Доска объявлений

ПРОГРАММА Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» (VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)

Дорогие коллеги, размещаем программу конференции

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»,
посвященной 115-летию со дня рождения
Михаила Михайловича Герасимова
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ)
31 октября – 2 ноября 2022

Все заседания будут проходить в Государственном биологическом музее им. К.А. Тимирязева по адресу:
ул. Малая Грузинская, 15. ЗАЛ III
(метро «Баррикадная», «Улица 1905 года»)

Программа_Герасимовские чтения_2022_web

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Дорогие коллеги, публикуем последний, исправленный, вариант программы Гохмановских чтений:

Всероссийская научно-практическая конференция
«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

12-14 октября 2022 года

 

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

Все заседания будут проходить по адресу:
Средний проспект, 24 (станция метро «Василеостровская»),
Отдел антропологии МАЭ РАН

 

12 октября

Ссылка для удаленного доступа в Zoom:
https://us06web.zoom.us/j/87843602728?pwd=UWVpN2xudjhZTXhBMWlVcnBYOHBjUT09
Идентификатор конференции: 878 4360 2728
Код доступа: 267700

 

10:00 – 11:00
Регистрация участников
 
11:00 – 12:30
Пленарное заседание
Руководители: А.Г. Козинцев, В.Г. Моисеев,
В.И. Хартанович, Ю.К. Чистов

  1. Козинцев Александр Григорьевич (МАЭ РАН, Санкт-Петербург). Илья Иосифович: запомненное и усвоенное.
  2. Чистов Юрий Кириллович (МАЭ РАН, Санкт-Петербург) И.И.Гохман и Антропологический отряд Йеменской комплексной экспедиции.
  3. Хохлов Александр Александрович (ПГСГА, Самара). К слову о представлениях И.И. Гохмана относительно древнего населения Севера Евразии.
  4. Хартанович Валерий Иванович (МАЭ РАН, Санкт-Петербург). Илья Иосифович Гохман. Этап развития Ленинградской — Петербургской антропологической школы во второй половине XX в.

 

12 октября

Ссылка для удаленного доступа в Zoom:
https://us06web.zoom.us/j/87843602728?pwd=UWVpN2xudjhZTXhBMWlVcnBYOHBjUT09
Идентификатор конференции: 878 4360 2728
Код доступа: 267700

 

14:00 – 17:00
Палеоантропология и этногенез
Руководители: А.Г. Козинцев, А.А. Казарницкий

  1. Верховцев Дмитрий Владимирович (ИЭА РАН, Москва). Этногенез: о прошлом или из прошлого? (Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант №№ 22-18-00241).
  2. Алымов Сергей Сергеевич (ИЭА РАН, Москва). О классификации наук и месте в ней физической антропологии и изучения этногенеза в России в 19-20 вв. (Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант №№ 22-18-00241).
  3. Гребенюк Павел Сергеевич (СВКНИИ ДВО РАН, Магадан). Древние культуры на стыке Азии и Америки и эскимосская проблема (Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант №22-18-00319, Руководитель — А.И. Лебединцев).
  4. Багашев Анаталий Николаевич, Солодовников Константин Николаевич (ТюмНЦ СО РАН, Тюмень). Протоазиатская формация населения раннего и среднего голоцена центральных регионов Северной Евразии.

 Кофе-брейк

  1. Моисеев Вячеслав Григорьевич (МАЭ РАН). Хатастырский человек.
  2. Громов Андрей Владимирович, Казарницкий Алексей Александрович, Учанева Евгения Николаевна (МАЭ РАН, Санкт-Петербург), Пугачева Екатерина Владимировна. Деформация головы в эпоху ранней бронзы в Северо-Западном Прикаспии.
  3. Кишкурно Мария Святославовна (ИАЭТ СО РАН, Новосибирск). Одонтологические особенности обитателей восточного ареала одиновской культуры (по материалам могильника Крохалевка-5).
  4. Козинцев Александр Григорьевич (МАЭ РАН, Санкт-Петербург). Происхождение андроновцев: старая проблема на новом этапе.

 

13 октября

Ссылка для удаленного доступа в Zoom:
https://us06web.zoom.us/j/84014521988?pwd=eXEyUE5RRUJiSThVY3pTYXJVc3lzZz09
Идентификатор конференции: 840 1452 1988
Код доступа: 835694

 

10:00 – 13:00
Палеоантропология и этногенез
Руководители: В.И. Хартанович, А.А. Евтеев

  1. Горбачевский Евгений Александрович (ПсковГУ, Псков), Евтеев Андрей Алексеевич (НИИ и МА МГУ, Москва) «Палеоантропологические материалы срубной культурно–исторической общности Саратовского Поволжья (по материалам раскопок конца 2000-х – начала 2020-х гг.)».
  2. Китов Егор Петрович (ИЭА РАН, Москва). Ранние кочевники Восточного Казахстана (по материалам могильника Берел, пазырыкская культура).
  3. Балабанова Мария Афанасьевна (ВолГУ, Волгоград), Пилипенко Александр Сергеевич, Томилин Матвей Алексеевич, Черданцев Степан Викторович, Трапезов Ростислав Олегович (ИЦиГ СО РАН, Новосибирск). Кочевая элита VII-IV вв. до н.э. Южного Приуралья по данным краниологии и палеогенетики.
  4. Иванов Алексей Валериевич (ИА Крыма РАН, Симферополь). Новый случай трепанации черепа у позднескифского населения Крымского полуострова.

Кофе-брейк

  1. Евтеев Андрей Алексеевич (НИИМА МГУ, Москва). Еще раз о краниологической дифференциации летописных славянских племен: внутригрупповой аспект.
  2. Гончарова Наталия Николаевна (МГУ, Москва), Кабаев Данил Андреевич (ВлГУ, Владимир). Население Владимира XIII-XIV вв. по данным антропологии (исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ №  20-29-01017 «Взаимодействие славянских и финноязычных племен в Волго-Окском междуречье и этногенез русского народа: генетическая история длиной в тысячелетие»).
  3. Батиева Елена Федоровна (Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник, Ростов-на-Дону). Материалы из «Потерянного» кладбища XVIII в. (г. Ростов-на-Дону).
  4. Схаляхо Роза Арамбиевна (МГНЦ, МАЭ РАН, Санкт-Петербург), Жабагин Максат Кизатович (Национальный центр биотехнологий, Астана), Балановская Елена Владимировна (МГНЦ, Биобанк Северная Евразия). Генофонд туркмен Ставрополья в контексте популяций Центральной Азии (по данным о полиморфизме Y-хромосомы). (Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, грант № 21-14-00363, Госзаданием Министерства науки и высшего образования РФ для Медико-генетического научного центра и Биобанка Северной Евразии).

 

13 октября

Ссылка для удаленного доступа в Zoom:
https://us06web.zoom.us/j/84014521988?pwd=eXEyUE5RRUJiSThVY3pTYXJVc3lzZz09
Идентификатор конференции: 840 1452 1988
Код доступа: 835694

 

14:00 – 17:00
Рентгенотомографические методы в антропологических и археологических исследованиях

Руководители: А.В. Зубова, А.М. Кульков

  1. Кульков Александр Михайлович (СПбГУ, Санкт-Петербург). Микротомография в археологии и палеоантропологии.
  2. Колясникова Анна Сергеевна (МГУ, Москва). Лобный внутренний гиперостоз на снимках компьютерной томографии: особенности обнаружения и дифференциальной диагностики на краниологическом материале.
  3. Гончарова Наталия Николаевна, Котельникова Юлия Сергеевна (МГУ, Москва). Новые подходы в краниофациальной реконструкции глазной области.
  4. Пахневич А.В. (Палеонтологический институт РАН, Москва), Коваленко Е.С., Калоян А.А., Подурец К.М., Нгуен Куок Ши. Томографические исследования строительного материала храмового комплекса Мишон (Вьетнам).
  5. Галеев Равиль Марветович (ИЭА РАН, Москва), Дюжева Ольга Павловна (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва), Зебрев Максим Александрович. Визуализация данных компьютерной томографии древнеегипетских мумий из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Кофе-брейк

  1. Калмина Ольга Анатольевна, Калмин Олег Витальевич (ПГУ, Пенза), Головин Роман Евгеньевич (Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина, Саранск), Фомин Артур Дмитриевич, Цуцков Дмитрий Дмитриевич, Иконников Дмитрий Сергеевич (ПГУ, Пенза). Череп со следами сифилиса из Кельгининского могильника XVII-XVIII вв. и перспективы палеопатологического исследования.
  2. Пахневич А.В. (Палеонтологический институт РАН, Москва). Микротомографические исследования поврежденных раковин  двустворчатых моллюсков Mytilus trossulus из отложений древнеалеутской стоянки на о. Адак.
  3. Зубова Алиса Владимировна, Моисеев Вячеслав Григорьевич (МАЭ РАН, Санкт-Петербург), Пихур Оксана Леонидовна (Санкт-Петербургский институт биорегуляции и геронтологии СЗО РАМН), Малютина Анна Андреевна (ИИМК РАН), Ободовский Анатолий Владимирович (СПбГТУ ЛЭТИ). Случай хирургического лечения нижних моляров в мезолитической серии из могильника на Южном Оленьем острове (Карелия).
  4. Слепцова Анастасия Викторовна (ТюмНЦ СО РАН, Тюмень). Анализ структуры микроизноса зубов (Dental microwear texture analysis) по материалам индивидов из могильника Индиан Нолл.

14 октября

Ссылка для удаленного доступа в Zoom:
https://us06web.zoom.us/j/85399353751?pwd=U29zdkNYOGwvZGtEZlNBSzJYd01uUT09
Идентификатор конференции: 853 9935 3751
Код доступа: 470184

 

10:00 – 13:00
Практический семинар: Transitionanalysis

Руководители: И.Г. Широбоков, В.В. Куфтерин

Семинар посвящен одному из популярных сегодня методов установления возраста по костям скелета – анализу переходов («Transition analysis»). Планируется рассмотреть последовательность действий, предпринимаемых исследователем в рамках анализа, а также оценить влияние межисследовательских расхождений при рассмотрении отдельных признаков.

 

14:00 – 17:00
Палеодемография: методы и интерпретации

Руководители: И.Г. Широбоков, В.В. Куфтерин

  1. Солодовников Константин Николаевич (ТюмНЦ СО РАН, Тюмень), Куфтерин Владимир Владимирович (ИЭА РАН, Москва). Палеодемографические аспекты изучения населения алакульской культуры эпохи бронзы азиатских степей и лесостепей.
  2. Емельянчик Ольга Антоновна (Полоцкий государственный университет, Новополоцк). Половозрастное распределение смертности православного населения Беларуси 50-60-х гг. XIX в. (по материалам памятных книжек губерний).
  3. Горбачевский Евгений Александрович (ПсковГУ, Москва). Некоторые аспекты истории палеодемографических исследований в России.
  4. Крумплевский Владислав Станиславович (Институт истории НАН Беларуси, Минск). Возможности коррекции палеодемографии половозрастной информацией погребенных на кладбищах по данным метрических книг.
  5. Широбоков Иван Григорьевич (МАЭ РАН, Санкт-Петербург). О применении методов машинного обучения при оценке возраста по костям скелета.

Кофе-брейк

  1. Куфтерин Владимир Владимирович (ИЭА РАН, Москва). Хорошо забытое старое: о некоторых методах реконструкции динамики ископаемых популяций.
  2. Абрамова Александра Николаевна (Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д.Фелицына, Краснодар), Вагнер-Сапухина Елена Андреевна (ЦПИ, Санкт-Петербург), Лейбова Наталья Александровна (ИЭА РАН, Москва), Пежемский Денис Валерьевич (НИИМА МГУ, ЦПИ, Москва), Чиркова Алина Харисовна (ЦПИ, Москва). Опыт коннексии определений пола и биологического возраста по скелетным останкам, выполненных по разным системам признаков.
  3. Вагнер-Сапухина Елена Андреевна, Казарницкий Алексей Александрович (МАЭ РАН, Санкт-Петербург). Межавторские расхождения при определении пола и возраста погребенных на примере материалов из поликультурных курганных могильников.

9.Сударикова Елена Владимировна (Государственный Дарвиновский музей, Москва). Методы хранения и репрезентации человеческого скелетного материала в естественно-научном музее.

17-00
Закрытие конференции

 

 

 

XV КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ Санкт-Петербург, 26–30 июня 2023 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Ассоциация антропологов и этнологов России,

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и

Санкт-Петербургский государственный университет

проводят 26-30 июня 2023 года в Санкт-Петербурге

XV Конгресс антропологов и этнологов России

 

В 2023 году Конгресс антропологов и этнологов России (XV КАЭР) пройдет в обновленном формате: вместо главной темы в его поле зрения окажется многообразие тем, представляющих профессиональный интерес для сообщества антропологов и этнологов России. Важная задача Конгресса — обсуждение основных направлений и достижений в области отечественной и мировой социально-культурной антропологии и этнологии, в связи с чем организаторы рекомендуют заявителям секций (круглых столов и иных мероприятий) представить наиболее важные и актуальные, с их точки зрения, направления. К участию в Конгрессе предполагается привлечь ученых из всех регионов и профильных научных центров России; приветствуется и участие зарубежных коллег. Конгресс состоится в очном формате. Рабочий язык — русский.

Сбор заявок на секции (круглые столы, воркшопы и т.д.) начнется 15 сентября 2022 г. и продлится до 15 декабря 2022 г. На организацию секции (круглого стола) от одного заявителя может быть подана только одна заявка. Предпочтительна подача заявки на секцию в варианте со-руководства (со-модераторства) представителей разных регионов и научных центров. У руководителя секции / круглого стола обязательно наличие ученой степени (кандидат наук, доктор наук, PhD). Для рассмотрения Программным комитетом заявки на организацию секции (круглого стола, воркшопа, презентации книги или журнала) она должна быть подана с заполнением всех информационных полей. Программный комитет оставляет за собой право отклонять заявки и объединять сходные по тематике секции.

Заявки на участие в секциях (круглых столах, воркшопах и др.) будут приниматься с 1 января по 1 апреля 2023 г. Руководители секций осуществляют отбор докладов и формируют список участников. Минимальное количество докладов для организации секции – 7, максимальное – 20. Один участник может подать не более двух заявок на доклады.

Регистрация участников, отбор заявок, подготовка программы осуществляются через официальный сайт Конгресса: www.caer.ru. Краткие резюме включенных в программу докладов (до 200 слов) будут размещены на сайте Конгресса. Материалы Конгресса могут быть предложены к публикации в виде подборок научных статей в журналах, издаваемых МАЭ РАН и СПбГУ. Участие в Конгрессе предполагает организационный взнос — 1000 руб.

Email оргкомитета: caer2023@mail.ru

КАЭР_Афиша

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Лу́жицкая культура

Лу́жицкая культура

 

Лу́жицкая культура (нем. lausitzer Kultur, польск. kultura łużycka) — археологическая культура бронзового и раннего железного века (периода гальштата) Восточной Европы (в абсолютных датах XII – IV вв. до н.э.). Принадлежа к культурам полей погребальных урн, она продолжалась почти тысячелетие и  охватывала огромную территорию – всю нынешнюю Польшу,  восточную Германию, север Чехии и Словакии, часть Белоруссии (Полесье) и западной Украины (Волынь). Это территория от левобережья Эльбы на западе до правобережья Вислы на востоке и от побережья Балтики на севере до силезских Рудных гор на юге. Названа по Лужице (Lausitz) – историко-географическому району Германии, где Р. Вирховым в 1880 г. впервые были выделены ее проявления. С лужичанами – западно-славянским меньшинством Германии (сорбами) эта культура и ее имя прямой связи не имеет, поскольку не Лужица по ним названа, наоборот, они именуются по Лужице, а та, скорее всего по древнему германскому племени лугиев (упоминаются римскими авторами между 100 г. до н. э. и 300 г. н. э. к северу от Судет в бассейнах Одры и Вислы).

 

KulturaLuzycka_1

Ареал лужицкой культуры (обозначен зеленым). Автор: Palkin — собственная работа, CC BY 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2164980

 

карта-1

Карта Лужицкой культуры: а — кошубский вариант лужицкой культуры, б — поселения, в — курганы, г—могильники, д — клады; 1 — Ремершанц, 2—Эберсвальд. 3 — Седдин, 4 — Баальсхеббель, 5 — Веташков (Феттерсфельд), б—Вымословский, 7 — Жадково, 8 — Бискупин http://arheologija.ru/territoriya-rasprostraneniya-kulturyi-poseleniya-mogilniki-kladyi/

 

Артефакты. Бескурганные могильники этой культуры очень большие, долговременные (по несколько сотен, иногда до тысячи и больше захоронений). Курганов немного и они сосредоточены на севере. В большинстве могил находятся урны с прахом кремированных покойников. Есть, однако, и безурновые погребения – ямные, с остатком погребального костра и без такового. Иногда погребения обставлены камнями, а то и сооружены в каменных ящиках или в деревянных срубах. Изредка попадаются и подклошевые погребения (накрытые большими глиняными сосудами-колпаками), которые впоследствии стали господствовать в особой культуре. В некоторых местах каждая урна сопровождается сосудами-приставками, которые иной раз опрокинуты вверх дном или имеют разбитые ушки.

Погребения

Реконструкция погребений лужицкой культуры из музея крепости Раддуш http://sverc.livejournal.com/275776.html

 

В посёлках стояли деревянные наземные дома, стенки которых определялись столбами: столбы были забраны досками или соединены плетнём, и всё это обмазано глиной. В конце бронзового века, а главным образом в железном веке, появляются укрепленные поселения – городища. Они небольшие и в Польше сосредоточены главным образом на западе и юге.

Жилища

Жилища Лужицкой культуры: 1 — план дома-мегарона в Ремершанце, 2 — план жилища Бискупинского городища, 3 — конструкция дома Бискупинского городища http://arheologija.ru/territoriya-rasprostraneniya-kulturyi-poseleniya-mogilniki-kladyi/

 

В Германии в начале ХХ века исследовано городище Рёмершанце близ Потсдама, где К. Шухардт первым из археологов научился выявлять постройки по ямкам от столбов. Наиболее полно изучено городище у с. Бискупин в Польше, расположенное на острове, укрепленном по краям вбитыми в дно озера сваями. Городище обнесено мощной деревянной стеной из трехрядных городниц – клетей, засыпанных землей. Внутри городища вдоль стены идет деревянная мостовая, а поперек всего городища проходят одиннадцать мощеных улиц. На них, вплотную примыкая друг к другу, стоят более сотни деревянных жилищ. Стены их образованы столбами, промежутки между которыми забраны горизонтальными бревнами (заостренные концы их вставлены в пазы столбов). В каждом доме, хоть он и невелик, три комнаты: сени, жилая комната с очагом и спальня. Реконструкция Бискупинского городища – один из главных музейных объектов Польши.

 

Бискулин

Древнее городище Бискулин http://maxpark.com/community/8/content/1802605

 

Керамика лепная, красно-коричневого цвета, отличается тщательностью выделки и богатой нарядной орнаментацией. Главные формы этой культуры: биконические урны, сосуды с круглыми шишковидными выпуклинами на боках (нем. Buckelkeramik), сосуды с цилиндрической шейкой. Имеются также амфоры, черпаки, миски, горшки с «хроповатой» (искусственно ошершавленной) поверхностью, кадильницы, ложки и пр. Среди сосудов в некоторых местах есть лощеные и есть расписанные разными красками сосуды. Характерны вертикально проткнутые ушки – свидетельство транспортировки сосудов на веревках. Попадаются кубки в форме сапога, глиняные рога для питья. Есть глиняные фигурки птиц.

Сосуды

Характерные лужицкие сосуды из музея крепости Раддуш http://sverc.livejournal.com/275776.html

 

сосуд-свинья

Сосудов в виде животного из погребения Лужицкой культуры

 

Хозяйство было построено на земледелии и скотоводстве. То и другое засвидетельствовано находками: деревянные рала, зерна проса, четырех видов пшеницы, многорядного ячменя, чечевицы, льна. Возделывались горох и бобы. В стаде основу составлял крупный рогатый скот, но также были мелкий рогатый скот, свиньи, лошади.

Металлургия базировалась на привозном сырье. Из бронзы делались топоры. Серпы, бритвы, щипчики, разнообразные фибулы (смычковые, чертозские, арфовидные, асимметрические). Во многих местах культуры найдены мечи. Меч, собственно, и возник из кинжала с треугольным лезвием в среднем бронзовом веке, когда возникла лужицкая культура. Появилось несколько типов мечей (по разновидностям рукояти). Правда, ни один из них не связан специально с лужицкой культурой и вообще с полями погребений, но разные мечи поступали сюда и применялись, возможно, также изготавливались. При переходе к железному веку бронзовые мечи сменились железными.

В культуре выделяется ряд локальных вариантов со своими особенностями, они возникают в разное время, делятся, расширяются, исчезают, видимо, представляя отдельные родственные народности или племена. В Германии поздняя лужицкая (железного века), отличающаяся черным цветом керамики (из-за добавленного в глину графита) и другими особенностями, считается отдельной культурой – биллендорфской.

Встречаются, особенно в поздней лужицкой культуре, так называемые княжеские погребения – богатые и сделанные по особому обряду. У Седдина в Германии найден курган высотой в 11 м и диаметром около 70 м. В нем расположена каменная камера со сводом из плит и росписью на стенах. В глиняную урну была вложена бронзовая, сделанная в Италии. В ней останки сожженного 40-летнего мужчины, а рядом – две урны с останками двух молодых женщин. Погребальный инвентарь содержал много бронзовых сосудов и меч с антенной рукоятью – это VIII век до н. э., начало гальштата. Есть и менее крупные курганы с каменными сооружениями для знати.

 

0219011534

Лужицкая культура на территории Польши. Металлические предметы: 1—5, 7—9 — украшения; 6, 10—15 — оружие и орудия. http://arheologija.ru/territoriya-rasprostraneniya-kulturyi-poseleniya-mogilniki-kladyi/

 

 

Малочисленность металла в рядовых погребениях объясняется скорее погребальными обычаями, чем бедностью культуры металлом. В кладах этой культуры металлических изделий много и часто целыми наборами одного типа гривен, мечей, топоров или браслетов. В некоторых кладах – до полукилограмма золотых изделий.

Словом, лужицкая культура – археологически богатая и исторически продвинутая общность.

Происхождение и смена. Культура выводится из предлужицкой культуры (XV – XII вв. до н.э.). Они настолько близки, что некоторые известные археологи считают предлужицкую ранней стадией лужицкой культуры. Но другие присоединяют к предкам лужицкой и тштинецкую культуру. Что касается преемственной смены культуры, то возникшая на севере поморская культура то ли была продолжением одного из лужицких вариантов (поморской группы лужицкой), то ли та вторглась со стороны, но затем, расширившись, стала смешиваться с лужицкой, из чего в центре той возникла культура подклошевых погребений. Таким образом, лужицкая культура оказывается звеном в хронологической цепочке культур. Но в какой мере культурная преемственность отражает языковую и этническую, неясно.

Этногенез. Естественно, на столь заметную и богатую культуру патриотически настроенные археологи разных стран пытались наложить свои узкие исторические рамки – занести ее в предки своего и только своего народа. Но открывшие ее немцы как раз вначале не причисляли ее к германским: в то время они увлекались своим нордическим происхождением и больше обращали внимание на культуры Скандинавии. Наиболее ярый националист Г. Косинна отводил лужицкую культуру карпо-дакам, а позже, уже в начале ХХ века, под влиянием А. Гётце – северным иллирийцам. Другие ученые отдавали (а В.В. Седов и недавно отдавал) лужицкую культуру кельтам. Все эти народности соседствовали с лужицкой культурой, и она могла бы оказаться неотличимой от них. Однако отличалась.

Сначала чех Йосеф Пич, потом польский ученик Косинны Юзеф Костшевский определили лужицкую культуру как праславянскую. Аргументом была непрерывная преемственность, которую они усматривали в цепочке культур от лужицкой к позднейшим славянским. В ответ немецкие археологи усмотрели такую же непрерывную линию, ведущую к германским культурам. Во время обеих мировых войн шла бурная дискуссия с политическими обертонами в литературе, со спорами о принадлежности территории.

Новое, послевоенное поколение археологов вообще отвергло этот способ доказательств как по фактическим основаниям (указало разрывы преемственности), так и про принципиальным (отвергло непременное совпадение между линиями преемственности языковыми и культурными, как и между соответствующими границами). Академик Б. А. Рыбаков, в славянском этногенезе противопоставлявший польской линии преемственности украинскую (от триполья) использовал эту ситуацию для «компромиссного» решения: лужицкая культура была объявлена полиэтничной, то есть в ней оказались предки и славян, и  германцев, и кельтов, и, возможно,  исчезнувшие с тех пор народности. Но доказательств этого нет.

Особенно радикальной была постсоветская критика. Многие западные археологи вообще отказались от решения вопроса этнического определения лужицкой культуры за неимением письменных свидетельств. Действительно, время это столь древнее, что от него не осталось письменных свидетельств о народах Европы за пределами Средиземноморья.

Одним из аргументов германской принадлежности служила предполагаемая рядом археологов экспансия лужицкой культуры во все стороны – все культуры полей погребений выводились из нее. Ей приписывалось появление Buckelkeramik на Балканах и в Трое, соответственно, и падение микенской и хеттской цивилизаций. Но эта концепция оказалась построенной на шатких основаниях: нашлись на это и другие претенденты, в Европе везде оказались и свои местные корни, а какие из них (местные или пришлые) оказались определяющими для языка, сказать всегда затруднительно.

Если же исходить из этнографических черт этой культуры, то есть наличия мечей, фибул, бритв (всё это было чуждо раннеславянскому быту), обычая ломать и портить вещи, сопровождающие умершего («умертвлять» их для закрепления за покойником), стремления тщательно закрывать посмертное вместилище (урну) мисками и клошами (боязнь непрошенного вылезания духа мертвеца из могилы), то скорее, эта культура принадлежала германцам. Возможно, и глиняные фигурки птиц связаны с германским обычаем помещать птичьи кости (точнее трупики) в могилы. А к столбовому каркасу домов лужицкой культуры, вероятно, восходит через ряд звеньев типично немецкий каркасный дом фахверк, оформившийся в средневековье (с XII века) и распространенный в Германии и поныне.

Можно припомнить, что германцы лугии, ассоциируемые с вандалами, упоминаются римскими авторами в бассейнах Одера и Вислы всего через два века после исчезновения лужицкой культуры.

Какое эта предположительная идентификация имеет политическое значение для современности? Никакого. Территориальная принадлежность решается не археологическими доказательствами, а живой традицией обитания нескольких поколений и системой международных договоров.

У погребенного представителя лужицкой культуры из Хальберштадт-Зоннтагсфельд (Саксония-Анхальт, Германия), жившего на рубеже 12-11 веков до н. э., обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа R1a1a1b1a2 (Z280) и митохондриальная гаплогруппа Н23. В глазах некоторых запальчивых любителей это свидетельство славянской принадлежности покойного, но на деле один казус вообще ничего не решает, а гаплогруппа R1a не может считаться специфически славянской. Она досталась славянам от иного более древнего субстрата (см. Балановский. Генофонд Европы. Москва, 2016).

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015