Генофонд.рф /
Словарик /
Шнуровой керамики и боевого топора культуры
Шнуровой керамики и боевого топора культуры
(нем. Schnurkeramikkulturen, Streitaxtkulturen, SKK, англ. Corded Ware Cultures, CWC, Bafttle-axt cutures, BAC) – культуры позднего неолита Северной, Центральной и Восточной Европы (радиоуглеродные калиброванные даты ок. 2900 – 2300 до н. э.). Многими исследователями они связываются с распространением индоевропейских языков, другими исследователями – с одной их ветвью: германо-балто-славянской. Эти культуры охватывают территорию от Рейна на западе до Волги на востоке, от Скандинавии на севере до Альп, Карпат и Днепра на юге.
Вначале были выделены как одна культура. Выделил ее (отделив от линейно-ленточной керамики) в 1880х годах немецкий археолог Фридрих Клопфлейш. Его ученик Альфред Гётце защитил диссертацию по этой культуре. Они заметили одну особенность, которую стоит тут упомянуть, потому что она характеризует сецифический образ мышления. Расположение ручек на сосудах шнуровой керамики крестообразное: сосуд мысленно разделен крест накрест. Если даже ручек три, то они расположены не на равном расстоянии одна от другой, а на концах мысленного креста, просто одно место оставлено пустым. А вот в линейно-ленточной керамике ручки расположены на концах мысленного равнобедренного треугольника — тут господствовал принцип тройственного деления. Видимо, люди шнуровой керамики и боевого опора почитали число четыре, и многое в их культуре подчинялось четырехчастному членению.
Но вскоре эту культуру пришлось разделить на ряд культур. Общее название происходит от обычая класть в могилы каменные сверленые и шлифованные боевые топоры-молоты (кстати, встречаются в могилах весьма редко) и керамику, украшенную веревочным (шнуровым) орнаментом – вкруговую параллельными линиями по шейке сосуда, фестонами, свисающими с плечиков и др. Веревки, отпечатанные во влажной глине, предполагаются пеньковые или льняные, хотя шерсть уже использовалась. Относят эти культуры и к эпохе медного века, коль скоро встречаются в могилах, хоть и редко, медные украшения и орудия. Даты в старой литературе можно увидеть другие: 2200 – 1800 гг. до н. э., но радиоуглеродная революция (1960-е годы) переменила хронологию.
Материальная культура. Культуры боевого топора и шнуровой керамики известны главным образом по могильникам, поселения попадаются археологам и замечаются ими гораздо реже. Так, шведско-норвежская культура известна по 3000 могил и 3000 топоров (далеко не всегда в могилах), но лишь менее 100 поселений. Многие черепа раздроблены (исследователи даже называют весь период этой культуры в Швеции периодом «раздробленных черепов»), в других – круглые отверстия, трактуемые как трепанация, но круглых металлических трепанов в те времена не было. Несколько исследователей независимо друг от друга предположило, что это результаты залеченных ранений обухом боевого топора (повидимому, обух и был боевым концом).
Наиболее типичны для шнуровой керамики два типа сосудов: кубки для питья (небольшие плоскодонные сосудики с округлым туловом и выделенной шейкой) и амфоры – сосуды большего размера, также с шейкой или без оной, но всегда с двумя или четырьмя ушками на раздутой средней части тулова. В них продевались веревки и сосуды явно предназначались для переноски жидкостей, скорее всего молока (с пастбища домой). Этому соответствует хозяйство «шнуровиков»: преобладание пастушеского скотоводства при подвижном и не очень интенсивном земледелии. Видимо летом животные паслись на луговых пастбищах, а зимою содержание было стойловым придомным. В стаде преобладал мелкий рогатый скот (дававший не только мясо, но и шерсть) над крупным, но по убойному весу место крупного скота было значительным, и он давал больше молочных продуктов. Тягловую силу также представлял крупный рогатый скот (волы), тогда как лошадь использовалась не в повозках или для пахоты, а разве что как вьючное животное и на мясо. По физическому облику это был одомашненный лесной тарпан. Основным же мясным животным была свинья, что говорит об оседлости. Однако поселения были очень небольшими и недолговременными, культурный слой незначителен. Истощение почв и пастбищ заставляло часто менять место обитания.
Для расчистки от леса служили клиновидные кремневые топоры.
В некоторых культурах могилы под небольшими курганами, в других – бескурганные могильники. В могиле обычно находится один покойник, лежащий в скорченном положении на боку, причем всегда мужчины на правом боку, а женщины на левом (в некоторых культурах – наоборот). Но лицом покойники всегда обращены в одну и ту же сторону (обычно на В или Ю), поэтому ориентировка головой у женщин и мужчин – в противоположные стороны.
Подразделения. Культуры эти заметно сгруппированы в несколько обширных блоков: а) амфорные культуры – в которых амфоры составляют заметную категорию сосудов, а среди боевых топоров-молотов многие фасетированы; б) кубковые – в которых амфор очень мало, а преобладают кубки, боевые топоры же – гладкие; в) культуры ладьевидного топора – в которых боевые топоры изогнуты, имея профиль перевернутого кораблика, амфор почти нет, а кубки приобрели круглую бомбовидную форму; в отличие от первых двух блоков, здесь нет и курганов – могилы незаметны на поверхности и расположены далеко одна от другой. Первый блок расположен в центральной Европе, второй – на западе Северной Европы, третий – на востоке Северной Европы, заходя на юг и в центр Восточной Европы.
К амфорным культурам принадлежат: саксо-тюрингская, западногерманская, баварская, чешская (богемско-моравская), альпийская (культура свайных поселений), австрийская, малопольская. К кубковым – культура одиночных погребений Ютландии и Шлезвига, северозападно-германская культура кубков, культура кубков с утолщенным дном Нидерландов, одерская; очень близка к ним донецкая катакомбная культура. К культурам ладьевидного топора – культура одиночных погребений Швеции и Норвегии, финляндская и восточноприбалтийская, жуцевская (культура побережий залива – Haffküstenkultur), фатьяновская, балановская, отчасти среднеднепровская. Всего в этой серии шнуровой керамики и боевого топора насчитывают около 25 культур.
Антропология, генетика, этнические толкования. Антропологически «шнуровиков» иногда выделяют в особый тип – «кордидов», отличающийся от средиземноморской расы и от типичных кроманьонцев. Их характеризует высокий узкий череп при узком лице и узком длинном носе, узкой нижней челюсти с выступающим подбородком. Но среди «шнуровиков» есть разные типы, есть и более широколицые. Есть (по наблюдению И. Швидецки) схожие с людьми воронковидных кубков.
По анализу ДНК из митохондрий у представителей культур шнуровой керамики (женщины) выявлено много групп: HV, H, I, J, K, T, U, W и X. Гаплогруппа по данным хромосомы Y (мужская) анализирована всего у трех индивидов из Германии и оказалась одна – R1a1. Сравнительный анализ целых геномов, проделанный недавно для Германии и Венгрии (Haak, Lazaridis et al. 2015), показал большое сходство генетических признаков с более ранней ямной культурой степей Восточной Европы, но все 9 ее индивидов из района Самары показали гаплогруппу R1b, что никак не может быть предковой для R1a1, но зато схожа с гаплогруппой, выявленной в культуре колоколовидных кубков.
Культура шнуровой керамики также показывает значительные отличия от ямной культуры (в частности мужчины и женщины в могилах ямной культуры лежат одинаково, обильно посыпаны охрой, керамика там совершенно другая, часто круглодонная). Но есть в культурах и общие черты – курган, одиночные погребения, пастушеское скотоводство. Судить об этногенезе по этим данным рано: линии физической преемственности населения могли не совпадать с культурной и языковой преемственностью, а те – друг с другом