Доска объявлений

XV КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ Санкт-Петербург, 26–30 июня 2023 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Ассоциация антропологов и этнологов России,

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и

Санкт-Петербургский государственный университет

проводят 26-30 июня 2023 года в Санкт-Петербурге

XV Конгресс антропологов и этнологов России

 

В 2023 году Конгресс антропологов и этнологов России (XV КАЭР) пройдет в обновленном формате: вместо главной темы в его поле зрения окажется многообразие тем, представляющих профессиональный интерес для сообщества антропологов и этнологов России. Важная задача Конгресса — обсуждение основных направлений и достижений в области отечественной и мировой социально-культурной антропологии и этнологии, в связи с чем организаторы рекомендуют заявителям секций (круглых столов и иных мероприятий) представить наиболее важные и актуальные, с их точки зрения, направления. К участию в Конгрессе предполагается привлечь ученых из всех регионов и профильных научных центров России; приветствуется и участие зарубежных коллег. Конгресс состоится в очном формате. Рабочий язык — русский.

Сбор заявок на секции (круглые столы, воркшопы и т.д.) начнется 15 сентября 2022 г. и продлится до 15 декабря 2022 г. На организацию секции (круглого стола) от одного заявителя может быть подана только одна заявка. Предпочтительна подача заявки на секцию в варианте со-руководства (со-модераторства) представителей разных регионов и научных центров. У руководителя секции / круглого стола обязательно наличие ученой степени (кандидат наук, доктор наук, PhD). Для рассмотрения Программным комитетом заявки на организацию секции (круглого стола, воркшопа, презентации книги или журнала) она должна быть подана с заполнением всех информационных полей. Программный комитет оставляет за собой право отклонять заявки и объединять сходные по тематике секции.

Заявки на участие в секциях (круглых столах, воркшопах и др.) будут приниматься с 1 января по 1 апреля 2023 г. Руководители секций осуществляют отбор докладов и формируют список участников. Минимальное количество докладов для организации секции – 7, максимальное – 20. Один участник может подать не более двух заявок на доклады.

Регистрация участников, отбор заявок, подготовка программы осуществляются через официальный сайт Конгресса: www.caer.ru. Краткие резюме включенных в программу докладов (до 200 слов) будут размещены на сайте Конгресса. Материалы Конгресса могут быть предложены к публикации в виде подборок научных статей в журналах, издаваемых МАЭ РАН и СПбГУ. Участие в Конгрессе предполагает организационный взнос — 1000 руб.

Email оргкомитета: caer2023@mail.ru

КАЭР_Афиша

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Шаровидных амфор культура

Шаровидных амфор культура

Культура ша­ро­вид­ных амфор (нем. Kugelamphorenkultur, польск. kultura ampfor kuliastych, англ. Globular Amphora culture — ар­хео­ло­ги­че­ская куль­ту­ра европейского неолита (по восточноевропейским меркам это энеолит и ранний бронзовый век), занимавшая значительную часть Восточной Европы. Она первое время существовала на территории севера Восточной Германии и северо-запада Польши, а затем распространилась из этого очага на огромные земли от Эльбы на западе до Днепра на востоке и от берегов Балтики на севере до Дуная и середины Днестра на юге.  Выделил ее немецкий археолог А. Гётце в 1900 году, название ввел другой известный немец-археолог Густаф Косинна по характерным сосудам. Известный шведский археолог И. Л. Форссандер охарактеризовал ее как «великую загадку европейского неолита».

шаров

Хронология и ареал. О датировке культуры ша­ро­вид­ных амфор, о ее хозяйственной основе, происхождении и соотношении с другими культурами, не говоря уж об этносе, идут постоянные споры. Вначале ее датировали поздно и всего двумя веками 2300 – 2100 гг. (Г. Беренс), потом, после «радиоуглеродной революции» — первой половиной III — началом II тыс. до н. э., а ныне по калиброванной радиоуглеродной  хронологии относят ко времени  около 3400—2800 гг. до н. э. Но поздние ее проявления находят в степях Украины и России в 2950 – 2350 гг. до н. э. В получается диапазон с середины IV по вторую половину III тыс. до н. э.

Странное место она занимает среди других культур. Возникнув во время расцвета культуры воронковидных кубков на ее восточной окраине, она постепенно охватила значительную часть ареала воронковидных кубков, располагаясь как бы многочисленными небольшими вкраплениями в этот ареал. Затем культура воронковидных кубков сошла на нет, а огромное пространство Центральной и Восточной Европы заняли культуры шнуровой керамики и боевого топора, но культура шаровидных амфор продолжалась и при этих культурах, располагаясь в самом центре их ареала, как бы деля его пополам. Что давало ей возможность занимать такое положение?

i_027

Реконструкция Г. В. Лебединской облика человека культуры шаровидных амфор по черепу из гробницы у с. Иванье Ровенской области

Выдающийся английский археолог-марксист Г. Чайлд полагал, что представители этой культуры были пастухи и охотники, промышлявшие также и грабежом; пастушеское скотоводство отстаивал и поляк Я. Ковальчик. В Германии же считали, что это были прежде всего торговцы. В польской литературе преобладало мнение, что эта культура имела земледельческий характер, но были и высказывания, что на западе в ней господствовало земледелие, а на востоке скотоводство, или на юге земледелие, а на севере скотоводство. Спорно и происхождение культуры: немцы выводили ее из Восточной Германии, поляки – из междуречья Вислы и Одера, М. Гимбутас искала ее истоки в Причерноморье. Наоборот, В. А. Сафронов и Н. А. Николаева выводят новосвободненскую культуру Северного Кавказа из шаровидных амфор, находя в Осетии типичные шаровидные амфоры, а саму культуру шаровидных амфор ведут из мегалитов Франции. Не обходится (у писателей-любителей) без объявления ее праславянской (территория вроде бы подходит).

Как она вписывалась в карту неолитической Европы? На юге и западе культура ша­ро­вид­ных амфор соседствовала с баденской культурой, на северо-востоке – с культурой нарвской, на северо-западе она примыкала к бывшей еще в расцвете культуре воронковидных кубков, да и на собственной территории перемежалась с ней, но та, однако, вскоре начала таять и заменяться культурами шнуровой керамики и боевого топора, и эти же культуры оказывались почему-то соседствующими с востока; на юго-востоке шаровидные амфоры выходили на соприкосновение со степными культурами, в частности с ямной. Ослабление поздне-трипольской культуры открыло путь к экспансии с северо-запада. В этой обстановке носители культуры шаровидных амфор заселили не только районы Волыни и Галичины, но и Правобережную лесостепь и Полесье, выйдя в среднем Поднепровье на левый берег Днепра. Отдельные комплексы этой культуры находят в районе Чернигова и Смоленска.

i_028

Реконструкция Г. В. Лебединской облика человека культуры шаровидных амфор по черепу из гробницы у с. Иванье Ровенской области

Культуру шаровидных амфор археологи делят на три основных группы – западную (Германия), среднюю (Польша) и восточную (Украина и Белоруссия), а каждую еще на ряд локальных вариантов.

Артефакты. Поселения располагались далеко друг от друга и от многих до нас дошли только ямы фундаментов – сами жилища не уцелели. В Польше обнаружены «жилые ямы» — неглубокие ямы с очагами внутри, иногда наземные постройки столбовой конструкции. Культурный слой тонок и беден. Возможно, жилища были очень легкими, а поселения – сезонными.

В отличие от культуры воронковидных кубков, где в стаде преобладал крупный рогатый скот, в культуре шаровидных амфор больше разводили свиней – как в майкопской культуре. Большая доля свиноводства в хозяйстве говорит об оседлости, а легкость жилищ – о большой мобильности. Обилие кремневых топоров можно объяснить потребностями подсечно-огневого земледелия, которое и обусловливало с одной стороны оседлость, а с другой – недолговременность проживания.

Исследовано много могильников. В большинстве они представляют собой захоронения в каменных ящиках или обставленные камнями. В западной группе (а позже и на Украине) часто погребения устроены в мегалитических гробницах и нередко впущены в более ранние подобные гробницы. Обычно это мегалитические гробницы «коридорного типа» (ко входу в погребальную камеру снаружи ведет узкий коридорчик). На севере Польши они покрыты сверху земляными курганными насыпями, круглыми или овальными, с кромлехом (каменным кругом из камней) у основания.  На юге Польши – захоронения грунтовые и часто без каменных ящиков или оградок. Во всех могильниках один и тот же погребальный обряд – ингумация (трупоположение), иногда обнаруживается неполное трупосожжение. Многие погребения – коллективные, то есть каменные ящики были семейными склепами. В прихоронениях часто кости первого костяка сдвинуты или хаотично разбросаны. Преобладают погребения со скорченными на боку костяками, но есть и вытянутые на спине, ориентировка разная. Некоторые скелеты находятся в сидячем положении.

 

duzy_8

Погребение культуры шаровидных амфор http://forum.molgen.org/index.php?topic=8371.0

 

Нередко возле покойника или в особом отделении могилы находятся скелеты животных (с круглыми пробоинами в черепах), есть и отдельные их погребения, даже с вещами – как у людей. Чаще это скелеты коров либо свиньи (челюсти), в одном случае — коня

Керамика ручной лепки, из плохо отмученной глины и очень слабо обожжена. Амфоры названы так не по прямому сходству со стройными греческими амфорами, а потому что в археологии за несколько десятилетий до открытия данной культуры стали по-гречески называть большие первобытные сосуды с двумя или четырьмя ручками или ушками и с весьма раздутым туловом (они относятся к культуре шнуровой керамики). По этой форме окрестили и новооткрытые амфоры с проткнутыми ушками, но отметили их шаровидность (хотя они плоскодонны, а среди старых первобытных были столь же округлые, но с иной орнаментацией). Кроме них в керамике шаровидных амфор есть широко открытые вазы, глубокие миски и  конические кубки. Орнаментация – отпечатки шнура или зубчатого штампа по шейке (параллельными горизонтальными линиями) и плечикам. Ниже – зигзаг. Часть орнаментов инкрустирована белой пастой.

 

GlobularAmphoraPiatraNeamt

Типичная шаровидная амфора. Из раскопок в Пятра-Нямц. Автор: CristianChirita — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=8635939

 

В инвентаре также выделяются полированные кремневые толстообушные топоры и изделия из янтаря – бусы, пуговицы и др. Наконечники стрел кремневые с коротким черешком и двумя шипами назад.

 

new-1

Материалы культуры шаровидных амфор: 1 — каменный ящик из с. Колодяжне на Житомирщине; 2, 10. 14 — диск с пиктограммой и посуда из каменного ящика вблизи с. Иванна на Ровенщине; 3,4 пластинка и острие стрелы с каменного ящика в с. Харитоновцы на Тернопольщине; 5, б, 15 — оковки поясов и амфора с крышкой из каменного ящика II в с. Харитоновцы; 7, 8, 11-13 — топоры и амфоры из каменного ящика вблизи с. Межречье на Ровенщине; 9- топор изс Хоросткова на Тернопольщине, 16 — амфора из Винницы (по И. К. Свешникова). 1 — план и разрез склепа; 2 — янтарь; 3, 7-9 — кремень; 4 — угол, 5,6- кость; 10-16 — керамика

 

Исследованием этой культуры, кроме названных археологов, особенно пристально занимались львовский археолог К. И. Свешников и польский археолог Мажена Шмидт.

Происхождение и этнос. Прежде тон в изучении этой культуры задавали немцы, и они полагали, что она развилась из культуры воронковидных кубков в Саксонии и Тюрингии. Действительно, многие керамические формы (амфоры, кубки) и топоры можно вывести из тех. Польские археологи сдвинули происхождение культуры чуть к востоку, в Польшу. Они считают, что культура эта сформировалась между низовьями Одера и Вислы на основе местных пережиточно-мезолитических культур под влиянием воронковидных кубков и дунайских культур (эта концепция Т. Вислянского считается наиболее солидно обоснованной). Многих англоязычных археологов привлекла «курганная гипотеза» Марии Гимбутас, по которой культура шаровидных амфор явилась в европейскую среду из евразийских степей, будучи второй волной миграции, принесшей в Европу индоевропейцев. Она видит доказательства своей гипотезы в сооружении кургана и погребениях животных (по ее мнению то и другое из Майкопской культуры), в восточном обряде соумирания жены (ее убийства на похоронах мужа) и др. Многие археологи не принимают ее гипотезу.

В советской и польской археологии считалось, что носители культуры шаровидных амфор были предками всех восточных индоевропейцев — славян, германцев и балтов. На Западе считали, что скорее это были предки западных индоевропейцев – с кентумными языками. То и другое – по общим соображениям, без конкретизации и без специальных доказательств.

Антропология и палеогенетика. Антропологически носители этой культуры явные европеоиды, что видно по реставрированным по черепу лицам.

Палеогенетические обследования пока бедны: в Польше из кургана Ягодно добыто два образца, один из которых дал Y-хромосомную группу G, а второй – то ли J, то ли I, то ли E, но неясно были ли это образцы культуры шаровидных амфор или шнуровой керамики. У носителей культуры шаровидных амфор из другого места Польши (Коваль, даты 2850 — 2570) определены две митохондриальных гаплогруппы – К и К2а. Другие исследования (Кошице) дали митохондриальные группы U, U5а, U5b1, T, Т и T2. U5 встречается с высокой частотой у финнов и эстонцев, но распространена и по всей Европе.

На каком языке говорили эти люди, остается тайной. Скорее всего на индоевропейском, но полной уверенности нет, да если и на индоевропейском, то неясно какого уровня удаленности от индоевропейского праязыка, какого узла деления. Все цепочки генетических связей, ведущие к этому народу от известных нам, слишком разветвлены и обрываются. Можно было бы поискать в самых архаичных мифах и преданиях более известных нам южных соседей, какие-то, пусть искаженные, упоминания о нем по его вещественным признакам – каменным гробницам, свиноводству, торговле янтарем, но пока ничего такого не попадается. Словом, мы не имеем оснований судить ни о языке и мифах этого населения, ни о связанных с ним событиях, ни, конечно, о его имени. Как ни крути, к словесным аспектам его жизни нет доступа. Народ остается загадкой.

ЛСК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015