Доска объявлений

IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения»

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ им. Н.Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РАН

ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН НИИ И МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ им. Д.Н. АНУЧИНА МГУ

приглашают принять участие в общероссийской конференции с международным участием IX Алексеевские чтения «Человек и среда в прошлом и настоящем: старые проблемы и новые решения» с 17 по 22 октября 2022 г. Конференция будет проходить в онлайн формате.

Приглашаем Вас присылать заявки на выступление с докладом на одной из предлагаемых секций (список секций и круглых столов в приложении). В заявке требуется указать название доклада, секцию, ФИО, место работы и должность, ученую степень, контактный телефон, адрес электронной почты и тезисы (не более 250 слов). Просьба присылать заявки не позднее 30 июня на адрес alekseevskie.chteniya@gmail.com.

IX Алексеевские чтения — секции

Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез

Дорогие коллеги!
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить с 12 по 14 октября 2022 года в Отделе антропологии МАЭ РАН (Санкт-Петербург, Средний проспект, 24) в очно-заочном формате.
Просим Вас отправлять в срок до 1 июня 2022 года заявки на участие в работе конференции на адрес anthropology-spb@yandex.ru.
Заявка на участие в конференции должна включать в себя информацию об участнике (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail), название доклада, аннотацию для публикации на сайте Кунсткамеры (не более 150 слов).
Во втором Информационном письме Вы можете ознакомиться со списком планируемых в рамках конференции секций и их кратким описанием.
С уважением, Оргкомитет.

 

«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания» VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция
«Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Первое информационное письмо

Дорогие коллеги,

15 сентября 2022 г. исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Михайловича Герасимова, создателя метода пластической реконструкции внешности человека по его костным останкам (реконструкции лица по черепу). Метод в различных модификациях получил широкое распространение в отечественной и мировой науке, нашел практическое применение в криминалистике, идентификации останков исторических личностей, физической антропологии и музейном деле. Известность М.М. Герасимова как автора метода пластической реконструкции в известной степени затмила его заслуги в области археологии и особенно – палеолитоведения.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр физической антропологии ИЭА РАН, Иркутский государственный университет приглашают вас принять участие в Научной конференции «Человек эпохи камня, его материальная культура и среда обитания»
(VI ГЕРАСИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ), которая состоится с 31 октября по 2 ноября 2022 г. в Москве в очно-заочной форме.

Предполагается работа в трех направлениях:
1. Эволюционная антропология и палеолитоведение – старые проблемы и новые тенденции;
2. Палеоантропология и археология Евразии эпохи камня – факты и интерпретации;
3. Среда обитания и адаптивные возможности ископаемого человека.

К участию в конференции приглашаются археологи, антропологи, палеозоологи, геоморфологи, генетики. Предпочтение отдается докладам, посвященным проблемным, дискуссионным, теоретическим и методологическим вопросам.
Заявки на участие принимаются до 1 июня 2022 г. через регистрационную форму. Избранные материалы конференции будут опубликованы в журнале «Известия Иркутского государственного университета. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология» (том 41, сентябрь 2022 г.), входящем в перечень ВАК.

С уважением, Оргкомитет Контактное лицо: Наталья Харламова +79166101476, m.m.gerasimov.conference@gmail.com

2022.09.26-28 Герасимовские VI_Инф_I

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022: ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

Всероссийская научно-практическая конференция

c международным участием

«ГОХМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2022:

ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ»

 

Санкт-Петербург, МАЭ РАН

Октябрь 2022 года

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО №1

 

Дорогие коллеги!

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН приглашает Вас принять участие в конференции «Гохмановские чтения – 2022: палеоантропология и этногенез». Конференция будет проходить в октябре 2022 года в очно-заочном формате. Поскольку в этом же месяце запланировано проведение «IX Алексеевских чтений» в Москве, для удобства всех потенциальных участников конференция в Санкт-Петербурге состоится в смежные дни.

Просим Вас отправлять на адрес anthropology-spb@yandex.ru заявки на организацию секций, круглых столов и воркшопов в срок до 1 февраля 2022 года. Тематика петербургской конференции будет традиционно включать в себя проблемы физической антропологии, в первую очередь касающиеся различных аспектов работы со скелетными останками, а также вопросов этногенеза. Особенно приветствуются дискуссионные темы, касающиеся методических аспектов исследований.

Заявка на проведение секции (круглого стола, воркшопа) составляется в свободной форме, но обязательно должна включать в себя три следующих пункта:

  1. Название
  2. Руководитель (ФИО, научная степень, звание, место работы и должность, e-mail)
  3. Краткое описание круга проблем, предлагаемых для обсуждения (обучения)

Основная информация и сроки приема докладов будут указаны в следующем Информационном письме весной 2022 года.

 

С уважением,

Оркомитет

Секретарь Оргкомитета: Иван Широбоков

Адрес электронной почты:  anthropology-spb@yandex.ru
Контактный телефон +7 (904) 638-90-67

 

1

«Культура русских в археологических исследованиях»

Дорогое коллеги!

Сегодня начинает работу VII международная научная конференция «Культура русских в археологических исследованиях» Программа конференции:

Ссылка для онлайн подключения — https://meet.google.com/waz-qnpj-ebe
Лариса Вениаминовна Татаурова,
кандидат исторических наук, с.н.с. Института археологии и этнографии СО РАН, омская лаборатория. Тел. 89136400703.
Эл. почта li-sa65@mail.ru

 

Авторизация

Календарь

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Ямная культура

Ямная культура

Ямная культура (нем. Grubengrabkultur, англ. Pitgrave-culture, современное обозначение на Западе Yamna или Yamnaya culture). Археологическая культура раннебронзового века. в степной полосе Восточной Европы от Уральских степей до Дуная. Датировка — наверняка вторая треть III тыс. до н. э., хотя может быть интервал шире: по С. Н. Черных и Л. Б. Орловской 2950 – 2200 гг. до н. э. при гарантии в две сигмы, 2600 – 2200 гг. — в одну сигму. Новейшие радиоуглеродные измерения вроде бы сдвигают начало ямной культуры в последние века IV тысячелетия до н. э. По нынешним границам это территория Украины, России и Казахстана с заходом в Румынию, Болгарию и Венгрию. Культура выделена в самом начале ХХ века В. А. Городцовым, но и перед тем курганы с такими погребениями были известны – как «скорченные и окрашенные костяки». Еще и сейчас ее некоторые археологи не отделяют от более поздних культур, объединяя их все в культуру скорченных и окрашенных костяков – нем. Ockergabkultur, букв. “культура охровых погребений”.

Интересна более всего тем, что с ней многие связывают происхождение индоевропейцев или их значительной ветви – индоиранцев. Раньше ее относили к энеолиту и датировали по короткой хронологии началом II тыс. до н. э., что было опровергнуто радиоуглеродной революцией.

Известна более всего по погребениям, которых раскопаны уже тысячи. Это простые ямы (отсюда название) или ямы с заплечиками под курганами или впускные в готовые курганы. Яма прямоугольная, а в ней покойник, слабо скорченный или на спине с подогнутыми ногами, обильно посыпанный красной охрой.

В могилу клали маленькие круглодонные яйцевидные сосудики без выделенной шейки, вся керамика лепная. Клали также медные и серебряные подвески, бронзовые листовидные или копьевидные обоюдоострые ножи и шилья, говорящие об обработке кожи. Металл «ямники» получали с Кавказа. Изредка в могилах попадаются каменные шлифованные боевые топоры с проухом. Больше всего их оказалось в Молдавии. Есть также кремневые ножи и наконечники стрел. В костях покойников иногда находят наконечники стрел, от которых данный покойник погиб. Далее в могилах оказываются костяные молоточковидные булавки, а также мясная пища, от которой остаются кости домашних овец и коров. Многие могильные ямы перекрывались деревянными плахами и иногда камнями, в том числе каменными антропоморфными стелами, снятыми откуда-то, где они были первоначально установлены. Неясно, чьи это стелы – скорее всего, не ямной культуры, а более ранних культур степного энеолита.

В керамике, кроме яйцевидных сосудиков, иногда с проткнутыми ушками для подвешивания, встречаются и плоскодонные сосуды. Но это на основной, восточной части культуры – на Днепре, Донце и в волго-уральских степях. На западе, между Днестром и Дунаем, посуда была совершенно иная: плоскодонные двуручные амфоры и баночные горшки с поддонами.

В открытую сухую степь цепочки курганов не заходят, тянутся вдоль рек, теснятся к водоемам и приречным участкам с деревьями. Поселений открыто значительно меньше, на востоке – в степях Волги и Урала их вообще нет, на Днепре же они имеются, укрепленные валами и рвами.

Пастушеское скотоводство, большей частью отгонное, в хозяйстве явно доминировало над земледелием, которое было мотыжным. В составе стада преобладает крупный рогатый скот над мелким, имелся и конь, но тягловой силой были всё же волы. Они запрягались в четырехколесные повозки с массивными деревянными колесами. На поселениях есть и кости свиньи, что говорит об оседлости, по крайней мере, части населения.

Физический облик ямной культуры антропологи характеризуют главным образом так: европеоиды высокого роста с массивным черепом, в основном продолговатым, низкое лицо с сильно выступающим носом, наклонным лбом и заметными надбровными дугами. Однако есть в ямной культуре и примеси других антропологических типов: узколицые и высоколицые, с сильной горизонтальной профилированностью, близкие кавказскому населению; или высоколицые и широколицые с тенденцией к брахикрании. Гаплогруппы женской части населения включают группы (начиная с наиболее представленных) H7, T1 и T2, U5, K2, N1a, J1, U2 и U4, I1, W1, X1. А мужская часть (по хромосоме Y) пока представлена только группой R1b (все 9 образцов из района Самары).

Деление на этапы, изложенное во многих энциклопедиях и в интернете устарело: тут спутаны этапы и смежные во времени культуры, к ямной культуре отнесены памятники энеолита, так наз. зооморфные скипетры (совершенно иной эпохи), и т. п. Происхождение культуры связывают то с хвалынской культурой волжской степи, то с культурой Среднего Стога Украины, то с воронковидными кубками Центральной Европы. Скорее всего, все они участвовали в формировании ямной культуры, но с какой из них связана преемственность антропологическая, можно будет выяснить вскоре с помощью анализов ДНК (тут тоже может оказаться, что истоки разнообразны), а с каким корнем связана языковая преемственность, сказать трудно.

То же касается дельнейших судеб ямной культуры. На западе ее сменили катакомбные культуры, на востоке – полтавкинская, срубная и андроновская. Сменились не только культуры, само население явно сдвигалось и смешивалось. Но исследования еще не добрались до ясных установлений. По гипотезе Эрнста Вале – Марии Гимбутас и Дж. Мэллори, население ямной культуры (Гимбутас называла ее вместе со смежными во времени «курганной») сдвинулось на запад и северо-запад, завоевав значительную часть Европы и дав начало культурам шнуровой керамики, с чем Гимбутас связывала приход праиндоевропейцев и распространение их по всей Европе. Многие возражали: свидетельств такого мощного перемещения культуры нет и миграций на запад нет, а праиндоевропейцы разделились значительно раньше. Но новейшие исследования ДНК (2014 – 15 годы) вроде бы подтверждают степной, ямный источник населения культур шнуровой керамики. Правда, мужские гаплогруппы у «ямников» и «шнуровиков» разные и не находящиеся в отношениях преемственности. Заметно различаются и сами культуры. Исследования ближайших лет должны прояснить эту проблему.

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015