Доска объявлений

IV Молодежная антропологическая конференция «Актуальные проблемы физической антропологии: преемственность и новые подходы»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН
ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
ИНСТИТУТ ОБЩЕЙ ГЕНЕТИКИ РАН

new-4

IV Молодежная антропологическая конференция «Актуальные проблемы физической антропологии:
преемственность и новые подходы»
Москва

I ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Дорогие коллеги,

Центр физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН приглашает молодых исследователей (до 35 лет) – магистрантов, аспирантов и научных сотрудников – принять участие в Четвертой молодежной антропологической конференции «Актуальные проблемы физической антропологии: преемственность и новые подходы» (Москва, последняя неделя апреля 2018 г.). Заявки на участие принимаются до 1 марта 2018 года на электронный адрес cpha-conference@yandex.ru. В заявке необходимо указать ФИО полностью, место учебы/работы, ФИО научного руководителя, тему доклада, контактные данные.

Отличительной чертой Молодежной антропологической конференции является предоставление возможности молодым исследователям высказывать свои идеи вне жестких рамок регламента и при активном участии старших коллег.
Регламент Конференции: на доклад отводится 15–20 мин, сразу после доклада – обсуждение и дискуссия. Тексты докладов после рецензирования могут быть опубликованы в очередном номере журнала «Вестник антропологии» (ИЭА РАН).

Участников научной конференции «Ломоносовские чтения», ежегодно проходящей в МГУ в начале апреля, приглашаем выступить со своими докладами и на Молодежной антропологической конференции.
Один день работы Конференции полностью будет посвящен практическому обсуждению методических проблем палеоантропологического исследования.

КООРДИНАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ
Герасимова Маргарита Михайловна (ИЭА РАН, Москва) – председатель
Агджоян Анастасия Торосовна (ИОГен РАН, Москва)
Балановский Олег Павлович (ИОГен РАН, Москва)
Вергелес Марина Олеговна (МГУ, Москва)
Галеев Равиль Марветович (ИЭА РАН, Москва)
Лейбова Наталья Александровна (ИЭА РАН, Москва)
Макарова Екатерина Михайловна (КФУ, Казань)
Пежемский Денис Валерьевич (МГУ; ЦПИ, Москва)
Синева Ирина Михайловна (МГУ, Москва)
Широбоков Иван Григорьевич (МАЭ РАН, С.-Петербург)
Южакова Алёна Владимировна (ИЭА РАН, Москва)

***
Первую Молодежную антропологическую конференцию Отдел антропологии ИЭА РАН организовал в 1995 году. В числе молодых участников были С.В. Васильев (ныне – д.и.н., заведующий Центром физической
антропологии ИЭА РАН), М.А. Негашева (д.б.н., кафедра антропологии Биологического факультета МГУ), С.Б. Боруцкая (к.б.н., кафедра антропологии Биологического факультета МГУ), И.Р. Газимзянов (к.и.н., Институт археологии АН Республики Татарстан, Казань), Е. Печенкина (PhD, США), А.А. Хохлов
(д.и.н., СГСПУ, Самара).

Вторая конференция прошла в 2003 г., практически все докладчики сегодня активно и плодотворно трудятся на ниве антропологии: Р.М. Галеев (Москва), С.В. Дробышевский (Москва), А.А. Евтеев (Москва), А.В. Иванов (Севастополь), А.Д. Козак (Киев), Д.В. Пежемский (Москва), Д.И. Ражев (Екатеринбург), Н.А. Суворова (Лейбова)(Москва), С.Ю. Фризен (Москва). Многие старшие коллеги тогда откликнулись на приглашение прийти послушать «антропологическую молодежь»: председательствовали на заседаниях Т.И. Алексеева и М.М.
Герасимова, активное участие в обсуждениях докладов принимали А.Л. Пурунджан, В.Е. Дерябин, А.П. Бужилова, Н.А. Дубова, Т.К. Ходжайов, Г.Л. Хить и др. Именно в 2003 году участники Молодежной конференции впервые заговорили о необходимости проведения методических семинаров и летних школ, организация которых должна быть направлена на сохранение преемственности методических подходов в различных областях физической антропологии, что и было реализовано на различных научных площадках в последние годы.

После длительного перерыва, в 2017 году, была организована Третья Молодежная антропологическая конференция, на которой было принято решение сформировать постоянный Координационный комитет и сделать конференцию ежегодной.

Ждем ваши заявки!

С уважением,
ОРГКОМИТЕТ

Объявлен прием в в магистратуру по специальности «Этническая история» в Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского университета

Уважаемые коллеги!

 

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета в сотрудничестве с Институтом археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан объявляет о наборе в 2018-2019 учебном году (обучение с сентября 2018 г.) в магистратуру по специальности «Этническая история». Мы ожидаем поступления в нашу магистратуру прежде всего студентов, получивших базовое образование по специальностям «история», «археология», «этнология и антропология», «сравнительно-историческое языкознание», однако по результатам собеседования могут быть приняты студенты, получившие образование в специалитете или бакалавриате и по другим гуманитарным направлениям: главным критерием отбора является наличие интереса к научной работе в области предыстории, древней и средневековой этнической истории. При этом, хотя основным направлением наших исследований является история Поволжья, Урала и Восточной Европы в целом, история тюркских и финно-угорских народов, магистрант вправе предложить тему, связанную с другими регионами Евразии, с историей народов индоевропейской, севернокавказской и др. языковых семей, расширение тематики и географии только приветствуется. Для поступления значимо наличие опубликованных научных работ по выбранному направлению, однако это условие не является обязательным.

В рамках подготовки в магистратуре читаются курсы методологии этноисторических исследований, основ археологии, сравнительно-исторического языкознания, ономастики, уралистики, тюркологии, истории народов Волго-Уральского региона. Занятия ведут квалифицированные специалисты, среди которых доктора наук, члены Российской Академии наук и Академии наук Республики Татарстан. В Институте международных отношений, истории и востоковедения имеется возможность слушать спецкурсы по широкому спектру гуманитарных дисциплин, изучать иностранные языки, в том числе – китайский, корейский, турецкий, арабский и др.

Обучение в магистратуре двухгодичное, итогом его должна стать выпускная квалификационная работа (диссертация). В случае успешной исследовательской работы возможно продолжение образования в аспирантуре Казанского Федерального университета или Института Археологии АН РТ. Магистрантом может быть как гражданин России, так и иностранец, обучение в магистратуре, если оно осуществляется впервые, бесплатное; если студент уже имеет одно магистерское образование возможно поступление в платную магистратуру с гибкой системой оплаты обучения. Студентам предоставляется благоустроенное общежитие, выплачивается стипендия. К(П)ФУ предоставляет все условия как для получения полноценного образования (библиотеки, музеи, архивы), так и для участия в общественной студенческой жизни. Казань является одним из старейших в России культурных и образовательных центров, динамично развивающимся современным городом с широкими возможностями для работы, профессионального роста и отдыха.

Дополнительную информацию и контакты для справок и предоставления документов см. на сайте Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ (https://kpfu.ru/imoiv), вопросы по поводу поступления можно присылать и мне по адресу vovia@udm.ru

 

Надеюсь на успешное сотрудничество.

 

Напольских Владимир Владимирович,

д. и. н., проф., член-корреспондент РАН

Письмо о магистратуре 2018

На «Алексеевские чтения» продлен срок приема статей

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Поздравляем Вас с наступившим 2018 годом и наступающим Рождеством!
Напоминаем о возможности публикации материалов конференции в журнале «Археология евразийских степей» в первом полугодии 2018 года и сообщаем о продлении срока приема статей до 1 февраля! С нетерпением ждём Ваших статей!

С уважением, Оргкомитет 7-ой Международной конференции «Алексеевские чтения».

Соглашение с автором

Инструкции и рекомендации к оформлению материалов

55-й конгресс антропологического общества Сербии

 

55-й КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА СЕРБИИ ПРОЙДЕТ 23 — 27 мая 2018 г. в ЗЛАТИБОРЕ

Темы, которые будут представлены на конгрессе:

Физическая антропология популяций;

Демографические и популяционные проблемы;

Антропогенетика;

Криминалистическая антропология;

Спортивная антропология;

Социо-культурная антропология;

Прикладная антропология;

Биоэтика.

Информацию о подаче тезисов, регистрационном взносе и др. смотрите здесь:

First Call

Требования к оформлению тезисов:

THE TITLE OF THE PAPER (FONT TIMES NEW ROMAN, CAPS LOCK, BOLD, FONT SIZE 14)

 Name and surname of the authors (font Times New Roman size12, Normal,)

Name and address of the institution (font Times New Roman size 12, Italic,)

Abstracts-from 150 to 250 words, font Times New Roman size 12, Normal Font, single spacing

Key words: the first word; the second; the third. (from 3 to 5 words)

 

Sekcija (Section)                                                 ☒Način prezentacije (Presentation)

☐Humana biologija (Human biology)                                             ☐ oralno (oral)

☐Biomedicinska antropologija (Biomedical anthropology)             ☐ poster (poster)

☐Forenzička antropologija (Forensic anthropology)

☐Sportska antropologija (Sport anthropology)

☐Socio-kulturna antropologija (Socio-cultural anthropology)

«Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

Омский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

Информационное письмо № 1

 

 Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в LVIII Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК-58) «Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты», которая состоится 16-21 апреля 2018 г. в г. Омск на базе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

К участию в конференции приглашаются студенты, магистранты, аспиранты и молодые исследователи из России и зарубежья.

Работу планируется провести по следующим направлениям:

  1. Историография, теория и методология археологии.
  2. Палеолит-мезолит.
  3. Неолит-энеолит.
  4. Бронзовый век.
  5. Ранний железный век.
  6. Средневековье и Новое время.
  7. Антропология, этнология и этноархеология.
  8. Музееведение и охрана культурного наследия.
  9. Информационные технологии в археологических и этнологических исследованиях.

Оргкомитет:

Директор ОФ ИАЭТ СО РАН, д-р ист. наук, проф., зав. кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Н.А. Томилов; канд. ист. наук, доц. С.Н. Корусенко, канд. ист. наук, доц. И.В. Толпеко, канд. ист. наук, доц. Т.А. Горбунова.

Оргкомитет принимает предложения и заявки по тематике круглых столов, проведение которых планируется в ходе работы конференции.

Для участия в конференции необходимо подать заявку с темой доклада до 20 ноября 2017 г. для подачи проекта на конкурс грантов РФФИ. Адрес электронной почты: raesk58@yandex.ru. Тезисы докладов будут приниматься до 31 января 2018 года. Требования для оформления тезисов будут изложены во втором информационном письме. Тезисы, поступившие, после 31 января 2017 года к публикации приниматься не будут. При этом за участником сохраняется право очного выступления с докладом на конференции.

Информация о маршруте проезда и условиях проживания будут сообщены в следующих информационных письмах.

Контактные данные.

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского:

Светлана Николаевна Корусенко: tomil65@rambler.ru

Ирина Васильевна Толпеко: itolpeko@yandex.ru

Татьяна Александровна Горбунова: GorbunovaTA@omsu.ru

 

Форма заявки

Ф.И.О. (полностью)

Место учебы/работы (ВУЗ, курс, год магистратуры/аспирантуры, должность)

Тематическое направление

Тема доклада (публикации)

Научный руководитель (Ф.И.О., ученая степень и звание, место работы, должность)

Контактный телефон, адрес электронной почты

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Окуневская культура

Окуневская культура

Общие сведения. Южносибирская археологическая культура бронзового века (по старой датировке, 18 — 12 века до н. э., по новой, радиоуглеродной калиброванной, вторая половина III – начало II тыс., 25 – 19 века). Распространена в минусинских степях на Енисее и на Алтае (по современному делению в Хакассии и Красноярском крае), названа по урочищу Окунев улус на юге Хакассии где в 1928 году С. А. Теплоухов раскопал могильник этой культуры. Но Теплоухов тогда выделил три культуры бронзового века Южной Сибири – афанасьевскую, андроновскую и карасукскую – периодизация, ставшая классической. Окуневской в этой периодизации не было. Памятники этого типа долго рассматривались как местный компонент пришлой афанасьевской культуры, связанный с монголоидным населением (афанасьевцы – европеоиды). В 1960-е годы в особую культуру памятники этого типа выделил ученик М. П. Грязнова Г. А. Максименков. Теперь в схеме периодизации стало 4 этапа.

Причем окуневская культура числится одной из самых ярких культур эпохи ранней бронзы во всей Северной Евразии благодаря своему искусству – петроглифам и антропоморфным каменным изваяниям высотой до 4 м. Но это отличие – как раз не вполне достоверное (см. ниже).

Материальная культура, хозяйство и быт. Окуневцы были преимущественно скотоводами, В стаде преобладали овцы и крупный рогатый скот. На быках (волах) также и ездили. Повозки были двух- и четырехколесные. Это обеспечивало подвижность населения, необходимую для сезонной смены пастбищ. Поселения же были не очень долговременными, с небольшим культурным слоем, и их находят редко. Похоже, что окуневцы были более привязаны к небольшим каменным укреплениям, расположенным на горах (хакасы называют их све). О земледелии свидетельствуют каменные мотыги, плиты-зернотерки и песты, жатвенный серп (лезвие из меди, рукоять роговая)

Однако сохраняло свое значение и неолитическое наследие – рыболовство и охота. Охота занимала в жизни окуневцев такое место, как ни в одной другой культуре степей.

Как и в неолите, наконечники стрел и копий делали из кремня, как и топоры. Однако в металлургии, где главным был сплав меди с мышьяком (мышьяковистая бронза, как на Кавказе), литье применялось не только для выплавки бронзы (то есть для сплавов), но и в выделке изделий (вдобавок к ковке) – это говорит о сравнительно высоком уровне металлообработки (литье в формах с сердечником). Из бронзы делали проушные топорики и втульчатые наконечники копий. Кинжалы изготовлены из оловянистой бронзы. А ведь даже в Центральном Китае металлургия была введена только с XVIII века до н. э.

Окуневская керамика лепная, в отличие от афанасьевской плоскодонная, баночной формы, слабо профилирована, со сплошной орнаментацией тулова, часто орнаментированы и дно, обрез венчика, и орнаментация заходит внутрь сосуда. Сделана она зубчатым штампом или палочкой, мотивы орнамента – шахматные узоры, зигзаги и серии ямок. Венчик нередко обведен пояском ямок изнутри сосуда, выступавших бугорками снаружи. В числе сосудов есть и так наз. курильницы – чаши с небольшим отделением («карманом») внутри, схожие с такими же курильницами афанасьевской культуры (по-видимому, заимствованные от нее, а у нее – от катакомбных культур).

Как это часто бывает со скотоводами, культура представлена главным образом погребальными памятниками. Могильники состоят из одного или нескольких курганов, встречаются бескурганные – вместо них каменные оградки. Нередко для погребения использовались старые афанасьевские погребальные комплексы. Окуневская погребальная традиция отличается от афанасьевской. В отличие от афанасьевских могильная яма небольшая, тесная. Курганы огорожены не круглой оградкой, а квадратной оградкой из поставленных на ребро плит. Хоронили покойника в небольшом ящике из плит песчаника, мелкими плитами выло­жено и дно, из плит и перекрытие. Несколько таких могил располагались внутри каменной ограды. Погребенный лежал на спине, ноги подняты в коленях, а под голову подложена каменная плитка. Лицо и тело покойника покрыты красной охрой. Нет коллективных захоронений, наличных у афанасьевцев. Но парные или совместные есть: иногда в одном ящике размещен один мужчина с одной-двумя женщинами (по-видимому, они его сопровождали в мир иной – как в катакомбных культурах). На черепах бывают сле­ды так наз. трепанации. Бывало, что в одном ящике с одним погребенным находилось несколько черепов. Встречаются также захоронения в катакомбах (что, возможно, подтверждает связь с катакомбными культурами). 

В могилу помещали глиняные сосуды с пищей и другие вещи, а также кости животных и птиц, явно не пищевого назначения.

Культовых предметов много. Каменные и костяные подвески: фигурки медведя, головки лося, птицы, луновидные под­вески. Костяной жезл увен­чан головой медведя, который пожирает барана. На ритоне изображены бычьи рога.

Антропологический облик. Население окуневской культуры было брахикранным, смешанного европеоидно-монголоидного происхождения, с преобладанием монголоидного. Обследовавшему его А. В. Громову бросилась в глаза морфологическая разнородность — встречаются как чисто монголоидные черепа, так и типично европеоидные, без каких-либо следов монголоидной примеси. Громов пришел к выводу, что физический тип окуневцев сложился в результате смешения местного неолитического населения с выходцами из территории Средней Азии и Казахстана (афанасьевцами).

Новейшие антропологические (А. Г. Козинцев) и генетические (Э. Виллерслев) исследования показывают наибольшее для всей Сибири родство окуневцев с американскими индейцами.

Окуневское искусство. За Окуневской культурой числят замечательные памятники первобытного искусства, особенно монументальные изваяния. Но относит всё это к Окуневской культуре только часть исследователей, хотя и основная, начиная с Э. Б. Вадецкой, супруги инициатора Окуневской культуры Максименкова. Это сейчас стандартное представление об Окуневской культуре. Основанием для него является находка маленькой статуэтки, похожей на монументальные изображения, в Окуневском погребении. Но статуэтка найдена в сомнительном контексте (не является ли афанасьевской) и похожа лишь на одну категорию изваяний. Такие известные археологи как Л. Р. Кызласов, Я. А. Шер и Л. С. Клейн, считают «окуневское искусство» в основном более древним, чем окуневская культура. Кызласов даже выделил его по святилищам большей частью в особую, тазминскую культуру и отнес к неолиту. Клейн обратил внимание на то, что многие из изваяний явно не связаны первоначально с Окуневскими погребениями, находятся при них в переотложенным состоянии.

К окуневской культуре относятся наверняка только маленькие женские фигурки – костяные с гравированными лицами и каменные из стерженьков («идольчики»), а также мелкие фигурки животных. Есть одна монументальная стела с ними схожая, остальные очень сильно отличаются. Правда, на каменных ящиках погребений тоже есть вы­битые, гравированные и крашеные изображения ликов, фантастических хищников, более реалистические — крупного рогатого ско­та, реже других животных.

Яркий характер окуневского искусства создан каменными изваяниями или, можно сказать, стелами, высоченными с высеченными на них изображениями, которые Вадецкая считала антропоморфными. Изваяние обычно представляет собой высокий (в несколько метров) чуть изогнутый (саблевидный) камень (песчаник или гранит). Лицевой является его узкая сторона. С нее на зрителя смотрит некий лик, который Вадецкая, а за ней все другие восприняли как личину (то есть маску): два или три круглых глаза, ноздри, но часто без носа, огромный рот, длинные уши и какие-то отростки, которые Вадецкая приняла за головной убор. Средний из них часто самый большой и извивается. «Личина» обычно расположена в середине высоты стелы или ниже.

Изображение переходит с лицевой торцовой грани на широкие боковые, а иногда и на заднюю. Помимо центральной личины часто есть дополнительные, меньшего размера. Иногда на изваянии изображена пасть хищника, иногда — быки, много так называемых солярных знаков. Они бывают разных начертаний, но обычно это круг, вписанный в квадрат. В Индии это бы было истолковано как своеобразная мандала, символ космоса. (Этот знак в качестве официального символа помещен как на государственные флаг и герб Хакассии).

С. В. Киселев истолковал лики с «головным убором» как изображения дракона (головой книзу, а извивающееся тулово расположено кверху хвостом, как нередко бывает в Китае). Клейн отметил, что три глаза и рога характеризуют образы богов в ранней индоевропейской мифологической традиции, в частности в индоарийской и греческой. В последней фиксируется и круглоглаз (родственный Зевсу киклоп).

Похоже, что изваяния уходят в IV тысячелетие, глубже афанасьевской культуры, потому что с на некоторых памятниках видно, что ее стилю изображений эти изображения предшествуют. Их в свою очередь минимум два стиля, расчлененных во времени: один – быкообразные лики с тремя глазами, другой – солнцеликие фигуры с перспективным показом (разверткой) зачесанных назад прямых волос. Лики первого типа – на торце стелы в нижней ее части (дракон?), глаза круглые, лики второго – в верхней части стелы на плоской стороне, часто с женскими признаками, глаза ямками. Первый стиль – барельефный, второй – скульптурно-графический.

Видимо не все пришлые культуры минусинских степей с индоевропейскими связями открыты. Самые древние еще предстоит открыть.

  • Максименков Г. А. Окуневская культура. Новосибирск, 1975.

  • Вадецкая Э. Б. Изваяния окуневской культуры. Л., Наука, 1980.
  • Хлобыстина М. Д. Происхождение и развитие культуры ранней бронзы Южной Сибири // Советская археология. — 1973. — № 1. — С. 24-39.

  • Кызласов Л.Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири. (В кратком изложении) / Л.Р. Кызласов. – Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1991.

  • Громов А. А. Происхождение и связи населения окуневской культуры // Окуневский сборник. СПб.: Петро-РИФ, 1997.

  • Н. В. Леонтьев, В. Ф. Капелько, Ю. Н. Есин. Изваяния и стелы Окуневской культуры. — Абакан: Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, 2006.
  • Клейн Л. С. Время кентавров. Степная прародина греков и Ариев. СПб, Евразия, 2010, гл. XI.

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015