Доска объявлений

XIV Конгресс антропологов и этнологов России

АССОЦИАЦИЯ АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ

XIV Конгресс антропологов и этнологов России
Томск, 6–9 июля 2021 г.

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Ассоциация антропологов и этнологов России совместно с Научно-исследовательским Томским государственным университетом,

Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН при поддержке Администрации Томской области

Проводят 6–9 июля 2021 года в Томске XIV Конгресс антропологов и этнологов России.

 

Тема Конгресса — «Антропология и этнология в поисках ответов на социальные вызовы».

В русле общей темы возможен широкий спектр направлений и соответствующих сессий, в том числе:

  • Современные задачи и приоритеты антропологии и этнологии
  • Междисциплинарные связи антропологии и этнологии
  • Этнологическое/антропологическое образование и просвещение
  • Этнокультурное развитие и российская идентичность
  • Этнонациональная политика и мониторинг межэтнических отношений
  • Прикладная и неотложная антропология в условиях кризиса и пандемии
  • Антропология религии
  • Миграционные исследования
  • Цифровая антропология
  • Физическая (биологическая) антропология
  • Этнографический туризм и музееведение
  • Методы и техники полевых и кабинетных исследований
  • Историографические традиции этнологии и антропологии

Перечень предложенных к обсуждению вопросов может быть дополнен.

 

Заявки на организацию секций, круглых столов, симпозиумов (с обоснованием, объемом до 200 слов, см. приложение) просим высылать в электронном виде до 1 октября 2020 г. по адресам: congress@iea.ras.ru, caer2021@mail.ru. Для того, чтобы заявка на организацию секции, симпозиума, круглого стола была принята к рассмотрению Организационным комитетом конгресса, в ней должны быть заполнены все поля.

Контакты для связи с оргкомитетом:

Илизарова Валерия Владимировна – Исполнительный директор Ассоциации антропологов и этнологов России; тел. в Москве +7(495)954-89-53

e-mail: congress@iea.ras.ru; caer2021@mail.ru

Новая статья в Словарике сайта — Русь, Россия (происхождение названия)

Читайте в Словарике сайта новую статью. Лев Агни пишет о происхождении названия Русь.

Авторизация

Подписка

Если Вы хотите еженедельно получать по почте подборку новых материалов сайта "Генофонд.рф", напишите нам на адрес info@генофонд.рф

Свежие комментарии

Генофонд.рф
Синтез наук об этногенезе

Боян

Боян (Boian) —  культура среднего и позднего неолита (VI – первой половины V тыс. до. н. э.), на территории южной и восточной Румынии и северной Болгарии. Названа по островному поселению на озере Боян  (раскопки 1924 г.) в Румынии. Еще один типичный памятник в Румынии – Джуешть, и культуру иногда обозначают по нему. В Болгарии ее зовут культура Марица  (по типичному памятнику) или Караново V (по пятому слою огромного телля). Иногда применяют комбинированные названия культуры — Джуешть-Марица, или Боян-Марица-Караново V.   Частично одновременна с культурой Хаманджия, но затем вытеснила ее в Добрудже.

 

European_Middle_Neolithic

Культура боян на карте (обозначена желтым, правая нижняя часть желтого).

 

Поселения — с  гли­но­бит­ны­ми жи­ли­ща­ми, в начале неукрепленные, на берегах рек и в долинах.  Затем произошел переход от разбросанных полуземлянок к сгруппированным наземным жилищам, поселения становятся более структурированными, иной раз укрепленными (с валом и рвом), и превращаются в телли. Водних прямоугольных домах стены сделаны из расколотых стволов деревьев, в других они плетеные, обмазанные глиной с примесью соломы. В каждом доме есть центральный очаг и небольшой портик. Эти дома приближаются по плану к мегарону.

Керамика лепная, чёрная и серая, лощёная с углублённым орнаментом, часто заполненным белой пастой (инкрустацией). В глине примесь половы, а позже шамота (битой посуды). Сосуды домашнего производства и подозревают, что по форме и орнаментации они возникли под влиянием деревянных образцов. Это цилиндрические вазы на полом поддоне, большие биконические кувшины и урны, черпаки с массивными ручками и миниатюрные парные остродонные сосудики. Эти вставлялись по два в кубические подставки и либо предназначались для потребления двух жидкостей, по традиции неразрывных в трапезе (как мед-пиво), либо для питья двух сотрапезников. Изредка попадаются кубки на поддонах и на ножках в форме человеческой ноги. Подражая техническим приемам резчиков по дереву, гончары украшали свои изделия вдавленным орнаментом. В основе орнаментации лежали спираль и меандр. Наряду с этим пользовались углубленным и ребристым орнаментом, придавали поверхности сосудов искусственную неровность наброской жидкой неотмученной глины (барботин). Кухонная посуда украшалась валиками с углублениями и барботином. Посуда хозяйственная для хранения припасов – барботином с врезным орнаментом  и часто инкрустацией белой пастой. Столовая посуда лощеная с инкрустацией. На поздних этапах появляется белая и графитная роспись – поверхность покрывали негативной росписью графитной краской или наносили цветные узоры после обжига.

 

dobro07

Чаша на поддоне из Видры.

dobro05

Чернолощеная ваза.

 

 

 

 

 

 

 

 

Boian_culture_2011_12

 

 

 

 

 

 

 

 

dobro06

Крышка из Гангэру.

 

 

Хозяйство и орудия. В культуре практиковались земледелие (в числе злаков пшеница и просо), скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, позже – свинья), охота и рыболовство. Из орудий характерны на ранних этапах кремневые микролиты, каменные колодкообразные топоры (то есть, плотники пользовались теслами с одной выпуклой стороной). Но, так же как в Маглемозе, эти тесла иногда прикреплялись к рукоятке из оленьего рога с просверленной втулкой. Позже вошли в обиход проушные топоры, а также плоские прямоугольные и трапециевидные. На позднем этапе попадаются единичные медные предметы. Помимо меди,  указанием на наличие торгово-обменных отношений являются браслеты из раковин Spondylus, так же широко распространенные на Нижнем Дунае и в Фессалии, как и в Центральной Европе.

dobro04

Женская фигурка из Радовану.

Культ. Так же как там, здесь изготовляли треугольные и четырехугольные алтари для отправления домашнего культа, но глиняных статуэток мало. Статуэтки из кости и глины, зооморфные и антропоморфные, продолжают традицию культуры хаманджия.

Погребения — на поселениях единичные, а в основном в крупных могильниках. Это трупоположения в округлых ямах, ранние — скорченные на боку, поздние — вытянутые на спине. Крупнейший могильник ранней фазы культуры боян открыт в Чернике, раскопано примерно 250 захоронений, при них керамические сосуды, каменные топоры, костяные и кремневые орудия и личные украшения (браслеты, бусы, подвески) из устричных раковин и раковин спондилус. Антропологически носители этой культуры люди палеосредиземноморского типа, но есть у них и примесь понтийского типа.

Происхождение и преемственность. В формировании культуры боян видят несколько определяющих: сдвиги неолитических культур Ду­дешть, линейно-ленточной керамики и Ха­манд­жия. На последних этапах было и  смешение с культурой Вэдастра I. Пред­по­ла­га­ют, что куль­ту­ра боян ста­ла ос­но­вой фор­ми­ро­ва­ния гу­мель­ниц­кой куль­ту­ры и куль­ту­ры Три­полье-Ку­ку­тень .

ЛСК

Другие слова

Яндекс.Метрика © Генофонд.рф, 2015