на СВ, то (меньше) на Ю, ЮВ или В.  Есть парные погребения и коллективные. Разделения обряда по полу или возрасту нет.

 

Карта

Памятники животиловской культуры

 

В инвентаре присутствуют кремневые изделия, в частности наконечники стрел, кремневый топор, каменные боевые топоры-молоты, бронзовые посоховидные булавки.

Керамика — либо в каждом районе местная, присущая соседним культурам, либо общая для всей культуры или ее большей части. Это, главным образом, лощеная майкопско-новосвободненская, либо позднетрипольская расписная керамика. Первая больше присутствует в восточной части культуры, вторая – больше в западной. Этот феномен археологи объясняют по-разному. Т. Мовша и И. В. Манзура – движением позднетрипольского населения в степь,  И. Ковалева и А. Нечитайло – миграцией майкопско-новосободненского населения в степь, Ю. Я. Рассамакин – встречей обоих миграционных потоков. Но и Рассамакин, и Манзура всё больше склоняются к признанию большей активности кавказского источника. Именно с майкопским погребальным обрядом более всего схож животиловский.

 

Посуда

Типы захоронений, украшения, печати и керамическая посуда волчанско-животиловского типа

 

Стратиграфически все энеолитические культуры (Чернавода I, нижнемихайловская, квитянская, Средний Стог, Константиновская) предшествуют животиловской: та всегда впущена в их курганы. С усатовской и репиской стратиграфические отношения не установлены, но с усатовской есть территориальное разгранничение – та прилегает к Черному морю, а ареал животиловской отступает от моря. И хотя взаимных импортов нет, обе культуры одновременны, просто, по-видимом, они враждовали.  В животиловских курганах ямные погребения всегда впускные. Хронология животиловских погребений по радиуглероду – последняя четверть IV тыс. до н. э. Таким образом, животиловская культура непосредственно предшествует ямной, но она совершенно иная и существовала очень недолго. Перед самой ямной культурой, очень однородной на огромных пространствах, животиловская смесь на короткое время сменила мозаику локальных энеолитических культур. Она как бы подготовила ямное единство.

Как объяснить этот  слом временной стабильности и ликвидацию дробности и пестроты? В недавней работе Манзура связывает эту миграцию майкопско-новосвободненского населения с резким ухудшением климата. На переходе от атлантического к суббореальному климату  так называемое «колебание Пиоро» сменило климатический оптимум 3600- 3300 гг., и в последней четверти IV тыс. наступило резкое высыхание и похолодание в степях и лесостепях. Это нарушило стабильность таких процветавших обществ, как трипольское и майкопско-новосвободненское, ослабило их элиты с присущей им роскошью и привело к падению державшиеся в них режимы. Это и было причиной того, что массы населения потянулись на поиски новых земель и лучших условий.

В этом объяснении несколько непонятно, почему население рванулось от бедствий и распрей именно в степь – ведь степные условия еще более суровы. В этих условиях стало необходимо переходить к новым формам хозяйствования – более мобильным. Можно ли считать, что из слабеющих обществ с эксплуататорскими элитами и режимами контроля население массово стало уходить в дикую степь – такой своеобразный вариант первобытного казачества? Что оно смело захиревшие от стихийных бедствий культуры энеолита? И что именно  из-за этой вольницы складывавшаяся животиловская культура не выдержала натиска родоплеменной организации ямной культуры? Всё это вопросы для дальнейших исследований.

ЛСК

 

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015