Доска объявлений

IX Бунаковские чтения пройдут 18-20 октября 2021

Научная конференция «Эволюционный континуум рода Homo» (IX Бунаковские чтения), посвященная 130-летию со дня рождения Виктора Валериановича Бунака (1891–1979), пройдет 18-20 октября 2021 г. в Москве на базе Государственного биологического музея имени К. А. Тимирязева и НИИ и Музея антропологии МГУ им. Д.Н. Анучина. Форма проведения — очно-дистанционная.

Места проведения:
18–19 октября: г. Москва, ул. Малая Грузинская 15, Государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева.
20 октября: г. Москва, ул. Моховая, дом 11, НИИ и Музей антропологии МГУ им. Д.Н. Анучина.

Уважаемые участники IX Бунаковских чтений,
Открытие конференции состоится завтра в 11 часов утра в Государственном биологическом музее имени К. А. Тимирязева. По желанию можете использовать в своих презентациях логотип конференции, которой приложен к письму в трех разных форматах (формат png — без фона).
Просьба к очным докладчикам приходить заранее для проверки презентации перед началом заседания и секций.
Просьба к Zoom докладчикам: если есть малейшие сомнения в качестве вашего интернета или в том, что справитесь с демонстрацией презентации, пришлите ее, пожалуйста, заранее (до начала заседания, на котором запланировано ваше выступление) ответным письмом, указав в теме письма фамилию докладчика.

Актуальная программа конференции (с последними изменениями на 17.10.2021 16:00) отражается в текстовом виде на сайте Центра физической антропологии ИЭА РАН http://rusanthropology.org/%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%bc%d0%b0-ix-%d0%b1%d1%83%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d1%85-%d1%87%d1%82%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b9-18-20-%d0%be%d0%ba%d1%82%d1%8f%d0%b1-2/

Напоминаю, вход в МГУ (20 октября) осуществляется по спискам, очные докладчики и те, кто выразил мне или Ирине Анатольевне свое желание прийти, в список внесены. ФИО для попадания в список необходимо сегодня отправить руководителю секции «Проблемы роста, развития и адаптации человека» Ирине Анатольевне Хомяковой по адресу irina-khomyakova@yandex.ru (телефон для экстренной связи 8 916 323 74 98).

 

С уважением,
ответственный секретарь конференции
Наталья Харламова
н.с. ЦФА ИЭА РАН
+79166101476

 

 

«Антропологическая среда»: Краниологические особенности древнерусских популяций на южных и восточных границах ареала

Уважаемые коллеги!

В среду 29 сентября 2021 года в 14 часов 30 минут в рамках научно-методического семинара «Антропологическая среда» состоится доклад Д.В. Пежемского на тему: «Краниологические особенности древнерусских популяций на южных и восточных границах ареала».

Аннотация доклада

Для тех, кто будет в онлайне:

Подключиться к конференции Zoom

https://us02web.zoom.us/j/83063273999?pwd=dWp3SnpRVy95dXhnUVQ1SjUyWk1xZz09

Идентификатор конференции: 830 6327 3999

Код доступа: 9MC7DT

 

Ученый секретарь                   Е,И.Балахонова

XIV Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIV Конгресс антропологов и этнологов России
Томск, 6–9 июля 2021 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Научно-исследовательским Томским государственным университетом,

Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН при поддержке Администрации Томской области

Проводят 6–9 июля 2021 года в Томске XIV Конгресс антропологов и этнологов России.

 

Тема Конгресса — «Антропология и этнология в поисках ответов на социальные вызовы».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий, в том числе:

  • Современные задачи и приоритеты антропологии и этнологии
  • Междисциплинарные связи антропологии и этнологии
  • Этнологическое/антропологическое образование и просвещение
  • Этнокультурное развитие и российская идентичность
  • Этнонациональная политика и мониторинг межэтнических отношений
  • Прикладная и неотложная антропология в условиях кризиса и пандемии
  • Антропология религии
  • Миграционные исследования
  • Цифровая антропология
  • Физическая (биологическая) антропология
  • Этнографический туризм и музееведение
  • Методы и техники полевых и кабинетных исследований
  • Историографические традиции этнологии и антропологии

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

 

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 1 октября 2020 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2021@mail.ru. Для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна – Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России; тел. в Москве +7(495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2021@mail.ru

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Ямная культура

Ямная культура

Ямная культура (нем. Grubengrabkultur, англ. Pitgrave-culture, современное обозначение на Западе Yamna или Yamnaya culture). Археологическая культура раннебронзового века. в степной полосе Восточной Европы от Уральских степей до Дуная. Датировка — наверняка вторая треть III тыс. до н. э., хотя может быть интервал шире: по С. Н. Черных и Л. Б. Орловской 2950 – 2200 гг. до н. э. при гарантии в две сигмы, 2600 – 2200 гг. — в одну сигму. Новейшие радиоуглеродные измерения вроде бы сдвигают начало ямной культуры в последние века IV тысячелетия до н. э. По нынешним границам это территория Украины, России и Казахстана с заходом в Румынию, Болгарию и Венгрию. Культура выделена в самом начале ХХ века В. А. Городцовым, но и перед тем курганы с такими погребениями были известны – как «скорченные и окрашенные костяки». Еще и сейчас ее некоторые археологи не отделяют от более поздних культур, объединяя их все в культуру скорченных и окрашенных костяков – нем. Ockergabkultur, букв. “культура охровых погребений”.

Интересна более всего тем, что с ней многие связывают происхождение индоевропейцев или их значительной ветви – индоиранцев. Раньше ее относили к энеолиту и датировали по короткой хронологии началом II тыс. до н. э., что было опровергнуто радиоуглеродной революцией.

Известна более всего по погребениям, которых раскопаны уже тысячи. Это простые ямы (отсюда название) или ямы с заплечиками под курганами или впускные в готовые курганы. Яма прямоугольная, а в ней покойник, слабо скорченный или на спине с подогнутыми ногами, обильно посыпанный красной охрой.

В могилу клали маленькие круглодонные яйцевидные сосудики без выделенной шейки, вся керамика лепная. Клали также медные и серебряные подвески, бронзовые листовидные или копьевидные обоюдоострые ножи и шилья, говорящие об обработке кожи. Металл «ямники» получали с Кавказа. Изредка в могилах попадаются каменные шлифованные боевые топоры с проухом. Больше всего их оказалось в Молдавии. Есть также кремневые ножи и наконечники стрел. В костях покойников иногда находят наконечники стрел, от которых данный покойник погиб. Далее в могилах оказываются костяные молоточковидные булавки, а также мясная пища, от которой остаются кости домашних овец и коров. Многие могильные ямы перекрывались деревянными плахами и иногда камнями, в том числе каменными антропоморфными стелами, снятыми откуда-то, где они были первоначально установлены. Неясно, чьи это стелы – скорее всего, не ямной культуры, а более ранних культур степного энеолита.

В керамике, кроме яйцевидных сосудиков, иногда с проткнутыми ушками для подвешивания, встречаются и плоскодонные сосуды. Но это на основной, восточной части культуры – на Днепре, Донце и в волго-уральских степях. На западе, между Днестром и Дунаем, посуда была совершенно иная: плоскодонные двуручные амфоры и баночные горшки с поддонами.

В открытую сухую степь цепочки курганов не заходят, тянутся вдоль рек, теснятся к водоемам и приречным участкам с деревьями. Поселений открыто значительно меньше, на востоке – в степях Волги и Урала их вообще нет, на Днепре же они имеются, укрепленные валами и рвами.

Пастушеское скотоводство, большей частью отгонное, в хозяйстве явно доминировало над земледелием, которое было мотыжным. В составе стада преобладает крупный рогатый скот над мелким, имелся и конь, но тягловой силой были всё же волы. Они запрягались в четырехколесные повозки с массивными деревянными колесами. На поселениях есть и кости свиньи, что говорит об оседлости, по крайней мере, части населения.

Физический облик ямной культуры антропологи характеризуют главным образом так: европеоиды высокого роста с массивным черепом, в основном продолговатым, низкое лицо с сильно выступающим носом, наклонным лбом и заметными надбровными дугами. Однако есть в ямной культуре и примеси других антропологических типов: узколицые и высоколицые, с сильной горизонтальной профилированностью, близкие кавказскому населению; или высоколицые и широколицые с тенденцией к брахикрании. Гаплогруппы женской части населения включают группы (начиная с наиболее представленных) H7, T1 и T2, U5, K2, N1a, J1, U2 и U4, I1, W1, X1. А мужская часть (по хромосоме Y) пока представлена только группой R1b (все 9 образцов из района Самары).

Деление на этапы, изложенное во многих энциклопедиях и в интернете устарело: тут спутаны этапы и смежные во времени культуры, к ямной культуре отнесены памятники энеолита, так наз. зооморфные скипетры (совершенно иной эпохи), и т. п. Происхождение культуры связывают то с хвалынской культурой волжской степи, то с культурой Среднего Стога Украины, то с воронковидными кубками Центральной Европы. Скорее всего, все они участвовали в формировании ямной культуры, но с какой из них связана преемственность антропологическая, можно будет выяснить вскоре с помощью анализов ДНК (тут тоже может оказаться, что истоки разнообразны), а с каким корнем связана языковая преемственность, сказать трудно.

То же касается дельнейших судеб ямной культуры. На западе ее сменили катакомбные культуры, на востоке – полтавкинская, срубная и андроновская. Сменились не только культуры, само население явно сдвигалось и смешивалось. Но исследования еще не добрались до ясных установлений. По гипотезе Эрнста Вале – Марии Гимбутас и Дж. Мэллори, население ямной культуры (Гимбутас называла ее вместе со смежными во времени «курганной») сдвинулось на запад и северо-запад, завоевав значительную часть Европы и дав начало культурам шнуровой керамики, с чем Гимбутас связывала приход праиндоевропейцев и распространение их по всей Европе. Многие возражали: свидетельств такого мощного перемещения культуры нет и миграций на запад нет, а праиндоевропейцы разделились значительно раньше. Но новейшие исследования ДНК (2014 – 15 годы) вроде бы подтверждают степной, ямный источник населения культур шнуровой керамики. Правда, мужские гаплогруппы у «ямников» и «шнуровиков» разные и не находящиеся в отношениях преемственности. Заметно различаются и сами культуры. Исследования ближайших лет должны прояснить эту проблему.

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015