Ярмукская культура
Ярмукская культура — ранненеолитическая культура Леванта, первая из культур Ханаана, изготавливавшая керамику и одна из первых керамических культур на всей территории Леванта. Сменила тахунийскую культуру, а сама была сменена гасульской. Некоторые исследователи причисляют ее к куро-аракской. Названа по речке Ярмук (Yarmuk), близ которой размещен типовой памятник Шаар ха-Голан (близ Голанских высот в центральной части долины Иордана). Датируется по калиброванной радиоуглеродной хронологии 6400 – 6000 гг. до н. э. Ярмукская культура занимала лишь небольшие территории на севере Израиля и севере Иордании, но ярмукская керамика была обнаружена и в других местах в регионе, в том числе в Тель-Авиве и еще севернее — в Библе.
Поселение и жилища. Первое ярмукское поселение было раскопано в Мегиддо в 1930-е гг., но тогда ещё отдельная неолитическая культура не была выявлена. В 1949 г. в Шаар ха-Голан профессор Моше Стекелис впервые распознал эту культуру как охватывающую части Израиля и Иордании. Это наиболее крупное поселение своего времени в мире (ок. 20 га) и, вероятно, центр этой культуры. Он расположен на защищенном природными барьерами участке. После раскопок Стекелиса на рубеже 1940-х – 50-х годов памятник раскапывала экспедиция того же Еврейского университета в Иерусалиме под руководством Й. Гарфинкеля с конца 80-х годов по начало 2000-х.
Вторая экспедиция обнаружила крупный дом с двором – эта модель «дома с двором» до сих пор остается в традиционных средиземноморских культурах. Усадьба состояла из центрального двора, окружённого несколькими маленькими помещениями. А между домами пролегали улицы. Центральная улица шириной около 3 метров была вымощена галькой и закреплена глиной. Обнаружена и узкая извилистая аллея шириной в 1 метр. Это самые ранние улицы в Израиле и одни из самых древних в мире. Найден и колодец глубиной 4,15 м.
Хозяйство и орудия. Основными занятиями населения были рыболовство и земледелие, а также охота.
Кремневые орудия — пластины-пилы с зубчиками, отретушированные шилья, топоры, мотыги с тщательно отполированным рабочим краем, наконечники стрел и копий, иногда с отжимной ретушью, скребки, резцы и микролиты. Этот комплекс орудий значительно отличается от характерного для тахунийской индустрии и похож на предметы иерихонской культуры.
Из камня делались пряслица для веретен (дискообразные «грузики» с дыркой, используемые для прядения нитей), а также ступы, пестики, зернотерки, миски и кубки. Подвески и бусы изготавливались из камня с добавлением кости, ракушек и глины. Предметы из кости встречаются редко.
На дальние связи указывают морские раковины из Средиземного моря и лезвия из анатолийского обсидиана (с расстояния более 700 км). Также орудия, сделанные из халцедона, кварцита и других пород камня, находимых в Сирийской пустыне или на Иорданском плато.
Обитатели Шаар ха-Голана изготавливали сосуды из полированного камня (алебастр или мрамор).
Керамика. Но главной технологической новацией было производство керамики. Это была первая на территории Палестины культура, изготавливавшая керамику и одна из первых керамических культур на территории Леванта в целом. Керамика, однако, не та, что характерна для первых опытов – она явно принесена в готовом виде: хорошо обожжена и разнообразна. Носители ярмукской культуры делали кувшины, сосуды с круглым горлышком, со стянутым горлом, миски, глубокие чаши и маленькие тарелки. У многих сосудов уже есть плоское донце, у некоторых появляются ручки-налепы и обычные петлевидные ручки.
Многие из керамических изделий снабжены геометрическими орнаментами, резными, и рисованными, нанесенными до обжига. Чаще всего встречается орнамент «елочкой» (зигзагообразными линиями). Иногда на поверхность нанесено несколько линий красной краской, часто рядом с резным орнаментом. Все эти изделия сильно отличаются от иерихонских и изделий прибрежной культуры.
Вряд ли формирование этой керамики происходило в Палестине. Некоторые исследователи предполагают родство с куро-аракской культурой Кавказа – через хирбет-керак.
Искусство. В одном из домов обнаружено около 70 статуэток, большей частью женщин, из камня или обожжённой глины. Керамические статуэтки изображают матрону с гипертрофированными бедрами и грудями, а фигурки из гальки схематичнее и минималистичны. Часто галькам придавалась фаллическая форма, а на других схематично изображались человеческие головы. В некоторых из них фаллическая форма и гравировка головы совмещались. Есть также схематичные изображения женских гениталий. Особое внимание к гениталиям может говорить о большой роли магии плодородия или его культа.
Выделяется сильно стилизованная человеческая голова с высокой шляпой или каким-то другим вертикальным головным убором. Глаза, уши и рот показаны маленькими комочками глины.
Происхождение. Выводить ярмукскую культуру 7-го тысячелетия до н.э. из куро-аракской 4-го – 3-го тысячелетий никак нельзя. Истоки нужно искать скорее где-то около Хаджилара в Малой Азии или у предшественников Хассуны в Сирии. И керамика более похожа, и статуэтки.
ЛСК