Доска объявлений

Международная научная конференция «Проблемы изучения изменчивости в антропологии. Новое в многообразии традиционного»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН
ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ИЭА РАН
КАБИНЕТ АНТРОПОЛОГИИ им. академика В.П. АЛЕКСЕЕВА
Международная научная конференция
«Проблемы изучения изменчивости в антропологии.
Новое в многообразии традиционного»

 

Зубов

А.А. Зубов (1934–2013)

 

I информационное письмо

Дорогие коллеги,

приглашаем вас принять участие в конференции, посвященной 85-летию со дня рождения выдающегося антрополога, д-ра ист. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Александра Александровича Зубова.

Цель конференции – представить научное наследие профессора А.А. Зубова, достижения сформированного им направления одонтологии, его научной школы, обсудить современное состояние и перспективы развития физической антропологии в отечественной и мировой науке, показать роль новых методов, новых теоретических разработок с учетом антропологического разнообразия и определяющих его факторов, роль антропологии в перспективе интеграции наук.

На конференции предполагается рассмотреть следующие проблемы, связанные с основными направлениями научной деятельности А.А. Зубова:

1. Эволюционная антропология: новые находки, методы и интерпретации рода Homo;
2. Одонтологические исследования в изучении популяций современного и ископаемого человека;
3. Роль антропологии в решении проблем этногенеза и этнической истории древних и современных народов;
4. «Памяти посвящается…»: российская антропология в лицах.

Также в рамках конференции планируется проведение круглого стола «Методология и методы одонтологических исследований. Традиции и инновации».

Предполагаемые сроки проведения конференции – май 2019 года.

Прием заявок осуществляется до 15 октября 2018 г. Заявка должна содержать название доклада, ФИО, учреждение, контакты.
В связи с предполагаемым участием в конкурсе на проведение конференций просим докладчиков прислать краткие тезисы (не более 1 стр., шрифт Times New Roman, 14) до 1 декабря 2018 г.

Заявки и тезисы посылать по адресу: zubov_conf@bk.ru

C уважением, ОРГКОМИТЕТ
Васильев Сергей Владимирович (д-р ист. наук, зав. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Халдеева Наталия Ивановна (д-р ист. наук, в.н.с. ЦФА ИЭА РАН) – сопредседатель
Лейбова Наталья Александровна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Харламова Наталья Владимировна (канд. ист. наук, н.с. ЦФА ИЭА РАН)
Южакова Алёна Владимировна (ЦФА ИЭА РАН)

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только»

В издательстве Евразия вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Диалоги. Теоретическая археология и не только».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655191/

Диалог издревле считался одной из главных форм обнаружения истины.
Искусство постановки вопроса и мастерство ответа на неудобные выпады, всегда считалось главным достоинством проповедников, софистов и философов.
Для науки же, строившей всю аргументацию исключительно вокруг экспериментальной практики, стереотипно пространство диалога казалось чуждым, а главным действующим лицом в науке представлялся герой одиночка, грызущий камень познания в тишине лаборатории или кабинета.
Предлагаемая Вашему вниманию книга не оставляет камня на камне от этого стереотипа. Наука — это, прежде всего, пространство диалога.
Здесь всегда есть место яростным спорам, страсти и даже политике.
Наука, прежде всего полемика, — с учителями и учениками, друзьями и недругами, с оппонентами и сторонниками.
Наука начинается с сомнения, расцветает там, где есть проблема, и никогда не дает окончательных ответов.
Это борьба гипотез за право стать теориями, это непрестанный конфликт и полемика. Такова реальная наука и такова судьба основного автора этой книги — Льва Самуиловича Клейна (всего участников диалогов — 36).
Таково итоговое изложение взглядов неординарного ученого и теоретика, человека, который не смотря на мировую известность и весьма почтенный возраст, постоянно открыт к диалогу.

 

Вышла книга Льва Самуиловича Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования»

В издательстве «Евразия» вышла книга проф. Л.С.Клейна «Культура и эволюция. Теоретические исследования».

Аннотация с сайта https://www.labirint.ru/books/655192/

Новая книга знаменитого санкт-петербургского ученого, археолога и теоретика археологии, Льва Самуиловича Клейна, посвящена понятию культуры, которое в рамках археологии является скорее рабочим понятием, редко подвергающимся рефлексии.
Тем не менее, теоретические интересы автора этой книги всегда были шире любых дисциплинарных рамок: помимо археологии известны его работы в области культурной антропологии, классической филологии, этногенеза, лингвистики и общей теории культуры.
Первая часть книги посвящена определению понятия «культура» и сопутствующей полемике в различных школах и отраслях гуманитарного знания.
Во второй части излагается коммуникационная теория эволюции культуры, которую автор считает своим наиболее интересным вкладом в антропологию. Л.С.Клейн обосновывает свою гипотезу, что передачу культуры от поколения к поколению можно описать как сеть коммуникации, но растянутую не в пространстве, а во времени.
В таком качестве на ретрансляцию культуры и передачу информации должны воздействовать те же факторы, что действуют в любой сети связи (радио, телефон и т. д.). Нормальное прохождение информации обеспечивается за счет необходимой повторяемости и достаточного количества каналов связи с допустимой пропускной способностью. Самое интересное к пониманию — это соответствие феноменов культуры физическим факторам матрицы передачи информации, способствующим или препятствующим прохождению сигналов.

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIII Конгресс антропологов и этнологов России
Казань,2–6 июля 2019 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ, Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН При поддержке Правительства Республики Татарстан

Проводят 2–6 июля 2019года в Казани

XIII Конгресс антропологов и этнологов России

 Тема Конгресса — «Системы родства, связей и коммуникаций в истории человечества: антропологический аспект».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий,в том числе:

  • Мониторинг межэтнических отношений
  • Религии, межрелигиозные отношения и этноконфессиональные процессы в духовном пространстве России
  • Мигранты, диаспоры, этнические меньшинства
  • Физическая антропология
  • Этнологическое образование и просвещение

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 01сентября 2018 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2019@mail.ru. Обращаем ваше внимание: для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом Конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Просим сообщить информацию о Конгрессе Вашим коллегам

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна– Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России;тел. (495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2019@mail.ru

 

ЗАЯВКА
на организацию секции (круглого стола, симпозиума, пр.)

 

Ф.И.О.(полностью) 
Наименование учреждения* (научно-исследовательский институт, университет, пр.) 
Наименование подразделения (отдел, кафедра, пр.) 
Должность
Ученая степень, звание
Предполагаемая форма заседания в рамках конгресса
(секция, круглый стол, симпозиум, пр.)
Название секции
(круглого стола, симпозиума, пр.) 

 

 

 

 

Тематика работы секции
(круглого стола, симпозиума, пр.;  до 200 слов) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почтовый адрес (с индексом) 
Телефон моб., раб. (с кодом города)
E-mail

 

* Просим указывать полные, не сокращенные названия

 

VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

  • VIII АМЕРИКАНИСТСКИЙ СИМПОЗИУМ. СЛИЯНИЕ ДВУХ МИРОВ: ИСТОРИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ, СТАТУС ЖИТЕЛЕЙ НОВОГО СВЕТА ДО И ПОСЛЕ КОЛУМБА

Сроки и место проведения: 3-4 декабря 2018 г., Санкт-Петербург

Срок подачи заявок: до 30 сентября 2018 года

В рамках предстоящего форума предполагается обсудить широкий спектр вопросов, связанных с процессами социокультурной метисации населения Нового Света в прошлом и настоящем:

- Процессы формирования новых культур на основе взаимодействия местного, европейского и африканского компонентов;

- Расовая и этническая стратификация общества в колониальную эпоху;

- Социальная и пространственная мобильность;

- Социальный статус и его внешние проявления;

- Другие вопросы, имеющие отношение к основной теме симпозиума.

К участию в работе симпозиума приглашаются специалисты-антропологи, этнографы, археологи, историки, независимые исследователи. Рабочие языки: русский, английский, испанский. По итогам симпозиума планируется издание сборника статей участников.

Заявки на участие и резюме (не более 200 слов) направлять на электронный адрес оргкомитета: america-anthropology@mail.ru до 30 сентября 2018 г. по форме:

1). Ф.И.О.:

2). Ученая степень, место работы и должность:

3). Область научных интересов:

4). E-mail, телефон:

5). Название доклада (на рус. и англ. яз.):

6). Резюме (до 200 слов):

7). Summary (max 200 words):

8). Использование мультимедиа:

Контактная информация:

Кондакова Ольга Владимировна (МАЭ РАН)

Тел: 8(905)233-40-56

E-mail: sov@kunstkamera.ru

Объявлен прием в в магистратуру по специальности «Этническая история» в Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского университета

Уважаемые коллеги!

 

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета в сотрудничестве с Институтом археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан объявляет о наборе в 2018-2019 учебном году (обучение с сентября 2018 г.) в магистратуру по специальности «Этническая история». Мы ожидаем поступления в нашу магистратуру прежде всего студентов, получивших базовое образование по специальностям «история», «археология», «этнология и антропология», «сравнительно-историческое языкознание», однако по результатам собеседования могут быть приняты студенты, получившие образование в специалитете или бакалавриате и по другим гуманитарным направлениям: главным критерием отбора является наличие интереса к научной работе в области предыстории, древней и средневековой этнической истории. При этом, хотя основным направлением наших исследований является история Поволжья, Урала и Восточной Европы в целом, история тюркских и финно-угорских народов, магистрант вправе предложить тему, связанную с другими регионами Евразии, с историей народов индоевропейской, севернокавказской и др. языковых семей, расширение тематики и географии только приветствуется. Для поступления значимо наличие опубликованных научных работ по выбранному направлению, однако это условие не является обязательным.

В рамках подготовки в магистратуре читаются курсы методологии этноисторических исследований, основ археологии, сравнительно-исторического языкознания, ономастики, уралистики, тюркологии, истории народов Волго-Уральского региона. Занятия ведут квалифицированные специалисты, среди которых доктора наук, члены Российской Академии наук и Академии наук Республики Татарстан. В Институте международных отношений, истории и востоковедения имеется возможность слушать спецкурсы по широкому спектру гуманитарных дисциплин, изучать иностранные языки, в том числе – китайский, корейский, турецкий, арабский и др.

Обучение в магистратуре двухгодичное, итогом его должна стать выпускная квалификационная работа (диссертация). В случае успешной исследовательской работы возможно продолжение образования в аспирантуре Казанского Федерального университета или Института Археологии АН РТ. Магистрантом может быть как гражданин России, так и иностранец, обучение в магистратуре, если оно осуществляется впервые, бесплатное; если студент уже имеет одно магистерское образование возможно поступление в платную магистратуру с гибкой системой оплаты обучения. Студентам предоставляется благоустроенное общежитие, выплачивается стипендия. К(П)ФУ предоставляет все условия как для получения полноценного образования (библиотеки, музеи, архивы), так и для участия в общественной студенческой жизни. Казань является одним из старейших в России культурных и образовательных центров, динамично развивающимся современным городом с широкими возможностями для работы, профессионального роста и отдыха.

Дополнительную информацию и контакты для справок и предоставления документов см. на сайте Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ (https://kpfu.ru/imoiv), вопросы по поводу поступления можно присылать и мне по адресу vovia@udm.ru

 

Надеюсь на успешное сотрудничество.

 

Напольских Владимир Владимирович,

д. и. н., проф., член-корреспондент РАН

Письмо о магистратуре 2018

«Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в конференции «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика», которая пройдет в Санкт-Петербурге (октябрь 2018 года).

Информационное письмо № 1

 

Уважаемые коллеги!

Сообщаем, что Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН планирует проведение всероссийской научной конференции c международным участием

  «Piles of bones: палеоантропология, биоархеология, палеогенетика»

(К 90-летию И.И. Гохмана)

 Санкт-Петербург (МАЭ РАН) 8-15 октября 2018 года.

 

В рамках работы конференции предполагается обсуждение широкого круга проблем, связанных с изучением популяционной истории и образа жизни древнего населения земного шара.

Заявки на участие в конференции и темы докладов принимаются

до 30 января 2018 г.

Для заполнения заявки на участие необходимо перейти по ссылке

 

Секретарь оргкомитета: Е.Н. Учанева

электронный адрес  anthropology-spb@yandex.ru

контактный телефон +7 (981) 152-44-64

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Ориньякская культура

Ориньякская культура

Ориньяк, ориньякская культура — археологическая культура раннего этапа позднего (или верхнего) палеолита. Выделена в начале ХХ века аббатом Анри Брёйлем, названа по раскопкам в пещере Ориньяк (Aurignac) в департаменте Верхняя Гаронна (Франция) и вначале воспринималась в эволюционистском духе как стадия в общемировом развитии палеолита. Но именно аббат Брёйль повернул изучение палеолитических культур в сторону учета пространственных различий, и ориньякская культура получила свою локализацию и свои границы.

 

aurignacian-culture-map

Карта памятников культуры ориньяк.

 

Правда, отзвуки старого подхода сохранились. В узком смысле эта культура локализуется на юго-западе Франции и даже там сосуществует с другой культурой – с шательперроном. Но в Центральной Европе памятники очень похожи на французские (их называют «восточным ориньяком»). Высказывались мнения, что к восточному ориньяку близки в Венгрии, Чехии и Словакии селетская культура, а в Польше ежмановицкая , а равно и стрелецкая культура, охватывающая памятники Костенковско-Боршевского района на среднем Дону и Сунгирь в Верхнем Поволжье. Поэтому ориньякской культурой в широком смысле (или свитой культур) всё еще называют широкую общность от Испании до Крыма и Поволжья. Или с классическим ориньяком Франции сопоставляют «ориньякоидные культуры». А есть мнение (Марсель Отт, С. А. Васильев и др.), что ориньяк — это не кульутра, а вариант культурного развития, распространенный в Евразии от Атлантики до Алтая (но как раз без селета, ежмановицкой и стрелецкой культур, Сунгири  и Костенок).

Геохронология и датировка. В геохронологическом плане ориньякское время падает на конец средневюрмского (средневисленского, средневалдайского) оледенения – безлёдный умеренно холодный период с ухудшением климата в конце и разрастанием ледникового покрова. Вся Англия, север Германии и европейская часть России были покрыты мощным ледником. Распространенные животные этого времени – мамонт, шерстистый носорог, северный олень, бизон, дикая лошадь. Это и были объекты охоты носителей ориньякской культуры.

Ориньякская культура в узком смысле слова распространена на юге Франции, где она датируется радиоуглеродным методом то ли 33 — 19 тыс. до н. э., то ли 32 – 22 до н. вр., то есть существовала примерно 10 – 14 тыс лет. В широком смысле она датруется от 38 тыс. л. назад (в Западной Европе) до 24/22 тыс. л. наз. (в Ценральной Европе и Леванте). Она сменяет мустьерскую культуру, сосуществует с перигорской (и, конечно, со всеми названными выше) и сменяется солютрейской культурой.

Артефакты и хозяйство. Как одна из культур верхнего палеолита ориньякская культура характеризуется отжиманием пластин с призматического нуклеуса – пластины получались стандартными, из них и приготовлялись орудия с помощью чешуйчатой ретуши по краям. Это скребки, нуклевидные орудия, резцов меньше, чем в перигоре, но с течение м времени резцов становилось всё больше. Скребки – это орудия для обработки кожи, резцы – для работы по кости и дереву. Обработка кости в частности производила специфический тип: костяные наконечники копий с рассеченным основанием. Для ориньяка также характерны скребки высокие в сечении (килевидные) и с носиком, резцы с клювом, пластины с перехватом («придушеные»), пластинки типа дюфур (с двусторонней ретушью по краю). То есть рабочий край детально видоизменялся для целей изощренной работы. Действительно, для ориньяка характерны резные украшения (подвески, бусы, пронизки) и  произведения мобильного искусства — резные изображения и фигурки животных и людей.

 

ris026

В ориньякское время впервые появляются постоянные зимние общинные жилища. Остатки долговременных жилищ раскопаны в России и во Франции.

jyh16mtskzo5xpw5y597

Женщина-львица из пещеры Штадель.

Изображения. В ориньякской культуре появляются первые произведения первобытной изобразительной деятельности. Это схематичные контурные рисунки звериных голов на известняковых плитах в пещерах Франции (например, в Ла Ферраси). В пещерах Лоссель (Франция) найдены рельефы, высеченные на плитах известняка. На одной из них изображен охотник, бросающий копье, на нескольких — женщины, в том числе тучная женщина с рогом в media-media-f369fdb8-0fa6-4b2e-a1e3-6479760bf2db-normalizedруке, но большинство — это изображения зверей из тех, на которых охотятся. Наконец, в Германии, в пещере Штадель в Швабских Альпах была найдена статуэтка из бивня мамонта, изображающая человека с отчетливо изваянной головой льва – ее назвали человекольвом, но позже установили, что это львица, стало быть, женщина-львица. Высота статуэтки 29,6 см. Находка была подтверждена нахождением в другой пещере поблизости еще одной такой же, поменьше. Предполагается, что это некое божество, а в Южной Индии похожее божество существует до сих пор – Нарасимха. Статуэтка датирована 32 тыс. до н. вр., то есть самым началом ориньякского времени, но позже дата была удревнена до 40 тыс лет, что  укладывается в общее удревнение начала верхнего палеолита в связи с совершенствованием техники датирования.

pic46

Изображение тучной женщины с рогом из Лосселя, Франция.

 

Погребения и антропология. Погребения ориньякского времени сравнительно обильны. Это «красная дама из Пейвиленда», первоначально ошибочно определенная — на деле не дама, а молодой человек, густо посыпанный охрой. Погребения позволяют получить антропологические сведения.

На территории современной Франции ориньякцы имели европеоидный (кроманьонский) облик. Однако в Италии есть находки ориньякцев негроидного облика (местонахождение Гримальди). К негроидным (с малайскими чертами) относили до недавнего времени и находку в Маркиной горе (Костёнки, Верхнее Подонье), но детально обследование генетиками и антропологами не подтвердило реконструкцию подростка из Маркиной горы. Просто у него были признаки еще не разошедшегося расового деления.

Генетики определяют связь ориньякской колонизации Европы с Y-гаплоруппой R1 M173.

Этнические проблемы. Мариан Ванхэгерн и Франческо д’Эррико (Journal of Archaeological Science, 2006) поставили вопрос о выделении в ориньякском населении этнических (и, возможно, лингвистических) общностей по различиям наборов личных украшений, поскольку из этнографии известно, что по таким признакам сами первобытные люди отличали своих соплеменников от чужих. Исследователи выделили в ориньяке 157 типов личных украшений (бус, подвесок и т. п.). По их сочетаниям в памятниках они наметили 15 локальных групп, включающих не менее 3 памятников каждая. В некоторых смежных группах есть и общие типы. Но в частности австрийская группа и германская, хотя и расположены рядом, не имеют общих типов. Эти 15 групп исследователи объединили в три блока: А —  северный (территории Германии, Бельгии и части Франции), В — французско-пиринейский с захватом средиземноморского побережья Иберии, и С — средиземноморский со включением Италии, Греции и Леванта, но сюда же относится и Австрия.

Периодизация. Архаические памятники (прото-ориньяк) находят в основном в Средиземноморье, тогда как классический ориньяк — это территории Франции и Германии.

Происхождение. Существуют две принимаемых всерьез версии происхождения ориньякской культуры:

  1. из предориньяка (ближневосточного варианта мустье);

  2. из другой разновидности мустье — Ла-Кина.

 

ЛСК

 

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015