Доска объявлений

Передача на телеканале «Культура» с участием О.П.Балановского

Д.б.н., проф. РАН Олег Павлович Балановский, в.н.с. лаб. популяционной генетики человека (зав. лаб. проф. Е.В.Балановская), принял участие в записи программы «Наблюдатель» на телеканале «Культура». Программа посвящена Дню науки 7 февраля, речь в ней идет о палеогенетике и междисциплинарных исследованиях археологов и генетиков.

Программа «Наблюдатель» выйдет в эфир утром 6 февраля в 10-15 на телеканале «Культура».  

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе
Генофонд.рф / Словарик / Юхно́вская культура

Юхно́вская культура

Юхно́вская культура — культура раннего железного века (V  — II вв. до н. э., скифское время), распространенная в российско-украинском лесостепном черноземье – на левобережье бассейна Днепра, на его левых притоках – Десне и Сейме и на верхней Оке. Это территории Черниговской  области Украины и Курской и Орловской областей России. Памятники этой культуры ввел в оборот Д. Я. Самоквасов, раскопав в 1870-х гг. два городища у деревни Юхново близ Новгорода-Северского в Черниговской области Украины. 70 лет спустя, уже в советское время (1949 г.), М. В. Воеводский выделил юхновскую культуру. Юхновская культура граничила с сопредельными верхнеокскойднепро-двинской и милоградской культурами.

 

75cf1bfdfae5

А- культура штрихованной керамики- 7 в. до н.э.-5 в. н.э.; Б- днепро-двинская культура- 8 в. до н.э.-3 в. н.э.; В- милоградская культура- 7 в. до н.э.- 3 в. до н.э.; Г- юхновская культура- 6 в. до н.э.- 1 в. н.э.; Д- верхнеокская культура- 6 в. до н.э.- 1 в. н.э.; К- зарубинецкая культура- 2 в. до н.э.- 1 в. н.э.; Л- круг памятников Заозерье-Узмень- 3-5 вв. н.э.

 

SlavMilYukhR

 

Поселения юхновской культуры, как и скифские, делились на два типа — небольшие укрепленные (городища) и неукрепленные (селища). Селища группируются вокруг городищ, образуя агломерации, иногда неловко именуемые «микрорегионами». Городища расположены на неприступных утесах по берегам рек, снабжены мощными укреплениями — до трех рядов рвов и валов, деревянные стены по всему периметру.

 

str177

Реконструкция акад. Б. А. Рвбакова: юхновское святилище якобы  богини Лады (по материалам раскопок Рыбакова на городище Благовещенская гора, Брянская область).

 

 

 

Жилища — наземные многокамерные «длинные дома» на несколько родственных семей, с глинобитными печами. Конструкция домов столбовая, стены из тонких бревен и жердей переплетались прутьями и затем обмазывались глиной. Близ них располагались зерновые ямы. Иногда дома вытянуты вдоль укреплений.

Могильники грунтовые (бескурганные) с остатками кремации, но их известно очень мало и принадлежность их юхновцам сомнителна. Возможно, что в основном юхновцы вообще не хоронили прах в земле, а, скажем, помещали урны с прахом, как позже славянские обитатели этой местности — северяне и вятичи – «на столпе на путях».

Керамическая посуда лепная, тонкостенная, не орнаментированная. В отличие от распространенной в скифском мире, она  сделана из хорошо отмученного теста, шамот (битые черепки) встречается в нем очень редко, а основным отощителем (то есть примесью для прочности) является мелкий речной песок. Горшки небольшие, слабо профилированные, с поднятыми плечиками, небольшим отгибом венчика и плоским узким дном. Орнамент тычковый (нанесен деревянной лопаточкой или просто щепкой), иногда образует треугольные фестоны вершинами вниз. Кромка венчика иногда украшена пальцевыми защипами, а шейка — «жемчужинами» (выпуклинами).

 

str161

Керамика юхновской культуры с городища Переверзево 1 (по А.И. Пузиковой).

 

 

image082

Предметы юхновской культуры, в т.ч. рогатый кирпич.

Прочие артефакты. Из глины также делались личины-маски, светильники, фигурки-игрушки, ткацкие грузики и пряслица и даже бусы, а также рогатые кирпичи. Для чего они применялись, неясно. Специфичны для Юхновской культуры «глиняные блоки», яйцевидные, округлые или бочонкобразные, с глухим отверстием (не сквозным). Гипотез об их назначении много: метательное оружие, рыболовные снасти (грузила), культовые предметы. Грузики же остались от горизонтальны ткацких станков. Многочисленны пряслица от веретен.

 

str172

Глиняный блок и ткацкие грузики с Кузиной горы.

 

Льячки и литейные формочки, крицы, изделия из железа и бронзы говорят о выплавке железа и бронзолитейном деле. Изделия — железные ножи, топоры и наконечники стрел, шилья. Из бронзы изготовлены оригинальные юхновские височные кольца в виде двух спиралей (очковидые подвески) и булавки с ажурной головкой как в милоградской культуре.

 

str165

Александровское городище. 1-5, 12-13 — бусы; 6-8 — ткацкие грузики, 9-11,14 — височные кольца, 15-16, 20 — подвески; 17-18 — булавки; 19 — бляшка, 21 — брусок, 22 — браслет; 23-24 — кольца.

 

e7eaf1756

Фибула

73797f05d

Навершие булавки

0_5f1fe_ef906a55_XXL

Привеска зооморфная —  конек.

 

 

 

 

 

 

 

 

Kompleks-yuhnovskoy-kulturi.-Zakolki-priveski-fibuli-busini-116_neolitica.ru_

Привески

 

 

Хозяйство было лесного типа — основано на подсечном пашенном земледелии и скотоводстве при высокой роли охоты и рыбной ловли.

Духовная культура. Раскопаны языческие капища. У села Вщиж (Благовещенская гора в Брянской области) Б. А. Рыбаков исследовал огромное юхновское святилище-крепость. Священным животным считался медведь. В юхновском поселении близ с. Успенское (Курчатовский район Курской области)  был обнаружен культовый объект: округлая глинобитная площадка со следами костров, а в ее  центре пирамидка из 33 глиняных блоков-хлебцов, на вершине которой стоял миниатюрный сосудик — как полагают, следы жертвоприношения богам.

На поверхности ткацких грузиков и донцах сосудов встречаются знаки, напоминающие руническую письменность, но признаки письменности не зафиксированы.

В антропологическом материале отмечены массивные черепа – они свидетельствуют о сильном вкладе кроманьоидного населения.

Происхождение и связи. Происхождение юхновской культуры остается спорным.  Из культур позднего бронзового века предковыми для юхновской называют бондарихинскую и сосницкую. Бондарихинская в VII веке до н. э. была вытеснена племенами чернолесской культуры на север, где в бассейне Десны явилась одним из компонентов юхновской культуры. Сосницкая совпадает с бондарихинской по ареалу и схожа по керамике. На формирование милоградской и юхновской культур влияла также лебедовская культура, а также скифская лесостепная культура. В начале н. э. юхновцы испытали с юга влияние зарубинецкой культуры, в результате чего образовалась «гибридная» почепская культура. Связи юхновской культуры прослеживаются с регионом Смоленска и Оки.

Происхождение юхновской культуры до сих пор вызывает дискуссии среди специалистов. Две основных гипотезы предполагают происхождение юхновцев от носителей бондарихинской или сосницкой культур позднего бронзового века. Мы придерживаемся последней версии, учитывая общность территории, сходство керамического материала, а также и то, что в районе распространения юхновской культуры крайне многочисленны балтские гидронимы, чего нет в пределах ареала бондарихинских племен.

Этнические аспекты. Юхновцы часто отождествляются с геродотовыми будинами— народом, обитавшим в верховьях Дона между Волгой и Днепром или с меланхленами. Однако меланхленов Геродот помещал непосредственно на северной границе царских скифов, то есть значительно южнее.  «Что касается будинов, — пишет Геродот, — то это большое и многосложное племя, и все они имеют светлые глаза и рыжие волосы… Только они в этих местах питаются шишками… Их страна вся покрыта лесами, а в самом сгущении леса есть большое полноводное озеро и болото вокруг него. В этом озере они ловят выдр, бобров и других зверей с квадратными мордами». Геродот упоминает, что родной язык будинов не скифский и не эллинский, а какой-то совершенно иной.

П. Н. Третьяков считал юхновцев прямыми предками славян. Однако в ареале юхновской культуры распространена балтская гидронимика, а к югу от него (в ареале бондарихинской культуры) ее очень мало. Это позволяет другим исследователям (А. И. Тереножкин, В. А. Ильинская)  относить юхновцев к балтам. Хотя, поскольку именно к раннему железному веку лингвисты относят разделение славянского и балтского языков, полагают, что в то время языки их разошлись еще не очень далеко.

Литература

Моора Х. А. О древней территории расселения балтийских племен // Советская археология. 1959. № 2. С. 25.

Левенок В. П. Юхновская культура // Советская археология. 1963. № 1. С. 80.

Каравайко Д. В. Памятники юхновской культуры Новгород-Северского Полесья.  К.: Ин-т археологии НАН Украины, 2012.  276 с.ISBN 978-966-02-6301-7.

Каравайко Д. В., Горбаненко С. А. Господарство носіїв юхнівської культури.  К.: Наук. думка, 2012.  301 с.  ISBN 978-966-00-1185-4. (укр.)

Горбаненко С. А. Палеоэтноботанические материалы с памятников юхновской культуры // Российская археология 2013 год №2.

Падин В. А. Среднее Подесенье (Трубчевская округа) в VI—V вв. до н. э. — X—XII вв.н. э. по материалам археологических исследований

Другие слова

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О
П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
  • Юхно́вская культура
Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015