Доска объявлений

150 лет развития исторической краниологии в Московском университете

Организаторы семинара АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДЫ: 110 лет на Моховой объявили о замене:

Вместо объявленного ранее доклада 29 ноября 2017 года в 14 часов 30 минут состоится доклад С.Г.Ефимовой на тему:  «150 лет развития исторической краниологии в Московском университете».
Тезисы доклада:

                                    С.Г. Ефимова

150 лет развития исторической краниологии в

Московском университете.

Датой официального признания антропологии как нового научного направления в Московском университете, можно считать 1867 год, когда была опубликована и принята Ученым Советом в качестве докторской диссертации  монография А.П. Богданова «Материалы для антропологии курганного периода в Московской губернии». В докладе кратко рассмотрена деятельность основанного в 1864 г. Антропологического отдела Общества любителей естествознания и  личный вклад А.П. Богданова в изучение антропологического разнообразия древнего населения России. Заложенные А.П. Богдановым методологические и гуманистические  традиции этого научного направления, которое он называл «исторической краниологией» успешно продолжались на протяжении последующих лет развития отечественной науки о человеке.

Важнейшим этапом была подготовка (1941) и публикация Г.Ф. Дебецом [Дебец, 1948] первой сводки по палеоантропологии СССР. Советская палеоантропологическая школа, формирование которой возглавил этот выдающийся ученый, по масштабам и методическому уровню исследований, глубине проблематики, в том числе и исторической, имела заслуженный авторитет в мировой науке.

Антропологические учреждения Московского университета внесли свой значительный вклад в копилку знаний об антропологии древнего населения Северной Евразии. Это труд нескольких поколений ученых, хранителей, реставраторов, воплощенный в уникальном кранио-остеологическом фонде Музея антропологии МГУ, статьях и монографиях, лекционных курсах и музейных экспозициях.  Современный методический и технологический спектр изучения палеоантропологических материалов существенно расширился, историческая проблематика уступает место палеоэкологической. На наш взгляд, в новой парадигме палеоантропологического знания имеется ряд проблем, требующих вдумчивого обсуждения.

 

55-й конгресс антропологического общества Сербии

 

55-й КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА СЕРБИИ ПРОЙДЕТ 23 — 27 мая 2018 г. в ЗЛАТИБОРЕ

Темы, которые будут представлены на конгрессе:

Физическая антропология популяций;

Демографические и популяционные проблемы;

Антропогенетика;

Криминалистическая антропология;

Спортивная антропология;

Социо-культурная антропология;

Прикладная антропология;

Биоэтика.

Информацию о подаче тезисов, регистрационном взносе и др. смотрите здесь:

First Call

Требования к оформлению тезисов:

THE TITLE OF THE PAPER (FONT TIMES NEW ROMAN, CAPS LOCK, BOLD, FONT SIZE 14)

 Name and surname of the authors (font Times New Roman size12, Normal,)

Name and address of the institution (font Times New Roman size 12, Italic,)

Abstracts-from 150 to 250 words, font Times New Roman size 12, Normal Font, single spacing

Key words: the first word; the second; the third. (from 3 to 5 words)

 

Sekcija (Section)                                                 ☒Način prezentacije (Presentation)

☐Humana biologija (Human biology)                                             ☐ oralno (oral)

☐Biomedicinska antropologija (Biomedical anthropology)             ☐ poster (poster)

☐Forenzička antropologija (Forensic anthropology)

☐Sportska antropologija (Sport anthropology)

☐Socio-kulturna antropologija (Socio-cultural anthropology)

«Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

Омский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

Информационное письмо № 1

 

 Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в LVIII Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСК-58) «Древние и традиционные культуры Сибири и Дальнего Востока: проблемы, гипотезы, факты», которая состоится 16-21 апреля 2018 г. в г. Омск на базе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

К участию в конференции приглашаются студенты, магистранты, аспиранты и молодые исследователи из России и зарубежья.

Работу планируется провести по следующим направлениям:

  1. Историография, теория и методология археологии.
  2. Палеолит-мезолит.
  3. Неолит-энеолит.
  4. Бронзовый век.
  5. Ранний железный век.
  6. Средневековье и Новое время.
  7. Антропология, этнология и этноархеология.
  8. Музееведение и охрана культурного наследия.
  9. Информационные технологии в археологических и этнологических исследованиях.

Оргкомитет:

Директор ОФ ИАЭТ СО РАН, д-р ист. наук, проф., зав. кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Н.А. Томилов; канд. ист. наук, доц. С.Н. Корусенко, канд. ист. наук, доц. И.В. Толпеко, канд. ист. наук, доц. Т.А. Горбунова.

Оргкомитет принимает предложения и заявки по тематике круглых столов, проведение которых планируется в ходе работы конференции.

Для участия в конференции необходимо подать заявку с темой доклада до 20 ноября 2017 г. для подачи проекта на конкурс грантов РФФИ. Адрес электронной почты: raesk58@yandex.ru. Тезисы докладов будут приниматься до 31 января 2018 года. Требования для оформления тезисов будут изложены во втором информационном письме. Тезисы, поступившие, после 31 января 2017 года к публикации приниматься не будут. При этом за участником сохраняется право очного выступления с докладом на конференции.

Информация о маршруте проезда и условиях проживания будут сообщены в следующих информационных письмах.

Контактные данные.

Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского:

Светлана Николаевна Корусенко: tomil65@rambler.ru

Ирина Васильевна Толпеко: itolpeko@yandex.ru

Татьяна Александровна Горбунова: GorbunovaTA@omsu.ru

 

Форма заявки

Ф.И.О. (полностью)

Место учебы/работы (ВУЗ, курс, год магистратуры/аспирантуры, должность)

Тематическое направление

Тема доклада (публикации)

Научный руководитель (Ф.И.О., ученая степень и звание, место работы, должность)

Контактный телефон, адрес электронной почты

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

Тюменский научный центр СО РАН,

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА

 Информационное письмо № 1

Уважаемые коллеги!

Институт проблем освоения Севера ТюмНЦ СО РАН

приглашает Вас принять участие в IV всероссийской конференции

 

«ЧЕЛОВЕК И СЕВЕР: АНТРОПОЛОГИЯ, АРХЕОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ»

2-6 апреля 2018 года, г. Тюмень

 

В рамках конференции предполагаются следующие секции:

  1. Древнейшие свидетельства заселения, освоения Северной Евразии и адаптации к северной биосфере (новые археологические и антропологические данные, древние технологии и производства, стратегии освоения территорий и др.)
  2. Проблемы этнокультурного взаимодействия в исторической динамике (этнология, социокультурные сообщества на Севере; арктическая урбанистика; землепользование, системы передвижения и восприятия пространства у народов Севера и др.)
  3. Биоразнообразие и динамика природных комплексов Севера (видовое, экосистемное и ландшафтное разнообразие Севера, его естественная и антропогенная трансформация, экологические последствия освоения Севера, рациональное природопользование, особо охраняемые природные территории и др.)

 

Заявки на участие с указанием направления и темы доклада принимаются в электронном виде до 15 ноября 2017 г. (см. приложение)

Убедительно просим вас прислать предварительные темы докладов в срок, это необходимо для составления предварительной программы и важно для заявки на грант РФФИ.

 

Сбор материалов для публикации продлится до 1 февраля 2018 г.

Материалы конференции (объем статьи 10-12 тыс. знаков) будут размещены постатейно в eLIBRARY и индексироваться в РИНЦ.

 

В работе конференции предусмотрена культурная программа с экскурсией в Тобольский кремль с заездом в музей Григория Распутина в селе Покровском, возможно посещение целебных горячих источников Тюмени

 

Если у Вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, пожалуйста, обращайтесь:

homo-nord@rambler.ru или (3452) 40-63-60.

Текущая информация будет отражаться на сайте http://ipdn.ru/nauchnye-meropriyatiya/chelovek-i-sever/

 

С уважением, Оргкомитет


Заявка участника

IV Всероссийской конференции

«Человек и север: антропология, археология, экология», 2018

 

ФИО (полностью), ученая степень, звание Название организации, город,телефон e-mail № Секции Предварительное название Соавторыи их e-mail Форма доклада(устная / постер)

 

Название файла заявки должно включать номер секции + имя первого автора (образец: секция 2.Петров)

Пожалуйста, отсылайте заявку только на адрес конференции homo-nord@rambler.ru

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", оставьте свой электронный адрес:


Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Ориньякская культура

Ориньякская культура

Ориньяк, ориньякская культура — археологическая культура раннего этапа позднего (или верхнего) палеолита. Выделена в начале ХХ века аббатом Анри Брёйлем, названа по раскопкам в пещере Ориньяк (Aurignac) в департаменте Верхняя Гаронна (Франция) и вначале воспринималась в эволюционистском духе как стадия в общемировом развитии палеолита. Но именно аббат Брёйль повернул изучение палеолитических культур в сторону учета пространственных различий, и ориньякская культура получила свою локализацию и свои границы.

 

aurignacian-culture-map

Карта памятников культуры ориньяк.

 

Правда, отзвуки старого подхода сохранились. В узком смысле эта культура локализуется на юго-западе Франции и даже там сосуществует с другой культурой – с шательперроном. Но в Центральной Европе памятники очень похожи на французские (их называют «восточным ориньяком»). Высказывались мнения, что к восточному ориньяку близки в Венгрии, Чехии и Словакии селетская культура, а в Польше ежмановицкая , а равно и стрелецкая культура, охватывающая памятники Костенковско-Боршевского района на среднем Дону и Сунгирь в Верхнем Поволжье. Поэтому ориньякской культурой в широком смысле (или свитой культур) всё еще называют широкую общность от Испании до Крыма и Поволжья. Или с классическим ориньяком Франции сопоставляют «ориньякоидные культуры». А есть мнение (Марсель Отт, С. А. Васильев и др.), что ориньяк — это не кульутра, а вариант культурного развития, распространенный в Евразии от Атлантики до Алтая (но как раз без селета, ежмановицкой и стрелецкой культур, Сунгири  и Костенок).

Геохронология и датировка. В геохронологическом плане ориньякское время падает на конец средневюрмского (средневисленского, средневалдайского) оледенения – безлёдный умеренно холодный период с ухудшением климата в конце и разрастанием ледникового покрова. Вся Англия, север Германии и европейская часть России были покрыты мощным ледником. Распространенные животные этого времени – мамонт, шерстистый носорог, северный олень, бизон, дикая лошадь. Это и были объекты охоты носителей ориньякской культуры.

Ориньякская культура в узком смысле слова распространена на юге Франции, где она датируется радиоуглеродным методом то ли 33 — 19 тыс. до н. э., то ли 32 – 22 до н. вр., то есть существовала примерно 10 – 14 тыс лет. В широком смысле она датруется от 38 тыс. л. назад (в Западной Европе) до 24/22 тыс. л. наз. (в Ценральной Европе и Леванте). Она сменяет мустьерскую культуру, сосуществует с перигорской (и, конечно, со всеми названными выше) и сменяется солютрейской культурой.

Артефакты и хозяйство. Как одна из культур верхнего палеолита ориньякская культура характеризуется отжиманием пластин с призматического нуклеуса – пластины получались стандартными, из них и приготовлялись орудия с помощью чешуйчатой ретуши по краям. Это скребки, нуклевидные орудия, резцов меньше, чем в перигоре, но с течение м времени резцов становилось всё больше. Скребки – это орудия для обработки кожи, резцы – для работы по кости и дереву. Обработка кости в частности производила специфический тип: костяные наконечники копий с рассеченным основанием. Для ориньяка также характерны скребки высокие в сечении (килевидные) и с носиком, резцы с клювом, пластины с перехватом («придушеные»), пластинки типа дюфур (с двусторонней ретушью по краю). То есть рабочий край детально видоизменялся для целей изощренной работы. Действительно, для ориньяка характерны резные украшения (подвески, бусы, пронизки) и  произведения мобильного искусства — резные изображения и фигурки животных и людей.

 

ris026

В ориньякское время впервые появляются постоянные зимние общинные жилища. Остатки долговременных жилищ раскопаны в России и во Франции.

jyh16mtskzo5xpw5y597

Женщина-львица из пещеры Штадель.

Изображения. В ориньякской культуре появляются первые произведения первобытной изобразительной деятельности. Это схематичные контурные рисунки звериных голов на известняковых плитах в пещерах Франции (например, в Ла Ферраси). В пещерах Лоссель (Франция) найдены рельефы, высеченные на плитах известняка. На одной из них изображен охотник, бросающий копье, на нескольких — женщины, в том числе тучная женщина с рогом в media-media-f369fdb8-0fa6-4b2e-a1e3-6479760bf2db-normalizedруке, но большинство — это изображения зверей из тех, на которых охотятся. Наконец, в Германии, в пещере Штадель в Швабских Альпах была найдена статуэтка из бивня мамонта, изображающая человека с отчетливо изваянной головой льва – ее назвали человекольвом, но позже установили, что это львица, стало быть, женщина-львица. Высота статуэтки 29,6 см. Находка была подтверждена нахождением в другой пещере поблизости еще одной такой же, поменьше. Предполагается, что это некое божество, а в Южной Индии похожее божество существует до сих пор – Нарасимха. Статуэтка датирована 32 тыс. до н. вр., то есть самым началом ориньякского времени, но позже дата была удревнена до 40 тыс лет, что  укладывается в общее удревнение начала верхнего палеолита в связи с совершенствованием техники датирования.

pic46

Изображение тучной женщины с рогом из Лосселя, Франция.

 

Погребения и антропология. Погребения ориньякского времени сравнительно обильны. Это «красная дама из Пейвиленда», первоначально ошибочно определенная — на деле не дама, а молодой человек, густо посыпанный охрой. Погребения позволяют получить антропологические сведения.

На территории современной Франции ориньякцы имели европеоидный (кроманьонский) облик. Однако в Италии есть находки ориньякцев негроидного облика (местонахождение Гримальди). К негроидным (с малайскими чертами) относили до недавнего времени и находку в Маркиной горе (Костёнки, Верхнее Подонье), но детально обследование генетиками и антропологами не подтвердило реконструкцию подростка из Маркиной горы. Просто у него были признаки еще не разошедшегося расового деления.

Генетики определяют связь ориньякской колонизации Европы с Y-гаплоруппой R1 M173.

Этнические проблемы. Мариан Ванхэгерн и Франческо д’Эррико (Journal of Archaeological Science, 2006) поставили вопрос о выделении в ориньякском населении этнических (и, возможно, лингвистических) общностей по различиям наборов личных украшений, поскольку из этнографии известно, что по таким признакам сами первобытные люди отличали своих соплеменников от чужих. Исследователи выделили в ориньяке 157 типов личных украшений (бус, подвесок и т. п.). По их сочетаниям в памятниках они наметили 15 локальных групп, включающих не менее 3 памятников каждая. В некоторых смежных группах есть и общие типы. Но в частности австрийская группа и германская, хотя и расположены рядом, не имеют общих типов. Эти 15 групп исследователи объединили в три блока: А —  северный (территории Германии, Бельгии и части Франции), В — французско-пиринейский с захватом средиземноморского побережья Иберии, и С — средиземноморский со включением Италии, Греции и Леванта, но сюда же относится и Австрия.

Периодизация. Архаические памятники (прото-ориньяк) находят в основном в Средиземноморье, тогда как классический ориньяк — это территории Франции и Германии.

Происхождение. Существуют две принимаемых всерьез версии происхождения ориньякской культуры:

  1. из предориньяка (ближневосточного варианта мустье);

  2. из другой разновидности мустье — Ла-Кина.

 

ЛСК

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015