Доска объявлений

Вебинар «Генофонд и генетическая история народонаселения Северной Евразии»

Уважаемые коллеги!

Вебинар «Генофонд и генетическая история народонаселения Северной Евразии» состоится 29 сентября 2020 года в 15-00.

Докладчик д.б.н., проф. РАН О.П.Балановский

Организатор – Московское отделение ВОГиС

Просим Вас зарегистироваться на вебинар  у Ученого секретаря МО ВОГиС

Т.А. Поляковой (контакты в конце письма)

Войти с ПК, Mac, iPad, iPhone или устройства на базе Android можно, используя данные:

Идентификатор конференции: 879 8786 1225
Код доступа: mogis2020

Или можно зайти по ссылке
https://us02web.zoom.us/j/87987861225?pwd=K1dBUlMzVTRNMUhxWUo5bGRKMFpyUT09

 

Ждем Вас на вебинаре!

С уважением,

Председатель Московского отделения ВОГиС

д.б.н. А.Ю. Драгович

Тел.: +7-916-458-27-70; e-mail: dragovich@vigg.ru

 

Ученый секретарь МО ВОГиС

к.б.н., доц. Т.А. Полякова

Тел.:+7-925-132-30-90; e-mail: tat-polyakova@yandex.ru

 

Vavilov Institute of General Genetics

119991, Moscow, GSP-1, Gubkina street, 3

http://www.vigg.ru

https://www.vogis.org/

XIV Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIV Конгресс антропологов и этнологов России
Томск, 6–9 июля 2021 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Научно-исследовательским Томским государственным университетом,

Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН при поддержке Администрации Томской области

Проводят 6–9 июля 2021 года в Томске XIV Конгресс антропологов и этнологов России.

 

Тема Конгресса — «Антропология и этнология в поисках ответов на социальные вызовы».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий, в том числе:

  • Современные задачи и приоритеты антропологии и этнологии
  • Междисциплинарные связи антропологии и этнологии
  • Этнологическое/антропологическое образование и просвещение
  • Этнокультурное развитие и российская идентичность
  • Этнонациональная политика и мониторинг межэтнических отношений
  • Прикладная и неотложная антропология в условиях кризиса и пандемии
  • Антропология религии
  • Миграционные исследования
  • Цифровая антропология
  • Физическая (биологическая) антропология
  • Этнографический туризм и музееведение
  • Методы и техники полевых и кабинетных исследований
  • Историографические традиции этнологии и антропологии

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

 

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 1 октября 2020 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2021@mail.ru. Для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна – Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России; тел. в Москве +7(495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2021@mail.ru

Новая статья в Словарике сайта — Русь, Россия (происхождение названия)

Читайте в Словарике сайта новую статью. Лев Агни пишет о происхождении названия Русь.

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Шаровидных амфор культура

Шаровидных амфор культура

Культура ша­ро­вид­ных амфор (нем. Kugelamphorenkultur, польск. kultura ampfor kuliastych, англ. Globular Amphora culture — ар­хео­ло­ги­че­ская куль­ту­ра европейского неолита (по восточноевропейским меркам это энеолит и ранний бронзовый век), занимавшая значительную часть Восточной Европы. Она первое время существовала на территории севера Восточной Германии и северо-запада Польши, а затем распространилась из этого очага на огромные земли от Эльбы на западе до Днепра на востоке и от берегов Балтики на севере до Дуная и середины Днестра на юге.  Выделил ее немецкий археолог А. Гётце в 1900 году, название ввел другой известный немец-археолог Густаф Косинна по характерным сосудам. Известный шведский археолог И. Л. Форссандер охарактеризовал ее как «великую загадку европейского неолита».

шаров

Хронология и ареал. О датировке культуры ша­ро­вид­ных амфор, о ее хозяйственной основе, происхождении и соотношении с другими культурами, не говоря уж об этносе, идут постоянные споры. Вначале ее датировали поздно и всего двумя веками 2300 – 2100 гг. (Г. Беренс), потом, после «радиоуглеродной революции» — первой половиной III — началом II тыс. до н. э., а ныне по калиброванной радиоуглеродной  хронологии относят ко времени  около 3400—2800 гг. до н. э. Но поздние ее проявления находят в степях Украины и России в 2950 – 2350 гг. до н. э. В получается диапазон с середины IV по вторую половину III тыс. до н. э.

Странное место она занимает среди других культур. Возникнув во время расцвета культуры воронковидных кубков на ее восточной окраине, она постепенно охватила значительную часть ареала воронковидных кубков, располагаясь как бы многочисленными небольшими вкраплениями в этот ареал. Затем культура воронковидных кубков сошла на нет, а огромное пространство Центральной и Восточной Европы заняли культуры шнуровой керамики и боевого топора, но культура шаровидных амфор продолжалась и при этих культурах, располагаясь в самом центре их ареала, как бы деля его пополам. Что давало ей возможность занимать такое положение?

i_027

Реконструкция Г. В. Лебединской облика человека культуры шаровидных амфор по черепу из гробницы у с. Иванье Ровенской области

Выдающийся английский археолог-марксист Г. Чайлд полагал, что представители этой культуры были пастухи и охотники, промышлявшие также и грабежом; пастушеское скотоводство отстаивал и поляк Я. Ковальчик. В Германии же считали, что это были прежде всего торговцы. В польской литературе преобладало мнение, что эта культура имела земледельческий характер, но были и высказывания, что на западе в ней господствовало земледелие, а на востоке скотоводство, или на юге земледелие, а на севере скотоводство. Спорно и происхождение культуры: немцы выводили ее из Восточной Германии, поляки – из междуречья Вислы и Одера, М. Гимбутас искала ее истоки в Причерноморье. Наоборот, В. А. Сафронов и Н. А. Николаева выводят новосвободненскую культуру Северного Кавказа из шаровидных амфор, находя в Осетии типичные шаровидные амфоры, а саму культуру шаровидных амфор ведут из мегалитов Франции. Не обходится (у писателей-любителей) без объявления ее праславянской (территория вроде бы подходит).

Как она вписывалась в карту неолитической Европы? На юге и западе культура ша­ро­вид­ных амфор соседствовала с баденской культурой, на северо-востоке – с культурой нарвской, на северо-западе она примыкала к бывшей еще в расцвете культуре воронковидных кубков, да и на собственной территории перемежалась с ней, но та, однако, вскоре начала таять и заменяться культурами шнуровой керамики и боевого топора, и эти же культуры оказывались почему-то соседствующими с востока; на юго-востоке шаровидные амфоры выходили на соприкосновение со степными культурами, в частности с ямной. Ослабление поздне-трипольской культуры открыло путь к экспансии с северо-запада. В этой обстановке носители культуры шаровидных амфор заселили не только районы Волыни и Галичины, но и Правобережную лесостепь и Полесье, выйдя в среднем Поднепровье на левый берег Днепра. Отдельные комплексы этой культуры находят в районе Чернигова и Смоленска.

i_028

Реконструкция Г. В. Лебединской облика человека культуры шаровидных амфор по черепу из гробницы у с. Иванье Ровенской области

Культуру шаровидных амфор археологи делят на три основных группы – западную (Германия), среднюю (Польша) и восточную (Украина и Белоруссия), а каждую еще на ряд локальных вариантов.

Артефакты. Поселения располагались далеко друг от друга и от многих до нас дошли только ямы фундаментов – сами жилища не уцелели. В Польше обнаружены «жилые ямы» — неглубокие ямы с очагами внутри, иногда наземные постройки столбовой конструкции. Культурный слой тонок и беден. Возможно, жилища были очень легкими, а поселения – сезонными.

В отличие от культуры воронковидных кубков, где в стаде преобладал крупный рогатый скот, в культуре шаровидных амфор больше разводили свиней – как в майкопской культуре. Большая доля свиноводства в хозяйстве говорит об оседлости, а легкость жилищ – о большой мобильности. Обилие кремневых топоров можно объяснить потребностями подсечно-огневого земледелия, которое и обусловливало с одной стороны оседлость, а с другой – недолговременность проживания.

Исследовано много могильников. В большинстве они представляют собой захоронения в каменных ящиках или обставленные камнями. В западной группе (а позже и на Украине) часто погребения устроены в мегалитических гробницах и нередко впущены в более ранние подобные гробницы. Обычно это мегалитические гробницы «коридорного типа» (ко входу в погребальную камеру снаружи ведет узкий коридорчик). На севере Польши они покрыты сверху земляными курганными насыпями, круглыми или овальными, с кромлехом (каменным кругом из камней) у основания.  На юге Польши – захоронения грунтовые и часто без каменных ящиков или оградок. Во всех могильниках один и тот же погребальный обряд – ингумация (трупоположение), иногда обнаруживается неполное трупосожжение. Многие погребения – коллективные, то есть каменные ящики были семейными склепами. В прихоронениях часто кости первого костяка сдвинуты или хаотично разбросаны. Преобладают погребения со скорченными на боку костяками, но есть и вытянутые на спине, ориентировка разная. Некоторые скелеты находятся в сидячем положении.

 

duzy_8

Погребение культуры шаровидных амфор http://forum.molgen.org/index.php?topic=8371.0

 

Нередко возле покойника или в особом отделении могилы находятся скелеты животных (с круглыми пробоинами в черепах), есть и отдельные их погребения, даже с вещами – как у людей. Чаще это скелеты коров либо свиньи (челюсти), в одном случае — коня

Керамика ручной лепки, из плохо отмученной глины и очень слабо обожжена. Амфоры названы так не по прямому сходству со стройными греческими амфорами, а потому что в археологии за несколько десятилетий до открытия данной культуры стали по-гречески называть большие первобытные сосуды с двумя или четырьмя ручками или ушками и с весьма раздутым туловом (они относятся к культуре шнуровой керамики). По этой форме окрестили и новооткрытые амфоры с проткнутыми ушками, но отметили их шаровидность (хотя они плоскодонны, а среди старых первобытных были столь же округлые, но с иной орнаментацией). Кроме них в керамике шаровидных амфор есть широко открытые вазы, глубокие миски и  конические кубки. Орнаментация – отпечатки шнура или зубчатого штампа по шейке (параллельными горизонтальными линиями) и плечикам. Ниже – зигзаг. Часть орнаментов инкрустирована белой пастой.

 

GlobularAmphoraPiatraNeamt

Типичная шаровидная амфора. Из раскопок в Пятра-Нямц. Автор: CristianChirita — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=8635939

 

В инвентаре также выделяются полированные кремневые толстообушные топоры и изделия из янтаря – бусы, пуговицы и др. Наконечники стрел кремневые с коротким черешком и двумя шипами назад.

 

new-1

Материалы культуры шаровидных амфор: 1 — каменный ящик из с. Колодяжне на Житомирщине; 2, 10. 14 — диск с пиктограммой и посуда из каменного ящика вблизи с. Иванна на Ровенщине; 3,4 пластинка и острие стрелы с каменного ящика в с. Харитоновцы на Тернопольщине; 5, б, 15 — оковки поясов и амфора с крышкой из каменного ящика II в с. Харитоновцы; 7, 8, 11-13 — топоры и амфоры из каменного ящика вблизи с. Межречье на Ровенщине; 9- топор изс Хоросткова на Тернопольщине, 16 — амфора из Винницы (по И. К. Свешникова). 1 — план и разрез склепа; 2 — янтарь; 3, 7-9 — кремень; 4 — угол, 5,6- кость; 10-16 — керамика

 

Исследованием этой культуры, кроме названных археологов, особенно пристально занимались львовский археолог К. И. Свешников и польский археолог Мажена Шмидт.

Происхождение и этнос. Прежде тон в изучении этой культуры задавали немцы, и они полагали, что она развилась из культуры воронковидных кубков в Саксонии и Тюрингии. Действительно, многие керамические формы (амфоры, кубки) и топоры можно вывести из тех. Польские археологи сдвинули происхождение культуры чуть к востоку, в Польшу. Они считают, что культура эта сформировалась между низовьями Одера и Вислы на основе местных пережиточно-мезолитических культур под влиянием воронковидных кубков и дунайских культур (эта концепция Т. Вислянского считается наиболее солидно обоснованной). Многих англоязычных археологов привлекла «курганная гипотеза» Марии Гимбутас, по которой культура шаровидных амфор явилась в европейскую среду из евразийских степей, будучи второй волной миграции, принесшей в Европу индоевропейцев. Она видит доказательства своей гипотезы в сооружении кургана и погребениях животных (по ее мнению то и другое из Майкопской культуры), в восточном обряде соумирания жены (ее убийства на похоронах мужа) и др. Многие археологи не принимают ее гипотезу.

В советской и польской археологии считалось, что носители культуры шаровидных амфор были предками всех восточных индоевропейцев — славян, германцев и балтов. На Западе считали, что скорее это были предки западных индоевропейцев – с кентумными языками. То и другое – по общим соображениям, без конкретизации и без специальных доказательств.

Антропология и палеогенетика. Антропологически носители этой культуры явные европеоиды, что видно по реставрированным по черепу лицам.

Палеогенетические обследования пока бедны: в Польше из кургана Ягодно добыто два образца, один из которых дал Y-хромосомную группу G, а второй – то ли J, то ли I, то ли E, но неясно были ли это образцы культуры шаровидных амфор или шнуровой керамики. У носителей культуры шаровидных амфор из другого места Польши (Коваль, даты 2850 — 2570) определены две митохондриальных гаплогруппы – К и К2а. Другие исследования (Кошице) дали митохондриальные группы U, U5а, U5b1, T, Т и T2. U5 встречается с высокой частотой у финнов и эстонцев, но распространена и по всей Европе.

На каком языке говорили эти люди, остается тайной. Скорее всего на индоевропейском, но полной уверенности нет, да если и на индоевропейском, то неясно какого уровня удаленности от индоевропейского праязыка, какого узла деления. Все цепочки генетических связей, ведущие к этому народу от известных нам, слишком разветвлены и обрываются. Можно было бы поискать в самых архаичных мифах и преданиях более известных нам южных соседей, какие-то, пусть искаженные, упоминания о нем по его вещественным признакам – каменным гробницам, свиноводству, торговле янтарем, но пока ничего такого не попадается. Словом, мы не имеем оснований судить ни о языке и мифах этого населения, ни о связанных с ним событиях, ни, конечно, о его имени. Как ни крути, к словесным аспектам его жизни нет доступа. Народ остается загадкой.

ЛСК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015