Доска объявлений

XIV Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIV Конгресс антропологов и этнологов России
Томск, 6–9 июля 2021 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Научно-исследовательским Томским государственным университетом,

Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН при поддержке Администрации Томской области

Проводят 6–9 июля 2021 года в Томске XIV Конгресс антропологов и этнологов России.

 

Тема Конгресса — «Антропология и этнология в поисках ответов на социальные вызовы».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий, в том числе:

  • Современные задачи и приоритеты антропологии и этнологии
  • Междисциплинарные связи антропологии и этнологии
  • Этнологическое/антропологическое образование и просвещение
  • Этнокультурное развитие и российская идентичность
  • Этнонациональная политика и мониторинг межэтнических отношений
  • Прикладная и неотложная антропология в условиях кризиса и пандемии
  • Антропология религии
  • Миграционные исследования
  • Цифровая антропология
  • Физическая (биологическая) антропология
  • Этнографический туризм и музееведение
  • Методы и техники полевых и кабинетных исследований
  • Историографические традиции этнологии и антропологии

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

 

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 1 октября 2020 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2021@mail.ru. Для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна – Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России; тел. в Москве +7(495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2021@mail.ru

Новая статья в Словарике сайта — Русь, Россия (происхождение названия)

Читайте в Словарике сайта новую статью. Лев Агни пишет о происхождении названия Русь.

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Ориньякская культура

Ориньякская культура

Ориньяк, ориньякская культура — археологическая культура раннего этапа позднего (или верхнего) палеолита. Выделена в начале ХХ века аббатом Анри Брёйлем, названа по раскопкам в пещере Ориньяк (Aurignac) в департаменте Верхняя Гаронна (Франция) и вначале воспринималась в эволюционистском духе как стадия в общемировом развитии палеолита. Но именно аббат Брёйль повернул изучение палеолитических культур в сторону учета пространственных различий, и ориньякская культура получила свою локализацию и свои границы.

 

aurignacian-culture-map

Карта памятников культуры ориньяк.

 

Правда, отзвуки старого подхода сохранились. В узком смысле эта культура локализуется на юго-западе Франции и даже там сосуществует с другой культурой – с шательперроном. Но в Центральной Европе памятники очень похожи на французские (их называют «восточным ориньяком»). Высказывались мнения, что к восточному ориньяку близки в Венгрии, Чехии и Словакии селетская культура, а в Польше ежмановицкая , а равно и стрелецкая культура, охватывающая памятники Костенковско-Боршевского района на среднем Дону и Сунгирь в Верхнем Поволжье. Поэтому ориньякской культурой в широком смысле (или свитой культур) всё еще называют широкую общность от Испании до Крыма и Поволжья. Или с классическим ориньяком Франции сопоставляют «ориньякоидные культуры». А есть мнение (Марсель Отт, С. А. Васильев и др.), что ориньяк — это не кульутра, а вариант культурного развития, распространенный в Евразии от Атлантики до Алтая (но как раз без селета, ежмановицкой и стрелецкой культур, Сунгири  и Костенок).

Геохронология и датировка. В геохронологическом плане ориньякское время падает на конец средневюрмского (средневисленского, средневалдайского) оледенения – безлёдный умеренно холодный период с ухудшением климата в конце и разрастанием ледникового покрова. Вся Англия, север Германии и европейская часть России были покрыты мощным ледником. Распространенные животные этого времени – мамонт, шерстистый носорог, северный олень, бизон, дикая лошадь. Это и были объекты охоты носителей ориньякской культуры.

Ориньякская культура в узком смысле слова распространена на юге Франции, где она датируется радиоуглеродным методом то ли 33 — 19 тыс. до н. э., то ли 32 – 22 до н. вр., то есть существовала примерно 10 – 14 тыс лет. В широком смысле она датруется от 38 тыс. л. назад (в Западной Европе) до 24/22 тыс. л. наз. (в Ценральной Европе и Леванте). Она сменяет мустьерскую культуру, сосуществует с перигорской (и, конечно, со всеми названными выше) и сменяется солютрейской культурой.

Артефакты и хозяйство. Как одна из культур верхнего палеолита ориньякская культура характеризуется отжиманием пластин с призматического нуклеуса – пластины получались стандартными, из них и приготовлялись орудия с помощью чешуйчатой ретуши по краям. Это скребки, нуклевидные орудия, резцов меньше, чем в перигоре, но с течение м времени резцов становилось всё больше. Скребки – это орудия для обработки кожи, резцы – для работы по кости и дереву. Обработка кости в частности производила специфический тип: костяные наконечники копий с рассеченным основанием. Для ориньяка также характерны скребки высокие в сечении (килевидные) и с носиком, резцы с клювом, пластины с перехватом («придушеные»), пластинки типа дюфур (с двусторонней ретушью по краю). То есть рабочий край детально видоизменялся для целей изощренной работы. Действительно, для ориньяка характерны резные украшения (подвески, бусы, пронизки) и  произведения мобильного искусства — резные изображения и фигурки животных и людей.

 

ris026

В ориньякское время впервые появляются постоянные зимние общинные жилища. Остатки долговременных жилищ раскопаны в России и во Франции.

jyh16mtskzo5xpw5y597

Женщина-львица из пещеры Штадель.

Изображения. В ориньякской культуре появляются первые произведения первобытной изобразительной деятельности. Это схематичные контурные рисунки звериных голов на известняковых плитах в пещерах Франции (например, в Ла Ферраси). В пещерах Лоссель (Франция) найдены рельефы, высеченные на плитах известняка. На одной из них изображен охотник, бросающий копье, на нескольких — женщины, в том числе тучная женщина с рогом в media-media-f369fdb8-0fa6-4b2e-a1e3-6479760bf2db-normalizedруке, но большинство — это изображения зверей из тех, на которых охотятся. Наконец, в Германии, в пещере Штадель в Швабских Альпах была найдена статуэтка из бивня мамонта, изображающая человека с отчетливо изваянной головой льва – ее назвали человекольвом, но позже установили, что это львица, стало быть, женщина-львица. Высота статуэтки 29,6 см. Находка была подтверждена нахождением в другой пещере поблизости еще одной такой же, поменьше. Предполагается, что это некое божество, а в Южной Индии похожее божество существует до сих пор – Нарасимха. Статуэтка датирована 32 тыс. до н. вр., то есть самым началом ориньякского времени, но позже дата была удревнена до 40 тыс лет, что  укладывается в общее удревнение начала верхнего палеолита в связи с совершенствованием техники датирования.

pic46

Изображение тучной женщины с рогом из Лосселя, Франция.

 

Погребения и антропология. Погребения ориньякского времени сравнительно обильны. Это «красная дама из Пейвиленда», первоначально ошибочно определенная — на деле не дама, а молодой человек, густо посыпанный охрой. Погребения позволяют получить антропологические сведения.

На территории современной Франции ориньякцы имели европеоидный (кроманьонский) облик. Однако в Италии есть находки ориньякцев негроидного облика (местонахождение Гримальди). К негроидным (с малайскими чертами) относили до недавнего времени и находку в Маркиной горе (Костёнки, Верхнее Подонье), но детально обследование генетиками и антропологами не подтвердило реконструкцию подростка из Маркиной горы. Просто у него были признаки еще не разошедшегося расового деления.

Генетики определяют связь ориньякской колонизации Европы с Y-гаплоруппой R1 M173.

Этнические проблемы. Мариан Ванхэгерн и Франческо д’Эррико (Journal of Archaeological Science, 2006) поставили вопрос о выделении в ориньякском населении этнических (и, возможно, лингвистических) общностей по различиям наборов личных украшений, поскольку из этнографии известно, что по таким признакам сами первобытные люди отличали своих соплеменников от чужих. Исследователи выделили в ориньяке 157 типов личных украшений (бус, подвесок и т. п.). По их сочетаниям в памятниках они наметили 15 локальных групп, включающих не менее 3 памятников каждая. В некоторых смежных группах есть и общие типы. Но в частности австрийская группа и германская, хотя и расположены рядом, не имеют общих типов. Эти 15 групп исследователи объединили в три блока: А —  северный (территории Германии, Бельгии и части Франции), В — французско-пиринейский с захватом средиземноморского побережья Иберии, и С — средиземноморский со включением Италии, Греции и Леванта, но сюда же относится и Австрия.

Периодизация. Архаические памятники (прото-ориньяк) находят в основном в Средиземноморье, тогда как классический ориньяк — это территории Франции и Германии.

Происхождение. Существуют две принимаемых всерьез версии происхождения ориньякской культуры:

  1. из предориньяка (ближневосточного варианта мустье);

  2. из другой разновидности мустье — Ла-Кина.

 

ЛСК

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015