Ямная культура
Ямная культура (нем. Grubengrabkultur, англ. Pitgrave-culture, современное обозначение на Западе Yamna или Yamnaya culture). Археологическая культура раннебронзового века. в степной полосе Восточной Европы от Уральских степей до Дуная. Датировка — наверняка вторая треть III тыс. до н. э., хотя может быть интервал шире: по С. Н. Черных и Л. Б. Орловской 2950 – 2200 гг. до н. э. при гарантии в две сигмы, 2600 – 2200 гг. — в одну сигму. Новейшие радиоуглеродные измерения вроде бы сдвигают начало ямной культуры в последние века IV тысячелетия до н. э. По нынешним границам это территория Украины, России и Казахстана с заходом в Румынию, Болгарию и Венгрию. Культура выделена в самом начале ХХ века В. А. Городцовым, но и перед тем курганы с такими погребениями были известны – как «скорченные и окрашенные костяки». Еще и сейчас ее некоторые археологи не отделяют от более поздних культур, объединяя их все в культуру скорченных и окрашенных костяков – нем. Ockergabkultur, букв. “культура охровых погребений”.
Интересна более всего тем, что с ней многие связывают происхождение индоевропейцев или их значительной ветви – индоиранцев. Раньше ее относили к энеолиту и датировали по короткой хронологии началом II тыс. до н. э., что было опровергнуто радиоуглеродной революцией.
Известна более всего по погребениям, которых раскопаны уже тысячи. Это простые ямы (отсюда название) или ямы с заплечиками под курганами или впускные в готовые курганы. Яма прямоугольная, а в ней покойник, слабо скорченный или на спине с подогнутыми ногами, обильно посыпанный красной охрой.
В могилу клали маленькие круглодонные яйцевидные сосудики без выделенной шейки, вся керамика лепная. Клали также медные и серебряные подвески, бронзовые листовидные или копьевидные обоюдоострые ножи и шилья, говорящие об обработке кожи. Металл «ямники» получали с Кавказа. Изредка в могилах попадаются каменные шлифованные боевые топоры с проухом. Больше всего их оказалось в Молдавии. Есть также кремневые ножи и наконечники стрел. В костях покойников иногда находят наконечники стрел, от которых данный покойник погиб. Далее в могилах оказываются костяные молоточковидные булавки, а также мясная пища, от которой остаются кости домашних овец и коров. Многие могильные ямы перекрывались деревянными плахами и иногда камнями, в том числе каменными антропоморфными стелами, снятыми откуда-то, где они были первоначально установлены. Неясно, чьи это стелы – скорее всего, не ямной культуры, а более ранних культур степного энеолита.
В керамике, кроме яйцевидных сосудиков, иногда с проткнутыми ушками для подвешивания, встречаются и плоскодонные сосуды. Но это на основной, восточной части культуры – на Днепре, Донце и в волго-уральских степях. На западе, между Днестром и Дунаем, посуда была совершенно иная: плоскодонные двуручные амфоры и баночные горшки с поддонами.
В открытую сухую степь цепочки курганов не заходят, тянутся вдоль рек, теснятся к водоемам и приречным участкам с деревьями. Поселений открыто значительно меньше, на востоке – в степях Волги и Урала их вообще нет, на Днепре же они имеются, укрепленные валами и рвами.
Пастушеское скотоводство, большей частью отгонное, в хозяйстве явно доминировало над земледелием, которое было мотыжным. В составе стада преобладает крупный рогатый скот над мелким, имелся и конь, но тягловой силой были всё же волы. Они запрягались в четырехколесные повозки с массивными деревянными колесами. На поселениях есть и кости свиньи, что говорит об оседлости, по крайней мере, части населения.
Физический облик ямной культуры антропологи характеризуют главным образом так: европеоиды высокого роста с массивным черепом, в основном продолговатым, низкое лицо с сильно выступающим носом, наклонным лбом и заметными надбровными дугами. Однако есть в ямной культуре и примеси других антропологических типов: узколицые и высоколицые, с сильной горизонтальной профилированностью, близкие кавказскому населению; или высоколицые и широколицые с тенденцией к брахикрании. Гаплогруппы женской части населения включают группы (начиная с наиболее представленных) H7, T1 и T2, U5, K2, N1a, J1, U2 и U4, I1, W1, X1. А мужская часть (по хромосоме Y) пока представлена только группой R1b (все 9 образцов из района Самары).
Деление на этапы, изложенное во многих энциклопедиях и в интернете устарело: тут спутаны этапы и смежные во времени культуры, к ямной культуре отнесены памятники энеолита, так наз. зооморфные скипетры (совершенно иной эпохи), и т. п. Происхождение культуры связывают то с хвалынской культурой волжской степи, то с культурой Среднего Стога Украины, то с воронковидными кубками Центральной Европы. Скорее всего, все они участвовали в формировании ямной культуры, но с какой из них связана преемственность антропологическая, можно будет выяснить вскоре с помощью анализов ДНК (тут тоже может оказаться, что истоки разнообразны), а с каким корнем связана языковая преемственность, сказать трудно.
То же касается дельнейших судеб ямной культуры. На западе ее сменили катакомбные культуры, на востоке – полтавкинская, срубная и андроновская. Сменились не только культуры, само население явно сдвигалось и смешивалось. Но исследования еще не добрались до ясных установлений. По гипотезе Эрнста Вале – Марии Гимбутас и Дж. Мэллори, население ямной культуры (Гимбутас называла ее вместе со смежными во времени «курганной») сдвинулось на запад и северо-запад, завоевав значительную часть Европы и дав начало культурам шнуровой керамики, с чем Гимбутас связывала приход праиндоевропейцев и распространение их по всей Европе. Многие возражали: свидетельств такого мощного перемещения культуры нет и миграций на запад нет, а праиндоевропейцы разделились значительно раньше. Но новейшие исследования ДНК (2014 – 15 годы) вроде бы подтверждают степной, ямный источник населения культур шнуровой керамики. Правда, мужские гаплогруппы у «ямников» и «шнуровиков» разные и не находящиеся в отношениях преемственности. Заметно различаются и сами культуры. Исследования ближайших лет должны прояснить эту проблему.